Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кого амнистируют?

Проект налоговой амнистии, предложенный минфином и принятый затем правительством, оказался в центре внимания российских СМИ. И, надо сказать, их реакция на одобренный проект министа Кудрина была совсем не одобрительной.
Уже 9 августа «Коммерсантъ» опубликовал статью Андрея Багрова «Мало не покается»:
«…Формально Минфин, подготовивший законопроект об амнистии капиталов, выполнил то, что предписал президент весной этого года в послании Федеральному собранию: «Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки».
Именно такую схему и подготовил Минфин. Гражданам предлагается в срок с 1 января по 1 июля 2006 года задекларировать свои средства, полученные до 1 января 2005 года, перевести их в российские банки, заплатить 13% и спать спокойно.
Но, как удалось выяснить Ъ, уже есть желающие развить амнистию за рамками обещанного президентом. И не где-нибудь, а по соседству с президентом – в его администрации. По словам источника Ъ в этой организации, есть план развить амнистию капиталов на «амнистию имущества».
Речь идет о том, что владельцу недвижимости придется доказывать, что она приобретена на деньги, с которых уплачены все налоги. Другими словами, налицо возврат к контролю за расходами граждан, который был отменен в 2004 году.
…Даже и без довеска в виде амнистии имущества предложения Минфина не могут не вызвать опасений у потенциальных амнистируемых. Закон «Об отмывании доходов, полученных преступным путем» никто не отменял. А значит, все банковские операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей, обязательно попадут в поле зрения финансовых разведчиков. А те, в свою очередь, будут просто обязаны довести начатое дело до конца, то есть проверить амнистируемого под микроскопом – а не оставил ли он еще незадекларированных капиталов в каком-нибудь офшоре. Если к тому же идея кремлевских администраторов о распространении амнистии и на имущество станет явью, то амнистируемый перед явкой с повинной должен будет принять твердое решение: если уж декларировать, то все – капиталы и в Швейцарии, и на Северном Кипре, замки на Лазурном берегу и дачи на Рублевке. Ясно, что налоговая индульгенция будет выдаваться налогоплательщику только на ту сумму, которую тот сам укажет. И если амнистирующие сочтут, что амнистируемый покаялся не во всех грехах, ему будет только хуже.
…События вокруг ЮКОСа, зарплатами всех сотрудников которого Генпрокуратура уже заинтересовалась, учат, что, хотя зарплатными схемами грешат работодатели, при желании претензии можно предъявить и получателю такой зарплаты. А значит, амнистия приведет к тому, что с 2 июля 2006 года стук в «органы» станет более учащенным. И стучать, прежде всего, будут работники на своего работодателя.
Риски амнистирующих
«Все понимают, что вопрос возврата денег в экономику – это прежде всего вопрос доверия граждан государству. При нынешнем состоянии доверия можно предлагать любые схемы амнистии, и ни одна работать не будет. Более того, очередное благое предложение может превратиться в свою противоположность – в дубину давления на налогоплательщиков»,– считает зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. По его словам, амнистия сработает и станет «действительно эффективным инструментом», только если будут исполнены и другие идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию. В первую очередь это касается упорядочения проверочной деятельности налоговиков. Пока, напомним, поправки оптимизма налогоплательщикам не внушают, что никак не добавляет доверия и к государству в целом.
«Идея, конечно, хорошая, но я сомневаюсь, что это будет рабочий механизм»,– заявил Ъ об идее амнистии зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. Он уверен, что «если кто-то будет задавать вопросы и выяснять происхождение декларируемых средств, никто амнистироваться не захочет».
С коллегой согласен председатель Координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин, по его словам, схема Минфина нуждается в проработке на предмет того, «чтобы она не стала приманкой для простаков».
…Амнистия капиталов приведет не только к тому, что российские граждане будут стучать чаще и громче. У нее будет еще одно важное следствие. Власть, отдавая себе отчет в том, что желающих воспользоваться амнистией будет немного, идет на этот шаг для того, чтобы начать взаимоотношения с налогоплательщиком с чистого листа. Страница ЮКОСа перевернута, всем дали время и возможность для того, чтобы не просто извлечь уроки, но и воспользоваться амнистией. Это значит, что со 2 июля налоговики, которые останутся теми же, что и сейчас, то есть, по существу, силовиками, получат и моральное право взять в разработку любого налогоплательщика. И если удастся найти следы налоговой оптимизации (в чем сомневаться не приходится), то у них появится козырь, которого сейчас нет,– всем был предоставлен шанс исправиться».
И здесь же, под заголовком «Что можно купить за 13%?» газета приводит мнения заинтересованных лиц:
«…Игорь Юргенс, первый вице-президент ИК "Ренессанс Капитал", вице-президент РСПП:
– Это пропагандистская акция, нежели экономическая мера. Государство стремится навести порядок в стране и улучшить инвестиционный климат, но немногие рискнут таким образом задекларировать свои средства. А рядовым сотрудникам это вообще до фени.
Алексей Кондауров, депутат Госдумы, бывший начальник аналитического управления ЮКОСа:
– Можно напугать граждан и создать всеобщую атмосферу страха. А как иначе это объяснить, если власть путает нелегальные доходы с вполне легальными. За оптимизацию можно возбудить дела против всех сотрудников любой компании. Выплаты зарплат по страховкам, насколько я знаю, были вполне легальными, и никто из нормальных людей не пойдет в бухгалтерию проверять, правильно ли работодатель перечисляет за него налоги. Если делом Ходорковского власть запугала бизнес, то теперь хочет запугать остальных граждан, и новое обвинение против юриста ЮКОСа Бахминой станет примером.
…Артем Тарасов, предприниматель, первый легальный советский миллионер:
– Это делается для демонстрации активности и составления бодрых рапортов. Но это будет еще одна неудачная попытка вернуть вывезенный капитал. Обещают освобождение капиталов от наказания, но капиталы уже освобождены, поскольку вывезены, а здесь никаких дальнейших гарантий никто не дает. И главное – не предоставляет более выгодных условий».
Еще более активизировалось обсуждение после одобрения минфиновского проекта правительством. 11 августа интернет – издание «Газета. Ru» публикует статью «Правительство родило мышь»:
«Обещанная президентом амнистия капиталов превратилась в фикцию. С подачи Минфина правительство одобрило некий набор мер, который в лучшем случае приведет к выходу из тени «конвертных» зарплат менеджеров низшего и среднего звена, но не капиталов, выведенных из страны в 90-х.
…Теперь это не амнистия, а в терминах Минфина, готовившего документ, «упрощенное декларирование доходов физических лиц».
Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин на встрече с президентом, это «что-то вроде налоговой амнистии».
…В тексте законопроекта специально подчеркивается, что задекларированы могут быть лишь доходы, единственным недостатком которых является связанное с ними налоговое (и никакое другое) правонарушение. Причем, это должно быть правонарушение несерьезное, которое потянуло бы максимум на 3 года лишения свободы, то есть уход от налогов в особо крупных размерах в этот перечень не попадает. Кроме того, если неучтенные доходы уже были вложены в акции, какой-либо бизнес или недвижимость, амнистии они не подлежат.
Вместо глобальной амнистии выведенных за время дикого капитализма 90-х за рубеж капиталов и их возврата в страну, как представлял дело в своей апрельской речи президент, Минфин подготовил некий набор мер, который в лучшем случае приведет к выходу из тени «конвертных» зарплат менеджеров низшего и среднего звена за последние 3 года (срок давности преследования по налоговым правонарушениям).
Кабинет министров, заслушав доклад Кудрина, забросал автора законопроекта вопросами. …Основные споры разгорелись вокруг исключения имущества из подлежащих амнистии активов: оно сводит на нет весь ожидаемый эффект от проведения амнистии. «Все разумные граждане уже вложили эти доходы (скрытые от налогообложения. – «Газета.Ru») в акции и недвижимость. Это видно даже по Подмосковью», – заявил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Его поддержал представитель правительства России в Конституционном суде Михаил Барщевский:
«Те, кто умел заработать деньги и увести их от налогов, навряд ли положили их под подушки. Это бессмысленный закон. Те, кто имеет капитал, не держит его под матрасом».
Барщевский подчеркнул, что предложенной Минфином амнистией по факту смогут воспользоваться только те, кто утаил подоходный налог с зарплат, полученных в российских компаниях.
«В итоге гора родила мышь», – заявил Барщевский, сопоставляя первоначальные планы по амнистии с предложенными в законопроекте».
12 августа интернет – газета «РБК – Дейли» опубликовала статью Антона Попова «Легализация россиянам не по нраву» с подзаголовком «Амнистия капитала без улучшения инвестиционного климата, да еще по ставке 13%, явно обречена на провал»:
«В четверг кабинет одобрил подготовленную Минфином концепцию проведения налоговой амнистии для физических лиц. …Причем вице-премьер Александр Жуков предложил снизить ставку до 7%. Эксперты согласны с Жуковым: по их сведениям, сейчас легальный возврат выведенных за рубеж средств обходится не дороже 8-9%. Однако ставка, по которой власти предлагают легализовать выведенные из-под налогообложения деньги, – далеко не главная проблема налоговой амнистии. Беда в том, что деньги уходили из России и прятались на счетах внутри страны не только из-за чрезмерных, по мнению владельцев средств, налогов. Любого россиянина, у которого завелись мало-мальски серьезные сбережения, в первую очередь волнует защита прав собственности. Поэтому, прежде чем зазывать «беглый» капитал обратно в страну и в правовое поле, властям следовало бы подготовить для него благодатную почву. А без улучшения инвестиционного климата налоговая амнистия станет очередным благим намерением – красивым, но неэффективным.
Тех, кто успел обратить незадекларированные доходы в имущество, правительство разочаровало сразу. В ходе заседания глава Минпромэнерго Виктор Христенко поинтересовался у министра финансов Алексея Кудрина, целесообразно ли амнистировать не только капитал, но и движимое и недвижимое имущество. «С акций и недвижимого имущества будет уплачен налог, и это повысит фискальную составляющую. Но нужно это делать или не нужно – это социальный и политический выбор», – ответил Кудрин. Иными словами, амнистия имущества если и будет – то не сейчас.
…Эксперты соглашаются с Александром Жуковым. По их мнению, легализация средств по ставке подоходного налога делает всю затею с амнистией бессмысленной. «Я полагаю, что тринадцать процентов не вызовут особого энтузиазма», – сказал RBC daily вице-президент управления стран с переходной экономикой банка Credit Suisse First Boston (CSFB) Сергей Волобоев. По его мнению, есть смысл сравнить предлагаемую ставку с теми расходами, которые сейчас несут российские бизнесмены при переводе средств из офшорных зон. «Я слышал, что вполне легальная схема, по которой деньги с Кипра можно перевести в Россию, не раскрывая при этом имени собственника, обходится примерно в 8-9%, – говорит Сергей Волобоев. – Так что о переводе средств из-за рубежа по ставке 13% говорить всерьез не приходится – по чисто экономическим соображениям».
…Сергей Волобоев уверен, что власти будут отслеживать происхождение легализуемых денег, – поэтому капиталам «с душком» ход в светлое будущее все равно будет закрыт. Впрочем, не факт, что амнистия окажется способной окончательно вернуть в правовое поле даже относительно честных плательщиков. Во всяком случае, по мнению экономиста Объединенной финансовой группы (ОФГ) Ярослава Лисоволика, опыт предыдущих налоговых амнистий в России говорит об обратном.
…По оценке экономиста ОФГ, капиталы потенциальных «клиентов» налоговой амнистии исчисляются десятками миллиардов долларов. «Соответственно, дополнительные поступления в бюджет государства могут измеряться миллиардами долларов», – отмечает Ярослав Лисоволик. Таким образом, в случае успеха амнистии государство могло бы одновременно получить дополнительные доходы бюджета, увеличить частные инвестиции в экономику и серьезно улучшить платежный баланс. Наконец, отмечает г-н Лисоволик, большая часть выведенных средств хранится в долларах, и их возвращение в Россию могло бы повлиять на валютные курсы. Для того чтобы добиться такого результата, нужна сущая малость – чтобы владельцы капиталов поверили российскому правительству
…Эксперты отмечают, что само по себе объявление амнистии не способно вернуть сколько-нибудь значительный капитал. Для этого власти нужно работать над улучшением инвестиционного климата. «Есть еще полгода до начала процедуры, в течение которых государство может предпринять дополнительные шаги, которые могли бы повысить положительный эффект от амнистии, – говорит Ярослав Лисоволик. – Если же все останется как есть – не думаю, что эффективность амнистии будет значительной.».
В тот же день на страницах «Независимой Газеты» появляется статья Игоря Наумова «Кудрин ошибся с амнистией»:
«Вчера правительство рассмотрело предложения Минфина по проведению налоговой амнистии. …Обсуждение показало, что концепция амнистии, построенная сообразно идее, озвученной в ежегодном послании президента, ошибочна, с чем в конечном итоге фактически согласился глава Минфина Алексей Кудрин, вынужденно признав справедливыми многие замечания.
…По мнению главы Минфина, амнистия должна быть одноразовой, так как если предположить, что такая санкция может иметь многоразовый характер, эффективность ее снизится. Амнистия не касается движимого и недвижимого имущества.
Представитель правительства в судебных органах власти Михаил Барщевский …отметил, что налоговые преступления, как правило, идут рука об руку с валютными, за которые предлагаемая Минфином амнистия ответственности не снимает. Значит, деньги, выведенные в офшоры, размещенные на счетах в зарубежных банках, в Россию все равно не вернуться. Потенциально неприятности ждут и работодателей, плативших зарплату в конвертах. Работник, задекларировавший свои доходы, избавлен от уголовной ответственности, но не от вопросов, где он эти деньги получил. Логическим шагом налоговых органов, получивших из первых рук информации, что где-то зарплату платили по «серым» или «черным» схемам, будет появление с проверками в этих организациях. А ведь на юридических лиц эта амнистия не распространяется. Так что у налоговиков работы будет непочатый край.
Глава МЭРТа Герман Греф предложил расширить цель амнистии с таким расчетом, чтобы выйти с репатриации капиталов на их легализацию. Он считает, нет смысла переводить деньги в российские банки, если они лежат на счетах в иностранных. Но для этого необходимо будет пересмотреть концепцию законопроекта. Премьер к столь решительному шагу оказался не готов».
15 августа газета «Новые Известия» обращается к еще одной точке зрения на налоговую амнистия – «Губернаторы критикуют Минфин за программу по амнистии капитала», так называется статья Андрея Гулютина:
«Предлагаемая Министерством финансов налоговая амнистия сразу же вызвала бурную полемику, в которой уже отметились члены правительства и эксперты. Вчера к ней подключилось руководство регионов. Тон задал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, заявивший: «Если министр финансов призывает к легализации частных капиталов и при этом говорит, что надежнее держать государственные капиталы в ценных бумагах зарубежных государств, то я не очень убежден, что частный капитал легко согласится на вложения в Россию».
По его мнению, для того чтобы вернуть вывезенные за рубеж капиталы и исключить их бегство в будущем, необходимо прежде всего «улучшить инвестиционную обстановку в стране». Между тем существующие административные барьеры не снимаются, а становятся еще выше. Глава региона убежден, что целью «налоговой амнистии» является не столько прощение некоей уголовной вины, сколько привлечение инвестиций».
И, наконец, 16 августа в немецкой «Die Welt» была опубликована статья Йенса Хартманна «Кремль планирует налоговую амнистию для физических лиц»:
«…Налоговая амнистия предполагается лишь для физических лиц. Юридические лица из нее исключаются. Тем самым Кремль посылает сигнал бизнесу, говоря, что его прошлые налоговые прегрешения, которые не в последнюю очередь проистекают из недоработанного законодательства, не прощены и не забыты.
Отношения между государством и экономикой напряжены. Налоговые расследования, например, против крупнейшего в стране нефтяного концерна ЮКОС, против второй по своему значению нефтеперерабатывающей компании ТНК-ВР, а также еще десятка других предприятий, налоговые отчеты которых в течение долгих лет считались корректными, а теперь оказались доказательствами их вины в уголовных делах, отравили деловой климат.
…Число проверок растет. Говорят, что штаты налоговых органов увеличились в последнее время на 15 тысяч. Сейчас в этой области в общей сложности занято 160 тысяч человек.
…Исследователь коррупции Георгий Сатаров ничего не ждет от расширения штатов. «Это приведет только к росту числа вымогателей». Институт «Индем» недавно опубликовал исследование, доказывающее, что в 2004 году объем взяток в России составил 316 млрд долларов.
Налоговая амнистия игнорирует не только предприятия, она даже не годится для того, чтобы вернуть в Россию беглые капиталы. Согласно различным оценкам, за границей находится от 200 до 300 млрд долларов. Большая их часть лежит на оффшорных счетах в налоговых оазисах. Российской экономике их не хватает.
Налоговые органы грозят проверкой происхождению беглых капиталов и при необходимости их возвратом. Кроме того, недавно российский конституционный суд отменил срок давности по налоговым правонарушениям, который до сих пор составлял три года.
…Для кого же тогда эта налоговая амнистия? Специалист по коррупции Сатаров считает: «Президент Владимир Путин и министр финансов Алексей Кудрин говорят всему миру, речь, мол, идет об отмывании нелегальных доходов. Что это за огромные доходы, которые надо легализировать с помощью санкционируемого на государственном уровне отмывания денег? Очевидно, это взятки. Правительство говорит своим коррумпированным чиновникам: «Заплатите 13% и живите спокойно».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости