26 февраля отечественные СМИ забили тревогу: Минэкономразвития уничтожает челноков. «Правительство топит челноков» - статью под таким заголовком опубликовало интернет-издание «Газета.Ru»:
«В России вводятся ограничения для «челночной» торговли. Со следующего года жизнь челночника может еще более усложниться – без уплаты пошлин можно будет привезти в Россию лишь товары, стоящие не дороже 10-15 тыс. рублей. Новые правила могут привести к ликвидации челночной торговли.
Минэкономразвития предлагает с 1 января 2007 года снизить стоимостную норму беспошлинного ввоза потребительских товаров в Россию с 65 тыс. рублей до 10-15 тыс. Исключение будет сделано только для единичных дорогостоящих товаров, предназначенных для личного пользования.
Как заявила в воскресенье директор Департамента госрегулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина, «в законе будут максимально прописаны критерии, по которым таможенники смогут определить, ввозятся ли эти товары для личного пользования или на реализацию». Глава департамента подчеркнула, что беспошлинные товары, которые будут ввозиться в Россию, будут предназначаться исключительно для личного пользования.
…Поправки в Налоговый кодекс, сокращающие возможности для челночной торговли, уже подготовлены. Сейчас документы находятся на межведомственном согласовании.
…«В весеннюю сессию документ не попадет, в осеннюю – шансы весьма велики», – сказала официальный представитель МЭРТ.
В пресс-службе Минэкономразвития надеются, что «к концу года закон будет принят, ведь должны же мы как-то бороться с серым импортом».
…В рамках комплекса ограничительных мер Минэкономразвития также ввело новое правило, по которому беспошлинно ввозить товары в страну можно лишь один раз в месяц, а не в неделю, как было до сих пор. Кроме того, снижен предельный вес ввозимых без уплаты пошлин товаров – с 50 до 35 килограммов.
Сейчас пошлина на ввоз одежды для торгового оборота на внутреннем рынке в среднем составляет 20%, а именно: не менее 2-3 евро за килограмм. Одежда для личного пользования, то есть неторгового оборота облагается налогом в 30% – не менее 4 евро за килограмм товара.
Эти изменения вступают в силу 26 февраля 2006 года и входят в постановление правительства РФ «О внесении изменений в положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов и сборов, перемещаемых физическими лицами для личного пользования».
Участники рынка замечают, что новые правила импорта могут привести к ликвидации челночной торговли в России. «Можно предположить, что принятые поправками в закон вытеснят с рынка мелких игроков и произойдет укрупнение бизнеса в целом. Такие компании специализируются на крупных оптовых закупках торговых марок за границей и берут на себя весь логистический процесс, включая транспортировку, таможенную очистку, сертификацию, и продают «чистый» товар московским и региональным оптовикам, – поясняет Анна Лебсак -Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group. – Кроме того, новые поправки должны стимулировать производителей внутри страны, так как закупать одежду от российских производителей становится удобнее, нежели, чем ввозить ее через границы, платя таможенные пошлины».
…Предприниматели уже чувствуют ужесточение политики властей в области внешней торговли.
«За последний год правительство резко ужесточило политику по отношению к контролю таможенных служб, ведь от 60% до 80% рынка импорта одежды оценивается как теневой», – отмечает Анна Лебсак-Клейманс.
Но бизнесмены, пользующиеся режимом беспошлинного ввоза товаров на территорию России, уверены, что принятые меры не будут эффективны. «Мы уже довольно давно ввозим в Москву одежду, и беспошлинный ввоз товаров составляет 35 килограммов, в рамках которого можно ввозить опять-таки без налогов не более трех единиц одного вида товара», – рассказал «Газете.Ru» владелец небольшой сети магазинов одежды в Москве.
«В любом случае, если действовать по закону и руководствоваться правилами таможенных пошлин, невозможно будет работать, так как по действующим нормам 80% от стоимости товара мы должны заплатить на границе. Это невозможно. Все дают взятки таможенным инспекторам, – рассказал еще один столичный предприниматель».
В тот же день сайт «РБК.Ru» поместил материал под заголовком «Цены на товары, ввозимые челноками, вырастут на 30%». Помимо прочего, там говорится:
«…Челночная торговля как институт появилась в начале 90-х, в самый разгар экономического кризиса. По данным опроса, проведенного летом 2005г. фондом «Общественное мнение», большинство респондентов (58%) относятся к челнокам положительно. О своем отрицательном отношении к ним заявили 19% россиян. Однако хорошее отношение не вылилось в позитивную оценку челночной торговли как явления. Здесь мнения существенно разошлись: 37% опрошенных полагают, что она «хороша для страны», примерно столько же респондентов (38%) придерживаются противоположной точки зрения, а четверть участников опроса затруднилась с оценкой.
Как показало исследование, в тот или иной промежуток времени в шоп-туры ездили 4% из числа опрошенных, у 8% опрошенных «челночили» родственники, у 9% - знакомые».
Сайт газеты «Известия» поместил в тот же день под заголовком «Галина Баландина: «Цены на товары могут вырасти на 30%» подробный отчет о пресс-конференция директора Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития, прошедшей тогда же, 26 февраля в в Медиа-центре газеты «Известия». К стати, все высказывания госпожи Баландиной остальные издания почерпнули из отчета об этой самой пресс-конференции. Итак, «Известия»:
«…С сегодняшнего дня вступает в силу решение правительства, которое предусматривает снижение норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами. В частности, согласно этому постановлению весовые квоты снижены с 50 кг до 35. Кроме того, если раньше допускалась периодичность беспошлинного ввоза раз в неделю, то с сегодняшнего дня этим правом можно воспользоваться не чаще, чем один раз в месяц.
В дальнейшем, в стратегическом плане, правительство намерено оставить право беспошлинного ввоза товаров только для тех физических лиц, которые являются путешественниками и ввозят товары исключительно для личного пользования. Так на самом деле написано в таможенном кодексе, и о всех международных конвенциях, участницей которых является Российская Федерация.
Стратегически, шаг за шагом мы будем стремиться к тому, чтобы челночный бизнес, нерегистрированная торговля постепенно перетекала в русло нормальной цивилизованной торговли с коммерческими партиями товаров, с декларированием товаров своими наименованиями, с представлением сертификатов безопасности, в том случае если использование товара на нашей территории требует подтверждения безопасности для его потребителя, со всеми остальными правилами, включая уплату таможенных пошлин и уплату налога на добавленную стоимость.
…Нас не может не беспокоить то обстоятельство, что существующие на практике возможности беспошлинного ввоза, как правило, сопровождаются полукриминальными операциями, расчетом наличными деньгами, дачей взяток должностным лицам разного уровня, как при ввозе товаров в страну, так и при реализации этих товаров на внутреннем ранке. И еще немаловажное обстоятельство, которое тоже нужно учитывать, возможность беспошлинного ввоза, возможность нерегистрируемой торговли на нашей территории товарами легкой промышленности загоняет нашего отечественного товаропроизводителя также в нелегальный бизнес.
…Дальнейший шаг будет, видимо, уже в этом году - снижение стоимостной нормы беспошлинного ввоза. Сегодня она составляет 65 тысяч рублей. Правительство предполагает предложить Госдуме поправки в таможенный кодекс, где эта норма будет снижена максимум до 15 тысяч рублей, а может быть и ниже.
…Не буду скрывать, что, безусловно, уплата таможенных платежей при ввозе товаров в страну обязательно повлечет за собой увеличение цен. Обязательно. Абсолютная цифра, что положено уплатить при ввозе товаров на нашу территорию - 18% налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина в зависимости от номенклатуры товаров разная, от 0,7 евро за килограмм до 7-8 евро за килограмм. По обуви сейчас немножко ситуация изменилась. Буквально на днях вступит решение правительства, которое упорядочивает ставки ввозных таможенных пошлин на обувь. Там ставка пошлины будет зависеть от того, насколько она доброкачественная. В зависимости от цены на дешевую некачественную обувь будут высокие ставки пошлин, на обувь, в отношении которой таможенная стоимость заявляется от 18 евро за пару и выше, будут ставки пошлин несколько ниже. Исходя из этого, можно было бы предположить, что цены на товары могут возрасти до 30% и выше.
Но эти цифры абсолютны. Давайте посмотрим на относительные цифры. Ни для кого не секрет, что на самом деле ввоз товаров так называемыми «челноками» сопряжен с организованной цепочкой. На каждом этапе такой цепочки требуется проплата определенных сумм, как государственным органам, так и посредникам. Поэтому, конечно, если до сих пор бизнес выбирает такую возможность ввоза товаров в нашу страну, как использование челноков, видимо, эта стоимость значительно ниже, чем та, которая бы оплатила бизнес, ввозя товары легально. Но из абсолютной цифры эту плату нужно вычесть. Кроме того, есть еще такие косвенные показатели. Я вам о них сказала, как безопасность для потребителя товаров. Вы понимаете, что, как правило, нерегистрируемая торговля это ввоз товаров низкого качества, особенно если это товары для детей, иногда и небезопасны для производства. И здесь уже чисто стоимостной оценки трудно дать - это дополнительный косвенный эффект.
… На европейской части страны ввоз товаров челноками уже постепенно теряет свою актуальность. «Челночный» способ насыщения внутреннего рынка дешевыми товарами сегодня наиболее распространен на Дальнем Востоке. Исходя из экспертных данных, для европейской части нашей страны доля «челночной» торговли одеждой и обувью может составлять порядка 20-30% всего объема ввоза товаров, для товаров Дальнего Востока – эта доля выше. Остальной объем серого импорта происходит за счет декларирования товаров не своим наименованием, занижением таможенной стоимости и иных способов уклонения от уплаты платежей. Для Дальнего Востока и Сибири этот объем может достигать 60-80%.
…Если смотреть на историю вопроса, то конечно, по большому счету мы челнокам должны быть благодарны на определенном этапе развития экономики, которые в свое время обули и одели нашу страну. Но сегодня экономика уже не в том состоянии. Сегодня экономика у нас характеризуется как стабильно развивающиеся. Сегодня нет такого острого явления как безработица. Сегодня совершенно иные позывы. Мы говорим о том, что сегодня настало время позаботиться об отечественном товаропроизводителе.
Безусловно, ввоз товаров челноками это не единственный распространенный в стране способ уклонения от уплаты платежей, но я хочу сказать, что такие товары как обувь и одежда, они названы министром экономического развития и торговли на последней коллегии федеральной таможенной службы как товары приоритетные для работы таможни на этот год. И министром поставлена задача снижения доли серого импорта по этим товарам до 15% уже в этом году. Поэтому будет не только происходить нормативное ужесточение правил ввоза товаров, но будет также улучшено таможенное администрирование по борьбе с серыми схемами и по этим товарам тоже.
…Сегодня и Минэкономразвития и торговли, и Федеральная таможенная служба намерены вслед за мобильными телефонами и электроникой и радиобытовой техникой дать отпор и серому импорту в таких секторах экономики как обувь и одежда».
27 февраля к «челночной» теме обратились «Ведомости», опубликовавшие статью Александры Петрачковой «Конец челнока»:
«…Искоренить беспошлинную торговлю — давняя мечта таможенников. Нормы ввоза без пошлин надо сокращать, потому что «ездить с баулами — это нецивилизованно» и мешает развитию российской промышленности, говорил год назад в интервью «Ведомостям» руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов.
«Надо порядок наводить», — одобряет действия федеральных властей замгубернатора Читинской области Виктор Столяров. Часть жителей области потеряет работу, но челночной торговлей занимается «незначительный процент», говорит он. Работу в области найти можно, а челноки, как правило, — «бедные женщины, наемные работницы живущих в России китайцев», уверяет Столяров. По его словам, китайцы называют их «кэмэлами».
Однако текстильной промышленности, лоббировавшей отмену челночной торговли с середины 1990-х гг., усилия чиновников уже вряд ли помогут, полагают эксперты. Таможенная стоимость импортных товаров в 2005 г. была занижена на 23%, отмечает экономист Центра развития Сергей Пухов, сравнивавший таможенную статистику России и ее торговых партнеров. «Но главная проблема не в челноках, а в сером импорте», — уверен Пухов. В сером импорте из Юго-Восточной Азии видит главную угрозу для легпрома и директор по маркетингу группы компаний «Чайковский текстиль» Евгений Титов: «За 2005 г. цены на китайский текстиль снизились на
5-8%, а у российских производителей из-за роста издержек выросли на 5,5%». Челноки — не конкуренты российских производителей, потому что работают в разных нишах, добавляет президент альянса «Русский текстиль» Владимир Столяров: челноки завозят по большей части одежду, а российские предприятия занимаются в основном производством хлопчато-бумажных тканей. «Главная причина упадка легпрома не в конкуренции с дешевым импортом, а в том, что предприятия много лет не модернизировались», — уверен он. Тем не менее если бы на таможне был порядок, ниш для развития отечественной промышленности было бы больше, полагает экономист
…А вот у обычных туристов, возвращающихся из-за границы с покупками на сумму выше 15 000 руб., возникнут проблемы. «Они должны будут платить пошлину», — предупреждает представитель Минэкономразвития Константин Богданов. Любителям шотландского виски придется выложить 2 евро за литр. А тем, кто решил приодеться за рубежом, — 20% за костюм или платье, но не меньше 2,5 евро за 1 кг, а за сапоги — 15% плюс 0,7 евро за пару».
«Маме шубы не видать» - статью Веры Ситниной опубликовала в этот же день газета «Время Новостей»:
«…Ужесточая правила беспошлинного ввоза потребительских товаров, правительство надеется сократить объемы ввозимых челноками товаров и увеличить долю легального импорта.
…Однако даже авторы поправок признают: в первую очередь это решение приведет к значительному росту цен.
…Особенно сильно вводимые меры ударят по жителям приграничных территорий. …Вопрос о трудоустройстве тысяч людей, живущих за счет челночной торговли, также остается открытым. Правда, объем челночной торговли, по данным Минэкономразвития, все равно снижается год от года - за счет укрупнения компаний, занимающихся импортом товаров широкого спроса.
Более того, экономическая эффективность введения этих мер не просчитана. Отвечая на вопрос, какого сокращения объема челночной торговли ожидают чиновники, глава департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела отметила, что все будет зависеть от действий таможенников в каждом конкретном регионе.
Также непонятно, что делать любителям одеваться за границей. Возможность ввозить товары лично для себя чиновники обещают сохранить. По словам Галины Баландиной, в поправках к Таможенному кодексу будут максимально точно прописаны критерии, по которым таможенники смогут определять, ввозятся ли товары для реализации или для личного пользования. Но вряд ли в законе можно предусмотреть все частные случаи. Наверно, к одной даже очень дорогой шубе таможенники придираться не будут. Но что делать, если шубы две - для себя и для мамы. Как показывает практика, любой вопрос, решение которого отдано на откуп чиновнику, как правило, решается не в пользу гражданина. Так что есть опасения, что введение новых правил увеличит размер мзды, а следовательно, дополнительно повысит стоимость товаров, но явно не объемы легального импорта».
Наконец, 28 февраля свое оригинальное мнение высказал в статье «Конец челночного бизнеса», опубликованной в британской «The Times», постоянный автор газеты Джереми Пейдж:
«Вы можете увидеть их на железнодорожных вокзалах с огромными пластиковыми сумками в руках. Их можно увидеть и в аэропортах, нередко – у кассы, куда они вносят плату за превышение веса багажа. И, конечно же, вы видите их на рынках, где они продают по дешевке импортные вещи, от спортивных костюмов до игрушечных кукол.
В течение 15 лет эти торговцы – или челноки – были характерной чертой российского общества. Преодолевая большие расстояния, они покупали за границей товары, а затем везли их домой на продажу.
Но Кремль нанес смертельный удар по этому типично российскому бизнесу, введя строгие ограничения на максимальное количество товаров, которое челноки могут ввезти в страну без уплаты таможенных пошлин.
…Фактически Кремль разоряет челноков.
«Это нелепость, – говорит Алексей, торгующий спортивными костюмами Adidas и Nike китайского производства на Дорогомиловском рынке в Москве. – Без нас у людей не будет дешевой одежды и обуви. А сейчас они пытаются нас разорить».
Правительство утверждает, что новые ограничения нанесут удар по теневой экономике, в частности, по так называемым «мулам» – перевозчикам, которые, пользуясь льготными нормами, беспошлинно ввозят в страну крупные партии товаров.
По мнению правительства, новые ограничения пополнят бюджет таможни на миллионы долларов, будут содействовать честной конкуренции в сфере розничной торговли и приведут российское законодательство в соответствие с правилами ВТО.
…Челночная торговля появилась после распада Советского Союза, когда безработица, пустые полки магазинов и снятие ограничений на зарубежные поездки стали причиной того, что миллионы людей устремились в этот бизнес.
Они привозили кожаные куртки из Турции, мех – из Греции, презервативы – из Польши и кроссовки – из Китая.
По данным Российской академии наук, в 1996 году число челноков оценивалось в 13 млн человек – 20% трудоспособного населения.
С тех времен многие челноки были выдавлены с рынка крупными транспортными компаниями и расширяющимися торговыми сетями.
…«Конечно, это причинит массу неудобств, – говорит Дина Крылова из организации поддержки малого российского бизнеса «Опора». – Они в большинстве случаев заплатят взятки для того, чтобы таможенники не проверяли их товары или зарегистрировали их как личные вещи».
«Это также создаст проблемы туристам, предпочитающим покупать одежду во время отдыха за границей».
Но больше всех проиграют покупатели, которым придется оплачивать дополнительные издержки по выплате таможенных пошлин и взяток.
…Марина Аншакова, 57-летняя пенсионерка, совершающая покупки на Дорогомиловском рынке, разгневана такой перспективой. «Где же, по их мнению, я должна делать покупки? – вопрошает она. – Рынок – это единственное место, где я могу найти дешевые вещи. Почему правительство хочет заставить меня больше платить?»
Статья заканчивается перечнем стран и товаров, говорящим о том, что автор очень плохо представляет себе, что в основном завозят в Россию челноки.