Чего только не случается в нашей стране. Так совсем недавно министр внутренних дел и Генеральный прокурор решили, что их ведомства должны лучше относиться к малому бизнесу, чем до сих пор. И подписали соответствующие документы.
«Милицейская аскеза» так была озаглавлена статья на сайте «Газета. Ru» (11 августа), посвященная почину министра Нургалиева:
«Министерство внутренних дел решило навести порядок в самом себе, четко прописав полномочия своих сотрудников при проверках хозяйствующих субъектов. Чтобы сделать проверки более предсказуемыми, МВД решило издать специальную инструкцию, регламентирующую, кто именно и каким образом может проводить ревизию.
Практическая значимость этого документа, по мнению заместителя начальника правового департамента МВД России Ильи Кучерова, заключается в том, что он обеспечивает «предсказуемость поведения сотрудников милиции при проведении ими проверок и ревизий», а также «в полной мере учитывает законные интересы проверяемых лиц и фактически создает алгоритм правомерного поведения для всех участников подобных правоотношений».
Регламентация действий сотрудников милиции преподносится МВД как существенное ограничение их полномочий.
Так, временно исполняющий обязанности первого заместителя начальника Департамента экономической безопасности МВД Юрий Самофалов указывает на то, что «сотрудники милиции теперь не смогут опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, или инвентаризации материальных ценностей».
…Принципиальное новшество заключается в том, что отныне получать доступ к документации предприятий сотрудники милиции могут только при наличии мотивированного постановления руководителя органа внутренних дел.
Правозащитники и участники рынка, знающие о методах милицейских проверок не понаслышке, появление инструкции для проверяющих приветствуют. Но реальное соблюдение регламента ставится под сомнение как теми, так и другими.
Александр Добровинский из адвокатской конторы «Добровинский и партнеры» считает, что «само по себе появление такого документа означает, что мы маленькими шажками ползем к цивилизованному обществу». Однако темпы, с которыми это происходит, эксперта явно не устраивают. По словам юриста, в России мало обязать милиционера получить разрешение на ревизию у начальства, «необходимо, как на Западе, прописать в законе норму о том, что опечатывать помещения, равно как изымать документы можно только с санкции суда».
«Эта мера может реально помочь мелкому бизнесу - парикмахерским, салонам красоты, табачным киоскам. Именно они представляют наибольший интерес для милиции, - добавляет председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин. - Рядовые милиционеры, конечно, продолжат проверять их с не меньшим рвением, зато не парализуя при этом всю деятельность». «Но даже при такой регламентации давление на бизнес сохраняется, - тут же оговаривается эксперт. - Если нижние чины милиции лишены возможности опечатывать помещения, изымать без описи документы, это всегда может сделать сотрудник повыше рангом». Бухгалтер одной из столичных компаний также сомневается в переменах к лучшему: «Все зависит от проверяющего, при этом сказать, что подавляющее большинство из них - хамы, значит, ничего не сказать».
« Сейчас правоохранительные органы, изымая документы, вручают повестку, в которой указывается где и когда их можно забрать. Однако чтобы бумаги действительно отдали, приходится платить. В противном случае, на тебя заводят уголовное дело, - рассказывает топ-менеджер российского представительства европейской фармацевтической компании. - Если эта инструкция действительно заработает, всем станет легче. Но при том, что законы у нас всегда хорошие, их почему-то редко соблюдают».
…Инструкция к п. 25 ст.11 Закона Российской Федерации «О милиции» (предоставляет милиции право проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций) утверждена приказом МВД России от 2 августа 2005 года №636.
Документ представляет собой административный регламент, закрепляющий порядок назначения и проведения проверок. Инструкция также закрепляет перечень должностных лиц, наделенных правом проводить проверки. Кроме того, в ней прописаны процедурные особенности проверок и ревизий, порядок изъятия и копирования документов, возможные варианты реализации полученных по их результатам материалов. Документ вступит в силу 12 августа, после публикации его текста в «Российской газете».
12 августа статьей Николая Гулько «Милицию отогнали от кассы» на новую инструкцию МВД откликнулся «Коммерсантъ»:
«Сегодня вступает в силу внутриведомственная инструкция МВД России «О порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности». По замыслу разработчиков документ «обеспечивает однозначность и предсказуемость поведения сотрудников милиции», ограждая предпринимателей от произвола. Но сами предприниматели в это не верят.
Появление инструкции связано с вступлением в силу поправок в закон «О милиции». Они, в частности, лишили милиционеров права опечатывать кассы и помещения, а при изъятии документации обязали их в пятидневный срок предоставлять предпринимателям заверенные копии всех изъятых документов, которые в обязательном порядке вносились в опись. При этом срок проверок закон ограничил 30 сутками.
…Инструкция, по идее ее авторов, должна перекрыть все возможности для злоупотреблений. В ней перечислены должностные лица, имеющие право выносить постановления о проверках и ревизиях. Кроме того, даны образцы бланков, которые должны быть соответствующим образом заранее оформлены. В них, в частности, должны быть указаны имена и должности проверяющих и лиц, ответственных за проведение мероприятий, и четкие обоснования этих действий. Кроме того, прилагаются образцы актов проверок, в которых указываются все изъятые документы, кто и в чьем присутствии их изымал, факты конкретных установленных правонарушений или, в случае если их не окажется, отсутствие таковых.
…Однако бизнес не слишком в это верит. «Изменения не столь существенные, похоже, сотрудники МВД чуть меньше будут мешать хозяйственной деятельности предприятий – так прокомментировал Ъ новации эксперт предпринимательского объединения «Деловая Россия» Андрей Неведеев.– Единственное, что на самом деле важно,– милиция теперь не сможет арестовывать склады, закрывать офисы и опечатывать кассы на время проведения проверок». На самом деле основные проблемы, связанные с приходом милиции на предприятие, это не следующие за ним судебные разбирательства, а именно опечатывание складов. По словам предпринимателя, именно это наносило бизнесу наибольшие убытки. «Поэтому он всегда был готов «делиться» с проверяющими – лишь бы открыть опечатанные склады и продолжить работу»,– отметил Андрей Неведеев.
Нововведения не понравились и сотрудникам департамента экономической безопасности МВД. Там Ъ заявили, что запрет опечатывать помещения и быстро изымать документы «позволит мошенникам в короткий срок вывезти контрабандный товар, изменить документацию, скрыть улики и замести следы».
Однако, скажем прямо, особого ажиотажа в СМИ новая инструкция МВД не вызвала. И тут на защиту малого и среднего бизнеса встал Генеральный прокурор.
18 августа «Газета. Ru» публикует статью «Прокурор приказал не трогать маленьких»:
«…Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов подписал приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности». Как сообщила пресс-служба Генпрокуратуры, в этом приказе Устинов потребовал от подчиненных прокуроров «принять решительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса, повысить уровень прокурорского надзора».
Приказ разослан всем начальникам управлений и отделов Генпрокуратуры, а также прокурорам регионов.
Прокурорам, в частности, приказано усилить надзор за законностью правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность. А также «принять эффективные меры, в том числе уголовно-правового воздействия, по защите предпринимателей, в первую очередь малого и среднего бизнеса, от поборов и вымогательств со стороны криминальных элементов и организованных преступных группировок».
…В приказе Устинова подчеркивается необходимость реагировать «на факты коррупции и других злоупотреблений, превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц органов государственного контроля».
Особое внимание при этом генпрокурор требует обратить на недопустимость взимания чиновниками платы с предпринимателей за проведение контрольных мероприятий, разумеется, кроме случаев, которые установлены действующими законами.
Генпрокуратура требует активнее привлекать должностных лиц к административной ответственности. «В сфере малого бизнеса процветает взяточничество, нездоровые поборы, беспорядочные проверки пожарных и прочих инстанций», – подтверждает опасения генпрокурора Сергей Сучков (старший вице-президент Внешторгбанка – В.В.).
Эксперты удивлены тем, что для уголовного преследования криминальных элементов и чиновников, злоупотребляющих должностным положением, не хватает норм Уголовного кодекса, и потребовался специальный приказ генпрокурора.
В Генпрокуратуре «Газете.Ru» пояснили, что приказ подписан в целях совершенствования существующего законодательства.
…«В России достаточно законов для того, чтобы пресекать коррупцию во власти, – убеждена лидер движения «Наш выбор» Ирина Хакамада. – Но зарплата в правоохранительных органах очень низкая. В пожарной инспекции и в санитарно-эпидемиологической инспекции то же самое. Власть негласно отправляет их на откуп, на «крышевание»». По мнению эксперта, под давлением со стороны недобросовестных чиновников малый бизнес в России уходит в «cерую экономику». «Не создаются условия для привлечения инвестиций, так как эта сфера остается непрозрачной, – констатирует Хакамада. – Соответственно, малый бизнес теряет конкурентоспособность. Впрочем, со средним бизнесом происходит то же самое, только на более высоком уровне».
Представители малого бизнеса, которых Генпрокуратура намерена защитить от произвола чиновников, не рассчитывают на улучшение взаимоотношений с органами власти. «Психологию чиновника очень трудно изменить. Даже при усиленном контроле они будут брать взятки и преступать закон в своих интересах», – сказал «Газете.Ru» представитель малого бизнеса, работающий в сфере услуг.
По мнению Ирины Хакамады, прокурорский приказ обращен к «своим»: «Он как бы призывает: ребята, заканчивайте! Но ничего не закончится. Следует поднять госслужащим зарплаты и передать право проводить проверки предпринимателей обществу, к примеру, Торгово-промышленной палате. А если оставит все как есть, то просто будут давать взятки еще и следователям прокуратуры. Этот приказ бесполезен».
19 августа статьей Вадима Вислогузова «Прокурорам зачитали права предпринимателей» приказ Устинова откомментировал «Коммерсантъ»:
«Вслед за МВД, издавшим на прошлой неделе документ об упорядочении милицейских проверок бизнеса, о своих намерениях снизить уровень хозяйственных репрессий вчера заявила Генеральная прокуратура.
…Прокурорам всех уровней приказано усилить надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными, региональными и муниципальными властями.
…Руководящим работникам прокуратуры предписано бороться со взятками, им следует «бескомпромиссно реагировать на факты коррупции и других злоупотреблений» со стороны многочисленных проверяющих малого и среднего бизнеса. В приказе Владимир Устинов предупредил своих подчиненных: «В случае непринятия мер по устранению выявленных нарушений закона» виновные должностные лица прокуратуры будут привлекаться к строгой административной ответственности вплоть до увольнения.
…После дела ЮКОСа прокуратура в роли защитницы предпринимательских свобод выглядит экзотично. В приказе причиной его появления названы «повсеместные грубые нарушения прав предпринимателей, в первую очередь малого и среднего бизнеса». Официальной статистики этих «грубых нарушений» у ответственных за предпринимательство государственных органов не существует. Глава департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров лишь сообщил Ъ, что, по оценкам различных организаций, на преодоление административных барьеров малый бизнес тратит до 10% выручки. «Для сравнения: в Германии этот показатель составляет 3,5% прибыли»,– отметил представитель МЭРТа.
Согласно данным опроса, недавно проведенного общественным объединением "ОПОРА России", 75% предпринимателей подвергаются проверкам различных органов государственного контроля по несколько раз в год, в том числе 30% – раз в месяц и чаще. Это при том, что, согласно законодательству, проверяющие из одного и того же органа имеют право наведываться к бизнесменам лишь раз в два года. По данным опроса, чаще всего предприниматели вынуждены «решать проблемы» с сотрудниками милиции. Такая ситуация – прямое следствие неоправданно широких полномочий, предоставленных милиционерам действующим законом «О милиции».
Немало неприятностей доставляет бизнесу и действующая система лицензирования: 66% опрошенных назвали неоднозначность лицензионных требований непосредственной причиной произвола чиновников.
…Любопытно, что с противоправными действиями чиновников опрошенные встречаются чаще, чем с "контактами" с криминальными группировками.
…В условиях хозяйственных репрессий бизнесу остается только уповать на лучшее. «Приказ Владимира Устинова можно рассматривать как долгожданное признание Генпрокуратурой того факта, что с правами предпринимателей в нашей стране действительно происходит что-то неладное»,– заявил Ъ президент объединения «ОПОРА России» Сергей Борисов. Он сообщил, что накануне появления приказа лично встречался в генпрокурором и убеждал его в необходимости защиты прав предпринимателей: «Здорово, что Генпрокуратура сработала так оперативно».
…Обрадованные вниманием прокуратуры предприниматели уже требуют продолжения. «Надеюсь, что Генпрокуратура не ограничится только этим приказом. Принципиальный вопрос – создание специализированного государственного органа по защите прав малых предпринимателей. На первых порах эту задачу могли бы решать спецпрокуратуры по обеспечению законности и защите прав субъектов малого предпринимательства»,– считает Сергей Борисов. Впрочем, в прокуратуре предпочитают не забегать вперед. «Пока структурных преобразований у нас не предусматривается»,– заявила Ъ начальник центра управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Наталия Вишнякова».
Газета «Время Новостей» откликнулась в тот же день на приказ Устинова беседой Екатерины Буториной с первым заместителем начальника департамента экономической безопасности МВД генерал-майором милиции Юрием Самофаловым. Беседа озаглавлена «В России происходит беспрецедентный передел собственности». Правда, после врезки, посвященной прокурорскому приказу, речь идет о несколько иных проблемах:
«…- Юрий Васильевич, чем вызвана такая обеспокоенность правоохранительных органов экономическими преступлениями?
- Несмотря на очевидное совершенствование законодательства, в том числе о несостоятельности и банкротстве, на практике процесс недружественных поглощений и враждебных захватов отечественных предприятий сохранился и приспособился под еще существующие пробелы - как в законодательстве, так и правоприменительной практике.
Количество применяемых мошенниками схем незаконного передела собственности исчисляется десятками, если не сотнями. Защитить права акционеров и собственников от криминальных посягательств - дело непростое, особенно сейчас, когда в России происходит беспрецедентный передел собственности - захватываются как отдельные заводы, так и огромные холдинги, контролирующие целые отрасли народного хозяйства. Здесь можно смело говорить о второй, «теневой» приватизации. Она осуществляется не государством, а рядом олигархических групп путем изъятия у законных собственников акций приватизированных компаний и, где это возможно, у государства акций в стратегических предприятиях, включая реструктурируемые отрасли.
…В борьбе за передел собственности криминал использует различные методы: размывание пакетов акций через новые эмиссии, банкротства, манипулирование с реестрами, создание параллельных советов директоров и т.д. Доходит до вооруженного захвата предприятия: например, директора, полномочия которых досрочно прекращены, самовольно захватывают предприятия, опираясь на поддержку местных властей, используя специализированные хорошо обученные подразделения.
- А как на это реагируют судебная и исполнительная власти?
- На практике основным способом поглощений в современной России стало использование «административного ресурса», благодаря которому владелец контрольного пакета акций в одночасье может лишиться своих предприятий и вложенных в них инвестиций. Для обслуживания данной модели создаются инфраструктуры, состоящие из нескольких фирм, специализирующихся на разработке схем силового захвата компаний, подкупе чиновников. Такая практика вредна для государства, она делает Россию непривлекательной для многих стратегических инвесторов, дискредитирует проводимые реформы.
…Войны претендентов на собственность не прекращаются даже после принятия судебных решений, а сами решения часто основываются не на законах, а на давлении заинтересованных сторон. Нельзя не согласиться, что наряду с теневой экономикой в регионах уже формируются элементы теневой судебной системы, специализирующейся на обслуживании захвата предприятий у законных собственников, все чаще от этого страдают иностранные инвесторы.
…- Какие еще действия совершают преступники, чтобы захватить нужное им предприятие?
- Подделка протоколов собраний акционеров для получения решений судов, обосновывающих отстранение законных руководителей предприятий; подделка выписок из реестра акционеров; отчуждение руководителем недвижимого имущества предприятия вопреки интересам акционеров; использование фиктивных предприятий, зарегистрированных на утраченные паспорта, в качестве последующих «покупателей» недвижимого имущества захваченных предприятий; применение физической силы - вот далеко не полный перечень криминального воздействия на собственника с целью изъять у него бизнес.
- Как в данном случае может помочь предпринимателям милиция?
- Подразделения экономической безопасности МВД России делают все необходимое, чтобы защитить права акционеров и собственников от криминальных посягательств. В настоящее время в рамках департамента созданы и эффективно действуют управления и отделы, которые проводят мониторинг проблемных вопросов в экономике, эффективно используют аналитические данные для раскрытия преступлений экономической направленности. Обращаться надо в управления и отделы наших территориальных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям. Они есть в каждом городе, районе. С информацией и заявлениями о неправомерных действиях в сфере экономики можно обращаться и к нам - в департамент экономической безопасности МВД».
Итак, министр внутренних дел и Генеральный прокурор официально начали борьбу за права малого и среднего бизнеса, а высокий милицейский чин призывает предпринимателей в случае захвата их бизнеса обращаться в МВД. Что дадут эти инициативы на самом деле, мы скоро узнаем. В частности, из материалов СМИ.