Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кто главный по газу? Часть вторая

18 мая в ежедневной рубрике «Цена Вопроса» «Коммерсантъ» опубликовал статью Сергея Строканя:
«В первые годы после распада СССР, на которые приходится период бурного и хаотичного становления внешней политики независимой России, долго не утихал спор о двух головах российского орла, одна из которых смотрит на Запад, а другая – на Восток.
…Сегодня место того орла в аналогичных спорах заняла труба, которая одним концом смотрит на Запад, а другим – на Восток. По тому, к какому региону, к какой стране или группе стран разворачивается сегодня российская труба, каким экономикам она обещает долгожданный газ, а для кого голубое топливо так и останется голубой мечтой и вообще сколько стоят кубометры этой голубой мечты, наблюдатели на Западе не первый месяц судят о приоритетах в политике Кремля. Поэтому, когда давно вошедший в роль теневого внешнеполитического ведомства «Газпром» дает понять Европе, что в случае ее непоследовательной, противоречивой, а значит, неприемлемой для Москвы энергетической политики труба неумолимо развернется в сторону Китая, это предупреждение прежде всего воспринимается как элемент российской внешней политики.
…При этом, чем больше «Газпром» пытается успокоить Запад, доказывая, что, дескать, «все дело в экономике» и политика здесь ни при чем, в святокмановского газового месторождения с переговорами о приеме России во Всемирную торговую организацию (ВТО), были частью стратегии «прохладной войны», которая началась с прекращения поставок российского газа на Украину в январе с.г. «Совершенно ясно, что это была еще одна демонстрация не столько бизнеса, сколько политики», - сказал г-н Илларионов.
…Господствующее положение «Газпрома» на европейском и среднеазиатском газовых рынках создает картель в другой форме, заявил г-н Илларионов, указав на крепнущие связи между Алжиром и Россией в вопросах энергетики. Это такие отношения, которые заставляют звучать тревожные колокола в Италии: генеральный исполнительный директор итальянского энергетического гиганта ENI заявил официальным лицам в Брюсселе, что его страна рискует оказаться зажатой в клещи двумя могущественными экспортерами газа.
Г-н Илларионов вчера усомнился в неожиданной щедрости России к Алжиру. «В феврале 2006 года… российское правительство списало все долги Алжира - 8 млрд. долл. В то же время оно согласилось поставить Алжиру оружия и военной техники на сумму 4 млрд. долл. Какие были причины делать Алжиру подарок стоимостью 12 млрд. долл.? Это огромные деньги, это 12% валового внутреннего продукта (ВВП) Алжира в 2005 году. Но Алжир добывает газ и поставляет его в Европу».
Газовый картель пока не создан, сказал г-н Илларионов. «Он появляется другим путем».
Еще одна популярная тема западных СМИ – сомнение в возможностях «Газпрома». Так «Financial Times» в тот же день, 23 мая, публикует статью того же Карла Мортишеда «Газпрому» может грозить серьезная нехватка газа для экспорта»:
«В следующем десятилетии «Газпрому» может не хватить газа для поставок в Европу, заявил вчера исполнительный директор Международного агентства по энергетике (IEA). Исследования, проведенные агентством, указывают, что российское газовое предприятие недостаточно инвестирует в собственные ресурсы, чтобы обеспечить продолжительные поставки в последующие годы.
«Мы боимся, что у «Ганем они назвали Россию и «Газпром», в частности, надежными поставщиками, но вместе при этом фактически обвинили Москву в монополизации экспорта российского газа и транзитных потоков из стран Средней Азии.
Российский министр в ответ призывает европейцев прекратить политизацию коммерческих отношений. «На наш взгляд, этим вопросам придается излишне политизированная окраска, что вводит в заблуждение общественность европейских стран, - цитирует его письмо Reuters. - С учетом этого нам следовало бы обсудить некоторые совместные шаги, которые привнесли бы спокойствие в энергетическую дискуссию в целом, сделав ее более объективной и предметной». Россия надеется продолжить обсуждение с Евросоюзом этих проблем в рамках энергодиалога, а также предлагает провести в октябре конференцию высокого уровня по развитию энергетической политики и рынков.
В надежности российских поставок вчера европейцев убеждал и вице-премьер Александр Жуков. «Наша твердая позиция состоит в том, что Россия будет не только сохранять, но и увеличивать поставки топливно-энергетических ресурсов в Европу, - заявил он на заседании комиссии ПАСЕ по экономическим вопросам и развитию. - Опасения, что Россия может не выполнить свои обязательства, лишены почвы».
Хотя основания для таких опасений, безусловно, есть. Такое мнение высказали участники прошедшего вчера в Москве «круглого стола» под председательством экс-премьера и лидера Народно-демократического союза Михаила Касьянова. «Остановка структурных преобразований в энергетическом секторе России привела к значительному инвестиционному голоду и, как следствие, стала серьезным фактором риска для потребителей энергоресурсов», - заявил он, открывая дискуссию. Более того, с нехваткой сырья может столкнуться не только Европа, но и покупатели внутри страны. Все это, по его словам, дает повод для возобновления серьезной дискуссии об эффективности политики страны в ТЭК.
Еще более мрачную картину ситуации в энергетике обрисовал глава Института энергетической политиолучат доступ к газопроводам «Газпрома», но что эта компания сохранит свою монополию на экспорт газа. «Мы всегда будем продавать газ на внешних рынках через единственный канал экспорта, - сказал он. - Это отвечает интересам всех, в том числе ЕС».
«Европа пытается уменьшить свою зависимость от Москвы» - статья Филиппа Рикара с таким заголовком была опубликована 25 мая в парижской «Le Monde»:
«…Положить конец монополии. «Мы импортируем четверть потребляемого газа из России, но на нас приходится в общей сложности 75% экспорта «Газпрома», – говорят в окружении комиссара ЕС по внешним связям Бениты Ферреро-Вальднер. Желая гарантировать поставки, страны ЕС добиваются возможности напрямую инвестировать капиталы в разработку российских запасов. По мнению Евросоюза, «Газпром» должен расстаться со статусом экспортера-монополиста.
Но Россия также занимает весьма твердую позицию. Как пояснил недавно в Брюсселе бывший российский премьер-министр Михаил Касьянов, европейские поползновения воспринимаются ею как «требования, которые трудно принять» в ситуации, когда Москва, утверждая свое влияние, делает ставку на энергетику и на «Газпром». Именно эту проблематику Путин сделал центральной в качестве председателя «большой восьмерки», которая в июле соберется на саммит в Санкт-Петербурге.
Несмотря на настойчивые требования европейцев, российские руководители отказываются ратифицировать международную Энергетическую хартию, которая регламентировала бы торговые отношения в этой стратегически важной сфере. «Газпром» добивается прямого доступа к европейским клиентам. Недавно российский гигант даже пригрозил повернуться лицом к Китаю, если Европа будет так упорно настаивать на диверсификации своих источников энергоснабжения.
И все же эксперты считают, что обе стороны обречены на согласие. «В этой истории никогда нельзя забывать, что у трубы два конца: поставщик – ничто без своих клиентов, и наоборот», – заметил недавно в Брюсселе глава EDF Пьер Гадоннеи. Впрочем, накануне саммита, старший научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований.
Наконец, в Сочи состоялся российско-европейский саммит. Вот как описывет его Анна Николаева в статье «Святая святых», опубликованной «Ведомостями» 26 мая:
«…Западные политики не раз упрекали Россию в энергетическом давлении на Европу. В начале месяца на энергетическую политику России обрушился вице-президент США Дик Чейни. Вслед за ним министр обороны Польши Радослав Сикорский обвинил Россию в энергошантаже. А член Еврокомиссии Андрис Пиебалгс недавно вел переговоры с руководством Казахстана об альтернативных российским источниках энергоресурсов для Европы.
На итоговой пресс-конференции Шюссель бросил силы на то, чтобы снять напряжение вокруг энергетической темы. «Получать и продавать нефть и газ — это чисто коммерческая деятельность, — заявил он, — это не политика». Он признал, что Европа зависит от России, но назвал последнюю «надежным партнером», с которым расплачиваются «твердой валютой». Поэтому такое сотрудничество выгодно всем, подытожил Шюссель. Баррозу добавил, что обвинения в энергетическом давлении провоцирует «слишком чувствительное общественное мнение». Он призвал признать «взаимозависимость» России и ЕС, ведь «потребитель нуждается в поставщике, а поставщик в потребителе». При этом он отметил, что не по всем вопросам участникам саммита удалось договориться.
«Идет дискуссия о том, как мы будем выстраивать отношения в будущем, — заявил Владимир Путин, — если наши партнеры ждут, что мы будем абсолютно либеральны в вопросах добычи, транспортировки, то мы тоже хотим знать, куда вы нас пустите». Позже Путин пояснил, что имеет в виду «возможности энергетической хартии».
По словам президента, речь идет о свободном допуске к инфраструктуре добычи энергоресурсов и их транспортировки. «Мы готовы реализовать то, что закреплено в энергетической хартии, но должны понимать, что получим взамен», — сказал президент. Если наши европейские партнеры ждут, что мы запустиндр Медведев начал с цитирования песни: «Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой». «Тон переговоров Путина с Соланой (верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, встречавшийся с Владимиром Путиным в четверг в Сочи.– Ъ) и подходы, которые продемонстрировали обе стороны, внушают оптимизм и разгоняют тучи, которые затемняли взаимоотношения России и ЕС в последнее время»,– продолжил топ-менеджер «Газпрома». Но тут же уточнил, что, несмотря на декларацию интеграции и понимания в диалоге Россия–ЕС на высшем уровне, «продолжается подрыв действующей системы взаимоотношений на газовом рынке». В первую очередь претензии «Газпрома» касаются последствий ратификации ДЭХ и ряда его приложений.
…Топ-менеджер «Газпрома» подробно разъяснил, чем монополию не устраивает ДЭХ. «Газпром» добивается в первую очередь продления практики долгосрочных контрактов. Монополия также требует ввести в протокол по транзиту (приложение к ДЭХ) четкую формулировку «права первого отказа», что предоставляет поставщику приоритет в доступе к трубопроводам по окончании срока действия контракта на транзит. В статье 8 протокола говорится лишь, что страна-транзитер обязана своевременно и в полном объеме обеспечить транзит топлива. Александр Медведев заявил, что данная норма заставит Россию открыть доступ к своей газотранспортной системе, ничего не давая взамен российским компаниям. Директива ЕС по газу (документ, принятый в дополнение к ДЭХ) ставит под сомнение окупаемость Северо-Европейского газопровода. Господин Медведев потребовал «предоставить проекту СЕГ изъятия из директивы – в отношении доступа третьих сторон к газотранспортным мощностям», поскольку такие изъятия приняты в отношении строящегося из Нидерландов в Великобританию газопровода BBL. И, наконец, статья 10 протокола предусматривает проведение аукционов по допуску к газопроводам. «Хартия в этом варианте – антироссийский документ, который не будет ратифицирован без серьезных изменений,– резюмировал господин нзитеров газа, пытаясь помешать потенциальному альянсу. Так, сегодня должна состояться очередная встреча энергокомиссара ЕС Андриса Пиебалгса с президентом Казахстана».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости