Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О бизнесе и для бизнеса

Журнал «Эксперт» (№28 от 25 июля) сделал темой номера проблемы малого бизнеса. Начинает тему редакционная статья «Малый бизнес - большая политика»:
«Пятая часть российского ВВП и половина московского ВРП создается в торговле. А знаете ли вы, что половину розничного товарооборота страны, согласно последним данным Росстата, обеспечивают полтора миллиона индивидуальных предпринимателей?
…Месячный оборот средней частной торговой точки - менее тысячи долларов, на селе - около пятисот. Даже с той оговоркой, что это лишь заявленный частными торговцами объем продаж, абсолютная маржа этого бизнеса вызывает только улыбку. Об инвестициях тут вряд ли можно мечтать - да и во что? В новую, более просторную автолавку? Да это вообще трудно назвать бизнесом - скорее это форма самозанятости для прокорма семьи. …Понятно, что формализовать, вывести из тени и стимулировать (или, как вариант, дестимулировать) подобные формы самодеятельности населения крайне сложно. Да и не нужно. На самом деле их расцвет или упадок весьма четко коррелируют с состоянием дел в официальной части экономики. Если в последней подъем, то самозанятость сжимается, ограничиваясь теми анклавами, куда этот подъем не дотягивается. Если же в стране спад, рост безработицы, да еще и скверные ожидания, то неформальная частная активность расцветает.
…Конечно, есть и другой пласт малого бизнеса. Это малые инновационные фирмы. Компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий. Компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. За примерами далеко ходить не надо, достаточно взглянуть на предельно атомизированные рынки городских услуг - автосервиса, жилищного ремонта, клининга, кейтеринга. В этом же ряду адвокатские и нотариальные конторы, переводчики, частнопрактикующие врачи и учителя. Пустить этот огромный кусок хозяйственной жизни на самотек вряд ли было бы оправданно. И стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах крайне необходимо.
Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.
Развитие малого предпринимательства уперлось в муниципальное недопонимание. И сколько ни велит центр муниципалитетам снимать административные ограничения, нет - так или иначе ограничение найдут. А почему? Да потому, что в конечном счете экономически местные власти мало заинтересованы в росте малых предприятий. Ведь центр все финансовые потоки тянет на себя. Во всем мире налоги от малого предпринимательства остаются на месте: за их счет можно и школу починить, и скамейки в городском саду покрасить. А у нас однажды предприниматели спросили главного милиционера маленького городка: чего твоя милиция к нам все время с проверкой приходит? Нам не столько денег на штрафы жалко, сколько от дела отрывает. А тот говорит: стыдно, на нашем здании штукатурка облупилась. Так малые предприниматели сложились, покрасили милицию в веселенький зеленый цвет, и проверки прекратились.
…Ассоциациям малого бизнеса пора переходить на новый уровень - ставить проблемы комплексно, в том числе и касательно политического устройства общества. А они продолжают по привычке бороться с центром за упразднение кассовых аппаратов. Конечно, вести переговоры с одним центром легче, чем с многими маленькими царьками, или просвещать честных, но неумелых чиновников на местах. Но пора начинать - идти в глубинку, работать с массами, анализировать, почему в одних регионах малое предпринимательство развивается, а в других нет.
…А лучшее, что может сделать для малого бизнеса федеральная власть, - последовать примеру Казахстана и вообще освободить малый бизнес от налогов. При нынешнем профиците бюджета правительство, которое реально печется о развитии малого бизнеса, вполне может себе это позволить».
Статья Юрия Коротецкого «Поправки на ветер» посвящена очередному пакету правительственных решений, направленных на укрепление и развитие малого бизнеса:
«В середине июля Совет Федерации одобрил пакет поправок, направленных на снижение налогового давления на малый бизнес. Основные изменения коснулись глав Налогового кодекса 26.2 - об упрощенной системе налогообложения (УСН) - и 26.3 - о едином налоге на вмененный доход (ЕНВД). Если законопроект подпишет президент, с 1 января 2006 года на УСН можно будет переходить при условии, что по итогам девяти месяцев доход предпринимателя не превысил 15 млн рублей (против 11 млн сейчас), и применять до тех пор, пока доход за отчетный период не превысит 20 млн рублей (сейчас - 15 млн). Предусматривается ежегодная коррекция этих цифр в соответствии с темпами инфляции. Кроме того, расширяется перечень расходов малого предприятия, которые вычитаются из налогооблагаемой базы по УСН. Например, из базы налогообложения малые предприятия теперь смогут вычесть расходы на бухучет.
Новая редакция законодательства по ЕНВД позволяет малым предприятиям принимать безналичную оплату при розничной продаже. Кроме того, новыми поправками возвращается практика выдачи патентов на отдельные виды деятельности, например, на транспортные услуги, что избавляет предпринимателя от необходимости вести бухгалтерский учет.
…Еще весной Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) разработало программу поддержки малого бизнеса по четырем направлениям: «Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МП (бизнес-инкубаторов)», «Развитие системы кредитования субъектов МП», «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий (МП) в научно-технической сфере» и «Поддержка субъектов МП, производящих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта».
…По первому направлению этой программы результаты уже есть. В июне прошел первый тур конкурса регионов на получение финансирования для создания бизнес-инкубаторов - офисных помещений с действующей инфраструктурой, в которых малым предприятиям будут предоставляться площади на два года по льготной ставке арендной платы. В конкурсе приняли участие 49 регионов, и 35 из них получили финансирование на общую сумму 602 млн рублей.
Кроме того, МЭРТ планирует создать пять региональных паевых инвестиционных фондов (ПИФов) поддержки инновационных предприятий, которые будут отбирать перспективные проекты. Схема работы фондов будет такая: бюджетные деньги поступают в ПИФы, которые покупают акции малых предприятий, а через пять-семь лет из этих предприятий выходят.
…Больше всего нареканий малого бизнеса вызвали поправки, касающиеся упрощенной системы налогообложения. Во-первых, малые предприниматели хотели бы, чтобы уровень дохода, позволяющего переходить на УСН, увеличился до 50-60 млн рублей. Во-вторых, они опасаются, что новые поправки осложнят им жизнь в случае привлечения долларовых кредитов.
…В настоящее время переход на УСН разрешается при определенной сумме дохода от реализации, а в качестве условия возврата с УСН на общий режим налогообложения установлено превышение размера дохода за отчетный период. В доход, однако, включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. Новый же закон устанавливает один показатель - доходы. «Использовать показатель дохода, а не дохода от реализации - неправильно. Если предприятие берет валютный кредит, то при падении курса доллара получаются огромные курсовые разницы, которые согласно бухучету тоже ложатся на доходы как внереализационные, - заявляет глава комитета «ОПОРы России» по учету, налогообложению и фискальной политике Александр Паперно. - В такой трактовке законопроект лишь ухудшился, а изменения с пятнадцати до двадцати миллионов рублей совершенно ничего не исправили».
Поправки, касающиеся единого налога на вмененный доход, не нравятся малым предпринимателям, так как в них не учтено требование отмены применения кассовых аппаратов для предпринимателей, использующих ЕНВД.
…Стоит отметить, что предпринимателей раздражают не кассовые аппараты как таковые, а огромные суммы дополнительных расходов, связанных с этой техникой. «Обслуживание контрольно-кассовых машин обходится долларов в семьсот разово плюс ежемесячные поборы, - говорит Александр Паперно. - Это огромная технологическая империя со всякими фискальными регистраторами, с кучей голографических наклеек, которые надо собирать, как марки. Для ЕНВД, где параметры определения налога натуральны - метры, головы, - требование использования кассового аппарата бессмысленно. Внятно объяснить, зачем это нужно, Минфин так и не смог». Однако, согласно недавним заявлениям директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаила Моторина, в обозримом будущем применение кассовых аппаратов останется в России обязательным требованием.
Правительственную программу создания бизнес-инкубаторов предприниматели тоже критикуют. Во-первых, за «неправильный подход»: в конкурсе на получение финансирования для создания бизнес-инкубаторов могли участвовать только те регионы, в бюджетах которых уже было предусмотрено выделение средств на ту или иную программу поддержки малого бизнеса. Во-вторых, за скудность выделяемых средств. В совокупности эти два обстоятельства, по мнению представителей комитета «ОПОРы России», неизбежно приведут к дефициту бизнес-инкубаторов и, соответственно, к необходимости платить взятки за возможность в такой бизнес-инкубатор попасть.
…Однако представители МЭРТ, напротив, указывают, что заявок на создание бизнес-инкубаторов поступило на удивление мало - деньги, пусть и мизерные, есть, а давать их некому.
…Претензии предпринимателей к последней затее МЭРТ - созданию специализированных ПИФов для поддержки малых инновационных предприятий - по существу сводятся к тем же двум обстоятельствам: слишком мало денег и слишком много чиновничьих полномочий.
…Никогда паевые фонды, созданные по указке, не смогут быть эффективными. Следовательно, все это станет для чиновников способом зарабатывания на предпринимателях либо из-за изначальной убыточности, либо на взятках и откатах. Особенно смешно слышать о покупке акций малых предприятий такими ПИФами. Если малый бизнес выпустит акции после создания, что трудно себе представить, и будет реально прибыльным, то такие ценные бумаги будут интересны серьезным инвесторам. При чем тут специально созданные паевые фонды?
Короче говоря, диалог правительства с малым бизнесом сегодня строится на основе взаимных претензий.
…Вряд ли такой диалог можно считать конструктивным. Для того чтобы нормализовать ситуацию, неплохо было бы понять, зачем нам вообще нужен малый бизнес. Если как инструмент занятости населения - то его надо полностью освобождать от налогов и тому подобных требований. Тогда, кстати, и вопрос «теневого» бизнеса отпадет сам собой. Если как экспериментальная площадка для освоения новых продуктов и технологий, то необходима прямая инвестиционная поддержка малого предпринимательства со стороны государства. Если же малое предпринимательство рассматривается властями лишь в качестве модного аксессуара - у всех нормальных стран оно есть, так пусть будет и у нас, - надо предпринимателям так и сказать».
Александр Ивантер статье «Не в дверь, так в окно» анализирует результаты опроса, поведенного в бизнес-среде:
«…Несмотря на ограниченный доступ к кредитам, финансовое состояние малого бизнеса в большинстве регионов России оценивается его владельцами в целом удовлетворительно. Гораздо менее радужны оценки монополизации местных рынков и издержек взаимодействия с властями и криминалитетом. А лидирует в антирейтинге оценок предпринимателей правовой беспредел. Почти две трети владельцев небольших компаний при возникновении у них хозяйственных споров не обращаются в суд, а прибегают к услугам влиятельных чиновников или бандитов.
Таковы ключевые результаты исследования, проведенного в марте 2005 года общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» совместно с ВЦИОМ. Экспертным путем было выделено восемь ключевых аспектов функционирования малого бизнеса, которые и легли в основу опроса собственников и высших менеджеров малых предприятий.
Отвечая на вопрос о наиболее актуальных рисках, предприниматели акцентировали свое внимание не столько на криминальных угрозах или неадекватных действиях власти, сколько на рисках экономической среды. Причем явным лидером оказались не микроэкономические риски - рост арендных платежей или монополизация локального рынка, - а макроэкономические, а именно угроза резкого ухудшения общей ситуации в экономике.
…Финансовое состояние бизнеса по результатам исследования оказалось самым благополучным аспектом предпринимательского климата. Позитивные оценки этой стороны жизни компаний в целом по выборке и в большинстве регионов преобладают. Однако когда речь заходит не столько об общей ситуации, сколько о конкретных вещах, таких как доступ к кредитам или возможности для инвестирования и развития, настрой респондентов становится иным. Так, оценивая текущее финансовое состояние бизнеса, ровно половина респондентов заявила, что «положение относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития – нет».
…Причина подобной ситуации лежит на поверхности. Любой компании, тем более небольшой, очень трудно стабильно инвестировать в свое развитие, не прибегая к заемным средствам. А вот доступ к банковским кредитам у малых фирм остается весьма ограниченным. 60% респондентов заявили, что главным источником финансирования предприятия выступает его собственная прибыль, 30% используют для этого личные накопления, и лишь 16 с небольшим процентов бизнесменов используют для развития в основном кредиты.
…Среди причин того, что получить кредит не удалось, предприниматели чаще всего называли высокие процентные ставки (47,4%) и невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2%). Далее следуют невозможность предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования (порядка 18%).
…Специфической проблемой для малого предпринимательства является обеспеченность доступа к производственным площадям, включая офисные помещения. Во многих регионах такие площади либо в большом дефиците и поэтому запредельно дороги, либо же их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать разного рода административные барьеры.
Более половины (55,4%) респондентов сообщили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены очень высоки и для малого бизнеса недоступны. Весьма значима (15,6%) и доля тех, кто утверждал, что рынка деловой недвижимости как такового нет и площади можно приобрести только через чиновников.
О тяжести арендного бремени красноречиво свидетельствуют следующие цифры: у 54,4% респондентов на арендные платежи уходит 30% всех расходов предприятия и более, а у 18% - 50% и более. Какое уж тут развитие.
Однако весьма любопытно, что, отвечая на вопрос "Что для вас предпочтительнее: снижение размеров платежей или их фиксация на длительный срок (как минимум три года)", 43,3% опрошенных предпочли фиксацию платежей.
…Взаимодействие предпринимателя с местными властями и проверяющими инстанциями влечет за собой немалые временные и финансовые, в том числе коррупционные, затраты. Наибольшие проблемы создают проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями или с прямым вымогательством. В среднем по России в прошлом году каждое малое предприятие проверяли пять раз. Но есть и явные лидеры, к которым проверяющие наведывались более десяти раз в год, то есть фактически каждый месяц, - это Тамбовская и Ростовская области, Мордовия, Московская область.
…Исследование подтвердило расхожее мнение, что решение проблем с чиновниками с помощью взяток практикуется довольно часто: свыше 40% респондентов ответили "широко распространена". Среднестатистическое малое предприятие тратит на взятки чиновникам и проверяющим 8,5% выручки.
…Процедуры регистрации бизнеса две трети опрошенных в целом по РФ оценивают как нормальные. Таким образом, учитывая, что затрудняющихся ответить всего 8%, позиция выражена достаточно четко. Отметим лишь те регионы, в которых респонденты заявляют о проблемах с регистрацией. Это Приморский край (44% респондентов считают, что процедуры регистрации слишком сложные), Краснодарский край (44%), Астраханская область (38,5%), Калужская область (41,2%), Тульская область (52%) и Москва (41,6%).
…Опрошенные предприниматели выразили вопиющее недовольство качеством их правовой защиты. Во всех до единого российских регионах число недовольных судебной практикой малых предпринимателей существенно преобладает над оптимистами.
В случаях, когда законные интересы представителей малого бизнеса кем-либо ущемлены, сами предприниматели отнюдь не всегда заинтересованы в обращении именно в суд (60,7% всей выборки) и часто предпочитают иные способы защиты интересов. Первый и главный из этих способов - обращение к посредникам из властных структур. Об этом заявили 52% опрошенных. Таким образом, альтернативой суду является, если называть вещи своими именами, коррумпированный государственный аппарат.
…Есть и другие способы решения проблем бизнеса помимо обращения к чиновникам. В частности, 14% респондентов заявляют, что бизнес обращается к посредникам из криминальных структур, 16% - к вышестоящим должностным лицам. Всего 11% уповают на помощь предпринимательских объединений.
…Ситуация с конкуренцией в основном неблагополучна. Половина респондентов заявила о существовании в регионе отраслей экономики, доступ в которые искусственно затруднен. С учетом ошибки выборки примерно в одинаковой степени мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20,1%), крупные компании-монополисты (24,1%), администрация города или населенного пункта (20,2%). Интересно, что криминальные группировки в этом списке на последнем месте (5%), а правоохранительные органы оказались строкой выше, получив 9% голосов. …По мнению 65% респондентов, представители администраций используют свое служебное положение для поддержки отдельных фирм "часто" или "иногда". Самой проблемной отраслью с точки зрения вмешательства региональных администраций является строительство и монтажные работы: 43,4% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, так или иначе препятствуют работе независимых компаний.
…По результатам опроса каждому региону был присвоен интегральный индекс условий малого предпринимательства.
…Картина вышла весьма интересная. Если лидерство богатых регионов - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Омской области, Ставропольского края - было предсказуемым, то высокие показатели Башкирии, Республики Марий Эл и особенно Усть-Ордынского Бурятского автономного округа приятно удивили. Не порадовали очень низкие показатели интегральных оценок малого предпринимательства в Татарстане, Красноярском крае и особенно в Москве. Столица вообще умудрилась оказаться в общем рейтинговом списке на третьем месте с конца».
Мы оставим за рамками обзора последний материал «Эксперта» - статью Андрея Яковлева «Тиражировать лучшую практику» и обратимся к материалу совсем иного плана. 8 августа газета «Ведомости» опубликовала статью Светланы Ивановой «Скрытые резервы», рассказывающую о том, как бизнес может обратить в свою пользу поправки в Налоговый кодекс:
«…Этой весной законодатели внесли в главу НК о налоге на прибыль серьезные правки, выгодные бизнесу. По оценке Минэкономразвития, благодаря этим изменениям в распоряжении предприятий только в следующем году останется дополнительно не меньше 100 млрд руб. Но экономия может оказаться еще больше, если заранее спланировать свой бизнес с учетом налоговых изменений...
…Запускать новый объект или сдавать тот, что почти закончен, лучше уже в декабре, советует менеджер департамента налогов и права ФБК Татьяна Матвеичева. Со следующего года компаниям разрешается сразу включить в расходы 10% стоимости здания или оборудования, а остальное амортизировать. К тому же в новом году до половины прибыли можно будет уменьшить на величину убытков, полученных в предыдущих периодах. А с 2007 г. накопленный в прежние годы убыток может съесть всю прибыль целиком.
Вместе эти две нормы дадут инвестору колоссальную налоговую экономию, говорит партнер PricewaterhouseCoopers Михаил Клубничкин. Ввод нового объекта благодаря ускоренной амортизации обычно приводит в первые годы к образованию большого убытка, объясняет он. Но до сих пор списание убытков прошлых лет было растянуто на годы и не давало инвесторам почувствовать реальный налоговый эффект от ускоренной амортизации.
С вложениями в научные разработки тоже разумно повременить до следующего года. Пока что затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) должны накапливаться в течение трех лет, прежде чем их можно будет списать на расходы... А со следующего года этот срок сокращается до двух лет. В придачу у компаний появится возможность включить в расходы все деньги, потраченные на исследования, даже если они не принесли результата.
…Затраты на вневедомственную охрану уже с этого года можно включать в расходы, отмечает гендиректор компании “Велес-Лекс” Эльмира Горохова.
А со следующего года можно быть более щедрым с покупателями и клиентами. Смело давайте им скидки, советует Горохова. Даже в том случае, если в договорах предусмотрены скидки с цены за определенный объем покупок в течение года, разницу между обычной ценой и специальной ценой со скидкой в новом году можно будет включить в расходы. Сумма скидки сможет уменьшить и долг покупателя, накопившийся под конец года… Закон теперь разрешает и такие скидки списывать на расходы.
С 2006 г. тратить средства за границей тоже можно свободнее, если у вас там есть друзья, способные подтверждать ваши зарубежные расходы... Доказывать свои расходы в других странах можно будет любыми документами, оформленными по обычаям делового оборота того государства, где вы тратили деньги на командировки, содержание представительств и общение с местными партнерами.
…Сейчас арендатор, который на свои деньги перестроил арендуемое здание или модернизировал оборудование, может разве что скостить себе арендную плату. Его налоги от этого никак не уменьшаются.
…Со следующего года отношения арендатора и его лендлорда станут менее напряженными. Арендаторы смогут амортизировать расходы на неотделимые улучшения, уменьшая свой налог на прибыль (если арендатор такие улучшения не возмещает). Однако в бочке меда не обошлось и без ложки дегтя. Срок амортизации имущества, как правило, длиннее, чем срок аренды. Поэтому арендатор не успеет включить в расходы все свои траты на переделку, объясняет консультант. Чтобы право на амортизацию досталось хозяину имущества, достаточно возместить арендатору его расходы на неотделимые улучшения. Поэтому разумнее переписать договор аренды, предусмотрев в нем обязанность арендодателя возместить расходы на произведенные улучшения…
Сейчас не стоит чересчур торопиться с выплатой налоговой задолженности конца 90-х гг., которая была реструктурирована по постановлению правительства № 1002, объясняет Матвеичева из ФБК. Тем, кто вовремя гасит основной долг, государство предусмотрело “бонус” в виде списания пеней и штрафов. Но не вздумайте расплачиваться по этим долгам с опережением графика — в этом случае с суммы списанных пеней и штрафов придется заплатить налог на прибыль. Потому что в список необлагаемых доходов они не попали. Причем сделано это задним числом — с 1 января 2005 г.
…Если ваш кредитор в том же квартале не одолжил денег кому-то еще на сопоставимых условиях, то вы сможете вычесть из прибыли лишь сумму процентов по кредиту, не превышающих ставку рефинансирования ЦБ, увеличенную в 1,1 раза. А эта ставка неуклонно снижается вот уже семь лет, напоминает Рудерман из Salans. Если же с 2006 г. в кредитном договоре будет установлена фиксированная процентная ставка в течение всего срока действия этого договора, предельный не облагаемый налогом процент будет рассчитываться по ставке рефинансирования на момент выдачи кредита. Соответственно, ваша расходная статья будет больше, а налог — меньше».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости