Обзор под заголовком «Убить бизнес» публиковался на нашем сайте весной этого года. Увы, но, судя по действиям российских чиновников, это будет сериал, более долгий, чем знаменитая «Санта-Барбара».
Проблемы взаимоотношений бизнеса и власти (причем власти самых разных уровней и ветвей) стали в сентябре одной из ведущих тем российских СМИ. В нашем обзоре мы обратимся лишь к малой части подобных публикаций, поскольку иначе он стал бы бесконечным.
Статья Вадима Вислогузова «Депутаты нагнали штрафа» была опубликована в газете «Коммерсантъ» 7 сентября. В этот день многие СМ комментировали последнюю законодательную новацию Госдумы - внесудебное взыскание налоговых штрафов:
«Вчера налоговый подкомитет Госдумы одобрил законопроект о внесудебном взыскании налоговых штрафов. Налоговики без суда смогут взыскивать с предпринимателей до 50 тыс. рублей. Хотя проект не обсуждался с бизнес-сообществом, вернувшиеся из отпусков парламентарии одобрили его «с колес»: ведь автором документа является президент. Эксперты уверены, что после вступления в силу закона количество штрафов существенно увеличится.
…Сейчас любые санкции по результатам налоговых проверок взыскиваются только через суд. После вступления законопроекта в силу налоговики смогут самостоятельно взыскивать штрафы, не превышающие 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 тыс. рублей для юридических лиц. Такие же полномочия даются и территориальным органам Пенсионного фонда при взыскании недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам. Не согласным с бесспорным взысканием законопроект дает право обжаловать это решение в вышестоящем налоговом органе или в арбитражном суде. На период обжалования исполнение решения о взыскании будет приостанавливаться.
Необходимость введения нового порядка администрация президента объясняет желанием разгрузить суды, заваленные исками органов исполнительной власти по незначительным суммам.
…Спешное одобрение законопроекта, который в отличие от документа об упорядочении налоговых проверок фактически не обсуждался с бизнес-сообществом, председатель экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаил Орлов объяснил Ъ исключительно тем, что «его внес президент, а он, как известно, не ошибается». По его словам, «прессинг со стороны Минфина и ФНС, который сегодня испытывают все государственные органы»…
…Михаил Орлов отметил, что сейчас по итогам камеральных проверок акты не составляются и до определенного времени налогоплательщик даже не знает о существовании претензий к нему: «Решение о доначислении налогов также принимается кулуарно. Теперь же содержание документов о результатах проверок будет известно налогоплательщику, и он сможет представить свои возражения еще до вынесения решения о доплате. В обмен на такую огласку депутаты и согласились с идеей бесспорного взыскания».
Практики оценивают одобренный законопроект несколько иначе. «В теории идея правильная – нелепо, когда на взыскание десятков рублей штрафа налоговики тратят сотни. Но с точки зрения ликвидации бессмысленных организационных расходов порог в 50 тыс. рублей чрезмерно высок»,– сказал Ъ партнер юридической компании «Таксхелп» Сергей Шаповалов. По его прогнозу, после упрощения процедуры налоговики начнут штрафовать предпринимателей намного активнее.
…Кроме того, по его мнению, общие суммы штрафов возрастут потому, что многие мелкие налогоплательщики из-за юридической неграмотности не будут обращаться в суды и предпочтут не тратить время и ресурсы на оспаривание небольших сумм несправедливо начисленных им штрафов».
19 сентября газеты обсуждали арбитражное решение по претензиям налоговых органов к компании JTI третьей в мире табачной корпорации (Основные брэнды: Camel, Winston, Mild Seven, More, “Петр I”, Salem).
Мы в данном случае обратимся к статье Екатерины Долгошеевой «JTI заставят доплатить», опубликованной в этот день газетой «Ведомости»:
«…Претензии Московской налоговой службы (МНС) JTI получила в июле 2004 г., после проведения плановой налоговой проверки. Включая недоимки, пени и штрафы, сумма претензий составила 2,4 млрд руб. (примерно $79,4 млн). Именно столько, по словам представителя МНС, компания сэкономила на выплатах НДС, используя различные схемы трансфертного ценообразования. С заключением МНС в компании были не согласны и обратились в суд, однако и московский арбитражный суд, и апелляционная инстанция вынесли решение в пользу налоговиков.
…Но JTI не спешит расставаться с $80 млн и намерена обратиться в Высший арбитражный суд. «Принципиальная позиция JT International — четкое соблюдение действующего законодательства в любой стране, где присутствует компания. Справедливая и стабильная деловая среда — ключевой фактор для развития бизнеса, и мы очень обеспокоены тем, что сегодняшнее решение может оказать неблагоприятное воздействие на будущие деловые операции на российском рынке», — заявил «Ведомостям» управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин.
«Мы были уверены, что JTI удастся отстоять свою позицию», — удивлены решением кассационного суда представители крупных западных табачных компаний. Показательно, что все они попросили не упоминать названия их компаний. «Все это очень похоже на ситуацию с «ЮКОСом», — объясняет осторожность конкурентов дистрибутор JTI. Впрочем, управляющий партнер юридической фирмы AST Legal Анатолий Юшин считает, что у JTI остался еще шанс на победу: «Если кассация уже возвращала дело на повторное рассмотрение в низшую инстанцию, значит, в нем есть неоднозначность и Высший арбитражный суд может принять сторону налогоплательщика».
22 сентября известный адвокат Александр Добровинский публикует в «Новой Газете» статью «В формуле успеха главное – деление», посвященное еще одной актуальной сегодня проблеме – переходу активов от частных компаний к государственным:
«По стране гуляют чудовищные слухи: крупный бизнес срочно скидывает свои активы. И, что самое удивительное с точки зрения рыночной экономики, не друг другу, а государству. То говорят о пакете акций ТНК-BP, который должен отойти «Газпрому», то о хозяйстве Потанина или Дерипаски, которое хотят ухватить то ли «Алроса», то ли еще кто, обладающий контрольным пакетом акций во властном управлении.
В чем дело? Отток капитала — тенденция очевидная (Минфин прогнозирует 10 млрд долларов), другое дело, что до паники далеко. Тем более что купля-продажа — это и есть рынок, даже мировые бренды часто торгуют собой в долевом соотношении. Разница лишь в одном: у нас, в отличие от Запада, бизнес персонифицирован. И если продается «Сибнефть», то это не сумма акций миллиона ее владельцев, а конкретный Абрамович.
Российский же олигарх, как известно, любит покупать без разбора. С продажей труднее. Следовательно, если и решается на столь странный для себя поступок, то логика такого поведения объясняется исключительно инстинктом самосохранения. На незатейливые предложения государства продать отвечает молниеносным согласием, потому что пока платят деньгами, а не статьями Уголовного кодекса.
…С этим понятно, но зачем всем этим государственным компаниям, и так раздувшимся до полного несварения желудка, что-то еще приобретать, постоянно влезая в долги под гарантии правительства? А затем, что покупать и продавать от лица государства очень выгодно. Покупаешь на чужие (государственные) деньги, а прибыль получаешь своими.
Ведь неужели кто-то еще способен поверить, что от чиновника, сопровождающего многомиллиардную сделку, может утаиться его процент отката? За подсказку, за правильно проведенный тендер или аукцион?
…Хорошо, а почему бы тогда чиновникам не поучаствовать в приватизации ГУПов (государственных предприятий), громко объявленной, но дружно проваленной? А потому, что с ГУПами надо что-то делать: вкладывать в них деньги, крутиться и вертеться, на что дураков осталось не так много. Отдавать же ГУПы бизнесу опасно, поскольку они (ГУПы), как правило, занимают стратегическое положение в отраслях. Зачем рисковать, давая лишние козыри тем, кого только-только прижали? Гораздо проще бюрократии перейти на положение рантье, чтобы стричь купоны с чужого капитала. И копить подкожный жир на случай непредвиденных событий».
26 сентября у отечественных СМИ появился новый повод для комментариев: ФНС решила заняться РАО ЕС. В статье Наталии Гриб «Мосэнерго» засчитали абонентскую плату», опубликованной в этот день «Коммерсантом», ситуация выглядит так:
«…Пресс-служба «Мосэнерго» 24 сентября разместила на сайте компании информацию: «21 сентября межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы (ФНС) №4 по крупнейшим налогоплательщикам предъявила компании предварительный акт по итогам проверки за 2002-2003 годы с претензиями на 7,154 млрд рублей». Как сказано в пресс-релизе, «комплексная выездная проверка проводилась с 3 июня по 8 сентября с привлечением территориальных налоговых инспекций по Москве и Московской области» и «основную часть претензий составляют списания на расходы платежей по абонентской плате РАО «ЕЭС России»и потери в сетях». Пресс-секретарь «Мосэнерго» Елена Лушпаева уточнила Ъ, что в течение двух недель компания представит в налоговую инспекцию свои комментарии по предъявленным претензиям.
…Как пояснил Ъ бывший финансовый директор «Мосэнерго» Владислав Назин, абонентская плата в адрес РАО в себестоимости продукции составляла около 12% в 2002-2003 годах. Он затруднился объяснить такую прецедентную по сумме претензию налоговых инспекторов. «Если налоговые претензии составляют 7 млрд рублей при консолидированной выручке «Мосэнерго» за этот период в 98,7 млрд рублей, это значит, что всю налоговую базу необходимо пересмотреть. Но тогда все генерирующие и сетевые компании России должны включить эти налоги в тариф»,– пояснил он.
Аналогичные претензии на значительно более скромную сумму в 360 млн рублей были предъявлены ОАО «Ленэнерго» за 2003 год. …Начальник департамента РАО «ЕЭС России» по взаимодействию со СМИ Марита Нагога заявила Ъ, что «по другим «дочкам» налоговых претензий по абонплате нет».
…»Есть, безусловно, недопонимание по поводу этих исков со стороны руководства РАО. Исходя из методики расчета абонентской платы, иск не может быть удовлетворен вообще»,– заявил вчера Ъ Александр Чикунов, руководитель центра по реализации проектов реформирования РАО «ЕЭС России». Он отказался от дальнейших комментариев. Однако другой высокопоставленный чиновник в РАО ЕЭС, пожелавший остаться неназванным, считает, что фискальные органы планомерно выбивают финансовую базу из-под РАО ЕЭС. Сначала налоговые претензии были предъявлены энергохолдингу на сумму 3,7 млрд рублей за необоснованно применяемую льготу по капвложениям в 2001 году. Но 18 августа суд вынес решение фактически в пользу РАО, признав законной недоплату на сумму всего 360 млн рублей. Тогда налоговики и переадресовали претензии от РАО к его дочерним структурам.
…»Я считаю, что налоговые претензии к «Мосэнерго» инициированы теми, кто хотел бы припугнуть главу РАО Анатолия Чубайса с тем, чтобы прекратить процесс приватизации в энергетике. С этой целью периодически возникают разговоры о досрочном прекращении полномочий РАО ЕЭС как головной компании в российской энергетике»,– прокомментировал Ъ один из членов правления РАО ЕЭС.
В РАО предполагают, что ФНС добивается перевода абонплаты, которая выплачивается в адрес «ЕЭС России», из категории «себестоимость» в категорию «прибыль». В этом случае РАО потеряет до половины своей выручки».
Статьей Евлалии Самедовой «Срубить сук, на котором сидит государство» откликнулась в тот же день на ситуацию вокруг «Мосэнерго» «Независимая Газета»:
«…Теперь у «Мосэнерго» возникли новые проблемы – в конце минувшей недели ей были предъявлены налоговые претензии на сумму 7 млрд. руб. Столь крупных взысканий российские энергетики еще не получали. К слову сказать, уставный капитал «Мосэнерго» составляет 28 249 359 700 руб., то есть всего в 4 раза превышает сумму претензий. 7 млрд. являются беспрецедентным налоговым взысканием и для РАО «ЕЭС». Этот факт в разговоре с «НГ», кстати, подтвердил член правления РАО «ЕЭС России» Андрей Трапезников. По его словам, «РАО будет с интересом следить за развитием событий, ведь это наша крупнейшая дочерняя компания (РАО «ЕЭС» владеет 50,87% акций «Мосэнерго». – «НГ»)».
Как сказал «НГ» аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Александр Корнилов, «предъявляемая сумма немаленькая, и удивительно, что наша доблестная налоговая служба занимается такими претензиями к стратегически важным предприятиям. Хотя, конечно, понятно, что доводить ситуацию до масштабов, аналогичных делу ЮКОСа, вряд ли кто будет».
…Александр Корнилов напомнил, что подобные претензии не так давно были предъявлены к «Ленэнерго». Основным их фактором явилось то, что налоговикам показалось, что компания платит абонентную плату РАО «ЕЭС», и ее суть весьма сомнительна. «Плата взимается за так называемые «управленческие услуги», а что это за услуги, никто конкретно сказать не может. Вот у ФНС и возникли сомнения в обоснованности каких-либо отчислений, поскольку из-за них, как следствие, снижается налогооблагаемая прибыль. Скорее всего, что с претензиями к «Мосэнерго» причины схожие. В принципе все энергетические дочерние предприятия РАО платят абонентскую плату, так что можно ожидать, что претензии будут предъявлены и к ним. Думаю, что раз уж такие прецеденты возникли, РАО «ЕЭС» стоит как-то урегулировать этот вопрос, возможно, искать какие-то юридические обоснования для абонентской платы. К слову сказать, РАО «ЕЭС» направляет все поступления от абонентной платы на инвестиционные программы. С учетом же того, что вся электроэнергетика остро нуждается в инвестициях, оспаривать обоснованность абонентской платы довольно нелогично».
Однако день 26 сентября прошел в наших СМИ не только под знаком РАО ЕС. «Ведомости», например, опубликовали статю Игря Цуканва, Татьяны Егоровой и Алексея Никольского «Альфа-групп» досталось». Речь в ней идет о брошюре, направленной против известной финансово-промышленной группы:
«Альфа-групп» вела свой нефтяной бизнес с нарушениями закона — такой вывод сделали маститые юристы, привлеченные Международным союзом ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов.
…Хотя брошюру «Уголовно-правовая оценка деятельности «Альфа-групп» Международный союз ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов выпустил совсем недавно, в ней описана история прошлого века. Авторы уличают Михаила Фридмана, Алексея Кузьмичева, Германа Хана (совладельцы «Альфа-групп»), Леонарда Блаватника и Виктора Вексельберга (совладельцы Access Industries и «Реновы») в «мошенническом завладении 40%-ным пакетом акций ТНК», использовании трансфертных цен, уклонении от уплаты налогов, а также «в мошенническом установлении контроля над «Нижневартовскнефтегазом» и «искусственном банкротстве «Черногорнефти».
…Международный союз ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов требует рассматривать эти материалы «как общественный запрос генеральному прокурору РФ В. В. Устинову». Но в Генпрокуратуре этих материалов пока не видели, говорит сотрудник управления информации.
Руководитель авторского коллектива брошюры профессор кафедры Академии экономической безопасности МВД Юрий Трунцевский заверил «Ведомости», что авторов не предупредили об издании труда в печатном виде. «К нам обратились представители союза, принесли нам материалы и попросили дать им экспертно-правовую оценку», — рассказал он.
Все это «старые материалы», по которым не раз проводились проверки, — так охарактеризовали содержание брошюры источники, близкие к ТНК-BP. В частности, покупку 40% акций ТНК на приватизационном конкурсе в 1997 г. дважды проверяла Счетная палата. В 2000 г. следственный комитет при МВД даже возбудил уголовное дело в отношении покупателя ТНК, но оно было закрыто.
…Но результаты этих проверок могли быть необъективными, считает председатель Союза ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов Дмитрий Камчаткин. Инициатива заняться «Альфой» исходила от общественных объединений союза «практически из всех регионов», заявил он «Ведомостям». Нефтяные сделки «Альфы» Камчаткин называет примером того, как чиновники действуют в интересах олигархов.
Брошюра ветеранов-правоохранителей уже третья за минувший месяц акция по разоблачению «коррупционности» группы «Альфа».
Последняя статья, которую мы хотели бы предложить вниманию наших читателей, также была опубликована 26 сентября в «ведомостях». Это – статья питерского социолога Эллы Панеях «Новый фасон стрижки»:
«Социологические интервью с предпринимателями за последние пару лет дают противоречивую картину. С одной стороны, самым мелким предпринимателям явно пошла на пользу налоговая реформа и связанные с ней административные изменения. В их рассказах стало гораздо меньше жалоб на взятки и вымогательство со стороны чиновников, процедуры стали удобнее, проверки — реже и доброжелательнее, очереди короче. Снизился и эмоциональный накал взаимоотношений между мелкими предпринимателями и контролерами. В госучреждениях им реже хамят, меньше придираются, реже отправляют по кругу за бесконечными справками. Ходят слухи, что отправленные по почте налоговые отчеты мелких фирм вообще не распаковываются; один из респондентов даже утверждал, что своими глазами видел сваленные в отдельной комнате своей районной налоговой инспекции нераспечатанные балансы за несколько лет. …С другой стороны, в изложении бизнесменов масштабом чуть покрупнее, ситуация изменилась совершенно в другую сторону. Беспорядка вроде бы и здесь стало поменьше: компьютеризация сыграла благую роль, квалификация чиновников растет, законы совершенствуются. Зато непрерывно растут поборы: не столько элементарные взятки, сколько более легальные их формы. Типовые сюжеты изменились. При «диком капитализме» лицензирование того или иного рода деятельности было в первую очередь многомесячной головной болью и только во вторую — если повезет — вопросом, решаемым при помощи взятки или звонка нужным людям. Теперь это просто услуга, которую за относительно разумную цену оказывает приближенная к соответствующему чиновнику фирма. В 90-х гг. за крышевание платили черным налом бандитам. Теперь фирма через расчетный счет делает взнос в фонд поддержки ветеранов той или иной силовой структуры, а то и просто официально берет госслужащего в долю. Одновременно резко возрастает давление: и законные, и полузаконные, и незаконные сборы выбиваются из середняков без всякой оглядки на вред, причиняемый бизнесу, «как будто завтра ничего не будет», как сказал один из респондентов.
…Так что — контрольные органы в соответствии с установками свыше совершенствуют работу с малым бизнесом, а до среднего и крупного у них еще руки не дошли? Или просто чиновники так увлечены «стрижкой» тех, с кого есть что состричь, что руки, наоборот, перестали доходить до мелочи? Вот данные «Индема». С 2001 г. объем рынка деловой коррупции (сумма взяток, даваемых бизнесом), по оценке фонда, вырос более чем в девять раз, составив 2,6 доходной части федерального бюджета. Прошу при этом заметить, что относительно законные поборы — от платежей приближенным фирмам до взносов в фонды поддержки Очень Важных Начинаний Начальства — в цифры «Индема» не входят».