Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Гора не родила даже мышь. Часть первая

Вскоре после новогодних каникул по страницам СМИ стали гулять сведения о возможности небывалых налоговых послаблений. И хотя многоопытная журналистская братия сразу отнеслась к этим слухам скептически, послабления обещались такие, что грех было о них не порассуждать.
18 января сайт «Газета. Ru» опубликовал статью Андрея Ненашева «Удвоение популизма»:
«...Одна из последних обсуждаемых полуофициальных новостей – о серьезных дискуссиях в кабинете министров по поводу серьезного снижения НДС – с 18 до 13%. Обоснование – вы будете смеяться, как сказано в старом одесском анекдоте, но обоснование – это задача удвоения ВВП. По предварительным прогнозам правительства РФ, темпы роста ВВП в 2004 году снизились до 6,8% по сравнению с 7,3% в 2003 году. В 2005 году, по прогнозу МЭРТа, это цифра может быть еще ниже – 5,8%.
...Продолжая всерьез играть в эту игру или делая вид, что всерьез играет, правительство хочет добавить 1,5 или даже 2% к ежегодному росту. От благодарных аплодисментов такому блестящему порыву удерживают все же некоторые сомнения.
Напомним, что ранее Минфин предполагал с 2006 года снизить НДС, сборы от которого доминируют в доходах федерального бюджета, до 16% с одновременной отменой льготной ставки по ряду социальных товаров. Это предполагалось осуществить как последовательный шаг после снижения в 2004 году ставки налога с 20 до 18%. Но снижение на 2% не дало ощутимых результатов, поскольку инвестиционный климат не улучшился, а отток капитала увеличился. И причины этих процессов лежат в основном за пределами объявленной налоговой политики.
...И вот снижение НДС.
Для бизнеса однозначно хорошо, но вот, сгенерирует ли это в будущем дополнительные доходы для бюджета, вопрос неоднозначный. Причем неоднозначный в силу сложившейся ситуации в самом государстве.
Теоретически снижение налоговой нагрузки должно стимулировать экономику, здесь не поспоришь. Но, с другой стороны, когда весь прошлый год мы наблюдали силовую эквилибристику в отношении частного бизнеса, почему-то не верится, что инвестиционный климат сильно улучшится.
Также не совсем понятно, почему в условиях структурного дисбаланса экономики налоговое стимулирование предлагается в таком плоском виде.
...Еще хорошо бы сначала решить проблему администрирования этого налога. По оценке ряда экспертов, собираемость составляет порядка 60%, при этом нормальным считается уровень больше 80%. Лжеэкспорт становится все большей проблемой, съедая ощутимую долю налоговых поступлений.
...При этом экономика продолжает регулироваться лозунгами и обещаниями».
Вскоре статьи о предложении по снижению ставки НДС и полемике вокруг него стали неотъемлемой частью как печатных, так и Интернет-СМИ.
«Фрадков все подсчитал до Копейкина» - такую статью опубликовал 1 марта тот же самый сайт «Газета. Ru»:
«...Конца налоговой реформы, которая вступила в «завершающую фазу» еще при бывшем премьер-министре Михаиле Касьянове, пока не видно. Споры чиновников о том, как дальше реформировать налоговую систему, приобретают характер открытой конфронтации. Камнем преткновения стал самый важный российский налог – на добавленную стоимость (НДС).
Доходы от НДС составляют 40% российского бюджета. Но собираемость его неудовлетворительна – по разным оценкам, от 50 до 70%. Даже оптимист Фрадков считает, что этот показатель не превышает 65%.
Кроме того, у правительства серьезные проблемы с возвратом НДС при экспортных операциях. Широкое применение бизнесом ложных схем возмещения НДС, по мнению налоговиков, уже в ближайшие год-два способно привести к тому, что на возврат НДС будут уходить все собираемые от этого налога деньги.
...В конце концов Михаил Фрадков потерял терпение и с подачи замруководителя аппарата правительства Михаила Копейкина предложил радикальный способ решения проблемы – снизить налог с 18% до 13%, расширив тем самым налоговую базу. Выпадающие же доходы возместить из Стабилизационного фонда. Минфин и Минэкономразвития такой вариант решения проблемы отвергли с порога. По подсчетам Минфина, которые он представил в правительство на прошлой неделе, объем выпадающих доходов от столь резкого снижения ставки составит более 500 млрд рублей.
...Между тем Минфин и без очередного снижения налогов готовится к тому, что бюджет-2006 окажется дефицитным.
... Герман Греф во вторник четко заявил, что он против снижения налога, а если это неизбежно, то он не должен быть ниже 16%. «Этот налог достаточно нейтрален для бизнеса, но он сделает неустойчивым бюджет, когда упадут цены на нефть», – убежден министр.
Тем временем застрельщик идеи радикального снижения НДС Михаил Копейкин не сдается. Во вторник на стол премьера легло письмо от замруководителя аппарата правительства, в котором тот пугает Фрадкова снижением экономического роста и призывает «качественно изменить ситуацию на макроэкономическом уровне». Изменение состоит в том, чтобы за счет средств Стабфонда компенсировать выпадающие доходы от снижения ставки НДС. По расчетам Копейкина, на это потребуется порядка 316 млрд рублей.
Взамен Копейкин пообещал премьеру дополнительный прирост ВВП на 1,5–2,0% выше прогнозируемого, если его предложения будут реализованы.
...Правда, помимо Кудрина – Грефа и Фрадкова – Копейкина есть еще третья сторона, точно знающая, как надо поступить с НДС: начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Он сообщил во вторник, что в администрации президента анализируют возможность полной отмены НДС с 2007 года.
Компенсировать выпадающие доходы от полной отмены НДС предполагается за счет реанимации налога с продаж, который был отменен с 2004 года. Но налог с продаж будет уже не 5%, как раньше, а 10–15%, заявил чиновник админстрации президента.
...Эксперты также отнеслись к возрождению налога с продаж и полной отмене НДС скептически. По мнению главного экономиста «Тройки-Диалога» Евгения Гавриленкова, отмена НДС и введение налога с продаж приведет с резкому сужению налогооблагаемой базы... Эксперт также предполагает, что введение налога с продаж в 10–15% станет существенным ударом для населения с низкими доходами, поскольку может привести к росту цен в неконкурентных отраслях экономики».
2 марта редакционной статьей «Призрак дефицита» тему продолжили «Ведомости»:
«Финансовое состояние России не позволит радикально снизить налоги, и в частности НДС. Хуже того, страна может столкнуться с бюджетным дефицитом в размере 500 млрд руб. уже в 2006 г. Такой неожиданный ответ получил премьер-министр Михаил Фрадков от министра финансов Алексея Кудрина, которому было поручено оценить бюджетные последствия снижения ставки НДС в 2006 г. с 18% до 13%.
...Российская фискальная политика начинает напоминать свой американский аналог — госрасходы растут, а налоговые доходы снижаются. Снижение в 2005 г. ставки ЕСН и активно лоббируемое премьером Фрадковым радикальное снижение НДС с 18% до 13% создает реальную опасность. При всех минусах неблагоприятного для бизнеса администрирования и криминала вокруг необоснованного возмещения этого налога плюс его в том, что он мало зависит от колебаний цен на сырье и обеспечивает немалую долю доходов бюджета. Радикальное снижение НДС пробьет дыру в бюджете, которую придется затыкать деньгами стабфонда, а вот подстегнет ли это экономический рост — вопрос, тем более что для бизнеса налоговое администрирование важнее ставок.
Одни только пожарные меры по латанию дыр реформы по монетизации льгот потребовали более 130 млрд руб., а все дополнительные затраты на эту реформу только в 2005 г. эксперты оценивают в 200-300 млрд руб. сверх запланированных в бюджете 301 млрд руб. Параллельно правительство индексирует зарплаты федеральных бюджетников в 1,2 раза и обещает удвоить их к 2008 г. А снижение ставки ЕСН с 2005 г. проделало в бюджете Пенсионного фонда России дыру размером, по разным оценкам, от 150 млрд до 280 млрд руб.
Возникают “фискальные ножницы” — расходы растут, доходы падают. Чтобы снижать налоги, мы должны урезать госрасходы, а сейчас это, видимо, невозможно — отчасти по политическим соображениям, отчасти из-за реформ.
...Министр Кудрин понимает, что, когда дефицит станет реальным, может быть уже поздно, поэтому начинает бить тревогу уже сейчас».
«Копейкин рубль не бережет» - статью Веры Ситниной и Веры Кузнецовой с таким заголовком опубликовала в тот же день газета «Время Новостей»:
«Вчера на ежегодном форуме общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» ждали появления премьер-министра Михаила Фрадкова. Тот, увы, не приехал, сославшись на занятость. Вместо него на разговор к малому бизнесу пришел министр экономического развития и торговли Герман Греф.
...О том, что развитие малого бизнеса - приоритет государственной политики, не устают говорить уже лет десять. Напомнил об этом собравшимся и г-н Греф. Однако приведенные им же самим цифры свидетельствуют о печальном состоянии дел. На малый бизнес приходится всего лишь 10-12% ВВП, а доля занятых в нем составляет 17-19% трудоспособного населения. При этом, говорит г-н Борисов, половина малого бизнеса занимается торговлей. В США, например, этот показатель составляет 19% и диверсификация несравнимо выше, чем у нас.
...Проблемы малого бизнеса по сравнению с аналогичными мероприятиями прошлых лет не меняются абсолютно. «Маленькие» страдают от непомерных поборов чиновников всех мастей и бесконечных проверок. «У вас маленьким быть нельзя, - считает президент швейцарского фонда «Конституция» Карл Экштайн. - Каждой компании нужен отдел по дружбе с санэпидстанцией, другой - по дружбе с налоговой, третий - по дружбе с таможней».
...На нынешнем форуме впервые выяснилось, что враги малого бизнеса засели прямо в Белом доме.
...Но реально все разговоры в кулуарах форума сводились к гораздо более глобальной, ключевой экономической теме сегодняшней России - предложениям по налоговой реформе.
...С одной стороны, заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин, озабоченный прогнозами МЭРТ относительно падения темпов роста российской экономики до 6% в год и даже ниже, полагает, что «в подобных условиях на первый план выходит необходимость принятия оперативных мер, способных качественно изменить ситуацию на макроэкономическом уровне». Для этого г-н Копейкин предлагает перейти к активному использованию средств стабилизационного фонда. В том числе произвести снижение ставки НДС до 13%. На компенсацию выпадающих доходов, по расчетам аппарата правительства, потребуется 330 млрд руб. Прирост ВВП будет обеспечен на уровне 0,5%, или приблизительно 110 млрд руб. Рост самого НДС при этой расширяющейся налоговой базе - 7-8 млрд руб., увеличение сборов от подоходного налога - 6 млрд руб. Также дополнительно возрастет и инвестиционная составляющая на 27-28 млрд руб. Негативные последствия снижения НДС до 13%, по мнению г-на Копейкина, тоже существуют. Помимо выпадающих доходов, это рост инфляции - 0,3-0,4%, а также укрепление рубля - на 1-2 процентных пункта.
Эти цифры, кстати, не слишком кардинально отличаются от расчетов Минфина и МЭРТ. Только выводы эти министерства делают принципиально иные. В совместном письме Минфина и Минэкономразвития, отправленном в Белый дом, говорится: «снижение НДС не окажет существенного влияния на экономический рост, но приведет к возрастанию зависимости бюджета от цен на нефть». По расчетам двух ведомств, при снижении НДС до 13% «ежегодный дефицит федерального бюджета в 2006-2008 годах может составить 3-4% ВВП». Кроме того, использование 400 млрд из стабфонда приведет к увеличению инфляции на 1,5%, а реального курса рубля - на 1,5-2%. Что касается грядущих выгод, то в экономических ведомствах полагает, что эффект от снижения ставки НДС составит 0,28% роста ВВП.
Как объяснил журналистам в кулуарах форума ОПОРЫ Герман Греф, вначале надо заняться улучшением администрирования, затем унификацией ставки (в настоящее время НДС составляет 18%, но для социально значимых товаров - 10%) и только потом можно говорить о снижении НДС.
В свою очередь глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович полагает, что снижение ставки НДС возможно, правда, не настолько кардинальное, как это предлагает г-н Копейкин. Также г-н Дворкович вчера сообщил журналистам, что его управление просчитывает возможность полной отмены НДС с одновременным введением налога с продаж в размере 10-15%. Впрочем, против этого варианта категорически возражает Минфин. Как рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Шаталов, объем поступлений от налога с продаж до его отмены (тогда ставка составляла 5%. - Ред.) оценивался в 60- 63 млрд руб., в то время как поступления от НДС составляют 870-900 млрд руб. Чтобы компенсировать потери, ставку налога с продаж надо предлагать на уровне 70-75%. «Я хотел бы посмотреть на того, кто выйдет с этим предложением», - иронично заметил г-н Шаталов.
...Но, по сведениям «Времени новостей», премьер перед четвергом, когда пройдет заседание Совета по конкурентоспособности, решил обострить и одновременно упростить ситуацию. Говорят, он приемлет только два варианта решения: либо ставка НДС будет снижена до 13%, либо она останется прежней - 18%. И тогда правительство будет рассматривать другие возможности снижения налогового бремени».
В этот же день «Независимая Газета» опубликовала статью Игоря Наумова «МЭРТ и Минфин раскритиковали предложения по снижению НДС»:
«...По мнению министерств, это приведет к бюджетным потерям порядка 300 млрд. руб. В случае же если будут реализованы в полном объеме меры по совершенствованию администрирования НДС (в частности, возврат налога по капитальным вложениям в режиме реального времени), то потери составят 600 млрд. руб. «МЭРТ выступает за поэтапное реформирование ставки этого налога. Позиция согласована с Минфином», – подчеркнул Герман Греф.
В свою очередь, высокопоставленный источник «НГ» в правительстве сообщил, что в кабинете министров по-прежнему считают, что эффект от снижения налогов в 2006 году приведет к экономическому росту, что скорректирует потери бюджета.
Стоит отметить, что «кризисные» расчеты Грефа и Кудрина ничуть не более реальны, чем предложения по снижению НДС. Слишком велики поступления от продажи нефти и газа, а ее цена не имеет тенденции к снижению и намного превышает заложенный в бюджет уровень.
...«У нас позиция относительно снижения НДС не изменилась, – такой комментарий дал высокопоставленный источник в аппарате правительства. – Надо учитывать, что в случае реализации наших предложений есть косвенные эффекты, позитивно влияющие на развитие экономики». Вместе с тем, признал наш собеседник, этот вопрос будет обсуждаться и дальше, в частности, на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, которое состоится в этот четверг. Много зависит от позиции бизнес-сообщества. «А какое решение будет принято, зависит от того, какие задачи перед нами стоят. Если вспомнить о приоритетах, определенных президентом, это удвоение ВВП и повышение конкурентоспособности отечественной экономики, то НДС и для того, и для другого – крайне вредный налог. Также важно помнить, что собираемость НДС в лучшем случае составляет 50–55%. А если бы этот налог собирался на 90%, то и речи о его снижении не зашло бы, – считает наш собеседник. – В конечном итоге должно произойти расширение налоговой базы, что возможно только при снижении НДС. Если не пойти на это, то у бизнеса не будет мотивации работать честно и платить налоги сполна».
Ожидаемой определенности после 3 марта не наступило, и лишь через неделю Интернет-издания сообщили о том, что спор решился не в пользу господина Копейкина и поддерживавшего его премьера Фрадкова.
«Кудрин: НДС снизят не раньше 2008 года» - эту информацию срочно разместил 11 марта на своих страницах сайт «Дни. Ru»:
«...Снижения ставки НДС в 2006 году с 18% до 13% не будет. Соответствующее решение было принято в пятницу на заседании бюджетной комиссии правительства, сообщил министр финансов Алексей Кудрин.
...Премьер-министр Михаил Фрадков, по словам Кудрина, согласился с этим предложением. При этом льготная ставка НДС останется на уровне 10%.
...По мнению Кудрина, вернуться к вопросу о пересмотре ставки НДС можно будет не ранее, чем через три года. «Премьер согласился, что это более рациональный пакет с точки зрения влияния на экономическую политику и последствия для бюджета», - сказал министр финансов. По его словам, предложение о снижении НДС до 13% не только позитивное, но также несет риски по инфляции, курсу рубля, использованию стабфонда на непроцентные расходы.
По оценке главы министерства финансов, при принятии данных налоговых предложений выпадающие доходы составят 230 миллиардов рублей в 2006 году и 240 миллиардов - в 2007 году».
«Кудрин не дал Фрадкову снизить НДС» - пишет в тот же день «Лента. Ru»:
«...Напомним, что премьер-министр Михаил Фрадков выступает за снижение ставки НДС с 2006 года до 13 процентов. Однако, по словам Кудрина, вернуться к обсуждению этого вопроса планируется не ранее, чем через три года».
И тут же «Лента. Ru», не говоря ничего прямо, разносит все минфиновские расчеты:
«...Министр также сообщил, что средняя цена на нефть в 2005 году составит 36 долларов за баррель. По его прогнозу стоимость российской нефти снизится в 2006 году до 32-34 долларов за баррель, но затем, в 2007-08 годах, вновь поднимется до 33-35,5 долларов.
...Между тем, в начале марта средняя цена российской нефти марки Urals достигла нового абсолютного рекорда - 46,49 доллара за баррель. ...Это отражает общемировые тенденции на нефтяном рынке, где цены вновь вернулись к прошлогодним рекордным уровням, превышающим 55 долларов за баррель».
После этого дня СМИ уже обсуждали результаты несостоявшейся налоговой новации. Об этом – во второй части нашего обзора.

Окончание следует.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости