В последние дни одной из актуальных российских СМИ вновь стала тема зарубежных инвестиций в отечественную экономику.
Так «Независимая Газета» опубликовала 13 сентября статью Евлалии Самедовой «Цена западной лояльности»:
«Удивительно, но факт, – Запад, еще недавно кричавший о том, что вмешательство государства в российскую экономику мешает ему инвестировать средства в нашу страну, теперь инвестирует в нее именно по этой причине. Усиление роли государства кажется зарубежным бизнесменам одним из привлекательных факторов, сводящих возможные риски к минимуму. Лишнее свидетельство тому – недавно полученный государственным «Роснефтегазом» совместно с «Роснефтью» кредит на сумму 7,5 млрд. долл., который согласился выделить консорциум западных банков. Все эксперты сходятся во мнении, что если бы подобный кредит пожелала взять любая другая компания со столь же огромным долгом, при этом не принадлежащая государству, Запад вряд ли пошел бы ей навстречу.
…В своем недавнем нашумевшем докладе компания Brunswick UBS сделала предположение, что переход собственности олигархов к подконтрольным Кремлю компаниям продолжится. Высказывалось даже мнение, что следующим станет «Норильский никель», контролируемый Владимиром Потаниным. Эта в значительной степени скандальная сторона доклада была широко растиражирована СМИ. В то же время за кадром остались другие, не менее значимые моменты. Главным из них можно считать почти сенсационный вывод о том, что консолидация активов в руках государства служит благом для инвестора.
«Мы полагаем, что такие сделки (продажа «Юганскнефтегаза» и «Сибнефти»), как ни парадоксально, могут поспособствовать укреплению частной собственности, помогая государству перейти к более стабильному экономико-политическому равновесию «смешанной» системы без политического футбола олигархов и их приобретенного имущества по системе «акции за ссуды», – отмечает директор по исследованиям компании Brunswick UBS Эл Брич. – Кроме того, такие сделки позволят увеличить инвестиции в приобретаемое имущество (активы) и могут существенно расширить приток инвестиций, так как частные, государственные и иностранные инвесторы станут менее озабочены угрожающими им ситуациями типа дела ЮКОСа и увеличат временные рамки инвестиций (уменьшая при этом учетные ставки) в связи с большей стабильностью системы».
Что ж, возможно, удручающий эффект, произведенный делом ЮКОСа на инвестиционный климат России, действительно постепенно отходит в прошлое. Хотя негативные для него последствия, несомненно, были и продолжают сказываться на темпах экономического роста до сих пор. …Безусловно, первая реакция запада на процесс была отрицательной. Во многом это было связано с опасениями, что российское государство начало национализацию нефтяного сектора, а ЮКОС – только первый этап этой масштабной «операции». Спустя некоторое время выяснилось, что повторение дела ЮКОСа вряд ли будет. Помощник президента Игорь Шувалов неоднократно говорил о том, что процесс был показательным, и это сыграло свою роль: нефтяники начали платить налоги и следом за ЮКОСом новых ласточек не появилось. Видимо, утвердившись в мысли о единичности дела ЮКОСа, иностранные инвесторы поменяли свое отношение к действиям Кремля на противоположное. И присвоение России инвестиционного рейтинга в этом году – лучшее тому доказательство.
Если взглянуть на ситуацию с точки зрения мирового опыта, несомненно, окажется, что умерщвление демократии, к сожалению, едва ли способно «отпугнуть» инвесторов: денежная выгода оказывается превыше политических пристрастий.
…Очевидно, что и уход инвесторов из России был вызван скорее ситуацией нестабильности в стране, а усиление позиций государства в экономике дает западным инвесторам эту стабильность и уверенность в завтрашнем дне».
14 сентября российские газеты оживленно комментировали состоявшееся накануне заседание постоянного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
«Герман Греф послал иностранных инвесторов к Михаилу Фрадкову» - под таким заголовком «Коммерсантъ» опубликовал статью Алексея Шаповалова, посвященную этому событию:
«…Последний раз КСИИ заседал в начале марта этого года. Тогда иностранные инвесторы жаловались на коррупцию. Однако с того времени произошли два значительных события, непосредственно затронувших деловые интересы иностранцев. Сначала компании Siemens отказали в покупке доли в российской компании «Силовые машины», признав ее стратегическим объектом, имеющим большое оборонное значение, потом министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил об ограничении доступа иностранных компаний к российским недрам, оно уже прописано в проекте закона о недрах, который осенью будет внесен в Госдуму.
Впрочем, это далеко не все проблемы, с которыми вчера инвесторы пришли к чиновникам. По словам главы МЭРТа Германа Грефа, на заседании обсуждался «широкий спектр вопросов» – начиная с проблемы гостайны «применительно к работе в нефтяном секторе» и ветеринарного контроля, заканчивая необходимостью отмены импортных пошлин (инвесторы просили отменить пошлину на кофе) и упрощения регулирования финансовых рынков (законодательное регулирование инвестиций в пенсионные накопления и эмиссии электронных карточек). Иностранные инвесторы жаловались и на проблемы налогового и таможенного администрирования. Их, прежде всего, волнуют проблемы камеральных налоговых проверок (они считают недостаточным время, выделяемое на подготовку и передачу налоговикам всех необходимых документов), сложность декларирования налога на прибыль и НДС, проблема возврата внутреннего и экспортного НДС.
…Проблемы иностранцев Герман Греф пообещал решить быстро, при этом подключив глав всех ведомств, от которых будет зависеть решение конкретных вопросов.
…На заседание КСИИ министр пообещал прийти с «конкретным планом по решению проблем». Правда, он счел необходимым уже сейчас коснуться проблемы доступа иностранцев к недрам и стратегическим предприятиям: «Будем отрабатывать эти законопроекты. Мы очень заинтересованы иметь ответы на эти вопросы и будем все делать для предоставления благоприятных возможностей для разработки новых месторождений». «Мы понимаем желание российского правительства прописать четкие нормы, которые устанавливали бы, какие предприятия имеют стратегическое значение. Мы поможем, опираясь на модели, принятые в других странах, создать систему для чисто бизнесовых проектов»,– поддержал министра президент United Technologies в России Ричард Броди.
Иностранцы Россию хвалили. Координатор со стороны иностранных членов комитета КСИИ Майкл О`Нил рассказал, что Россия по инвестиционной привлекательности находится на втором месте в Центральной и Восточной Европе – после Польши. «Наша первая цель – сделать так, чтобы Россия заняла первое место по инвестиционной привлекательности»,– подытожил господин О`Нил».
Газета «Время Новостей» посвятила в тот же день теме иностранных инвестиций сразу два материала. В статье Веры Ситниной «Лучше больше, чем в Польше» комментируется уже упомянутое заседание КСИИ:
«…По словам г-на Грефа, приток иностранных инвестиций в течение первого полугодия вырос на 37,5%. Общий объем накопленных инвестиций составляет 90,8 млрд долл. Тем не менее даже у инвесторов, давно и успешно работающих в России, а именно такие компании входят в КСИИ, существует много нареканий к российской экономической действительности. На состоявшемся вчера заседании постоянного комитета КСИИ было решено по каждой из десятка проблем, начиная от налогового и таможенного администрирования и заканчивая ветеринарным контролем, написать подробную записку премьеру Михаилу Фрадкову.
Впрочем, несмотря на заверения, что на комитете обсуждались «конкретные законопроекты, а не абстракция», услышать подробности так и не удалось. По поправкам в закон о недрах г-н Греф лишь осторожно заметил, что речь идет о предоставлении благоприятных условий иностранным инвесторам для разработки новых месторождений. При этом известно, что министр природных ресурсов Юрий Трутнев является ярым противником допуска иностранцев к нашим природным богатствам.
Иностранные участники, наоборот, рассчитывают на то, что их максимально уравняют в правах с отечественными. «Мы готовы, чтобы Россия защищала предприятия, которые особенно важны для ее развития, - сказал глава российского представительства компании «Юнайтед Текнолоджис» Ричард Броди. - Но наша цель - свести к минимуму ограничения для иностранных инвесторов».
Кроме того, на заседании комитета обсуждались предложения по изменению законодательства, связанного с инвестированием пенсионных накоплений, законодательства о деривативах, более жесткой регламентации недружественных поглощений, а также новые инструкции Центробанка в части эмиссии кредитных карт».
Другая статья – «Слушали «Разное» Михаила Воробьева была посвящена открывшемуся накануне в Москве инвестиционному форуму «Россия и СНГ 2005: на пути к сбалансированной экономике»:
«…По оценке главного экономиста инвесткомпании «Атон Капитал» Питера Уэстина, сегодня в России на душу населения приходится по 80 долл. накопленных прямых иностранных инвестиций, а в соседнем Казахстане - более 1000 долл. Жонглирование статистическими данными, которое активно использовали российские чиновники, заставили одного из участников форума вспомнить поговорку: «Статистика - это не наука, это искусство».
…Почин разноголосице задал экономический советник президента Андрей Илларионов. Известный своим негативным отношением к экономической политике нынешнего правительства, советник был, как всегда, радикален. На сей раз он нарисовал такой образ нынешней экономической ситуации в России, что инвесторам, которые еще только собираются бороздить просторы российского рынка, впору сдавать билеты, а тем, кто уже работает в стране, паковать чемоданы.
По г-ну Илларионову, в результате политики правительства, выразившейся, в частности, в увеличении налоговой нагрузки на нефтяные компании, росте госрасходов, госинвестиций и бюрократического аппарата, уменьшились темпы экономического роста, зато темпы вывоза капитала, напротив, увеличились (с 11 млрд долл. в 2001 году до 34 млрд долл. в 2004-м). Если в предыдущие пять лет ВВП в среднем увеличивался на 6,8%, то в 2005 году темп роста сократится до 5,6% … Темп прироста промышленного производства снизился с 6,6%, до 4,1%, а темп роста нефтедобычи - с 8,5 до 2,5%.
В числе основных опасностей Андрей Илларионов видит инвестиционный фонд, из которого со следующего года планируется на условиях частно-государственного партнерства реализовывать значимые для страны проекты. Президентский советник назвал этот фонд (около 70 млрд руб. в бюджете 2006 года) «одним из наиболее эффективных средств разрушения макроэкономической стабильности, снижения экономического роста». Кроме того, считает г-н Илларионов, в России развивается «синдром венесуэльской болезни», основной симптом которой - рост неэффективного госсектора за счет съеживающегося рыночного.
…Выступавшему следом главе департамента финансовой политики Минфина Алексею Саватюгину пришлось не только отвечать на упреки в адрес правительства, но и, по его собственному выражению, «дать заряд бодрости и оптимизма, рассказать о том, что не так все плохо в России». …«Равнодействующая негативных и позитивных сил будет направлена к стабильной экономике», - успокаивал инвесторов минфиновский чиновник. Он сообщил также, что налоговая реформа в целом завершена, однако правительство намерено продолжить снижать налоговую нагрузку на 1% ВВП в год.
…По сути, сегодня лишь один макроэкономический параметр не устраивает финансовые власти - уровень инфляции. Впрочем, первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев, оставаясь оптимистом, уверен, что еще есть шансы уложиться по итогам года в 10%. Правда, для этого необходимо «хорошее стечение обстоятельств» - например, замораживание административно регулируемых тарифов в четвертом квартале…
…Однако, похоже, более всего заинтересовали инвесторов не очередные прогнозы инфляции и курса рубля, а то, что, во-первых, при достижении 10% инфляции ЦБ в начале следующего года снизит с 13 до 12,5% ставку рефинансирования, и, во-вторых, в ближайшее время будет отменена обязательная продажа валютной выручки экспортерами. Более того, через несколько лет, по словам г-на Улюкаева, в России предполагается перейти на плавающий курс рубля.
Иностранные участники форума, судя по их выступлениям, скорее разделяют точку зрения чиновников правительства и ЦБ, а не Андрея Илларионова. «Мы не настроены пессимистично, - заявил представитель Европейского банка реконструкции и развития Линдзи Форбс. - В России слишком большие возможности, чтобы их проигнорировать. Мы не должны опоздать».
Наиболее привлекательны для иностранных инвесторов отрасли, связанные с извлечением природных ресурсов, телекоммуникации, сектор финансовых услуг, страхование, фармацевтика, логистика.
Две статьи на тему нашего обзора опубликовали в тот же день и «Ведомости». Первая – статья Бориса Грозовского «В Россию — без анализов»:
«Иностранные инвесторы поделились с правительством своими проблемами. Они не хотят сдавать шесть медицинских анализов при въезде в Россию, просят упростить налоговое администрирование, приблизить процедуру выдачи кредитных банковских карт к западным стандартам и четко прописать ограничения на инвестирование в стратегически важные отрасли. Чиновники обещают выполнить основные пожелания за месяц.
…Больше всего иностранцев заботят ограничения на инвестиции в стратегически важные для России отрасли, рассказывает попросивший об анонимности участник вчерашнего совещания (заседание КСИИ – В.В.) . …Директор Всемирного банка по России Кристалина Георгиева жаловалась на правила выпуска банками кредитных карт, рассказали несколько участников совещания. До сих пор такие карты в России банки почти не эмитировали, и выпущенное Центробанком в декабре 2004 г. положение приравняло кредитные карты к обычным, расчетным или дебетовым (на которые начисляется зарплата). Иностранные банкиры недовольны, что при выпуске кредиток им придется заключать с клиентами обычные договоры на открытие банковского счета, хранить образцы его подписей, в то время как закрыть такой счет банк в одностороннем порядке не может. Такой подход к кредиткам «не соответствует экономической природе данного продукта», говорится в рекомендациях банковской группы КСИИ.
Центробанк подстраивает условия выпуска кредитов под правила эмиссии обычных карт, констатирует юрист компании Legas Андрей Зеленин, а банки хотят выпускать эти карты по упрощенной схеме, как это принято в США и Европе.
…Остается постоянным предметом беспокойства и миграционное законодательство. В начале 2005 г. был облегчен порядок выдачи разрешений на работу сотрудникам иностранных представительств, но были введены новые требования: теперь иностранцам приходится регистрироваться по месту проживания и проходить медосмотр, говорится в отчете группы КСИИ по госрегулированию. Регистрация была введена еще в 2000 г., а медосмотр — в 2003 г., замечает юрист Norman DL Associates Оксана Романова, но миграционные органы стали требовать «освидетельствования» иностранцев только недавно. Теперь им приходится сдавать по шесть анализов — на туберкулез, проказу и четыре венерических, констатирует Романова.
А партнер Ernst & Young Александра Лобова рассказала чиновникам о проблемах с налоговым администрированием. В ходе камеральных (без выезда) проверок налоговикам надо предоставлять «чрезмерный» объем документов в «нереальные сроки»; заполнять налоговые декларации очень сложно, чиновники меняют их форму накануне сдачи, выпуская разъяснительные инструкции с опозданием, говорится в рекомендациях группы КСИИ по налогам. Инвесторы предложили увеличить сверх нынешних пяти дней срок предоставления документов налоговикам, если они потребовали больше 50 документов.
…За первое полугодие, по оценке Центробанка, прямые инвестиции иностранных компаний достигли $9,3 млрд, превысив прошлогодний уровень ($4,5 млрд) более чем вдвое.
Если во всех предыдущих материалах речь шла о пользе иностранных инвестиций, то редакционная статья «Всему свой забор» в том же номере «Ведомостей» говорит совсем об ином:
«Президент и совладелец «Очаково» Алексей Кочетов никогда не продаст свой бизнес иностранцам. Еще в 1993 г. он пообещал трудовому коллективу, что настанет время и уровень зарплаты в компании будет выше, чем у конкурентов, но при этом «Очаково» навсегда останется российским.
Позиция Кочетова тем более интересна, что «Очаково» — последняя крупная национальная пивоваренная компания в России. Остальные либо уже продались иностранцам, либо объявили о намерении продаться.
…«Ну как с ними можно конкурировать, если у них обороты по $15 млрд? Они по $100 млн выкидывают в течение двух лет только на борьбу с тобой», — говорил в интервью «Ведомостям» бывший совладелец и президент пивзавода «Степан Разин» Гия Гвичия, продавший бизнес голландской компании Heineken. Гвичия утверждает, что вынужден был так поступить: в противном случае предприятие не смогло бы расплатиться с кредиторами, а новый собственник пообещал увеличить объем производства и сохранить все рабочие места.
…Совладелец торговой сети “Седьмой континент” Владимир Груздев считает, что в руках национальной буржуазии непременно должны оставаться газовые, нефтяные, железнодорожные, продовольственные компании и почему-то товаропроводящие сети (которые, по его мнению, нужно защитить от иностранцев законодательно). Наверное, не стоит думать, что промышленный патриотизм строится исключительно на банальной корысти и нежелании соперничать с опасными конкурентами.
Простые граждане, у которых вообще нет никакого бизнеса, полностью разделяют страхи предпринимателей. По данным июльского опроса ВЦИОМ, 55% россиян считают, что продукция отечественных производителей по соотношению цена/качество превосходит иностранную. И только 21,8% опрошенных говорят, что импортные товары лучше. Но несмотря на это, богатея, граждане покупают больше импорта.
По данным Росстата, в 2003 г. ВВП вырос на рекордные 7,3%, номинальный средний месячный доход населения — на 31%, а импорт — на 24,2%.
В 2004 г. при росте ВВП на 7,1% и номинального дохода на 22,5% импорт вырос на 31,8%. Социологи ВЦИОМ объясняют этот феномен своеобразным «самозомбированием», когда опасения в отношении всего иностранного приводят к занижению истинных свойств импортных товаров.
Экономический патриотизм характерен не только для россиян. В экономической теории известен феномен home bias, когда простые граждане инвестируют свои сбережения в акции предприятия, на котором работают, или в активы компании, которая расположена в их городе.
…Возможно, трудности формирования политики в отношении иностранных инвестиций объясняются именно иррациональностью экономического патриотизма. На что должен, а на что не должен распространяться суверенитет? Все действующие в России ограничения на участие иностранного капитала принимались в разное время разными законами и указами по разным причинам. В итоге иностранцы могут владеть не более чем 49% акций авиационных предприятий, не больше 25% совокупного капитала страховых компаний, не более 49% федеральных телеканалов. Все интуитивно понимают, что целиком продавать иностранцам, к примеру, АЭС не стоит, но зачем нужны ограничения для страховщиков или в чем стратегичность ритейла, никто толком не знает.
…В последнем послании к Федеральному собранию президент Владимир Путин попросил правительство навести порядок в этой сфере и подготовить единый закон о том, в каких отраслях иностранное участие нужно ограничивать. В ответ Минпромэнерго предложило пропускать каждый значимый инвестпроект через специальный «межведомственный орган», куда войдут представители Минобороны, ФСБ, Минэкономразвития, Минпромэнерго, ФАС и ФСФР. Эксперты в один голос твердят о заведомой коррупционности этой схемы, но собственноручно составить перечень «стратегических» отраслей берутся только сильно заинтересованные в исходе дела лоббисты».