Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Желаю, чтобы все! (Рынок алкоголя в отечественных СМИ) Часть первая

«Шариков… ничего не ответил
Филиппу Филипповичу,
а поднял рюмку и произнес:
Ну, желаю, чтобы все…»
Михаил Булгаков
«Собачье сердце»


Любая деятельность российских чиновников, касающаяся отечественного рынка алкоголя, говорит о том, что незабвенный Полиграф Полиграфович Шариков мог быть не самым худшим руководителем в нашем отечестве.
Первая часть нашего обзора будет посвящена выдающимся успехам наших бюрократов на ниве регулирования алкоголя, выпускаемого отечественными производителями. Именно об этом говорят материалы российских СМИ, начиная с того момента, как отечественные производители и продавцы алкогольной продукции почувствовали на своей шкуре цену последних новаций Минфина.
«Ведомости» опубликовали 3 апреля статью Эллы Панеях «Из нашего кармана»:
«Если бы не глубокая уверенность, что неодушевленные сущности не умеют испытывать злорадство, то я бы непременно написала, что с нового года государство только и делает, что изощренно издевается над производителями спиртного. Новый закон о регулировании оборота алкогольной продукции был принят за несколько дней перед новым годом, в спешке, сразу в двух чтениях, и был вроде бы недурен. Но процесс введения его в действие превзошел все ожидания.
Сначала Гознак не успел с акцизными марками нового образца к 1 января, когда новую продукцию уже нельзя было метить старыми. Заводы встали. …Производство алкоголя в январе сократилось на 95,8%; другими словами, не было легально произведено практически ничего. Дальше возникли перебои с отгрузкой — старые запасы кончились, раздача марок все еще не началась. Рынок стал занимать нелегальный алкоголь. К началу февраля была напечатана первая порция марок, но к производителям она не попала до середины месяца — чиновники не удосужились разработать порядок их выдачи. Одновременно простаивающие заводы именно сейчас должны тратить сотни тысяч на установку оборудования для новой системы учета продукции.
…Между тем регионы, которые по новому закону от регулирования рынка отстранены, изощряются как могут, пытаясь найти способ продолжать хоть что-то получать с производителя: где вопреки закону введут собственную дополнительную марку, где продолжают незаконно требовать дополнительной сертификации. Налоговики же кое-где отказываются продавать акцизные марки предприятиям, имеющим задолженности бюджету (после январских простоев неудивительные). А в Думу между тем внесен новый законопроект: хотят запретить покупать спирт заводам, которые заранее не представят банковской гарантии на уплату акциза. И вообще поговаривают о введении госмонополии. Деловой климат — как в сказке.
Тут очень легко отмахнуться: проблемы возникли всего лишь у одной отрасли, да еще и многим неприятной. Только ведь акцизные марки — это всего лишь простой и удобный государству инструмент сбора налогов.
…Так вот, собирая с бизнеса наши деньги, государство позволяет себе еще и многократно умножать издержки, связанные с их сбором. Соберут на рубль, а напакостят — по чиновничьей небрежности, в предновогодней спешке — на десятку. Не только бизнесу, а экономике в целом. То есть нам, конечным налогоплательщикам».
10 апреля в 14-м номере журнала «Эксперт Сибирь» появилась статья Стаса Соколова «Тройная фильтрация водки»:
«Система уплаты акцизов, существовавшая до 1 января 2006 года, использовалась как один из способов борьбы с «водочным сепаратизмом». Каждая бутылка алкоголя, производимая и продаваемая в России, имела две марки. Первая, федеральная, наносилась на бутылку прямо на конвейере. Вторую, региональную, в зависимости от способа реализации клеили на акцизных складах производителя или оптовой компании. Так поступали, чтобы у оптовиков не было оснований отпугивать от своих территорий «чужих» производителей.
…Новая система предусматривает только одну федеральную марку, наклеиваемую непосредственно на производстве. Рекламируя нововведение, представители налоговых органов в свое время особенно упирали на то, что марка позволит собирать всю информацию о производстве и движении алкогольной продукции в РФ.
…Недоработки проявились уже на стадии внедрения. Например, было неясно, как быть с импортным алкоголем. Марки старого образца прекратили выдавать импортерам еще в сентябре прошлого года. Но главные сложности у участников алкогольного рынка были еще впереди.
…Необычно долгие новогодние каникулы сначала позволили производителям водки продать рекордные объемы своей продукции, а затем обернулись столь же рекордными убытками. Практически все ликеро-водочные заводы (ЛВЗ) остановили производство из-за отсутствия акцизных марок.
…Размеры потерь, которые понесли производители алкоголя, измеряются десятками и даже сотнями миллионов рублей для каждого из регионов Сибири.
Ситуация начала исправляться только в феврале, когда марки поступили в территориальные управления Федеральной налоговой службы. Впрочем, лихорадило сибирские ЛВЗ еще долго. К примеру, один из крупнейших производителей региона компания «Омсквинпром» еще в марте из-за перебоев с получением федеральных марок оказалась на грани остановки. У предприятия периодически заканчивались марки на те или иные емкости. «На пол-литровые бутылки мы получили марки в начале февраля, а на тару объемом 1 литр и 0,25 литра — только к середине марта, — рассказывает генеральный директор «Омсквинпрома» Андрей Стрелец. — В этот промежуток времени из четырех линий работали только две». Убытки компании составили 70 млн рублей, а в торговых сетях области постепенно начали пустеть прилавки.
…В начале года, чтобы не замораживать производство, многие предприятия клеили на продукцию марки старого образца. Разрешающий приказ Минфина РФ вышел 17 января. Но неясно, что произойдет с этой продукцией после 1 июля, ведь весь алкоголь со старыми марками к этому сроку должен быть изъят из продажи.
Последнее обстоятельство особенно опечалило магазины, торгующие элитным алкоголем. Некоторые дорогие вина, коньяки и виски могут стоять на полке по несколько лет. Теперь торговцам придется ломать голову: то ли самим выпить с горя, то ли продать раритеты по заниженной цене восторженным винофилам.
…Видимо, в конце июня начнется небывалая распродажа ликеро-водочных изделий.
…Когда ситуация с дефицитом акцизных марок утряслась, стало ясно, что это не единственная и не самая страшная проблема. По новым правилам, целый ряд предприятий региона, скорее всего, не смогут возобновить производство уже никогда. Нет, выпускать минералку и даже слабоалкогольные коктейли им не запретят. Но вот с водкой, похоже, придется завязать.
Дело в том, что с введением новой марки изменился и порядок ее выдачи производителям. Теперь нельзя просто пойти и купить нужное количество этикеток. Каждая серия печатается под заказ для конкретного предприятия. Максимальный срок исполнения заказа, установленный специальным приказом Минфина, — 3 месяца. Чтобы заказать марки, компаниям нужно выполнить целый список условий. Так, минимальный размер уставного капитала для производителей спирта и вина равен 10 млн рублей, а для производства водки и других крепких напитков ценз составляет 50 млн рублей. Но главное ограничение — это отсутствие долгов перед бюджетом. «Предприятиям, которые имеют задолженности, бессмысленно даже подавать заявки на получение марок», — поясняет руководитель отдела контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции управления ФНС по Новосибирской области Алексей Добрунов.
В результате не одно предприятие сибирского региона оказалось за бортом алкогольного рынка. Из 10 компаний в Новосибирской области новые марки получили только 5. Разумеется, основную часть «отказников» составляют небольшие спиртзаводы и ЛВЗ, которые и без того дышали на ладан.
…Среди пострадавших есть и действительно крупные предприятия. Например, новосибирские «Каолви» и ВИНАП. Когда-то они не только занимали большую часть местного рынка, но и активно торговали продукцией за пределами области. ВИНАП в свое время даже собирался наладить экспортные поставки пива в США под специально разработанным брендом Sobol.
…Оба завода из-за долгов перед бюджетом так и не получили новых акцизных марок. Хуже всего в сложившейся ситуации придется «Каолви». В отличие от ВИНАПа, который кроме водки выпускает много безалкогольных напитков и слабоалкогольных коктейлей, для «Каолви» водочное производство — основной бизнес. Кроме того, это предприятие — едва ли не единственный в регионе производитель алкоголя, до сих пор находящийся в государственной собственности. Но если материнская корпорация «Росспиртпром», владеющая контрольным пакетом, в авральном порядке не выделит средства на погашение долгов, то «Каолви» как отдельная структура просто исчезнет с рынка.
…Впрочем, даже если компаниям удастся остаться на плаву, в новых условиях усилится торговая экспансия со стороны федеральных игроков. В этом году группа компаний «Русский алкоголь» (Москва) планирует построить в Новосибирске ликеро-водочный завод мощностью до 5 млн дал водки в год. Это почти в 10 раз больше годовых объемов производства «Каолви» и ВИНАПа вместе взятых. Если предположить, что большую часть этой водки планируется продавать за пределами Новосибирска, появление такого мощного конкурента просто не оставит места на рынке более слабым предприятиям.
И дело здесь не в изготовлении и акцизах. Теперь главная задача — пробиться на полки магазинов. Новый закон о регулировании алкогольного рынка предусматривает ужесточение требований к предприятиям розничной торговли: субъект Федерации имеет возможность регулировать количество розничных торговых предприятий. Так, минимальный уставный капитал для желающих торговать спиртным на территории Новосибирской области может быть увеличен до 1 млн рублей. Это неминуемо приведет к сокращению числа мелких операторов и увеличению доли крупных. А попасть на полки в крупную сеть поставщику, не имеющему средств на продвижение своей продукции, гораздо сложнее, нежели занять место на витрине киоска.
…История с заменой марок заставляет думать о том, что главным побудительным мотивом при проведении этих преобразований стало не столько желание упростить учет товародвижения, сколько стремление легитимными мерами вытеснить с рынка мелкие региональные предприятия. Нововведения на руку прежде всего крупным компаниям федерального уровня».
Однако перечисленными нововведениями чиновничий творческий подъем не ограничился. На повестке дня стоит вопрос, как контролировать производителей алкоголя. «Коммерсантъ» опубликовал 12 апреля статью Романа Овчинникова «Производителей алкоголя снимут со счетчика», посвященную этой теме:
«…Участники совещания, проходившего в Минсельхозе, сочли, что наиболее остро для отрасли стоит проблема введения в действие с 1 июля этого года Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Предполагается, что в базу данных ФНС через ЕГАИС, которая должна учитывать все акцизные марки, будет попадать информация обо всем ввезенном и произведенном алкоголе. Однако фактически система заработать не сможет. Для того чтобы начать пользоваться новыми марками, все импортеры и производители должны быть подключены к ЕГАИС, но пока почти никто из них к системе не подключен.
Фактически речь идет о том, что все производители должны установить на каждую линию по производству алкоголя новый счетчик и подключить его к ЕГАИС. Если учесть, что в России более сотни ликероводочных заводов, на каждом из которых не менее трех-четырех линий, около сотни винзаводов, а также несколько десятков импортеров, то количество счетчиков должно быть не менее тысячи. Реально установлены несколько десятков счетчиков. А для спиртзаводов счетчики, которые должны измерять концентрацию спирта, даже не разработаны. Как признался на совещании в Минсельхозе руководитель департамента налоговой политики Минфина Михаил Моторин, необходимого количества счетчиков к 1 июля не будет. И предложил перенести сроки введения ЕГАИС.
Более того, не исключено, что система ЕГАИС вообще перестанет существовать.
…По поручению правительства было решено создать рабочую группу, которая займется внесением изменений в действующий закон. Ее возглавит статс-секретарь и первый замминистра сельского хозяйства Игорь Руденя. …Участники рынка положительно отнеслись к возможным поправкам в закон о госрегулировании. «Сроки введения ЕГАИС нужно однозначно переносить,– заявил представитель Росспиртпрома Дмитрий Добров.– Если этого не сделать, все участники рынка будут вынуждены остановить производство и повторится ситуация, которая была в начале года». «Ее (ЕГАИС.– Ъ) надо не заменять, а вообще отменять,– добавляет директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов.– Все беды на рынке происходят от нее. Система абсолютно бессмысленна».
«Как будут контролировать оборот спирта» - статья Олега Трутнева и Петра Кирьяна под таким заголовком появилась 19 апреля в интернет-газете «RBC – Daily»:
«…В середине мая депутаты Госдумы приступят к рассмотрению поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вводящих государственную монополию на оборот спирта. Государство за счет законодательной инициативы хочет выстроить прозрачный и контролируемый рынок. Однако крупные производители, чьи интересы полностью совпадают с государственными, считают, что контроль над рынком надо устанавливать постепенно и рыночными методами, а не административными.
…В настоящее время из-за присутствия на алкогольном рынке контрафактной продукции бюджет недополучает около 75 млрд руб. По различным оценкам, доля нелегальной водки достигает от 36% до 50% рынка. Сегодня участниками отрасли предлагается комплекс мер, направленных на обеспечение ясного и прозрачного режима регулирования производства и оборота спирта и борьбы с теневым рынком. В частности, необходимо создать государственный орган, который бы получил исключительное право на регистрацию контрактов на поставки спирта и выдачу уведомлений, разрешающих его отгрузку покупателям. Разрешения будут выдаваться исключительно на основе предоставленных гарантий уплаты акциза. Именно в госорган должна будет поступать информация из ЕГАИС для сопоставления с данными спиртзаводов о поставках и с информацией о суммах уплаченных акцизов. Поскольку эта информация также будет предоставляться в Федеральную налоговую службу, то продажа специальных федеральных марок производителями ЛВИ четко увяжется с выдачей справки об уплате акциза.
…Между тем у чиновников существует свое мнение о том, какой должна быть госмонополия. В частности, представители Минсельхоза РФ предлагают вернуть квоты на производство спирта и регистрацию технологического оборудования, установив монополию не на оборот, а, по сути, на производство спирта. От этих мер регулирования государство отказалось только в 2005 г. По словам участников рынка, квоты на спирт и регистрация техоборудования существовали с середины 90-ых годов. За это время объем реализации нелегальной продукции вырос в два с половиной раза. Более того, зачастую получалось, что легальные предприятия в разгар сезона стояли из-за отсутствия сырья, тогда как заводы, производящие «левак», во всю получали квоты на спирт, наводняя отечественные прилавки низкокачественной продукцией по 40-50 руб. Не меньше вопросов вызывает и другая предлагаемая мера – аккредитация уполномоченным федеральным органом исполнительной власти организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. По мнению членов Союза производителей алкогольной продукции, это может привести к ограничению хозяйственной деятельности участников рынка.
Помимо создания регулирующего государственного органа, производители ЛВИ считают необходимым существенно изменить правила взимания акцизов. «Плательщиком акциза признается только предприятие-производитель любой продукции, содержащей этиловый спирт (алкогольной, спиртсодержащей, медицинской, фармацевтической, пищевой, парфюмерной и любой иной), – говорит Анатолий Михалев. – Акциз начисляется одномоментно при закупке спирта, по единой ставке и вне зависимости от назначения использования спирта (если он предназначен для медицинских целей, то вычет производится после подтверждения использования спирта в соответствующих целях)».
…В качестве прямой меры по борьбе с нелегальным товаром заводы предложили правительству установить индикативные цены на продукцию, которые и будут основой для начисления сборов и налогов. «Установление минимальной цены реализации станет существенным ограничителем возможностей реализации нелегальной продукции. Нужно, чтобы в законе была прописана обязанность правительства по установлению минимальной цены реализации на алкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 20%, которая бы учитывала акциз, себестоимость производства, НДС и минимальную рентабельность торгово-производственного предприятия», – считают эксперты СПАП».
Наконец, последняя статья этой части нашего обзора появилась 26 апреля в «Независимой Газете». «Бой с тенью под знаком Диониса» - так называется материал Петра Поспелова
«…Похоже, не только март, отметившийся «винным» конфликтом с соседними государствами, но и май обещает в России пройти под знаком Диониса – бога виноделия. В середине мая депутаты Госдумы приступят к рассмотрению поправок в Закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Это уже вторая переделка закона, регулирующего отрасль, за последние два года. Крупнейшие производители спиртного в стране, входящие в Союз производителей алкогольной продукции, заявили, что в случае повторения стратегических ошибок в выборе мер контроля за отраслью закон придется переделывать и в третий раз.
…Легальная водка не может стоить меньше 65 руб. То, что продается дешевле, – и есть контрафакт. Неудивительно, что информленты пестрят сообщениями о смертельных финалах многих застолий. В год от отравления суррогатами страна теряет до 40 тысяч человек.
Уменьшить потери можно, если заставить нелегальный бизнес выйти из тени, считает лидер Союза производителей Анатолий Михалев. Для этого предлагается поручить контроль над рынком алкогольной продукции специально созданному госоргану с набором определенных полномочий. Имеется в виду исключительное право на регистрацию контрактов на поставки спирта и разрешений на его отгрузку покупателям.
…Кроме того, предлагается ввести правило, запрещающее продажу спиртного дешевле установленной минимальной цены. С одной стороны, это заставит его делать выбор в пользу качественного продукта, с другой – позволит контрольным органам конфисковывать подделки на законных основаниях.
Анатолий Михалев убежден: эти меры не противоречат рыночным механизмам. Зато дают возможность более жестко контролировать качество продукции и перекрывать нелегальные потоки. Прежде всего в регионах с неблагополучным социальным и правовым фоном. В частности, на Северном Кавказе. По данным журнала «Профиль», в Северной Осетии, например, имеющей ограниченный местный рынок сбыта, работает 21 винно-водочное предприятие, больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге вместе взятых – здесь их 19. Нетрудно догадаться, куда утекают барыши от этих спиртовых рек».
Но все, о чем говорилось в статьях этой части обзора, - лишь одна сторона сегодняшней реальности российского рынка алкоголя. Другая сторона – винная война между Россией, Молдавией и Грузией. Материалы на эту тему – во второй части обзора.

Окончание следует.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости