Безусловно, самой злободневной как экономической, так и политической темой стал в последние месяцы российско-украинский газовый конфликт. И даже заключение 4-го января контракта на поставку газа на Украину не сняло напряжение как между двумя странами, так и между их газовыми компаниями. При этом СМИ всего мира с удовольствием освещали самые разные стороны газовой истории.
Уже 6-го января сайт «Газета. Ru» публикует статью «Украина оценит потери и пересмотрит соглашение»:
«В 2006 году Украина не будет закупать российский газ. «Он нам не нужен», – заявил топ-менеджер «Нафтогаза» Андрей Лопушанский. Потребности страны в газе будут удовлетворяться за счет топлива из Средней Азии. «Газпром» продает газ по $230 не Украине, а собственной «дочке» RosUkrEnergo.
В «Нафтогазе» «Газете.Ru» пояснили, что речь не идет о полном отказе от российского газа. Украина не будет закупать дополнительные объемы топлива сверх тех, которые обозначены в соглашении с «Газпромом». Но конфронтационная тональность заявлений «Нафтогаза» заставляет экспертов сомневаться в надежности договоренностей между Россией и Украиной.
Конфликт с Киевом уже портит репутацию «Газпрома». Госсекретарь США Кондолиза Райс из-за резкости энергетической дипломатии Путина усомнилась в праве России председательствовать в «восьмерке» в 2006 году. …Соглашение с Украиной крайне запутанно. Главным действующим лицом в отношениях между Россией и Украиной в газовой сфере стала закрытая посредническая компания RosUkrEnergo.
Российские чиновники утверждают, что на таком механизме настояли представители Украины. «Мы знаем, кто владеет российской частью, и мы бы предпочли, чтобы украинцы перешли к прямому государственному владению. Но они так захотели структурировать сделку», – отмечает осведомленный источник.
О подводных камнях в газовом соглашении между Россией и Украиной «Газете.Ru» рассказал директор американской исследовательской группы East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
–…Как вы считаете, для кого подписанные документы более выгодны?
– Украина точно проиграла. НАК «Нафтогаз» теряет $1 млрд в год. Почему-то украинская сторона не использовала ни одно из своих преимуществ, таких как введение европейского тарифа на резервирование мощности подземных газохранилищ (до 100-150 евро за один кубометр в час). Одна эта мера могла гарантировать доход больше $2 млрд в год. Проигрыш «Газпрома» состоит в потере репутации надежного поставщика газа. По-моему, даже в период боевых действий в Приднестровье экспортный поток газа в Румынию, Болгарию и Турцию не прекращался. Сейчас «Газпром» сам создал сложную ситуацию из чисто политических соображений.
… – Несмотря на путанность соглашения с Украиной, бартера «газ в обмен на транзит» больше не будет. «Газпрому» действительно удалось перейти на рыночные отношения с потребителями?
– Самый большой подводный камень в соглашении с Украиной – это как раз ликвидация рыночных принципов в торговле газом в СНГ и бывшем СССР. Хотя «Газпром» объясняет все как раз введением рыночных принципов. Пару лет назад российские независмые производители экспортировали газ во все страны бывшего СССР. Даже год назад компания «Итера» и «Транснафта» поставляли газ в Белоруссию. Теперь это разрешено только одному посреднику – RosUkrEnergo.
Независимые компании могли бы предложить Украине газ по $80-100 за 1 тыс. кубометров, но они боятся. Им спокойнее продавать газ российским покупателям по $30–45 за 1 тыс. кубометров.
Главная потеря России в газовой войне – это окончательная ликвидация свободного рынка в газовой отрасли.
– Можно ли, на ваш взгляд, считать соглашение между «Газпромом» и «Нафтогазом» окончательным или хотя бы долгосрочным?
– Повторение конфликта очень вероятно из-за торопливости, с которой было заключено соглашение. Как обманутый продавец квартиры после пробуждения в бараке идет в суд, так и Украина после спокойной оценки своих потерь пересмотрит соглашение. Причем обратится Украина не в Басманный суд».
Как только закончились новогодние каникулы, обсуждение газовой темы вылилось на страницы отдыхавших изданий. 10 января «Коммерсантъ» публикует статью Дмитрия Буртина «Коктейль Миллера»:
«…После переговоров министра энергетики Украины Ивана Плачкова с Владимиром Путиным 29 декабря, на которых президент России недвусмысленно поместил Украину в число стран, не входящих в число «ближайших друзей и соседей», предполагать, что уже 4 декабря собеседник господина Плачкова торжественно заявит на совещании в Ново-Огареве о «качественно новом уровне отношений» двух стран, было невозможно. На смену курса в отношении Украины от энергоблокады до тесного партнерства потребовалось пять дней.
Напомним, накануне нового года «Газпром» был твердо намерен продавать Украине газ по цене $230 за 1 тыс. куб. м, Украина – покупать газ не дороже $70-80. 1 января 2006 года в 10.00 «Газпром» прекратил поставки газа в адрес украинских потребителей, в том числе туркменского, снизив давление в системе трубопроводов «Союз» на украинскую квоту.
А уже в 10.00 4 января было объявлено об урегулировании всех споров между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Виктор Ющенко объявил о закупках газа Украиной на границе с Россией по цене $95 за 1 тыс. куб. м (в 2005 году цена составляла $50) и росте ставок транзита для «Газпрома» с $1,09 за 1 тыс. куб. м на 100 км до $1,6. Через час председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что Россия будет поставлять собственный газ на Украину по цене $230 за 1 тыс. куб. м через швейцарскую компанию RosUkrEnergo (RUE), ранее поставлявшую туда туркменский газ по украинско-туркменскому соглашению. Никаких внятных объяснений о том, как RUE, в которой «Газпрому» через Газпромбанк принадлежит 50% акций, сможет закупать газ в России по $230, продавать на Украине по $95 и немедля не разориться, не последовало.
…Формально проигравших в «газовой войне» России и Украины нет. С точки зрения Украины, ее правительство обеспечило себе поставки газа в самое тяжелое (к тому же – приходящееся на парламентские выборы) первое полугодие 2006 года по $95 за тысячу кубометров. Кроме того, вряд ли RUE откажется от поставок газа во втором полугодии 2006 года в адрес своей «дочки» «Росукрэнерго» по цене в диапазоне $95-160 за тысячу кубометров – относительное спокойствие на Украине является залогом того, что цены транзита в $1,6 не будут пересмотрены ни для нее, ни для «Газпрома». «Газпром», обеспечив сбыт 17 млрд куб. м по $230 за тысячу кубометров российского газа RUE (RosUkrEnergo – В.В.) вместо Украины, формально ничего не теряет. Не теряет на этой операции и RUE – среднеазиатского газа с лихвой хватает, чтобы обеспечить рентабельность поставок.
Проблема лишь в том, что «Газпром» был вынужден передать RUE абсолютно все, что он заработал с 2001 года, скупая среднеазиатский газ. По сути, 4 января Туркмения, Узбекистан и Казахстан решили задачу по независимому напрямую от «Газпрома» экспорту российского газа в страны ЕС. Если ранее «Газпром» мог претендовать на 100% прибылей от экспорта среднеазиатского газа в Европу, то теперь он получит от него не более 50% – вторая половина будет распределена среди других акционеров RUE (см. схему). RUE увеличивает свою долю на рынке стран СНГ и Европы с нынешних 3-4% до 11-12%.
По какой же причине «Газпром» добровольно отдал свои позиции офшорной компании, существующей два года? По заявлению Вольфганга Пучека агентству Reuters, за компанией Raiffeisen Invest AG (RAIG) стоит «группа международных инвесторов, пока не предполагающих раскрывать свои имена». Все это крайне напоминает заявление Владимира Путина годичной давности о группе «опытных энергетиков», стоящих за компанией «Байкал Финанс Групп», купившей на аукционе РФФИ «Юганскнефтегаз».
Назавтра, 11 января, «Ведомости» опубликовали статью Ирины Резник и Александра Беккера «Газпром» отдал Украину посреднику»:
«…Газовая война между Украиной и Россией разгорелась после того, как «Газпром» решил с начала 2006 г. поднять цену на топливо почти в пять раз — с $50 до $230 за 1000 куб. м газа — и отказаться от бартерной оплаты транзита по украинской территории. Но Украина не соглашалась покупать газ дороже $70-80, и «Газпром» 1 января прекратил поставки в эту страну. Украина тут же начала отбирать транзитный газ, но уже 4 января конфликт был исчерпан: украинский президент Виктор Ющенко объявил, что Украина согласна закупать газ на границе с Россией по $95 за 1000 куб. м, а транзит для «Газпрома» подорожает с $1,09 до $1,6 за 1000 куб. м на 100 км. Предправления «Газпрома» Алексей Миллер добавил, что Россия будет поставлять собственный газ на Украину по $230 за 1000 куб. м через швейцарскую RosUkrEnergo.
Но вчера первый зампред правления «Нафтогаза» Андрей Лопушанский признался журналистам, что дорогое газпромовское топливо не пойдет на Украину. «Газовое соглашение с «Газпромом» изначально это подразумевало, — пояснил «Ведомостям» представитель «Нафтогаза». — С учетом добываемых 20 млрд куб. м газа в год Украине хватит 56 млрд куб. м среднеазиатского газа, который она и купит у RosUkrEnergo по $95».
Оказывается, этой фирме переданы все поставки «Газэкспорта» из Средней Азии, и в итоге швейцарская компания сможет распоряжаться до 56 млрд куб. м газа, идущего через территорию России. Это следует из текста договора «Газпрома», RosUkrEnergo и «Нафтогаза Украины», который обнародовала 5 января экс-премьер Украины Юлия Тимошенко. Но кроме среднеазиатского газа RosUkrEnergo обязалась закупить у «Газпрома» 17 млрд куб. м. газа по цене $230 за 1000 куб. м и в первом полугодии этого года поставлять на Украину газ по $95 за 1000 куб. м. Представители «Газпрома» не опровергли подлинность этого документа, а зампред правления «Газпрома» Александр Медведев подтвердил «Ведомостям» лишь то, что RosUkrEnergo получит названный объем газа. «А «Газпром» в любом случае получит свои $3,9 млрд за 17 млрд куб. м газа», — обещает член совета директоров Raiffeisen Investment Вольфганг Пучек.
Из этой информации следует, что большая часть топлива «Газпрома» по $230 за 1000 куб. м минует Украину, заключает аналитик Объединенной финансовой группы Павел Кушнир. «Газпром» просто сохраняет лицо, говоря о цене $230 для Украины, хотя на самом деле этот газ через посредника купят европейцы, — заключает Кушнир. — Зато RosUkrEnergo заработает огромные деньги на трейдинговых операциях со среднеазиатским газом».
…Валовая прибыль RosUkrEnergo от операций со среднеазиатским газом в 2006 г. может составить около $1,6 млрд, подсчитал Кушнир. «Фактически «Газпром» отдал Украине все объемы среднеазиатского газа, — резюмирует Кушнир. — Но дивиденды с этого получит RosUkrEnergo, которая будет управлять поставками из региона».
12 января те же «Ведомости» публикуют статью президента Института энергетической политики Владимира Милова «Прозрачные отношения»:
«Итак, Россия и Украина перешли на «прозрачные рыночные отношения» в сфере поставок газа. Вместо прямых контрактных отношений между «Газпромом» и «Нафтогазом», существовавших в течение 12 лет, поставки российского газа на Украину теперь будут осуществляться через посредническую фирму, зарегистрированную в Швейцарии, с неясной структурой владельцев, где содиректором является Константин Чуйченко, однокурсник первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Убыток этой фирмы от продажи каждой тысячи кубометров российского газа составит $135 ($2,3 млрд в год, если таким образом на Украину в 2006 г. будут проданы все запланированные 17 млрд куб. м российского газа).
Ничего более прозрачного и рыночного и представить себе нельзя, не так ли? Если появившийся в Интернете текст соглашения между «Газпромом», «Нафтогазом» и Rosukrenergo аутентичен, то это новый бизнес-шедевр, недалеко ушедший от «Байкалфинансгрупп». Судите сами. Зачем переуступать Украине 15 млрд куб. м казахского и узбекского газа, которые вообще-то должны были бы пойти на российский рынок? Если этот газ будет переуступлен, это означает, что российский газ по цене $230 за 1000 куб. м поставляться на Украину в реальности не будет и заявления российских официальных лиц о “достижении желаемого результата” — ложь во спасение собственного лица.
Почему компания Rosukrenergo получила возможность экспортировать российский газ в объеме 15 млрд куб. м? Почему вообще эта компания, где 50% принадлежит неизвестным лицам, стала посредником между Россией и Украиной?
Почему Россия не предложила Украине в качестве компромисса разумную цену на поставки газа в $110-120 за 1000 куб. м, на которую Украина, скорее всего, согласилась бы, как это произошло в случае со странами Балтии, Грузией, Арменией и Молдавией? В итоге Украина теперь импортирует газ дешевле, чем другие постсоветские страны, а Rosukrenergo может понести из-за этого убытки.
Почему против Украины вот уже полгода так и не подано иска в Стокгольмский арбитраж? Это единственное, что с профессиональной точки зрения следовало сделать вместо громких заявлений по телевидению. Кроме того, подача иска серьезно усилила бы переговорную позицию России.
Почему, ограничивая подачу газа на Украину, российские власти не просчитали последствия возможных перебоев в подаче газа европейским потребителям? В частности, появления требований по пересмотру долгосрочных контрактов на поставки газа в Европу в сторону менее выгодных для России условий (по информации автора, скоро они могут последовать). Кто отдавал безответственное распоряжение об ограничении подачи газа на Украину, зная о том, какой ущерб это может принести коммерческим интересам России в Европе? Как «Газпром» может прокомментировать заявление главы «Нафтогаза» Ивченко о том, что 1 января 2006 г. Украина получила телеграмму за подписью должностных лиц «Газпрома», что подача газа ограничивается «в отношении газа, поставляемого европейским потребителям»?».
И закончим мы эту часть обзора статьей Эндрю Крамера «Газпром» обеспечивает благополучие себе и тревогу другим», опубликованной 13 января в «The New York Times»:
«В последние недели «Газпром», крупнейший в мире производитель газа, наделал немало шума. Украину – и не только ее – трясло, однако для «Газпрома» это было хорошее время.
…Европу тем временем мучило осознание того, что ее энергетические поставки напрямую зависят от изменчивых отношений России со странами, через которые идет газовый транзит. Однако в интервью на этой неделе Александр Медведев, возглавляющий экспортное подразделение «Газпрома», категорически отрицал, что долгосрочным перспективам компании в Европе был нанесен ущерб из-за опасений по поводу надежности поставок, возникших из-за перекрытого в первый день нового года вентиля.
Медведев выразил удивление критикой его компании и России со стороны Западной Европы. Он заявил, что рассчитывал на более адекватное понимание обязательств Украины. Он выразил сожаление по поводу того, что почти не увидел такого понимания в Европе, и назвал реакцию на события 1 января неадекватной.
…В рамках договоренностей с Украиной «Газпром» согласился продавать газ через посредника, по более высокой цене, но в меньшем количестве, чем в прошлом году. Компания согласилась платить более высокие транзитные пошлины, но заморозила их на пять лет.
Для «Газпрома» спор закончился увеличением прогноза прибылей наступившего года. По оценкам московской финансовой компании «Объединенная финансовая группа», «Газпром» получит около 880 млн долларов дополнительной прибыли; на этот год прогнозировалось 66 млрд. Компания не опубликовала собственные оценки.
…Что касается Европы, отметил Медведев, энергетическую политику в ближайшие годы будут формировать экономические, а не политические факторы. Он заявил, что российские трубопроводы всегда будут поставлять более дешевый газ, чем другие источники, и удовлетворять растущий спрос.
«Никто не должен сомневаться в том, что «Газпром» будет работать в Европе, – сказал Медведев. – Расширение нашей роли в газовом бизнесе тоже неизбежно, поскольку производство газа в Европе падает, а зависимость от импорта растет».
Эта концепция не согласуется с тревогами Европы, где чиновники соответствующих ведомств думают о возврате к атомной энергетике в целях диверсификации.
…Как бы то ни было, аналитики согласны с точкой зрения компании: проблемы с имиджем «Газпрома» меркнут в сравнении с его огромными резервами и экспортным потенциалом.
«Имидж уже не будет проблемой, – заявил энергетический аналитик «Объединенной финансовой группы» Павел Кушнир. – «Газпром» фактически решил вопрос транзита через Украину. Он разорвал связь между транзитом и ценой».
Окончание следует