Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кремльнефтегаз. Часть пятая

К концу декабря стало ясно, что процесс объединения «Газпрома» и «Роснефти» развивается совсем не так, как предполагалось.
23 декабря газета «Ведомости» публикует статью Ирины Резник, Екатерины Дербиловой и Егоровой «Под крышу «Роснефти»:
«Роснефть» выкупила фирму «Байкалфинансгрупп», а с ней и права на ее актив — «Юганскнефтегаз». Эксперты считают, что теперь именно «Роснефть», а не «Газпром», может стать ядром новой государственной нефтяной империи.
...В ночь на четверг «Роснефть» объявила, что выкупила «Байкалфинансгрупп» у ее владельцев. Детали сделки компания не раскрывает. Руководитель пресс-службы «Роснефти» Александр Степаненко пояснил, что компания стремится наращивать нефтяные активы.
...Эксперты отмечают, что сделка с БФГ усилила влияние руководителей «Роснефти». «Сечин — человек номер два в России», — заявил Reuters председатель наблюдательного совета «Ренессанс Капитала» Александр Шохин. По его словам, Сечин — теперь один из наиболее могущественных людей не только в политике, но и в экономике страны.
...Схема с промежуточными владельцами позволила «Роснефти» стать добросовестным приобретателем, считает президент Института энергетической политики Владимир Милов. По его мнению, так государство страхуется от судебных исков со стороны «ЮКОСа» и ее главного акционера Group Menatep. Последнему удалось добиться решения хьюстонского суда о запрете на проведение аукциона.
Покупка «Роснефти» спутала все карты «Газпрому», который собирался поглотить сначала саму госкомпанию, а затем «Юганскнефтегаз» и ряд других крупнейших нефтекомпаний. Монополии пришлось спешно избавляться от своей нефтяной «дочки» «Газпромнефти», созданной специально под эти сделки. А вчера совет директоров «Газпрома» отложил слияние с «Роснефтью» до конца января — об этом сообщила пресс-служба монополии.
Источник, близкий к «Роснефти», полагает, что сделка по слиянию двух компаний оказалась под вопросом. «Новые компании надо заново оценивать с учетом изменившейся ситуации. На это потребуется время», — говорит он. Первоначально предполагалось, что в обмен на «Роснефть» государство увеличит пакет акций в «Газпроме» до контрольного. Теперь эти параметры придется пересматривать».
24 декабря Дмитрий Буртин публикует в «Коммерсанте» статью «Нефтяное перерождение», помещенную под характерной рубрикой «Национализация»:
«В ночь со среды на четверг принадлежащее государству АО "Роснефть" объявило о покупке ООО "Байкал Финанс Групп", обязавшегося по итогам аукциона РФФИ 19 декабря выкупить акции АО "Юганскнефтегаз" за $9,35 млрд. В компании не скрывают, что это – первый шаг в создании национальной нефтяной корпорации на базе "Роснефти". "Госнефть", о возможности создания которой участники рынка говорят уже несколько лет, теперь приобрела вполне реальные очертания. Правда, теперь ситуация вокруг слияния "Газпрома" и "Роснефти" вернулась в состояние четырехмесячной давности: Сергею Богданчикову предстоит заново завоевывать "Газпромнефть", но ставки в этой игре выросли втрое.
...Для "Газпрома" новость о том, что "Роснефть" приобретает ЮНГ, поначалу выглядела не слишком хорошей. Напомним, еще в сентябре Сергей Богданчиков в письме Владимиру Путину утверждал, что активы "Роснефти" стоят дороже, чем необходимые государству 10,7% акций "Газпрома", поэтому при слиянии "Газпрома" и "Роснефти" можно оставить 20-25% ее бумаг в собственности государства, а не "Газпрома". После приобретения ЮНГ с этим утверждением спорить сложно: ситуация могла повернуться так, что при обмене у государства оставалось бы 50-60% акций объединенной компании, а "Газпром" в будущей "Газпромнефти" оказывался миноритарием.
Более того, ООО "Газпромнефть", ключевой элемент утвержденной ранее схемы поглощения "Роснефти", 16 декабря было продано из-за проблем с решениями суда по банкротствам в Хьюстоне. Из-за отсутствия работающей схемы поглощения получить 100% акций "Роснефти" до того, как она оплатит бумаги ЮНГ (на это отводится лишь две недели), представлялось почти невозможным.
Тем не менее доклад руководителя юридического департамента "Газпрома" Константина Чуйченко членам совета директоров оказался на удивление оптимистичным. И хотя, по официальному сообщению пресс-службы "Газпрома", никаких решений по ситуации совет не принял, по данным Ъ, планы "Газпрома" по выходу из ситуации были одобрены им единогласно, также как и решение о продаже "Газпромнефти".
Как сообщил Ъ источник, близкий к "Газпрому", они заключаются в следующем. "Старое" ООО "Газпромнефть", проданное сторонним структурам, будет переименовано. Схема слияния "Газпрома" и "Роснефти" меняться не будет. Но вместо "Газпромнефти" в ней будет участвовать другое, уже существующее 100-процентное дочернее предприятие "Газпрома". Его нынешнее название не разглашается, но оно, возможно, в кратчайшие сроки будет переименовано в "Газпромнефть". Таким образом, в правительственных документах по поглощению "Газпромом" "Роснефти" ничего не придется менять.
Слияние состоится в январе после оплаты "Роснефтью" акций ЮНГ. Тем не менее "Газпром" будет претендовать на все те же 100% акций "Роснефти". Собеседник Ъ объяснил это так: "Стоимость 'Роснефти' увеличилась на активы ЮНГ, но уменьшилась на кредиты, которые ей придется взять для его покупки, а также на юридические риски, связанные с владением этим активом. К тому же 'Газпром' до сих пор не объявлял стоимость оценки 'Роснефти' и пакета своих акций, предназначенных к обмену. Думаю, в итоге обмен состоится в заранее объявленных параметрах".
...Таким образом, ситуация вокруг слияния "Газпрома" и "Роснефти" в декабре 2004 года вернулась на четыре месяца назад. Сергей Богданчиков, по данным Ъ, уволившийся из "старой" "Газпромнефти" 20 декабря, теперь вновь будет вынужден искать компромисс с "Газпромом": места в новой "Газпромнефти" ему пока не предложено. Впрочем, в "Газпроме" говорят, что он может занять пост главы "Газпромнефти". Ставки в игре тем временем утроились: ранее речь шла о контроле над нефтекомпанией с объемом добычи в 25 млн тонн в год, сейчас – 75 млн тонн».
В тот же день Николай Горелов в статье «Приобретение лица» (газета «Время Новостей») обращает внимание на роль ЮКОСа в трансформации проблемы создания нефтегазового гиганта:
«...Процесс прямой передачи «Юганскнефтегаза» под госконтроль, т.е. в состав «Газпромнефти», нарушил именно ЮКОС, подав иск в техасский суд, который неожиданно запретил проведение аукциона 19 декабря. Из-за этого «Газпром» столкнулся с трудностями в поиске кредиторов покупки (западные банки не рискнули нарушить это судебное решение, а российские банки, очевидно, «поднять» 9 млрд долл. не могли). Именно поэтому, по информации источника «Времени новостей» в одной из финансово-промышленных групп, профинансировали покупку несколько российских нефтяных генералов, создавшие «Байкалфинансгрупп», которая выиграла аукцион. А вот за какую сумму они продали «Юганскнефтегаз» «Роснефти» - осталось загадкой. Учитывая, что госкомпания не объявляла о привлечении кредитов для покупки, резонно предположить, что она либо расплатится не сразу, либо сумма сделки гораздо ниже тех 9,3 млрд долларов, которые нефтяным баронам пришлось заплатить за «Юганскнефтегаз». Если вторая версия верна (а источник «Времени новостей» склоняется именно к ней), то для связанных с «Байкалфинансгрупп» «физических лиц» покупка «Юганскнефтегаза» для «Роснефти», надо полагать, проходила в рамках той самой «социальной ответственности», о которой стало модно говорить после начала дела ЮКОСа.
ЮКОС же, окрыленный победой в техасском суде, обещает засудить «Роснефть» и Сбербанк, которого считает кредитором задатка для участия в аукционе «Байкалфинансгрупп».
...Учитывая, что теперь «Роснефть» - вторая в России по объемам добычи нефтяная компания, она, очевидно, обладает большим экономическим весом, чем раньше. Кроме того, ее стоимость значительно возросла с учетом приобретения "Юганскнефтегаза", и акций «Газпрома», которые находятся на балансе его «дочек», для обмена с государством может не хватить. Поэтому если, как говорит Владимир Путин, газовый монополист все же будет прирастать нефтью, необходимо разработать новую схему слияния. А это - новое столкновение позиций, интересов, а, главное, - время. Так что о скорейшей либерализации рынка акций «Газпрома», которую Алексей Миллер обещал начать в первом полугодии 2005 года, судя по всему, говорить не приходится».
Тем не менее, журналисты и эксперты все же ждали обещанного слияния. Так «Независимая Газета» (23-12) опубликовала статью Анны Скорняковой «Рынок ждет создания «Газпромнефти-2»:
«...Очевидно, что итог всех манипуляций с «Газпромом» и «Юганскнефтегазом» просчитан на самом высоком уровне, о чем свидетельствуют заявления Владимира Путина в Германии. Однако эксперты, не обладающие президентским уровнем доступа, теперь вообще затрудняются прогнозировать, что будет с бывшей «дочкой» ЮКОСа, – они лишь предполагают, что так или иначе «Юганскнефтегаз» окажется под более или менее формальным контролем государства.
«Продажа «Газпромнефти» не меняет стратегии развития «Газпрома» в нефтяной сфере, не повлияет на условия проведения сделки по увеличению доли государства в уставном капитале «Газпрома» и решение о либерализации рынка акций «Газпрома», – заявил вчера пресс-секретарь главы газовой монополии Сергей Куприянов. Не назвав нового владельца «Газпромнефти», он пояснил, что на момент продажи «Газпрому» принадлежали все 100% недавно созданной компании. Что касается сделки по слиянию «Газпрома» и «Роснефти», компании, по словам Сергея Куприянова, «продолжат объединение, как и планировалось».
Таким образом, «Газпром» продал неким не аффилированным с ним структурам совершенно пустую компанию – в «Газпромнефть» не был пока выведен ни один актив. Это заставляет многих аналитиков предполагать, что операция проводилась в спешке, перед аукционом, и была обусловлена запретом американского суда на покупку «Юганскнефтегаза».
...«Вполне возможно, что «Газпромнефть» будет ликвидирована, и потом будет создано что-то вроде «Газпромнефти-2», которая уже будет наполняться активами. Здесь идет игра с юридическими нормами для того, чтобы избежать каких-либо судебных исков по приобретению «Юганскнефтегаза», – считает Мария Радина.
...Похоже, власти собираются создавать новую государственную монополию с условным названием «Газпромнефть-2», которая формально не будет аффилирована ни с одной из уже существующих компаний. Возможно, контроль над ней получат «физические лица» из «Байкалфинансгруп», о которых накануне говорил президент Владимир Путин.
Существует также мнение, что государственная нефтяная монополия будет создаваться на базе пока частной нефтяной компании «Сургутнефтегаз».
...А аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев напоминает заявление президента Владимира Путина о том, что в работе «Юганскнефтегаза» может принять участие китайская корпорация CNPC. Он сообщает, что, по неофициальным сведениям, либо сам «Юганскнефтегаз», либо компания, которая будет им владеть, будет принадлежать на 30% китайцам, на 50% «Газпрому» и на 20% – «Сургутнефтегазу». «А в качестве компенсации компания Владимира Богданова станет оператором проекта», – предположил он.
...По какому сценарию в итоге будут развиваться события, достоверно сегодня сказать сложно. Эксперты гадают, инвесторы ждут информации».
Гром грянул перед новым годом. 30 декабря «Ведомости» публикуют развернутую информацию под заголовком «Юганск» не будет передан «Газпрому»:
«При слиянии «Газпрома» и «Роснефти» в состав активов, передаваемых «Газпрому», не будет включен «Юганскнефтегаз», сообщил председатель совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрий Медведев. Объединение «Газпрома» и «Роснефти» состоится в заявленные сроки, без отклонения от графика, то есть в январе следующего года, сказал Медведев. При этом в состав активов, передаваемых в «Газпром», не будет включен приобретенный «Роснефтью» «Юганскнефтегаз», отметил Медедев. Об этом сообщает РИА «Новости».
Комментируя указанное заявление, аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев сказал РБК, что «Юганскнефтегаз» может остаться в государственной собственности или стать «внучкой» ОАО «Газпром». «Это заявление может внести новую интригу на рынке, поскольку, в случае, если в процессе сделки «Юганскнефтегаз» не войдет в состав активов «Газпрома», это может означать, что конечным покупателем «Роснефть» не является, и добывающая компания будет перепродана», — отметил аналитик. Впрочем, полагает эксперт, «Газпром» все равно получит контроль над «Юганскнефтегазом», при этом газовый холдинг, возможно, не будет его прямым владельцем.
...Аналитик МДМ-банка Антон Затолокин, в свою очередь, полагает, что данное решение позволит «Газпрому» защититься от исков со стороны акционеров «ЮКОСа», оспаривающих продажу его основного добывающего актива. Таким образом, считает эксперт, «Газпром» в ближайшее время не будет становиться прямым владельцем «Юганскнефтегаза», однако бывшая «дочка» «ЮКОСа» все равно будет находиться под его контролем. По мнению эксперта, из российских компаний лишь «Газпрому» по силам оплатить покупку «Юганска».
Наступил январь, и стало ясно, что процесс останавливается. «Слияние «Роснефти» и «Газпрома» может затянуться» - такую статью Антона Попова публикует 14 января интернет – газета «РБК-Дейли»:
«Слияние «Роснефти» и «Газпрома» может затянуться – об этом свидетельствует сделанное в среду заявление руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерия Назарова. По его словам, «оптимальным сроком» завершения сделки по слиянию двух госкомпаний является I квартал 2005 г.
...Между тем «Газпром» продолжает настаивать на том, что слияние будет завершено до конца января, во что не хотят верить аналитики. По их мнению, покупка «Юганскнефтегаза» «Роснефтью» настолько спутала все карты в сделке по слиянию, что на разрешение всех спорных вопросов уйдет не один месяц. Хотя официальные лица утверждают, что слияние идет «полным ходом», аналитики предполагают, что на деле окончательное решение о судьбе «Юганска» – а значит, и о механизме объединения «Газпрома» и «Роснефти» – до сих пор не принято.
...Эксперты едины во мнении, что слияние двух государственных компаний «споткнулось» о покупку «Юганскнефтегаза» – главного актива «ЮКОСа». «Аукцион по «Юганскнефтегазу» внес в сделку сумбур: «Газпрому» пришлось продавать «Газпромнефть», а «Роснефти» пришлось уделить время поиску средств на покупку «Юганскнефтегаза», – говорит Мария Радина. – Покупка также затормозила сделку, поскольку в результате нее значительно выросла стоимость «Роснефти». А частичная передача «Роснефти» «Газпрому» – это не вполне хороший вариант, так как он не даст газовой компании полного контроля над нефтяным бизнесом. В случае включения «Юганскнефтегаза» в схему слияния это означало бы, что сделку нужно начинать с чистого листа, заново проводить оценку активов, а это занимает несколько месяцев».
...С «Юганскнефтегазом» связаны не только финансовые, но и политические неясности. Так, новый собственник «Юганска», скорее всего, подвергнется судебным преследованиям со стороны акционеров ЮКОСа, причем в судах разных стран. Вероятно, для того чтобы не отягощать слияние «Газпрома» и «Роснефти» таким набором проблем, власти могут исключить «Юганск» из перечня активов нового нефтегазового монстра. Так, накануне нового года глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что активы «Юганскнефтегаза» будут выделены и переданы в отдельную компанию, на 100% принадлежащую государству. По его словам, до 20% акций этой компании может быть предложено китайской China National Petroleum Corporation (CNPC). Впрочем, аналитики сомневаются, что окончательное решение о судьбе «Юганскнефтегаза» уже принято.
...По оценке Марии Радиной, слияние может затянуться на несколько месяцев. Причем в конечном итоге государство может подвергнуть «Роснефть» известной процедуре выведения активов».
Дополнительный штрих к создавшейся ситуации дает информация, появившаяся 3 февраля на сайте РБК. РУ. Она так и называется «ФАС не получала ходатайство о слиянии Газпрома и «Роснефти»:
«В ФАС пока не поступало ходатайство о сделке по слиянию компаний "Газпром" и "Роснефть". Об этом сообщил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев.
Напомним, что вчера глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян высказал мнение, что объявленное в прошлом году грядущее слияние компаний "Газпром" и "Роснефть" может так и не состояться. По мнению чиновника, НК "Роснефть" должна остаться самостоятельной компанией с "Юганскнефтегазом" в своем составе, а не вливаться в Газпром. "Я считаю, что актив, который приобрела "Роснефть" ("Юганскнефтегаз"), должен оставаться в "Роснефти", - заявил С. Оганесян, добавив, что "Роснефть" должна оставаться компанией самостоятельной, а Газпром может стать ее миноритарным акционером. В случае же слияния, по его словам, может получиться "огромная и сложно управляемая компания".
Комментируя данное заявление, аналитики говорят, что власти пока не могут прийти к окончательной схеме по реализации слияния компаний "Роснефть" и "Газпром", что, в свою очередь, откладывает и либерализацию рынка акций газового монополиста.
...По мнению некоторых чиновников, пожелавших остаться неназванными, С.Оганесян озвучил позицию совета директоров "Роснефти", и, в частности, его председателя, заместителя главы президентской администрации Игоря Сечина.
Отстаивающий противоположную идею менеджмент Газпрома продолжает настаивать на том, что "Роснефть" вольется в состав газовой компании, и сделано это будет в ближайшее время. Вчера Газпром прокомментировал заявления С.Оганесяна. Пресс-секретарь председателя правления холдинга Сергей Куприянов сказал РБК, что С.Оганесян выразил свое личное мнение, и изменений в ранее озвученных планах по слиянию компаний нет».
Итак, будет ли создан новый нефтегазовый гигант или нет, пока неизвестно. Если поверить выступлениям по телевидению Сергея Богданчикова, то никакой «Газпром» «Роснефти» уже не нужен. Но все ведь может повернуться и по-другому.

Обзор подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости