Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как заработать по-умному? Часть первая

Проблемы инновационного бизнеса раз за разом становятся предметом обсуждения в российских СМИ. Вот и сейчас они на какое-то время оказались в центре внимания.
В нашем обзоре мы постарались обратить внимание не только на статьи, появившиеся в самое последнее время, но и на ряд материалов, опубликованных несколько ранее. Сразу предупреждаем наших читателей, что хронология публикаций нами будет соблюдаться не всегда.
Журнал «Эксперт» и его региональные издания, пожалуй, более других обращают внимание на состояние в отечественном бизнесе высоких технологий.
В «Эксперте - Урал» (№17, 10-05) была опубликована статья Сергея Панькина «Программное самообеспечение»:
«Над Россией нависла угроза надолго остаться на задворках мировой индустрии программирования. Нужна хорошо продуманная стратегия развития отечественной отрасли программного обеспечения
Понять, что представляет собой индустрия программного обеспечения Уральского региона, с ходу непросто. Привычный подход к определению границ отрасли (кластера) здесь не годится: речь идет о бизнесе постиндустриальной экономики, игнорирующей какие бы то ни было административно-территориальные деления.
...И все-таки один показатель, по которому можно классифицировать местные компании, имеется: это ориентация на потребителя - внутреннего или внешнего. Из публичных софтверных компаний Урала, ориентированных на внутренний рынок, выделяется несколько, в бизнесе которых производство программного обеспечения изначально играло важную, если не ключевую роль. Наиболее яркий пример - " СКБ-Контур". Владимир Косульников, директор этой компании, подтверждает: первые шаги сделаны им как предпринимателем именно в программном бизнесе. Первая программа - расчет заработной платы - и по сей день остается лидером на региональном рынке, хотя с тех пор сильно изменилась. Следующие программы были для бухгалтерии, затем для оперативно-календарного планирования производства, следом появилась россыпь небольших функциональных программ. К 1994 году компания прочно заняла лидирующее положение в сфере программного обеспечения бухгалтерского учета, расчета заработной платы.
Сегодня крупные компании, как правило, уже не специализируются на определенном направлении программных разработок. Скажем, компания АСК, по утверждению ее директора Евгения Шароварина, имеет в портфеле услуг широкий набор продуктов: разработки программ для интернета (сайты, порталы), ПО для управления бизнесом, разработки интегрирующих компонентов для ERP-систем, систем управления персоналом и документооборота, для решения задач в области технического зрения, в сфере муниципальной информатизации (социальная карта, единый регистр льгот, муниципальная биллинговая система). Можно сказать, что определенную специализацию освоила компания ДИАС: ее главный продукт - электронная карта "Екатеринбург на блюдечке". Но снова вопрос: чего в нем больше - программирования или картографии?
...Среди региональных компаний, работающих на западный рынок, найти "чистую" софтверную компанию проще. Но в открытых источниках информации о них крайне мало, реклама таким компаниям не нужна. Хотя они работают, не покладая рук, их обороты в официальную статистику не попадают.
...Обычно производственное звено на них составляют 10 - 12 ключевых программистов, которые либо выполняют работы под разовый заказ с Запада, либо трудятся на аутсорсинге, либо производят собственные продукты и выходят с ними на западный рынок. Первые доходы легче всего получить с аутсорсинга. На ранних стадиях развития предприятия его доля составляет от 80 до 100% общего объема работ. Но чтобы получить аутсорсинговый заказ, необходимо выиграть тендер. А для этого нужны рекомендации известных компаний. Те, однако, признаваться, что программное обеспечение создают не сами, а из экономии поручают это сторонним компаниям в России, не спешат... Замкнутый круг.
...Прецеденты, когда уральская компания вышла на западный рынок со своим продуктом, есть, и не единичные. Для успешных продаж за рубежом необходимо либо учредить свое представительство и от его лица вести все продажи на рынке, либо найти профессионалов раскрутки продаж ПО, так называемых "паблишеров".
...По нашим оценкам, софтверная компания из тех же 10 - 12 программистов имеет оборот порядка 500 тыс. долларов в год. Казалось бы, неплохо. Однако уровень производительности российского программиста ниже, чем его коллеги из США, в 10 - 20 раз. Разница в квалификации если и есть, то очень незначительная. Тогда в чем причины? Первая - на аутсорсинг западные компании сбрасывают самые неудобные задачи, трудоемкие и малорентабельные. Заказ на производство программных "комплектующих" отдается по низким ценам, а основную прибыль с главного продукта снимает головная компания. Таким образом, по оборотам маленьким аутсорсинговым компаниям перепадают "крошки со стола".
...Вторая причина заключается в том, что для маленьких компаний труднее организовать высокопродуктивный технологический процесс, создать эффективные средства производства - ведь это тоже немалые затраты. Из-за некоторых пределов в производительности перед компаниями встают проблемы роста, а привлечь инвестиции со стороны под нематериальное производство с непрозрачным бизнесом крайне проблематично.
...Если не удается конкурировать за счет низких затрат, остается конкурировать за счет качества. Но практически все руководители компаний назвали первостепенной проблемой дефицит высококвалифицированных программистов. (Отметим, что отрасли не хватает и просто менеджеров, которые бы могли работать по западным бизнес-моделям и стандартам, но это общая проблема экономики России.) Основные "фабрики" кадров - технические вузы. Для Екатеринбурга это физико-технический и радиотехнический факультеты УГТУ-УПИ, математико-механический факультет УрГУ. Годы перестройки "вымыли" из преподавательского состава немало высококвалифицированных кадров: профессионалы предпочли зарабатывать вне науки. Образовательные программы для ИТ-специалистов сегодня в основном состоят из изучения фундаментальных, а не прикладных дисциплин. Несмотря на желание вузов совершенствовать программы, они не могут этого сделать самостоятельно. Потенциальные заказчики кадров, как ни странно, себя не проявляют.
...Очевидно, что специалистов нужно готовить уже на уровне школы. Однако, по ощущениям организаторов областных школьных олимпиад, уровень преподавания точных наук в регионе упал, школы делают упор на гуманитарные науки. А вот китайцы, например, активно вкладываются в преподавание физики и математики.
...Итак, по уровню запросов и задач, поступающих от заказчиков, внутренний и внешний рынки разработки ПО сильно отличаются. И не в нашу пользу: в России основной поток заказов приходится на создание интернет-сайтов, а на Западе заказчик формулирует технологически более сложные задачи - там интернет сделался частью бизнес-процессов.
Последний шанс России стать значимым игроком среди производителей ПО может дать OpenSource - программные продукты с открытыми исходными кодами. Это единственный реальный конкурент для разрушения мирового господства корпорации Microsoft.
...Очевидно: чтобы вся Россия и Уральский регион в особенности совершили мощный рывок в области производства ПО, нужна продуманная программа хорошо организованных действий всех заинтересованных сторон. Иначе нам останется смотреть вслед уходящим "локомотивам", на которых развеваются флаги Индии и КНР».
15 ноября СМИ прорвало: статьи о российской IT-политике посыпались, как из рога изобилия.
Сайт «Газета. Ru» так и назвала материал, посвященный этой теме, - «IT-политика»:
«Программисты в роли избавителей России от позорно перекошенной в сторону сырья структуры экспорта. Тема, неотвлеченно говорить на которую стало возможно после выступления министра Реймана на Байкальском экономическом форуме об экспорте российского программного обеспечения в объемах, сопоставимых с продажей нефти.
Программирование у нас, без преувеличения, национальное инженерное хобби. Едва возникает необходимость в софте, первое, что делает наш соотечественник с высшим негуманитарным образованием, - прикидывает, а не написать ли этот софт самому. И очень часто действительно пишет.

...Вполне возможно.., что я недооцениваю сложность проблемы, когда думаю, что производство софта на экспорт в промышленно значимом количестве и очень высокого качества нам по силам.
Правда, есть одна важная оговорка, которая девальвирует такую уверенность почти до нуля: если только рассматривать эту задачу как чисто инженерную, а не политическую.
...Предположим, что отечественные производители программ сегодня же построились и дружно отправились за деньгами на богатые западные рынки. Далеко ли они уйдут? Не дальше автобуса, в котором их поджидают налоговики, таможенники и, прошу прощения, валютные регуляторы.
...У программистской компании основная статья расходов - люди, их зарплата. Как у нас зарплата облагается налогом? Правильно, беспощадно. На нее начисляется единый социальный налог, который могут платить, не погибая, металлурги и продавцы курятины, но не те, кто ведет наукоемкое производство.
ЕСН увеличивает расходы софтверного предприятия в полтора раза. Это, мягко говоря, странно, но это - медицинский факт, унизительный для страны, претендующей на статус развитой.
...Наша бюрократия вечна, как мафия. Она приспособится к чему угодно, хоть к рынку, но нипочем не даст людям зарабатывать. Скорее сама станет средним классом, нежели позволит стать им каким-то там инженерам и доцентам
Далее таможня. Для того чтобы вывезти из страны на продажу диск с компьютерной игрушкой (игрушкой!), надо получить немыслимое количество разрешающих это бумаг. Я не знаю, есть ли в России хотя бы одна сумасшедшая софтверная компания, которая экспортирует диски с программным обеспечением.
Все, кто работает на западных рынках, держат производство за рубежом.
О 20% НДС, который закон предписывает возвращать экспортеру, и говорить-то неудобно. Все знают, что государство прикарманивает эти деньги вопреки своим же правилам игры...
...Таможня, замечу, и внешнюю оборону держит прекрасно, не пуская сюда западные деньги. Если, например, вам повезло, и вы получили заказ на написание драйвера для нового устройства, которого еще нет на рынке, срочно эмигрируйте. Ввезти это самое устройство в Россию, прежде чем оно поступит в продажу (уже с индийским драйвером, конечно же), вам не дадут.
А как же экспортная онлайн-торговля российским софтом, спросите вы? Ведь процветает и растет. Возможно, вы даже съехидничаете и спросите: а где, интересно, в интернете таможенный терминал? Я уклонюсь от ответа. Я честно скажу, что сам хотел бы знать, каков в деталях механизм интернет-экспорта, да боюсь даже спрашивать об этом, не то что писать. Потому что не хочу навести налогово-таможенных карателей на людей, ни в чем, кроме желания поправить перекос в структуре российского экспорта, не повинных».
Надо сказать, что журналист «Газеты. Ru» не одинок в своих оценках состояния нашего наукоемкого рынка.
«У нас производство макарон поддерживается лучше наукоемкой продукции» - это – не просто утверждение, а заглавие беседы журналиста Андрея Анненкова с главой компании «ABBYY» Сергеем Андреевым. Эта
российская компания - лидер рынка программ распознавания символов, одна из немногих отечественных софтверных компаний, успешно работающая на Западе. Беседа опубликована газетой «Время Новостей» (15-11):
«- Индустрия программирования должна помочь избавиться от преобладания сырья в структуре российского экспорта. Во всяком случае так считает Миниформсвязи. Государство своими действиями подтверждает серьезность таких планов?
- Пишется концепция развития нашей индустрии. В соавторстве, как я понимаю, с продвинутой частью бизнеса.
- Вы говорите как человек со стороны. Разве ABBYY -- не продвинутая часть бизнеса?
- Продвинутая. Мы даем консультации, когда нас спрашивают. А спрашивают в основном аналитические компании, которые работают по заказу госструктур. Но тут ведь как все... Вопрос-то многогранен, тронешь одно - посыплется другое. Вот мы когда свои программы распознавания пишем, от версии к версии стремимся устранить выявленные ошибки. Но выясняется, что если мы одну ошибку поправим и вот эта буква теперь распознается хорошо, то другая буква, с которой проблем прежде не было, почему-то распознается хуже. И непонятно, улучшил ты программу или нет. То же самое и с влиянием государства на развитие отрасли. Нужна осторожность, учет возможных последствий решений. Для этого концепция и пишется.
- Концепцию в отличие от кода программы проверить на работоспособность сложнее...
- Сложно, но можно. Все зависит от квалификации экспертов. Но работе над концепцией мешают весьма общие причины. Налогообложение, в частности. У софтверной компании основная статья расходов - это люди, их заработная плата. А налог на зарплату - не путать с подоходным - очень велик. Я о едином социальном налоге, ЕСН. Хорошо компании, у которой в структуре себестоимости основная часть - материалы или, скажем, электроэнергия. Доля зарплаты там невелика, 10-15%. Если заплатить налоги с 10-15% расходов, то общие расходы возрастут на 5-10%. А в производстве программ зарплата составляет 70%, и после того, как будут выплачены налоги на зарплату, общие расходы растут раза в полтора. У нас избирательный налоговый пресс в экономике. Он избирательно давит на те отрасли, где в структуре затрат преобладает человеческий труд. Для всех наукоемких инновационных предприятий это ключевой момент. Ведь любое наукоемкое производство - это люди прежде всего и их зарплата. Когда говорят о поддержке таких предприятий - это странно. Мне кажется, что в нашей стране производство макарон поддерживается гораздо больше, чем производство наукоемкой продукции. Проблему вылечить непросто, поскольку не только наукоемкий бизнес с ней сталкивается. Парикмахерские, консалтинговые фирмы. Государство вроде бы и хочет помочь бизнесу, но оно очень консервативно, когда дело доходит до конкретных решений. Мне приходилось слышать от чиновников: это ж получается, мы снизим налоги, а вы в результате денег больше заработаете? Критерий успеха организационных изменений в экономике действительно очень простой - либо уменьшаются расходы, либо растут доходы. При нынешнем профиците бюджета государство могло бы и пойти на эксперименты в сфере налогообложения. Есть другие макроэкономические факторы, которые хорошо бы настроить тщательнее. Валютное регулирование, например. Производители программного обеспечения, поставляемого на экспорт, сталкиваются с очень сложными проблемами.
- Нельзя ли об этом подробнее.
- Есть такая штука, как перечень мероприятий, связанных с оформлением экспортной сделки. Перечень этот немаленький и совершенно несопоставим с тем перечнем действий, которые должен совершить американский экспортер софта. Он может просто договориться с провайдером, разместить свой продукт в Интернете, определить способы платежа - и все, его бизнес заработал. Там не нужно паспорт сделки заводить на каждую покупку, думать о «невывозе капитала», «контроле невозврата выручки из-за границы» etc. У нас же многие вынуждены переносить часть бизнеса за границу. Вместо того чтобы торговать программами из Москвы, договариваешься с зарубежным партнером, который организует продажи. И получается, что сделки облагаются налогом в другой стране и там создаются рабочие места, которые можно было создать в России. А здесь остаются только разработчики, которые пишут и отлаживают код. Но опять же, попробуй государство расслабиться. Если изменить законодательство только для софтверных компаний, на этот рынок знаете кто устремится... Через эту лазейку потечет вся валютная выручка. Есть планы острожной, поэтапной либерализации контроля валютной выручки, но бизнес не может ждать, когда они воплотятся, и просто уходит за границу. На абсолютно законных основаниях, между прочим.
- Отечественный производитель софта готов к конкуренции на мировом рынке?
- Несколько ограничивающих факторов. Во-первых, оценка рынка софта вообще, и на какую его долю мы претендуем. Во-вторых, люди. Мы планируем драматический рост производства программ, но будем ли иметь одновременно пропорциональный рост числа инженеров? Государству придется не просто создать условия для развития бизнеса, но и думать о его инфраструктуре. Вплоть до того, а будет ли у нас широкополосная цифровая связь с внешним миром, которая позволит качать на Запад софт на 5 млрд долл. Для четкого ответа на эти вопросы не всегда хватает информации. Очевидно одно - нужно позаботиться о кадрах. Сейчас российские компании, работающие на мировом уровне, доучивают вышедших из вуза программистов. У нас человек доучивается полтора-два года! Очень странное, вообще говоря, занятие.
...Базовое образование у нас на уровне, и это огромное преимущество. У нас человека учат думать и учат учиться. Поэтому, несмотря на некоторую сырость выпускников, у них внутри есть мотор, позволяющий двигаться, расти. Но проблемы в системы образования нарастают. В вузах нет техники и нет преподавателей. При советской власти лучшие выпускники оставались на кафедрах, теперь же это немыслимо - а семью на что кормить? Есть вероятность того, что для реализации планов развития отрасли нам просто не хватит людей.
...- Что вы скажете об идее строительства технопарков в России?
- Идея интересная, но есть нюансы. Год назад мы с рядом IT-компаний думали переехать за город, построив офисное здание в Подмосковье. Землю нашли, и нам ее местная власть даже отводила бесплатно. Ничего не вышло -- выяснилось, что больше половины сотрудников туда не поедут, даже если построить в Подмосковье жилье. Не хотят уезжать из Москвы. Мне нравится жить в Подмосковье или работать в Подмосковье, а жить в Москве... как минимум от пробок будешь избавлен. Но мои сотрудники не разделяют эту точку зрения.
...Для инвестора при оценке перспективности вложений первый фактор -- это люди, второй фактор -- это люди, третий фактор -- это люди, четвертый -- идея, пятый -- деньги. Возможно, есть свежие команды разработчиков, которые предпочтут Дубну, и у них все получится. Так что идея создания технопарков, повторю, интересная. Что касается нас, я не очень понимаю, в чем прелесть технопарка. Меньше стоит аренда помещений? Чем технопарки хороши для бизнеса? Если льготами в одном отдельно взятом месте, то это очень нестабильно.
- Кадровый голод на вашем рынке по-прежнему велик?
- Да. Зарплаты растут очень быстро. Спрос на программистов больше предложения. Идет активный хантинг (переманивание специалистов. -- Ред.). Рынок перегрет.
...- Зарубежные конкуренты хантингом не занимаются?
- Они чем только не занимаются. Бывает, угрожают «разрушить бизнес». На самом деле пока ничего страшного не произошло. Угрозы прекратились, хотят сотрудничать. Вообще-то, если западный конкурент прибегает к шантажу, угрозам, то это тянет на недобросовестную конкуренцию, что в свою очередь пахнет уголовщиной и ФБР. Они все-таки там к законам трепетно относятся и стараются вести себя прилично. А хантить у нас людей целенаправленно они пока не пробовали. Да и, честно говоря, это было бы странным занятием. Чтобы это дало результат, надо команду уводить, а не единицы сотрудников. А это уже маловероятно».
Газета «Коммерсантъ» предложила в тот же день своим читателям статью Константина Смирнова «Михаил Фрадков решил начать инновации с чистого листа»:
«Поздно вечером в пятницу... председатель правительства Михаил Фрадков провел заседание совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Члены совета пытались найти механизмы стимулирования инноваций. Кое-что обнаружить удалось, например стабфонд. Однако договориться о том, куда, собственно, государство и бизнес будут вкладывать деньги, не получилось.
...Заседание совета Михаил Фрадков начал с самокритики: "О частно-государственном партнерстве в сфере инноваций мы больше говорим, чем делаем". Первый докладчик, сопредседатель рабочей группы совета по инновациям и глава АФК "Система" Владимир Евтушенков, попытался смягчить ситуацию. Но получилось еще тревожнее: "Да мы и говорим об этом мало – темы инноваций и высоких технологий стали в разных формах звучать только последние четыре года!" ...Господин Евтушенков решил ограничиться коротким докладом – десятью не слишком развернутыми тезисами. Правда, он все же не смог отказать себе в ностальгическом воспоминании о временах СССР, в частности о знаменитом в свое время (в 1960-е годы) споре физиков и лириков. Физики, как известно, тогда победили, поэтому, как подчеркнул господин Евтушенков, "вся страна работала на инновации", в итоге "прорыв был".
...Начал же он со следующего тезиса: "Задействовать рыночные механизмы для превращения знаний в конкурентоспособный товар" (этот же тезис стал главным и у второго докладчика, министра образования и науки Андрея Фурсенко, который, правда, его усилил добавлением к существительному "товар" прилагательного "высокооплачиваемый"). Сейчас же инновации вроде бы есть: Россия, по данным журнала Fortune, по индексу инноваций занимает 34-е место. Но с продвижением их в реальный сектор получается плохо, так как по индексу конкурентоспособности Россия занимает уже 70-е место.
...Среди других тезисов господина Евтушенкова наибольший интерес у коллег по совету вызвал следующий: "Государство берет на себя большие, чем бизнес, риски (потому что оно государство), а бизнес зарабатывает на государственных ресурсах всех видов больше, чем зарабатывает на них государство". Кроме того, "государство передает управление совместными проектами частному бизнесу". Например, реализацию федеральных целевых и инвестиционных программ лучше доверить частным управляющим компаниям. А государство могло бы контролировать ситуацию либо через государственно-корпоративный совет, либо через межведомственное Агентство инновационных проектов и программ (в него бы вошли ряд департаментов из Минобрнауки, Минпромэнерго и МЭРТа). Понятно, что предприниматели, как правило, не склонны доверять свои деньги чиновникам, если, конечно, их не попросят в такой форме, что отказать будет просто невозможно.
По существу, это был главный тезис в докладе господина Евтушенкова. Остальные были посвящены разным проявлениям главенства бизнеса в инновационных проектах, а также необходимым рискам государства. Например, по мнению господина Евтушенкова, "инновационный сектор мог бы стать объектом финансирования из средств стабилизационного фонда". ...Помимо стабфонда глава АФК "Система" надеется на налоговые преференции (здесь он вновь сошелся с господином Фурсенко, предложившим снизить ЕСН для инновационных предприятий) и "восьмерку".
...Большая часть предложений Владимира Евтушенкова не могла не понравиться членам совета–предпринимателям. Но чиновники были явно разочарованы. Например, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко был недоволен тем, что никто из российских предпринимателей не принял участия в работе секции инноваций в недавнем заседании круглого стола европейских и российских бизнесменов в Гааге. А замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов решительно выступил против каких-либо инновационных налоговых послаблений.
Но, главное, удручен был премьер. Он, по-видимому, ждал не только очередных просьб, но и перечня конкретных инновационных проектов или хотя бы секторов, куда можно было бы и государству, и бизнесу вкладывать деньги. "Где копать-то?!" – пытал премьер главу АФК "Система". Но тот, улыбаясь, втолковывал, что "вопрос, конечно, в десятку", но так как у "крупнейших 12 российских корпораций" на этот счет разные мнения, то нужный список премьер получит "сразу после Нового года".
...В ближайший четверг на заседании правительства будет рассмотрена разработанная совместно Мининформсвязи Леонида Реймана и представителями частного бизнеса концепция развития рынка информационных технологий, которые в современном мире считаются едва ли не универсальным ключом к достижению конкурентных преимуществ (правда, господин Фурсенко считает, что лучше вкладывать деньги в инновации на трубопроводном транспорте)».
Здесь же «Коммерсантъ» опубликовал и выдержки из проекта «Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации до 2010 года»:
«Барьеры, препятствующие развитию рынка ИТ... 1. Неразвитость базового законодательства в сфере ИТ сдерживает развитие как спроса, так и предложения на рынке ИТ... 2. Барьеры, сдерживающие развитие внутреннего рынка, обусловлены во многом низким спросом на ИТ со стороны основных групп потребителей: государства, населения, предприятий... 3. Проблемы, ограничивающие развитие экспорта в сфере ИТ. Для таможенного оформления экспорта продукции ИТ в соответствии с существующим законодательством предоставляется около двадцати документов, что приводит к задержкам в оформлении экспорта и росту административных расходов компаний, стимулируя увод экспортных операций в сфере ИТ за рубеж, например, через открытие офисов в другой стране... 4. К проблемам институционального характера относятся: низкий уровень развития механизмов привлечения финансирования, недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры... а также отсутствие эффективных механизмов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности...
Для развития внутреннего рынка ИТ целесообразно в приоритетном порядке стимулировать спрос, а также устранить основные барьеры, препятствующие развитию предложения... К основным задачам государственной поддержки в области обеспечения квалифицированного спроса со стороны госорганов и бюджетных учреждений относятся: сокращение сроков полезного использования (амортизации) компьютерного оборудования и программного обеспечения; переход госучреждений от обслуживания ИТ-систем собственными силами к обслуживанию их силами сторонних специализированных организаций... Основными мерами стимулирования развития экспорта в сфере ИТ являются: упрощение таможенного администрирования, совершенствование налогового законодательства...».
Пройдет несколько дней, и российские СМИ вновь обратятся к этой же теме.

Окончание следует.

Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости