Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как амнистировать капиталы?

В середине августа мы уже предлагали вниманию наших читателей обзор, посвященный готовящейся до сих пор амнистии капиталов. Тогда казалось, что, по большому счету, тема закрыта: есть проект закона, предложенный администрацией президента и правительством, который будет представлен в Дума. Ан нет. Законопроект никуда не представлен, а полемика вокруг него разгорается с новой силой.
В середине октября о необходимости серьезной правки законопроекта заговорили российские СМИ. Мы из материалов этого времени предлагаем вниманию наших читателей статью Галины Ляшенко «Капиталы избавляют от России», опубликованную 13 октября газетой «Коммерсантъ»:
«Сегодня на совещании с участием руководителя администрации президента Дмитрия Медведева должен быть решен вопрос о принципиально новых условиях обещанной Владимиром Путиным амнистии капиталов. Требование об обязательном переводе аминистируемых денег в российские банки может быть отменено. Эта мера повышает привлекательность условий амнистии, которой сейчас эксперты предрекают провал.
Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью агентству «Интерфакс» изложил новый сценарий амнистии. Минфин предлагает разрешить гражданам задекларировать свои доходы, заплатив с них 13-процентный сбор в обмен на освобождение от уголовной ответственности. При этом поставленное президентом условие о том, что амнистия должна сопровождаться внесением средств на счета в российские банки, решено не соблюдать.
«Мы подготовили новый законопроект. Он даже не потребовал внесения изменений в Уголовный кодекс, как это было раньше. Он автоматически освобождает от уголовной ответственности, как мы и хотели. Нужно будет просто задекларировать доходы и уплатить сбор», – заявил Сергей Шаталов. По его словам, так как вносить средства на счета в российские банки, как это предполагалось ранее, будет не нужно, граждане «смогут задекларировать не только те денежные средства, которые можно принести и положить в банк, но и те, которые вложены в недвижимость или куда-нибудь еще». Кроме того, такой подход позволит «автоматически исключить возможность претензий со стороны Росфинмониторинга». Правда, при этом Сергей Шаталов не уточнил, от какой именно уголовной ответственности будут в итоге освобождаться амнистируемые – только от ответственности за налоговые преступления или от уголовной ответственности как таковой. …Большинство комментариев по поводу смелой инициативы отличаются осторожностью. «В целом это хорошее предложение. Амнистия только вкладов с обязательным внесением средств в банки – это слишком узко. Но и предложенная Минфином новая амнистия может быть бессмысленной и малоэффективной, если не будет касаться экономических преступлений. Я не говорю про торговлю оружием, убийства, наркотики, мошенничество. За эти преступления ответственность должна быть сохранена. Другое дело – нарушения, к примеру, таможенного законодательства»,– заявил Ъ представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский. По его словам, акт амнистии должен быть «максимально широким, полным, понятным и конкретным и только тогда он будет максимально эффективным». «После проведения такой амнистии даже я при всех своих либеральных взглядах готов буду согласиться на увеличение ответственности за неуплату налогов»,– заявил он.
В Госдуме к предложениям Сергея Шаталова также отнеслись неоднозначно. «Это шаг навстречу реальности. Безусловно, это предложение учитывает многие претензии, которые предъявлялись к первоначальному тексту законопроекта. На мой взгляд, уточнения требует также ставка предполагаемого сбора за амнистию»,– считает глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник.
…Зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин более категоричен: «В ситуации, когда у граждан нет доверия к власти, любая амнистия не имеет смысла». «Новый вариант Минфина подойдет только чиновникам, которые брали взятки и настроили особняков, и бандитам, которые смогут легализовать любые средства. Всем остальным такая амнистия не нужна»,– уверен депутат.
Минфин же, в свою очередь, утверждает, что изложенный Сергеем Шаталовым сценарий, «не более чем рабочий вариант».
Третьего ноября газета «Ведомости» публикует статью Светланы Ивановой «Все простится»
«Налоговая амнистия не избавит граждан от необходимости отвечать за старые грехи. К такому выводу пришли юристы администрации президента, изучив законопроект, подготовленный Минфином. Теперь чиновники вместе думают о том, как сделать амнистию настоящей.
…На днях Минфин внесет в правительство исправленный законопроект, рассказал пресс-секретарь министра финансов Алексея Кудрина Геннадий Ежов. По его словам, новая редакция документа не требует помещения денег на банковский счет — гражданину достаточно будет прийти в налоговую инспекцию и заявить о том, что у него есть незадекларированные доходы. «Так мы избежим расследования происхождения денег», — объясняет чиновник. По закону о противодействии легализации преступных доходов любая финансовая операция на сумму свыше 600 000 руб. обязана стать объектом внимания финансовых разведчиков. Из-за этого многие граждане не решились бы заявлять о своих доходах, объясняет он.
…Большинство граждан утаивали от государства доходы в то время, когда ставка подоходного налога была прогрессивной и доходила до 30%. А значит, 13%-ный сбор для них — это серьезное снижение нагрузки, рассуждает чиновник. По его словам, новые условия упрощенного декларирования доходов согласованы с администрацией президента.
Однако в самой администрации это отрицают. По словам одного из ее сотрудников, юристы администрации пришли к выводу, что подготовленный Минфином законопроект вовсе не гарантирует гражданам освобождение от налоговой и уголовной ответственности. В нем говорится, что гражданин уплатит «сбор», а в обмен получит свидетельство, освобождающее его от наказания. Но ничто не мешает инспекции вновь потребовать налог с этих доходов, ведь формально гражданин уплатил не налог, а «сбор». А раз налог не уплачен, инспекция вправе взыскать с гражданина штрафы и пени и заставить нести ответственность по всей строгости Уголовного кодекса, добавляет он.
«Ловушка действительно есть», — соглашается руководитель аналитической службы компании Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. Чтобы гарантировать гражданам спокойный сон, он советует переписать статью 44 Налогового кодекса, где перечислены условия прекращения налоговых обязательств. «Нужно добавить пункт о том, что обязанность прекращается в связи с уплатой разового сбора», — говорит юрист».
А вот «Независимая Газета» обращает внимание на совсем иной аспект проблемы. И статья Алексея Крашакова, опубликованная 15 ноября, называется «Безопасность для чиновничьего капитала»:
«…Напомним, что первый вариант закона, предложенный в начале осени, оказался полностью провальным. Бизнесмены и эксперты единогласно сошлись во мнении, что легализовать капиталы по заявленным условиям решится лишь сумасшедший. Во-первых, предпринимателям нужно было в обязательном порядке перевести деньги в российские банки. А это неудобно тем, что если средства вложены в бизнес или недвижимость, то их пришлось бы продать, вырученные деньги провести через российский банк, а уж потом откупать имущество назад. Во-вторых, амнистия освобождала от ответственности только за неуплату налогов. А при нарушениях валютного и таможенного законодательства, которые часто сопутствовали движению капиталов (чтобы открыть тот же счет в загранбанке, требовалось разрешение ЦБ, которое многие не получали), никаких поблажек не предусматривалось. В-третьих, от ответственности освобождались только физические лица, но не юридические. Из-за чего для владельца предприятия эта амнистия становилась бессмысленной. Спорным выглядел и размер ставки за легализацию в 13%. Как мы выяснили, в новом документе многие из этих положений были доработаны.
…О том, что средства не надо будет переводить в российские банки, на прошлой неделе уже заявил замминистра финансов Сергей Шаталов.
…Тем временем источник в Минфине рассказал, что доработки еще окончательно не утверждены и согласовываются с администрацией президента, Генпрокуратурой, службой по финансовому мониторингу, арбитражным судом.
Если все же поправки будут утверждены, это станет большим шагом по улучшению законопроекта. «Так, освобождение от перечисления денег в российские банки снижает риск того, что вашими капиталами заинтересуется Федеральная служба по финансовому мониторингу», – говорит заместитель руководителя по комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков.
Впрочем, самой революционной поправкой является распространение амнистии на юридические лица. «Это претензия на полноценную налоговую амнистию», – считает Сергей Беляков. Ведь деятельность предпринимателей неразрывно связана с деятельностью юридических лиц. «А именно организации сейчас попадают под прицел налоговых органов», – добавляет юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов.
Между тем, как пояснил источник в Минфине, «вероятность того, что амнистия распространится на юридические лица, мала».
«А тогда непонятно, зачем она нужна, – рассказывает Вадим Зарипов. – В сегодняшнем виде амнистия интересна только чиновникам. Это хоть как-то объяснит то, что он живет в роскошном доме, ездит на дорогом автомобиле. Сейчас чиновник чувствует себя некомфортно». Кстати, это касается не только чиновников, но и их детей, жен, и прочей родни. Видимо, для того, чтобы обезопасить их и себя от возможности расследования происхождения крупных сумм на счетах в заграничных банках, и создан новый законопроект. …«Амнистию надо было проводить 2–3 года назад, когда владельцы крупных предприятий еще выводили деньги за границу, – говорит заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. – А чтобы амнистия была успешной, в стране должны существовать возможности для инвестиционных вложений. А их сейчас нет».
Сейчас чиновники должны всерьез задуматься, что они хотят: провести полноценную амнистию для всех или же сотрясти воздух популистским пустым проектом. В Грузии подобная амнистия провалилась с полным треском».
16 ноября в «Ведомостях» со статьей «Амнистия капитала: Нравственный шаг государства» выступил заместитель председателя Государственной думы РФ, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГД РФ Юрий Волков:
«…В 90-е гг. власть уже трижды декларировала желание провести налоговую амнистию, но до дела ни разу не дошло. Почему же сейчас государство опять поднимает эту тему? Думаю, потому, что все здравомыслящие люди понимают: налоговая система, придуманная реформаторами в 90-е гг., была не то чтобы неразумна, но абсурдна и порочна. Они скопировали налоговую систему развитых западных стран, где есть и НДС, и огромный налог на прибыль, и большой подоходный налог, и сонм прочих налогов. В то время как в любой развивающейся экономике налоги должны были быть снижены, чтобы бизнес начал работать вбелую.
…Это законодательство было и несправедливо, и невозможно к исполнению. В результате бизнес ушел в тень, и не найти сейчас предпринимателя, у которого бы не было грехов перед фискальным ведомством.
К счастью, после 1999 г. в нашу налоговую систему постепенно начинает возвращаться здравый смысл. Это и снижение до 13% подоходного налога, которое, кстати, привело к значительному росту поступлений. И облегчение налогообложения малого бизнеса — т. н. “вмененка”, “упрощенка”, снижение НДС и т. д.
В этой связи особенно важно сейчас подвести черту под этапом первичного накопления капитала, когда государство искусственно вогнало своих наиболее предприимчивых граждан в категорию налоговых преступников.
…По оценке Минфина, с 1991 г. за рубеж было вывезено не менее $300 млрд. Полагаю, что примерно треть этих средств была вложена в недвижимость за рубежом, еще около 30% — в ценные бумаги. Но остается примерно 30-40%, т. е. $90-120 млрд в «кэше». Эти деньги надо вернуть в Россию.
При проведении амнистии капитала в России важно, чтобы, во-первых, ставка была разумна. Если предприниматель держит деньги за рубежом, он должен иметь возможность вернуть их, положив на счет в российском либо в дочернем от иностранного банке, зарегистрированном и работающем в России. Заплатить он должен минимальный сбор. Это не должно быть налогом, и это не должно быть 13%. На условиях уплаты 13% уже сейчас можно легализовать любые суммы — есть масса способов задекларировать доход, заплатив с него сейчас даже меньше 13%.
Прав вице-премьер Александр Жуков, когда говорит, что должно быть не больше 7%. Да и мировой опыт проведения амнистии капиталов свидетельствует о том, что ключевым фактором успеха является пониженная ставка: в Бельгии при возвращении капиталов из-за границы в 2004 г. брался налог в 6%, в Италии в 2001 г. — 2,5%, а в Казахстане — 0%.
Второе. Амнистия должна касаться не только заграничных денег, но и сбережений граждан «в чулках». Люди откладывали на черный день, на старость, на болезнь и т. д., в результате на руках у населения скопилось от $60 млрд до 70 млрд. Эти деньги должны через банки работать на экономику страны.
Третье — легализация собственности. В законе надо четко прописать категории собственности, приобретенной до момента окончания налоговой амнистии, которые становятся легальными. И никаким преследованиям собственник квартиры, машины, дома за рубежом подвергаться не должен, если он задекларировал собственность и в свидетельстве указано, что она приобретена до определенной законом даты.
Четвертый аспект — сроки налоговой амнистии. Правительство предлагает полгода. Мало. Амнистия должна захватить два налоговых периода, например — с начала 2006 г. и до 1 мая 2007 г., т. е. с окончанием срока подачи деклараций за 2006 г. Ведь кто-то просто не успеет, кто-то, может, побоится так быстро, лишь за несколько месяцев, “легализоваться”.
Какие нас могут ждать риски? Во-первых, есть риск, что бизнес и граждане не поверят в однократность проведения подобного мероприятия. Необходимо сформировать устойчивое мнение об однократности амнистии и неотвратимости наказания нарушителей, не воспользовавшихся предоставленной возможностью. Дать надежду на повтор амнистии означает привести к краху текущую.
Во-вторых, у людей велик страх, что, как только они покажут налоговикам всю свою собственность, эта информация станет общедоступной. Поэтому при проведении амнистии должна быть обеспечена максимальная защита информации, поступающей в налоговые органы, о лицах, легализующих свои капиталы.
Правда, есть и более простой путь сделать так, чтобы как можно меньше чиновников знало о поступающих в ходе амнистии данных и раскрываемых суммах. Это провести ее вообще без специальной подачи декларации. Прописать в законе, что имущество, приобретенное до такой-то даты, является свободным от преследования. Далее: все сделанные в банках вклады до такой-то даты считаются автоматически амнистированными, т. е. государство не задает вопросы об источниках этих средств. И третье: за разглашение тайны вклада либо декларации уголовная ответственность усиливается во столько-то и столько-то раз. Вот три пункта, которые дадут гражданам понять, что их капитал защищен и что они сами защищены. Тогда деньги выйдут из «чулка», вернутся из-за границы и начнут работать в России.
…Самое очевидное: амнистия не нужна олигархам и крупному бизнесу. У них все давно легализовано через всякие лихтенштейнские фонды, трасты и кипрские компании. Их миллионы защищены армией дорогих адвокатов, аудиторов и налоговых консультантов. Амнистия нужна тому наемному работнику, который всегда получал 100 у. е. по ведомости, а на зарплату в конверте купил себе отечественный Ford Focus за $18 000. Тому, кто пахал все смутные 90-е в своем маленьком ООО и приобрел в итоге квартиру, дачу да кучу болезней на нервной почве… Она нужна тем, кто хочет спать спокойно».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости