Вопрос поддержки малого бизнеса обсуждался всегда, но в последние дни он вышел на первый план. 25 октября заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов объявил о том, что правительство в 2005 году планирует потратить на поддержку малого бизнеса 1,5 миллиарда рублей. Сайт «Газета. Ru» отозвался в тот же день статьей «Символическая поддержка символическому малому бизнесу»:
«...Даже в самом Минэкономразвития, ответственном за благополучие предпринимателей, считают это цифру смехотворной.
«Конечно, $50 млн. – это цифра символическая», – признал в понедельник заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Тем не менее замминистра полагает, что на эти деньги удастся запустить ряд пилотных проектов.
«Зарекомендовавшим себя проекты будут профинансированы на большие суммы», – пообещал Шаронов.
Проекты, которые планирует опробовать Минэкономразвития, были разработаны с учетом основных трудностей, которые испытывают малые предприятии в нашей стране. В числе первых – высокая налоговая нагрузка и нестабильность налогового законодательства, недостаток площадей и высокая арендная плата, сложности с получением банковского кредита из-за невозможности предоставить адекватный залог.
По словам замминистра, в Минэкономразвития готовят предложения по расширению состава расходов, которые учитываются при уменьшении налогооблагаемой базы при уплате налогов по упрощенной системе. В этот список обещают включить расходы на обязательную сертификацию, проведение обязательной оценки объектов, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, расходы на изготовление кадастрового и технического учета».
Однако, «Газета. Ru» отмечает, что «наряду с этим налоговые органы намерены провести законопроект, в соответствии с которым они будут проверять налоговую чистоплотность предприятия не за три года, а за пять лет. Также разрабатывается ряд мер, направленных на ужесточение администрирования ряда налогов, главным образом – НДС».
26 октября выступление Андрея Шаронова прокомментировала «Независимая Газета» (статья Евлалии Самедовой «Андрей Шаронов: «Мы далеко не пионеры»):
«Впервые после выхода президентского указа № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Минэкономразвития РФ стало главной организацией в правительстве России, которая отвечает за поддержку малого предпринимательства. Об этом сказал, открывая вчерашнюю пресс-конференцию, замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов...
...Приводя свежие статистические данные, заместитель министра отметил, что на текущий момент в России зарегистрировано 946 тыс. малых предприятий, причем за год их количество увеличилось на 10%. В среднем в России на 1 тыс. человек приходится 7 малых предприятий (для сравнения в США и Европе эта цифра достигает 35). Доля малых предприятий в ВВП составляет 10–12% (в развитых странах – 50–60%). В сфере малого бизнеса работают около 19% занятого населения в России (в Европе – до 70%). Впрочем, как сказал Андрей Шаронов, наши и западные данные можно сопоставлять с большой долей условности, поскольку критерии малого бизнеса в России и за рубежом существенно различаются – в Америке, например, нефтяная компания с персоналом в 1 тыс. человек тоже считается малым предприятием. У нас штат таких компаний ограничен численностью в 100 человек. Кроме того, в России в эту категорию не попадают предприниматели без образования юридического лица, составляющие на практике значительное количество компаний. «Кроме того, в сфере малого бизнеса присутствует большое количество неучтенной, серой деятельности, не буду говорить о черной. В сфере торговли, например, такая теневая составляющая оценивается почти в 50%. И это тоже косвенно влияет на оценку вклада малого предпринимательства в ВВП», – сказал замминистра.
По словам Андрея Шаронова, для государства поддержка малого бизнеса важна с точки зрения диверсификации экономики, роста конкурентоспособности, создания новых рабочих мест, а значит, и социальной стабильности. Кроме того, малое предпринимательство необходимо для создания экономической основы для развития местного самоуправления.
...По его словам, в результате обсуждений с экономическим сообществом были сформулировали проблемы, в разрешении которых была бы особенно полезна помощь правительства. Это нестабильность налогового законодательства, нехватка собственных финансовых средств для развития, недостаток площадей (производственных, офисных, торговых), высокие ставки арендной платы и нестабильность условий аренды, недостаточный платежеспособный спрос на товары и услуги малых предприятий, сложности с получением банковского кредита.
...Андрей Шаронов признал, что первое место у предпринимателей занимают административные проблемы. Разрешения, лицензии, обязательные требования, контроль и надзор, которые делают бизнес малых предприятий зачастую разорительным. Здесь действия государства должны состоять в изменении нормативной основы для того, чтобы она регулировала деятельность проверяющих инстанций, а также судебную практику. «Малые предприниматели должны защищаться в случае нарушения их прав в том числе государственными чиновниками», – сказал замминистра.
Проблема получения банковского кредита – вторая по значимости. Для малых предприятий существует барьер, который обусловлен тем, что у них нет ликвидного залога. Стоимость кредита – вторая проблема. Сейчас ставки снижаются благодаря общей благоприятной макроэкономической ситуации, однако не до того уровня, когда получение кредита стало бы абсолютно простым делом.
...Поэтому МЭРТ разрабатывает предложения по форме участия государства в кредитовании малого бизнеса. В частности, в министерстве рассматривается возможность участия государства в кредитовании малого бизнеса в форме института, который готов был бы частично покрывать риски банков, кредитующих предприятия малого бизнеса. Таким образом, государство сможет страховать риски при кредитовании.
...Могло бы поспособствовать получению кредитов малым бизнесом и микрофинансирование. Этот вид кредитования сейчас активно развивается в России. Средняя сумма микрокредита – 1 тыс. долл., минимальная, которая была выдана, – 17 долл. Услуги микрокредитования предоставляются кредитными кооперативами. По словам замминистра, важность развития микрофинансирования отмечена даже в стратегии ООН. Так что «здесь мы опять же далеко не пионеры», – сказал Андрей Шаронов».
Как тут же писалось, одним из слабых мест правительственной программы поддержки малого бизнеса является законодательная база, весьма сомнительно определяющая само понятие «малый бизнес». Очередной попытке исправить это положение была посвящена статья Ирины Скляровой «Для маленькой такой компании...» («Время Новостей», 27-10):
«В Госдуме, похоже, вскоре появится очередной пакет законов о поддержке предпринимательства и малого бизнеса. Как сообщила журналистам глава Экспертного совета по экономической и инвестиционной политике при думском комитете по экономполитике Елена Панина, правительство планирует в декабре внести в Думу проект закона «О развитии предпринимательской деятельности». На сей раз предлагается законодательно разграничить микробизнес с малым и средним, чтобы не путать, кому какие преференции давать.
Законопроекты о поддержке предпринимательства появляются в парламенте с завидной регулярностью уже десять лет. Однако единственное, что за все это время депутатам удалось сделать для малого бизнеса на практике, это ввести упрощенную систему налогообложения.
...Все прочие инициативы не добрались даже до рассмотрения во втором чтении. Более того, законодатели «забыли» вписать четкое определение, кто такой малый предприниматель. Малый предприниматель сегодня, по сути, тот, кто может пользоваться упрощенным режимом налогообложения и оборот которого не более 11 млн руб. в год.
...Микропредприятиями, согласно версии нового законопроекта, станут те, которые имеют не более 10 работников и оборот до 20 млн руб. Малыми станут организации с количеством сотрудников не более 100 человек и годовым оборотом до 180 млн руб. И наконец, к средним предприятиям будут отнесены такие, в которых численность работников составляет от 101 до 300 человек, а размер годового оборота составляет порядка 500 млн руб.
Сама по себе такая разбивка, по мнению Экспертного совета по экономической политике, будет бесполезна без принятия сопутствующих законопроектов: о центральной службе кредитования малого и среднего предпринимательства, о содействии малым и средним предприятиям в приобретении нового оборудования, а также о кредитовании и страховании экспорта малых и средних предприятий.
...В депутатских наработках есть, в частности, и такое экзотическое предложение: обязать крупные предприятия размещать до 20% получаемого ими госзаказа на малых и средних предприятиях».
И тут же, в финале статьи, с разгромной критикой законопроекта выступил президент «Опоры России»Сергей Борисов:
- Ни один из предлагаемых в поддержку малого бизнеса законопроект, к сожалению, не учитывает самозанятых предпринимателей. Между тем это 10% населения, если считать их с семьями. Они сейчас проходят «бизнес-инкубаторы» в естественных условиях, в основном на рынках. И больше всего им нужно, чтобы государство обеспечило их безопасность и легальность. Ведь люди идут в самозанятые не от хорошей жизни. К примеру, на городском рынке Орла, где работают 2100 человек, мы насчитали 1200 человек с высшим образованием, 80 - с двумя высшими и 570 военных отставников. Государство не может дать им работу, значит, оно должно помочь обустроить им собственное дело. Но почему-то в разговорах о поддержке малого предпринимательства полностью игнорируются интересы не то что стихийно занятых, но даже и предприятий без образования юридического лица, хотя они зарегистрированы и платят налоги».
Между тем проблема взаимоотношения между государством и малым бизнесом не просто не нова – она назрела и перезрела уже давно. Более того, самым больным вопросом стал уже давно вопрос не о том, как государство будет помогать малому бизнесу, а о том, когда оно, наконец, перестанет ему мешать.
Одна из наиболее серьезных статей на эту тему опубликована в журнале «Эксперт-Урал» (№24, 28-06). Это статья Юрия Немытых «Административная петля»:
«Основным препятствием развития малого и среднего бизнеса остается административное давление. Решать проблему необходимо через совершенствование нормативно-правовой базы и создание механизмов «обратной связи» от предпринимателей к властям
В середине июня в Челябинске глухое противостояние малых предпринимателей и городской администрации вылилось в открытый конфликт, вызвавший широкий общественный резонанс. ...С началом сезона летних кафе в городе открылось только пятьдесят из запланированных 339. Предприниматели обвиняют в этом городские власти, в частности чиновников районных администраций. По словам возмущенных бизнесменов, те строго требуют выполнения многочисленных и некорректных правил, содержащихся в соответствующем постановлении главы города.
...На многочисленные жалобы предпринимателей и полемику в СМИ отреагировало Главное управление экономического развития и торговли Челябинской области. Его представители пообещали к следующему лету принять "единые правила выдачи разрешительных документов на открытие сезонных предприятий общественного питания". Эти правила будут предполагать, в частности, заблаговременное проведение тендера на земельные участки под кафе.
Принятие единого для всех нормативного документа - безусловный плюс. Однако почти трем сотням малых предпринимателей, вложившим деньги в подготовку кафе, но так и не открывшим их, легче от этого не стало.
...Даже не вдаваясь в подробности челябинской ситуации (а подробности имеются, и вполне любопытные: так, по версии предпринимателей, в первую очередь под запрет попали кафе, принадлежащие оппозиционным мэрии депутатам городской думы), можно сделать как минимум три важных вывода. Первый: провозглашенный год назад президентом Владимиром Путиным курс на «всестороннюю государственную поддержку малого предпринимательства в России» так и остался политическим лозунгом. ...Вывод второй: основным фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса, окончательно и бесповоротно стали административные барьеры. Они перевешивают все остальные проблемы, вместе взятые: налоги, отсутствие финансов и кадров, криминал и т.п.
Третий и самый важный вывод: конструктивный диалог между властями и бизнесом возможен. Доказательство тому - те же «единые правила», разработкой которых занялись в Челябинске. Беда в том, что диалог завязывается только после создания взрывоопасной общественной ситуации и форму имеет не постоянного конструктивного процесса, а одномоментных актов примирения.
...Гласный конфликт остается для малого бизнеса единственной возможностью проявить "законотворческую инициативу" или просто обратить внимание властей на свои проблемы.
Получается, меры, в обязательном порядке упоминающиеся в любом стратегическом, программном документе или выступлении представителя власти любого уровня, - дальнейшее преодоление бюрократических барьеров, ослабление административного давления на предпринимателей, - остаются лишь модными лозунгами. Чтобы перевести их в реальную плоскость, необходимо удовлетворить двум условиям. Первое - и власти, и предприниматели должны осознать: нет «административных барьеров» вообще, а есть вполне конкретные правонарушения и недостатки.
...Итоги исследования «Рейтинговая карта нарушений прав предпринимателей в регионах РФ», проведенного в ноябре 2003 года общероссийской общественной организацией «Опора России», дают возможность количественно оценить убытки предпринимателей от столкновения с административными барьерами. В денежном эквиваленте потери выше всего в Тюменской области. Здесь вынужденные платежи за легальные услуги чиновников в пересчете на одного сотрудника предприятия составляют 10,1 тыс. рублей в год. С учетом того, что средний штат малого предприятия в России - 8,24 человека, каждое малое предприятие региона ежегодно платит чиновникам более 80 тыс. рублей.
Отдельная строка - взятки. На прошедшем 16 и 17 июня Втором съезде представителей малого бизнеса Екатеринбурга проводилось анкетирование участников. На вопрос "приходилось ли вам когда-либо давать взятки чиновникам", отрицательно ответил только каждый четвертый. Если сопоставить эти цифры с количеством малых предприятий (в Свердловской области их около 20 тысяч), получим минимум 15 тыс. нарушений УК, связанных с дачей и получением взятки. При этом количество раскрываемых в области коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами, не превышает нескольких десятков в год - капля в море. Эту категорию «административных барьеров» в обозримом будущем преодолеть вряд ли удастся.
...Предприниматели сами подпитывают коррупционную систему, провоцируя взяточничество, считая его наиболее простым, быстрым и менее затратным способом решения проблем, по сравнению, например, с обращением в суд. Открыто выступать против коррупции отваживаются единицы. Тот же опрос показал: даже при условии создания антикоррупционного общественного совета называть имена чиновников, требующих взятки, согласны только около 20% ответивших.
Лидер рейтинга проблем малого предпринимательства - деятельность контрольно-надзорных органов, регламентирующих выдачу разрешений и оформление согласований. К примеру, в Свердловской области средние потери рабочего времени каждого сотрудника малого предприятия в результате проведения таких мероприятий составляют 56 часов (восемь рабочих дней) в год. По этому показателю Свердловская область уступила сомнительное первенство только Московской (72 часа). Главная проблема даже не в том, что в массе своей проверки проходят с нарушением законодательства и прав предпринимателей (в Курганской области, например, таких - 95%). Гораздо важнее, что значительная часть согласований и разрешений при открытии малого предприятия и последующих проверок его работы просто излишни.
...Общее количество проверяющих организаций исчисляется десятками, кроме того, те же проверки практикуются милицией.
...Конкретной мерой снижения административного давления на бизнес должно стать резкое сокращение количества контрольно-надзорных организаций, в первую очередь дублирующих. Начать необходимо с лишения милиции права на проведение проверок без повода, она должна работать по конкретным заявлениям о нарушении прав клиентов. Одновременно необходимо урезать полномочия проверяющих организаций.
...Вторым важнейшим шагом должно стать принятие новых нормативных документов, на основании которых проводятся проверки. Многие нормы устарели настолько, что не нарушать их бизнесмену просто невозможно, а значит, он априори виновен.
...Еще один больной для большинства малых предпринимателей вопрос - сложность оформления аренды земли. Хуже всего ситуация с сезонными предприятиями, такими как летние кафе: чтобы получить под них землю в новом сезоне, начинать согласования бизнесменам приходится сразу после окончания сезона предыдущего. Причем положительный результат не гарантирован. Большинству предпринимателей непонятна схема, по которой распределяются земельные участки. Несмотря на устоявшуюся формулировку «по решению конкурсной комиссии», бизнесмены уверены: решение о выделении или не выделении участка зависит полностью от воли чиновников.
...Ощутимый положительный эффект принесло бы простое увеличение максимальных сроков аренды земли, которые для летних кафе сейчас ограничиваются одним годом. Вырасти срок до трех лет - втрое сократились бы и ежегодные затраты времени на получение земли, и средства, которые предприниматели выплачивают легально и нелегально.
Почти столь же часто, как слово «аренда», в разговорах предпринимателей об административных барьерах встречается слово конкурсы». ...Они абсолютно непрозрачны, предприниматель-участник не знает, почему его не выбрали, и что нужно сделать, чтобы победить в конкурсе в следующий раз. ...Сделать процедуру конкурсов (равно как и аренды, землеотводов, проверок) более понятной и дружественной могло бы элементарное издание и распространение среди бизнесменов соответствующих методических пособий. Предприниматель, прежде чем начинать сбор документов, выстаивать очереди, платить деньги, просто купил бы брошюру и усвоил последовательность процедур, набор требований и законных платежей. Это простое предложение, выдвинутое предпринимателями на съезде в Екатеринбурге, как ни странно, получило недвусмысленный отказ.
...Большая часть административных барьеров так или иначе связана с несовершенством нормативно-правовой базы, регламентирующей поведение предпринимателей и полномочия чиновников. В качестве временной меры, которая снизила бы негативный эффект от пробелов в законах, может выступить принятие закона "О защите прав предпринимателей", подобно тому, как закон "О защите прав потребителей" в свое время прикрыл наиболее узкие места Гражданского и Жилищного кодексов. Однако даже совершенная система законов не исключает того, что предприниматели, развиваясь, не будут сталкиваться с новыми проблемами. Чтобы эти проблемы не превращались в непреодолимые препятствия, а процесс их решения - в открытый конфликт, необходим постоянно действующий механизм связи предпринимателей и властей».
Увы, стать, вошедшие в этот обзор, говорят о том, что бизнес и власть в ближайшем будущем не договорятся.
Обзор подготовил Владимир Володин