Малый бизнес и его проблемы оказались в центре внимания социологов и журналистов. 21 апреля газета «Время Новостей» опубликовала статью Ирины Скляровой «Рейтинг для «маленьких», посвященную итогам исследования, подготовленного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и общественной организацией «Опора России»:
«Наиболее высокие риски малого предпринимательства связаны сегодня в России с необоснованными штрафами, нарушениями при проверках контролирующими органами, ростом арендных платежей, незаконными попытками ликвидировать бизнес, а также с действиями монополистов и изменениями в региональном законодательстве.
…Чиновников в стране боятся больше, чем криминальных структур, а самой главной страшилкой для бизнеса стали налоговые инспекторы.
…На основе опроса 4350 предпринимателей из 80 субъектов федерации был составлен рейтинг регионов, который характеризует предпринимательский климат с точки зрения малого бизнеса. Среди лидеров рейтинга - Ямало-Ненецкий автономный округ, Башкирия, Ставропольский край, Тульская и Смоленская области. Среди аутсайдеров - Москва, Красноярский край, Воронежская, Калининградская области. В самом конце списка также Московская область, Санкт-Петербург и Татарстан.
…Впрочем, правовые условия, в которых сегодня вынужден жить и развиваться малый бизнес, ни в одном из регионов не были названы благополучными. Наиболее пессимистично предприниматели настроены… в Республике Алтай, Северной Осетии и Белгородской области.
…Среди рисков для бизнеса предприниматели особо выделяют непомерно высокий уровень арендных платежей. У 12% опрошенных аренда съедает до 70% доходов, у 4% - более 70%. В собственность же офисную или заводскую недвижимость приобрести не получается. Лишь в 7% регионов существует рынок нежилой недвижимости, говорит Сергей Борисов.
Ситуацию с конкуренцией бизнес также оценивает как очень плохую, причем поглощений со стороны монополистов предприниматели боятся меньше, чем недружественных действий со стороны местных администраций, дающих преференции «своим» фирмам.
…Половина опрошенных ВЦИОМом респондентов считают, что в их регионе есть отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. 60% предпринимателей назвали распространенным явлением взятки, на которые уходит в среднем 8,5% доходов предприятий. Фактически еще один налог.
По словам генерального директора ВЦИОМа Валерия Федорова, один из самых любопытных выводов исследования, безусловно, заключается в том, что регионы, традиционно считающиеся экономически сильными, - Москва, Красноярск, Петербург - оказались в самом конце рейтинга благополучных для развития бизнеса территорий. «В Москве очень много малого бизнеса по сравнению с другими регионами, но это не значит, что в Москве ему хорошо», - сказал он. Отчасти, по его словам, это объяснимо тем, что в крупных городах в бизнес труднее «вписаться». Опрос предпринимателей дает по этому поводу еще одну любопытную цифру: лишь 0,7% из них полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей».
«Государство – бич малого бизнеса» назвала свою статью, опубликованную в тот же день «Независимой Газетой» Елена Тихомирова:
«Власти должны задуматься о санации территории страны от коррупционеров. Иначе бизнес просто будет уничтожен. Об этом было заявлено вчера на презентации результатов первого крупномасштабного социологического опроса «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ». Исследование проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с общероссийской организацией малого бизнеса «ОПОРА России» и финансировалось холдинговой компанией «ИНТЕРРОС».
Опрос состоял из 75 вопросов по 8 главным показателям бизнес-климата. Квоты респондентов, по заверениям гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, везде были одинаковыми, за исключением Москвы, где, учитывая локализацию бизнеса, квота была увеличена. Как резюмировано в аналитической части опроса, наибольшими трудностями бизнесмены назвали проблемы судебно-правовой защиты, доступа к ресурсам, неравных конкурентных условий, отношений с властями. В частности, чиновников обвиняют в преференциях одним компаниям и игнорировании интересов других.
…«Ситуация с малым бизнесом в регионах настолько хороша, насколько хорошей ее считают сами его представители, а не чиновники», – объяснил Валерий Федоров.
…ВЦИОМ также составил рейтинг регионов по уровню «здоровья» бизнес-климата. На первом месте оказались Ямало-Ненецкий автономный округ, Башкирия, Ставропольский край, а на последнем – Воронежская область и Москва. В прошлом году «ОПОРОЙ» уже была составлена рейтинговая карта регионов по бизнес-климату. Однако это вызвало неоднозначную реакцию. «Некоторые губернаторы, руководители регионов обижаются на нас, – говорит глава «ОПОРЫ» Сергей Борисов. – Нас обвиняют, что мы особенно несправедливы к Москве. Но мы сами были поражены парадоксом: в регионах, где лучше всего развит бизнес, на него больше всего давление со стороны властей. В Москве чиновник оказался жаднее».
Тем не менее малый бизнес в России, похоже, вряд ли сдастся. Во всяком случае, текст исследования гласит: «Многие предприниматели привыкли работать в неблагоприятной обстановке и в целом не драматизируют ситуацию».
В редакционной статье «По делам их», опубликованной 22 апреля, газета «Ведомости» так оценивает итоги опроса:
« Малый бизнес и чиновничество могут помочь друг другу. Властные органы могут создать прекрасную бизнес-среду для мелких предпринимателей. А качество этой среды, в свою очередь, может стать показателем эффективности работы чиновников.
…Анализ полученных данных показал целый ряд интересных тенденций. Несмотря на все трудности, сектор малого бизнеса все более цивилизуется — главным для себя риском малые предприниматели назвали общее ухудшение ситуации в экономике в целом (64,4% опрошенных, сумма больше 100%), а незаконный отъем бизнеса и угрозы криминала заняли последние места (7,4% и 4,8% соответственно).
…Главная проблема — полное, по мнению предпринимателей, отсутствие правовой и судебной защиты. Абсолютно во всех регионах ситуация неблагоприятная, и малый бизнес не слишком надеется на ее улучшение.
…Очевидно, что такое исследование среды для малого бизнеса может быть отличной системой критериев эффективности работы правительства в рамках системы финансирования по результатам.
…Для оценки эффективности работы чиновников не раз предлагались разные международные рейтинги — конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и т. п. Но под рукой есть отличный внутренний индикатор, и нужно лишь проработать способ его применения».
В тех же «Ведомостях» опубликовано 26 апреля интервью гендиректора ОАО «Мебельная компания «Шатура» Валентина Зверева «Правительство очень сильно напугало население». В нем руководитель очень успешного и известного предприятия (вполне подходящего под определение среднего бизнеса) говорит о самых разнообразных трудностях, с которыми столкнулись сегодня российские предприниматели:
«…Например, покупательский спрос сегодня резко упал. Это видно по тому, насколько меньше покупателей стало ходить в мебельные магазины. Думаю, это последствия монетизации льгот. Правительство очень сильно напугало население. Оно не успело оправиться до сих пор. Идет шлейф. Например, люди получили на руки новые коммунальные платежи. Большинство регионов увеличило их в 1,7-1,8 раза. Поэтому на товары длительного пользования у населения, кроме богатых, не остается денег. Слышал, что половину своих доходов россияне сегодня тратят на питание. А кроме этого надо одеться, лекарства купить…
…Сегодня мебельщики, работающие официально, не могут зарабатывать большую прибыль. К тому же такие мебельщики в меньшинстве! Вот, например, в прошлом году подсчитали, сколько было произведено древесно-стружечной плиты, исключили импорт, прибавили экспорт. Вычли примерно 20% той плиты, которая используется не на мебель, а на упаковку, облицовки, панели, еще что-то. В итоге по среднему расходу плиты получилось, что мебели в России производится и продается в два раза больше официальных $1,4 млрд. На самом деле — $2,5-2,6 млрд. Большое количество мебели производится не профессиональными производителями: в гаражах, на примитивном оборудовании, без соблюдения требований, которые определены ГОСТами. Если вы бываете на рынках в Москве, в провинции, то видели, что практически у каждого рынка стоят люди с фотографиями, продают мебель. Это та самая мебель, на нее никто не дает никаких гарантий. Это ломает конкуренцию. А, к примеру, из Белоруссии, которая может произвести мебели всего на $100 млн, было поставлено только в Россию, с которой у нее нет никаких таможенных барьеров, мебели на $200 млн. Это зарубежная мебель, ввезенная по серым схемам и оттого дешевая.
…Есть еще тема вступления России в ВТО. Есть опасения, что завтра мы подпишем все бумаги и окажется так, что промышленность уничтожили. Потому что обнулились ввозные пошлины и импортная продукция не даст возможности отечественной развиваться.
Газета «Время Новостей» (27-04) обращается к теме правительственной поддержки малого бизнеса. Этой теме посвящена статья Веры Ситниной «Бизнес-инкубатор»:
«Проблема диверсификации, трансформации «экономики трубы» в «экономику знаний» стоит перед Россией не первый год. Однако все известные рецепты борьбы с доминированием сырьевого сектора, среди которых развитие перерабатывающих отраслей, высокотехнологичных сфер, поддержка малого бизнеса, Россию к излечению от нефтяной зависимости пока не привели. Вчера эксперты пытались найти ответы на вопросы, как от слов о необходимости диверсификации экономики перейти к делу, каким образом превратить Россию в производителя интеллектуального продукта.
Участники конференции, организованной Ассоциацией менеджеров, ссылаясь на опыт Индии, Китая и Ирландии, призывали снижать налоги, защищать интеллектуальную собственность, оградить инновационный сектор от вмешательства извне.
…Директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов рассказал, что министерство активно общается с американской ассоциацией эмигрантов из России, многие из которых преуспели как раз в сфере высоких технологий.
…Вчера же правительство сделало важный шаг на пути развития несырьевых отраслей. Премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о программе поддержки малого предпринимательства на 2005-2008 годы. В этом году федеральный бюджет выделил на эти цели полтора миллиарда рублей, и у кабинета министров самые радужные намерения. Как заверил журналистов замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, «сумма невелика, но вполне достаточна для того, чтобы апробировать первые формы поддержки и в дальнейшем обеспечить малому бизнесу наряду с государственными средствами частные и региональные инвестиции». Кстати, малые предприятия, задействованные в сфере добычи и реализации полезных ископаемых, государственную поддержку не получат.
Благодаря заботе правительства, полагают в МЭРТ, доля малого бизнеса в ВВП страны к 2008 году возрастет с нынешних примерно 13,5% до 20%. Кроме того, возможно, само понятие малого бизнеса изменится. Минэкономразвития считает возможным введение европейских критериев, где малым считается предприятие, на котором работает до 250 человек. В сегодняшней России этот показатель в пять раз меньше.
Выделяемые правительством средства пойдут в основном на развитие бизнес-инкубаторов (специальных помещений с льготными ставками аренды, в которых за государственный счет оказываются услуги юриста и бухгалтера) для малых предприятий, а также на поддержку их экспорта».
И еще одну радостную новость сообщили 27 апреля «Ведомости» в статье Светланы Ивановой «Совесть ни при чем»:
«Конституционный суд (КС) отправил на свалку истории изобретенный им же термин «добросовестный налогоплательщик». Ссылки на недобросовестность помогли налоговикам разорить «ЮКОС» и взыскать в бюджет миллиарды рублей с тысяч других компаний. КС разъяснил, что суды не имеют права использовать этот термин на все случаи жизни.
…КС решил покончить с разделением налогоплательщиков на «добросовестных» и «недобросовестных». Таков смысл определения КС № 36-О, вынесенного 18 января.
Разделение возникло с легкой руки самого КС — после выхода его определения от 25 июля 2001 г. № 138-О. Тогда суд пошел навстречу Министерству по налогам и сборам (МНС), которое после кризиса 1998 г. не могло вернуть в казну миллиарды рублей, зависшие на счетах налогоплательщиков в проблемных банках. Поскольку по Налоговому кодексу (НК) налог считается уплаченным с момента подачи платежного поручения в банк, а не когда деньги реально дошли до бюджета, попытки чиновников заставить компании заплатить «по новой» разбивались об аргумент «если платежи зависли, клиент не виноват». КС разъяснил, что эта норма касается лишь «добросовестных налогоплательщиков». Вооружившись этим определением, налоговики стали упирать на то, что компании с зависшими платежами действовали «недобросовестно» — заранее зная о проблемах банка, воспользовались возможностью рассчитаться с бюджетом только на бумаге. Новая тактика сразу дала плоды: инспекции выигрывали одно дело за другим и за полтора года вернули в бюджет 3,2 млрд руб. зависших платежей.
…»Когда в 2001 г. Конституционный суд выносил решение, он и представить не мог, во что это выльется», — рассказывает юрист, близкий к КС. По его словам, сейчас суд осознал, сколь опасно вводить в оборот термины, не определенные в законе, — ведь чиновники и суды могут наполнить их любым содержанием. Например, арбитражный суд Дальневосточного округа в марте 2003 г. постановил, что «отсутствие в действиях налогоплательщика нарушений закона не означает одновременно и его добросовестность». А арбитраж Северо-Кавказского округа думает, что нельзя считать добросовестным налогоплательщика, который не проявил «необходимой осмотрительности в выборе контрагента».
Решение КС обрадовало юристов. «Если налоговая инспекция в суде станет ссылаться на недобросовестность моего клиента, у меня будет железный аргумент против них», — радуется налоговый адвокат Михаил Орлов.
…Но один из судей Московского арбитражного суда советует налогоплательщикам не радоваться раньше времени. По его словам, для вертикали арбитражных судов гораздо важнее, какое решение по жалобе «ЮКОСа» вынесет Высший арбитражный суд».