Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Хорош ли бюджет-2006?

Одной из наиболее злободневных тем российских СМИ стал представленный в Государственную Думу бюджет-2006.
15 августа «Независимая Газета» публикует статью Игоря Наумова «Государство удвоит себя, а не ВВП»:
«Согласно расчетам Минфина, доходы федерального бюджета в будущем году планируются в объеме свыше 5,046 трлн. руб., расходы – чуть более 4,27 трлн. руб. Профицит госбюджета определен в размере более 776,022 млрд. руб., а Стабилизационный фонд на конец следующего года должен превысить 2 трлн. руб. Стоит отметить, что в этом бюджете значительно увеличены расходы на инвестиции, а также на оборону, безопасность и прочие государственные нужды. Конкретные цифры еще уточняются, но уже сейчас очевидно, что бюджетный пирог делится прежде всего в интересах властных структур, а не населения и экономики.
Так на реализацию федеральных целевых и адресных инвестиционных программ, которые эксперты называют неэффективными, будет потрачено примерно 640 млрд. руб. По словам министра обороны Сергея Иванова, расходы на оборону в 2006 году вырастут не менее чем на 15–20%. В то же время планируется резко увеличить финансирование по линии МВД и ФСБ. …Все расчеты бюджета основаны на прогнозах Минэкономразвития (МЭРТ), в которых уровень инфляции определен в пределах 7–8,5%, среднегодовая прогнозная цена на нефть – 40 долл. за баррель и цена отсечения средств, направленных в Стабилизационный фонд, – 27 долл. Среднегодовой расчетный курс рубля к американской валюте – 28,6 руб. за 1 долл.
Следует отметить, что основные параметры нового главного финансового документа претерпели существенные изменения в сторону увеличения.
…В принципе высокие цены на нефть сегодня в состоянии удовлетворить практически все аппетиты правительства. Правда, высока угроза того, что часть денег будет попросту разворована. Бывший вице-премьер правительства Александр Лившиц иллюзий на этот счет не питает. «Конечно, своруют, – заявил он «НГ». – Я не знаю моста или дороги, которые бы строились за счет бюджета и при строительстве что-нибудь бы да не украли». И такое казнокрадство не феномен России. Оно присуще любой стране. «Когда ведутся длительные стройки за счет бюджета, воруют везде», – резюмировал Александр Лившиц. И все же он полагает, что стоит рискнуть, коль скоро Стабилизационный фонд к концу этого года превысит 1 трлн. руб.
Хотя минусы очевидны. «Риски понятны, – признает Лившиц. – Это дальнейшее увеличение госсектора, а он и так развивается непомерно». Альтернатива этому есть. Вполне можно обходиться госгарантиями частным инвесторам. «Это как в «Гамлете». Там есть тень отца Гамлета, которая никогда не появляется, но все определяет. Вот и бюджетная гарантия примерно то же самое», – убежден он. Модернизация инфраструктуры сегодня задача приоритетнее удвоения ВВП. «Гораздо важнее – модернизация инфраструктуры, которая рассыпается, и скоро не на чем будет удваивать ВВП, а останется вычитать и извлекать квадратный корень», – пояснил свою позицию Александр Лившиц».
«Бюджет неэффективного развития» - под таким заголовком публикует в тот же день свой комментарий к бюджету «Газета.Ru»:
«…Государственные расходы вырастут в следующем году более чем на треть – до 4 трлн 270 млрд рублей. По закону о бюджете 2005 года расходы должны были составить 3 трлн 47 млрд (в действительности окажутся выше примерно на полтриллиона, в основном за счет срочных вложений в реализацию закона о монетизации).
Главным концептуальным отличием окончательного варианта бюджета-2006 от первоначального является резкое, в два с половиной раза, увеличение государственных инвестиций в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) – с 287,22 млрд рублей до 640 млрд. В 2005 году на такие программы предполагалось выделить немногим более 260 млрд, то есть около $9,5 млрд, в 2006-м – почти $23 млрд. Еще 69,7 млрд рублей составит инвестиционный фонд, деньги из которого должны направляться на конкретные экономические проекты, в то время как на увеличение зарплат и пенсий пойдет 82 млрд рублей.
…Министры экономического блока, отвечающие за стабильность макроэкономических показателей, не считают нынешние цифры своим совершенным поражением – аппетиты различных лобби на фоне заоблачных цен на нефть могли были гораздо больше. Однако факт остается фактом: правительство распределит в следующем году по своему усмотрению $25 млрд.
При этом проектов для инвестиционного фонда нет даже на уровне предварительных бизнес-планов, а список ФЦП с ФАИПами, что признало само правительство на своем заседании 11 августа, не готов и требует доработки. Впрочем, и сегодня список ФЦП включает 51 позицию. Фактически это дополнительные ведомственные бюджеты. Причем программы, как правило, содержат крайне туманные критерии оценки эффективности затрат, а гипотетические результаты многих из них отнесены в далекое будущее.
…При этом свой политический выбор – истратить деньги на инвестиционные программы, то есть размазать их по бюрократической государственной вертикали, правительственные чиновники объясняют вполне традиционным соображением: большую часть разворуют, но что-то все же останется. Если вложить деньги в строительство моста, к примеру, то огромная их часть, конечно, прилипнет к рукам, но мост все-таки останется.
В этой логике есть свой резон, но есть и оборотная сторона. Следует иметь в виду, что столь значительные вливания дешевых денег приводят к довольно значительным искажениям в экономике и социальной структуре общества.
…Та социальная страта, которая делает жизненную ставку на лоббизм и последующий распил госсредств, оказывается в выигрышном положении и более успешна, чем та, что делает ставку на собственные силы».
18 августа «Коммерсантъ» публикует статью Андрея Багрова «Бюджет пустили в расход»:
«…Новую мягкую бюджетную политику можно объяснить так же, как и скачок госрасходов в 2002 году: пора готовиться к выборам. Поэтому проект бюджета-2006 не мог обойти социальные проблемы, приобретающие в предвыборном контексте особое значение. Абсолютный рекордсмен среди бюджетополучателей – ЖКХ. Расходы на эту сферу утраиваются. Что, впрочем, означает начало реформы ЖКХ. А эта реформа дешево получателям коммунальных услуг не обойдется. Здравоохранение получит на 62% больше. Это действительно большое увеличение расходов, особенно если учесть, что на охрану здоровья тратится не только федеральный, но и региональные, и муниципальные бюджеты. Правда, значительную часть этих расходов можно считать отступными, которые государство готово уплатить за издержки монетизации, в том числе и медицинских льгот.
…Еще две ударные расходные статьи федерального бюджета свидетельствуют о росте вмешательства государства в экономику. Это сказано прямым текстом в статье "Расходы на национальную экономику": они вырастут на 37%. О том же свидетельствует беспрецедентный рост расходов на госрезерв – 90%. Это значит, что у государства увеличивается ресурс товарных интервенций, например, на рынках зерна и ГСМ.
…За время президентства Владимира Путина российская финансовая политика проделала любопытную эволюцию: в 2000-2001 годах она была образцово либеральной. Универсальный критерий, по которому можно оценить направленность проводимой бюджетной политики,– это доля непроцентных расходов бюджета в ВВП. Чем ниже она, тем либеральнее проводимая экономическая политика. Чем выше, тем она левее и, соответственно, проинфляционнее. В 2000 и 2001 годах доля госрасходов составляла 11 и 12% соответственно, что и сказалось на замедлении темпов инфляции. Первый слом произошел в 2002 году. Тогда доля госрасходов в ВВП скакнула за 16%. Обычно этот скачок объясняют началом активной фазы предвыборного цикла, завершившегося в 2003-2004 годах. Тем не менее в 2003-2004 годах наблюдалось даже некоторое снижение непроцентных расходов – до 15%. Новый рост начался в 2005 году – 15,6%, как Минфин посчитал 12 августа (напомним, в законе о бюджете-2005 было ровно 15%). В проект бюджета-2006 было заложено 16,7% непроцентных расходов, а всего расходы дойдут до 17,5%. Фактически пока повторяется ситуация 2002 года. Но параллель вряд ли продолжится. В бюджетной трехлетке снижение до 2008 года госрасходов не предвидится.
Вчера министр финансов Алексей Кудрин прямо признал, что "в 2006 году произойдет ослабление бюджетной политики". Самое любопытное, что смягчение бюджетной политики, проводимое, естественно, с ведома Кремля, происходит именно тогда, когда главный кремлевский куратор правительства помощник президента Игорь Шувалов публично заявил, что главная макроэкономическая задача сегодня – это вовсе не удвоение ВВП, а удержание инфляции. Вывод однозначен: что бы ни говорило правительство о снижении темпов роста цен если не в этом, то уж точно в будущем году до 7-8,5%, новая бюджетная политика приведет к совсем другим результатам».
На следующий день газета «Время Новостей» опубликовала посвященную бюджету статью Веры Кузнецовой «Не в деньгах счастье»:
«…Принимая бюджет на 2006 год, правительство, как выразился министр обороны Сергей Иванов, «пропело осанну экономическому блоку». «Впервые продуктивно поработал с Минфином и МЭРТ», - подхватывал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. «Впервые нас услышали», - вторил ему глава МВД Рашид Нургалиев.
…Представляя коллегам проект бюджета-2006, г-н Кудрин сказал: «Мы создаем модель низкоинфляционной экономики». «Снижение инфляции - это и борьба с бедностью!» - пояснил министр. «В прогнозе Герман Оскарович представил амбициозные показатели, - похвалил он коллегу. - Но у нас много рисков на пути их достижения. И в первую очередь речь об инфляции».
Главному финансисту и правда есть чего бояться. Он сам признался, что в бюджете-2006 заложен беспрецедентный рост непроцентных расходов: 24,4% по сравнению с 2005-м. Причем прирост доходов, которые должны все это покрыть, произойдет не за счет роста экономики, а за счет высоких цен на нефть. Так что низкоинфляционная модель как раз пока не вырисовывается. Скорее, наоборот.
…Председатель Центробанка Сергей Игнатьев о способностях «денежных властей» полностью контролировать инфляцию отозвался скептически. Из его речи можно было сделать вывод, что ЖКХ, мясо и птица, а также овощи и фрукты, разгоняющие инфляцию, гораздо сильнее, чем пытающийся блокировать ее стабилизационный фонд. А уж опасность роста цен на бензин в конце года способна довести инфляцию до прошлогодних высот -- более 11%. Г-н Игнатьев в очередной раз призвал правительство что-либо предпринять в отношении нефтяных пошлин. Однако премьер порекомендовал ему искать «более тонкие инструменты монетарного характера». «Стабилизационный фонд не единственный инструмент», - заметил г-н Фрадков».
«Денег много, роста мало» - этой статьей Константина Фрумкина отозвались в тот же день, 19 августа, «Известия»:
«…Где найти источники роста? Розничная торговля растет в два раза быстрее промышленности. Экспорт в будущем году не вырастет, зато импорт увеличится на 16%. Греф подчеркнул, что среди отраслей промышленности быстро будут развиваться те, кто работает непосредственно на потребителя. "Производство станков, машин, оборудования не будет локомотивом экономики", - предупредил Греф. Что касается запланированных в бюджете государственных инвестиций, то они смогут увеличить темпы роста экономики на 0,6-0,8% ВВП - и то только при условии, если удастся соединить их с частными капиталовложениями. Но произойдет это не сразу - глава МЭРТ предупредил: "2006 год - стартовый, и время будет потрачено скорее на подготовку проектов, чем на их финансирование».
Не высказали особого оптимизма в отношении бюджета и эксперты, чьи мнения привел в статье «Правительство раздаст деньги народу», опубликованной в тот же день Интернет-газетой «РБК-Дейли», Антон Попов:
«…Эксперты воспринимают рост расходов как неизбежное зло: власти начинают «задабривать» электорат уже за два года до начала выборов. По этой же причине они опасаются, что правительство не исполнит обещания впредь не наращивать расходы. Сам по себе этот факт не внушает оптимизма, но, по крайней мере, дефицит бюджету при нынешних ценах на нефть в 2006 г. не грозит. Впрочем, что произойдет в последующие два-три года, никто не знает. Эксперты опасаются, что возможное падение цен на нефть может заставить правительство пересмотреть систему налогообложения. Аналитики подозревают, что нежелание сокращать государственные расходы может привести к дальнейшему росту налогового бремени на нефтяников.
…Эксперты смирились с ростом расходов и уже радуются тому, что он не стал еще большим. «Могло быть хуже. Рост непроцентных расходов был ожидаемым и даже неизбежным, – сказал RBC daily экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – Мы вступаем в новую фазу выборного цикла: уже начинается подготовка к следующим думским и президентским выборам, поэтому электорат нужно задабривать. Радует то, что рост расходов оказался достаточно умеренным – он вырос всего на 0,9% ВВП, до 17,5% ВВП». Впрочем, правительство все равно изменило своей некогда консервативной бюджетной политике. В последние годы доля расходов бюджета в ВВП медленно, но верно снижалась: с 18% ВВП в 2002 г. до 17,8% в 2003 и 16,6% в 2004. Проект бюджета 2006 года с его расходами на уровне 17,5% ВВП нарушает эту сложившуюся было тенденцию. Трехлетний финансовый план, также одобренный правительством, обещает вернуть расходы к отметке 16-17% ВВП к 2007-2008 гг. Но экономисты предпочитают не питать иллюзий на этот счет. «Наивно было бы на это рассчитывать. Но, по крайней мере, пока власти заявляют о том, что дальнейшего роста расходов не будет, – отмечает он. – Учитывая сложности электорального характера, я бы исходил из того, что расходы [в ближайшие годы] будут в лучшем случае зафиксированы на уровне 17,5% ВВП».
Разумеется, в такой ситуации прогноз инфляции в 7-8,5% на 2006 год выглядит так же неуместно, как первоначальный прогноз в 8,5-10% на 2005 год. «Увеличение номинальных расходов на 22% не очень вяжется с прогнозами о снижении инфляции. На таком фоне прогнозы по инфляции выглядят весьма оптимистичными, – говорит экономист «Тройки». – Мы тоже ожидаем некоторого замедления роста цен. Но, по нашему прогнозу, инфляция в следующем году все равно останется двузначной и слегка превысит 10%». Что же касается ожиданий кабинета по ценам на нефть, то они выглядят более реалистичными. «Вероятнее всего, цена на нефть в следующем году будет выше 27 долларов. А это значит, что бюджет будет исполнен с профицитом, – говорит Антон Струченевский. – Прогноз цены на нефть в 40 долл. за баррель также вполне реалистичен. Если цена окажется ниже, ничего страшного не произойдет – просто меньше денег поступит в стабфонд и будет стерилизовано». Эксперт сожалеет, что Минфин не приводит данных по минимальной цене нефти, при которой бюджет будет бездефицитным. «Скорее всего, эта отметка близка к цене отсечения стабфонда – 27 долл. за баррель», – полагает он. С этим мнением соглашается аналитик рейтингового агентства Standard & Poor’s Елена Ананькина. «Пограничной» можно приблизительно считать цену отсечения, после которой нефтяные доходы направляются в стабфонд», – сказала г-жа Ананькина RBC daily.
Действительно, в будущем году цена нефти вряд ли опустится до 27 долл. Однако что будет с сырьевыми рынками в 2007-2008 гг., пока предсказать не может никто. Аналитики опасаются, что растущие год от года расходы могут заставить правительство пойти на опрометчивые шаги, если цена нефти упадет до критических уровней. По мнению Елены Ананькиной, если цена нефти упадет ниже 27 долл., неопределенность в бюджетном планировании, а значит, и в экономике возрастает. «Основной источник неопределенности – это сильная зависимость бюджета от нефтяных доходов. Система налогообложения устроена так, что ставка привязана к цене Urals. И эта система пока работала только в условиях средних и высоких цен на нефть, – говорит аналитик S&P. – Как она себя поведет, если цена упадет – неизвестно. Неизвестно, насколько правительство будет готово сокращать свои расходы. Ведь сейчас существует сильное политическое давление, направленное на увеличение бюджетных расходов». В итоге эксперты затрудняются предсказать финансовое положение российских нефтяных компаний в случае падения цены, так как неизвестно, какой в этом случае будет ставка налога. А поскольку нефтяные компании – это источник инвестиционных ресурсов для многих крупных холдингов, то их состояние напрямую «транслируется» и в другие отрасли».
22 августа вышел очередной номер журнала «Эксперт» со статьей Максима Рубченко и Екатерины Шохиной «Проклятие профицита»:
«…Основой расчета федерального бюджета на будущий год стала, как обычно, цена на нефть - чиновники предполагают, что в среднем в 2006 году она составит 40 долларов за баррель.
…Соответственно, перед госчиновниками встал вопрос: что делать с деньгами? Понятно, что, если бы ответ на него зависел только от Министерства финансов, все решилось бы просто: все дополнительные доходы под предлогом борьбы с инфляцией закачали бы в стабфонд - и проблема закрыта. Однако недовольство подобной политикой Минфина в последние месяцы достигло критического уровня, так что министру финансов Алексею Кудрину пришлось делиться халявой (поскольку допдоходы обусловлены исключительно благоприятной конъюнктурой внешних рынков) с коллегами по кабинету.
В первую очередь, разумеется, поделились с силовиками…
…Щедро раскошелился Минфин и на продолжение милых сердцу Алексея Кудрина "либеральных" реформ - на абсолютно непрозрачную и неэффективную сферу жилищно-коммунального хозяйства в бюджете-2006 выделяется втрое больше денег, чем в бюджете текущего года.
…Кроме того, ввиду приближающихся выборов начинают расти социальные расходы государства: на увеличение пенсий, зарплат бюджетникам и т. п. в проекте бюджета на следующий год заложено более 900 млрд руб.
…И даже несмотря на впечатляющие цифры повышения расходов на общественные нужды, в бюджете-2006 запланирован рекордный профицит - 776 млрд руб., что втрое больше, чем в бюджете 2005 года (по факту сейчас профицит получается примерно в шесть раз больше плана). Тем не менее Алексей Кудрин гордо называет бюджет следующего года "бюджетом развития", поскольку в нем планируется на треть увеличить государственные инвестиции.
При этом почти 70 млрд руб. уйдет в новую структуру - Инвестиционный фонд, деньги из которого должны направляться на стратегические инфраструктурные проекты.
…Еще 300 млрд руб. должно быть потрачено на федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) и 340 млрд - на федеральные целевые программы (ФЦП).
…По мнению специалистов, кардинальное увеличение бюджетных расходов на непрозрачные программы с непонятной эффективностью есть прямое и неизбежное следствие нынешней бюджетной политики, направленной на обеспечение профицита. "У профицитных бюджетов значительный объем бюджетных средств фактически выводится из нормальных процедур бюджетного рассмотрения и контроля, - говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Когда бюджет профицитный, решения о дополнительном расходовании бюджетных средств принимаются быстро и зачастую не совсем обоснованно".
Российский Минфин уже который год разрабатывает профицитные бюджеты, а существенное превышение государственных доходов над расходами представляет как несомненное благо и свою большую победу. Между тем мировой опыт свидетельствует: большой профицит госбюджета - признак малоразвитой страны, чья экономика зависит от мировой конъюнктуры.
…"В нормальных развитых странах запланированного профицита нет, - говорит Игорь Николаев. - Бывает профицит по факту, но это совершенно другое дело. Даже если взять страны с сильным экономическим ростом - Исландия, Ирландия, Турция, Словакия, Чехия, - нигде не планировался профицит. Потому что все понимают, что деньги должны работать, а не лежать".
…"Все развитые страны - Европа, Америка - всегда жертвовали бюджетом ради экономического роста: или снижали налоговое бремя, или же резко увеличивали расходы, - говорит директор Центра макроэкономических исследований 'БДО Юникон' Елена Матросова. - Поэтому в развитых странах обычным делом является не профицит, а дефицит бюджета. Ведь когда экономическая политика государства активна, профицит сформировать просто не получается. Это как снежный ком - сделал одно, надо делать другое, третье. Возникает дефицит бюджета, который потом компенсируется дополнительными налоговыми поступлениями.
И кстати, многие страны не формируют резервы на случай, если у них денег хватать не будет, потому что понимают, что смогут их занять на фондовом рынке - это общепринятая практика. У нас же, как во всех неразвитых странах, сверхдоходы от нефтяных цен откладывают на будущее, хотя при наших рейтингах мы можем заимствовать деньги по низкой ставке. Так делают в какой-нибудь Венесуэле».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости