Каждый год, как известно, в любой, хоть немного уважающей себя стране принимается государственный бюджет на год следующий. И в любой стране вокруг этого документа идут оживленные дискуссии, поскольку даже самое богатое государство не может выделить всем заинтересованным ведомствам столько денег, сколько им хотелось бы получить. И Россия не исключение: последнее время дискуссии о бюджете 2007 года захлестнули отечественные СМИ. Мы выбрали лишь некоторые статьи, опубликованные на эту тему за последние десять дней.
Бюджет у нас в печати принято критиковать, поэтому наш обзор открывается подборкой материалов, опубликованных 21 августа под общим заголовком «Превед, бюджет!» в «Новой Газете»:
«Проект бюджета… Это документ, окончательно закрепляющий экономические, политические и, если хотите, экзистенциальные особенности не только правящего режима, но и страны в целом. Особенности, сложившиеся за последние семь лет.
Первое — это психология рантье. Обратите внимание: мало кто интересуется тем, из чего складываются доходы бюджета, и даже рост ВВП стал окончательно периферической темой. Есть стойкое ощущение, что доходов много, что они растут и будут расти практически независимо от действий правительства. Зато дележом расходов озабочены все без исключения.
…Второе — перемещение основного источника личных доходов из сферы производства добавленной стоимости в сферу распределения средств. Социологи и руководители рекрутинговых агентств отмечают, что число молодых людей, стремящихся добиться высот в бизнесе, постепенно сокращается, в то время как число будущих чиновников (желательно — высокопоставленных) растет опережающими темпами. И это логично, потому что уровень доходов в этих сферах постоянно сближается, в то время как уровень риска несопоставим: в чиновничьей среде при соблюдении внутрикорпоративной этики он вообще близок к нулю.
…Наконец, массовое отождествление этой рентной модели с принципом социальной справедливости. Да, в отличие от советских времен чиновники не позиционируют себя в качестве слуг народа, они не скрывают своей элитарности, бравируют роскошью, но все равно остаются более близкими и понятными, чем оставшиеся чуждыми массам олигархи. Они кормятся сами, но и кормят народ, повышая зарплаты и пенсии. Поэтому пропагандистская работа по позиционированию бюджета как «социального» проходит на ура.
…Итак, в следующем году государство потратит приблизительно пять с половиной триллионов рублей, что на триллион рублей больше, чем годом раньше. Причем эта щедрость не будет обеспечена адекватным ростом доходов: они увеличатся только на 4,5%, тогда как расходы — на 17,5%. Естественным образом сократится по сравнению с прошлым годом и профицит: с 1,9 миллиарда рублей до полутора. Очевидно, что в дилемме «копить — тратить» государство однозначно склоняется ко второму варианту.
При том, что единственным источником этих трат практически официально признаны нефтегазовые доходы: без их учета, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, бюджет имел бы огромный дефицит, равный 5,4% ВВП. Учитывая то, что Минэкономразвития при работе над бюджетом уже закладывается на близкий к реальному показатель стоимости барреля нефти (61 доллар), можно сказать, что пройдена точка невозврата.
Если раньше падение мировых цен не до низкого, а до приемлемого уровня в 40—50 долларов грозило только «нулевым» ростом расходов, то теперь правительству неизбежно придется их снижать. Помните это слово среднеельцинской эпохи — секвестр? В нынешней социально-политической реальности оно, пожалуй, синонимично харакири.
…С оборонным бюджетом все ясно, но не все просто. Армия действительно нуждается в колоссальных финансовых вливаниях, и запланированный 721 миллиард рублей не кажется чем-то выходящим за грань разумного. Особенно на фоне Госпрограммы вооружений до 2015 года, которая должна быть утверждена в ближайшее время. Программа предполагает инвестирование в приобретение новейшей военной техники пяти триллионов рублей. Так что называть «военным» именно нынешний бюджет рано.
Тем не менее оборонные расходы по сути своей надо называть антисоциальными: эти деньги изымаются и из экономики, и из социальных расходных статей.
…Госаппарат… составляет значительную и постоянно растущую часть общества. По данным Росстата, в 2005 году в системе госуправления работали 3,5 миллиона человек — втрое больше, чем в сфере добычи полезных ископаемых. При этом тех же учителей было в 1,7 раза больше, а их средняя официальная (подчеркиваю) зарплата — вдвое ниже. Если же посмотреть на проект бюджета-2007, то на образование планируется выделить 278 миллиардов рублей, а на «общегосударственные вопросы» — 821. Сопоставьте это число с ассигнованиями по разделу «социальная политика» (212 миллиардов рублей), и вы поймете, насколько отдельная категория граждан получается равнее прочих».
За статьей Алексея Полухина следуют комментарии экспертов:
«Артем БИКОВ, председатель совета директоров КБ «Агропромкредит»:
— Оценка динамики роста непроцентных расходов бюджета (Все расходы, не связанные с выплатой внешнего и внутреннего долга. — Ред.) неоднозначна. С одной стороны, нынешний рост расходов — это попытка выправить ситуацию с фактическим недофинансированием по многим статьям в предыдущие годы. С другой стороны, достаточно серьезный рост не может не вызывать некоторых опасений, связанных с возможным падением экспортных доходов.
…К сожалению, вопрос оценки функционирования государственного аппарата был публично поднят в нашей стране совсем недавно. С точки зрения рачительного хозяина, конечно, стоило бы оценить, как такое значительное увеличение расходов скажется на результате, заложить в бюджетный процесс механизмы, которые позволяют менять финансирование в зависимости от достигнутой эффективности.
…Антон СТРУЧЕНЕВСКИЙ, аналитик ИК «Тройка-диалог»:
— В этом году наблюдается рост непроцентных расходов бюджета. Он в этом году очень высок. Скорее всего, это отрицательно может сказаться на эффективности нынешнего бюджета, особенно если правительство столкнется с ростом инфляции выше запланированного.
Пятидесятипроцентное увеличение на общие государственные вопросы (821 млрд рублей) станет фактически статьей дохода государственного аппарата. И приведет к очередному увеличению количества чиновников и их зарплат.
…Что касается увеличения расходов на армию, мне кажется, это явление исключительно позитивное. И здесь я не согласен со сторонниками мнения, что в наших ВС ничего хорошего не происходит. Армия переходит на контрактную основу, происходит перевооружение, производится замена устаревшего оборудования, да и наши солдаты могут пугать врага не только своим внешним видом. Другое дело, зачастую бывает сложно оценить эффективность расходования бюджетных средств в той части, которая представляет засекреченные проекты.
Планируемый уровень инфляции в следующем году — 8%. На этом фоне 19%-ная индексация зарплат бюджетников — предвыборный ход. И в правительстве этого не скрывают».
В тот же день «Ведомости» публикуют статью четырех авторов «Чей портфель больше»:
«…В этом году Минфин впервые приложил к пояснительной записке о проекте федерального бюджета информацию о будущих расходах с разбивкой по министерствам и ведомствам. До сих пор такие данные приводились только в приложениях к закону о бюджете — и без подробных пояснений.
…На основании данных Минфина «Ведомости» составили список, из которого видно, сколько денег в будущем году распределит каждое российское министерство. Напомним, что в общей сложности через руки федеральных чиновников в 2007 г. пройдет 5,463 трлн руб. ($206 млрд). Абсолютным лидером по объему средств, естественно, является Минфин. В следующем году финансовое ведомство сможет распорядиться суммой в 1,76 трлн руб., а в общих тратах федерального бюджета — 2007 доля расходов Минфина приближается к 32%. …Просто через Минфин проходят огромные межбюджетные трансферты (1,53 трлн руб.), обслуживание государственного долга и финансирование внебюджетных фондов — Пенсионного, социального и медицинского страхования. Кстати, несмотря на предвыборный год, предполагающий рост социальных расходов, размер «чемодана», на котором сидит Минфин, вырастет лишь на 14%.
Зато расходы Минпромэнерго увеличатся в 2,5 раза и достигнут 53,8 млрд руб. У этого скачка есть разумное объяснение, говорит руководитель департамента министерства Станислав Наумов: государство через Минпромэнерго вносит 30 млрд руб. в уставный капитал системообразующих организаций электроэнергетики... А, например, львиная доля расходов Минэкономразвития придется на инвестфонд, который в следующем году вырастет с 69,7 млрд руб. до 110,6 млрд руб.
Если министерство исполняет только функции, не имеет сети территориальных подразделений и значительных инвестпроектов, то собственных расходов у него немного, говорит чиновник Белого дома. Примером служат Минприроды, Минтранс и Минкультуры. Нередко агентства и службы, работу которых координирует министерство, управляют куда большими бюджетными потоками. К примеру, Роснедра пропускают через себя 21 млрд руб. — в 10 раз больше головного министерства, агентство по культуре профинансирует мероприятия на 6,6 млрд руб. — втрое больше курирующего министерства. Расходы Минсоцздрава — 21,6 млрд руб., а Росздрава — 73,5 млрд руб. (причем вырастут они в следующем году на 88,2%).
Содержание самих чиновников обходится налогоплательщикам не так уж дорого: оплата труда составляет доли процента от общих расходов большинства министерств.
…Пока что деньги выделяются министерствам «от достигнутого», отмечает директор Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон» Елена Матросова. А директор фонда «Индем» Георгий Сатаров уверен, что чем больше бюджет ведомства, тем больше коррупция: «Где больше денег, там легче отщипнуть».
Влиятельность министерства напрямую зависит от объема его бюджета, уверен совладелец холдинга «Помидорпром» Максим Протасов. «Если сравнивать Минсельхоз, например, с ФСФР, очевидно, что влияние первого выше», — рассуждает бизнесмен. Это правило работает не всегда, возражает чиновник Белого дома: авторитет руководителя ведомства складывается из объема его полномочий. Например, Роспотребнадзор (0,5 млрд руб.) смог полностью прекратить импорт грузинских вин и минеральной воды, а Росприроднадзор (3 млрд руб.) недавно остановил подачу нефти на литовский НПЗ. Важны и личные качества руководителя, и его возможности напрямую общаться с премьером и президентом, добавляет Алексей Макаркин из Центра политических технологий».
23 августа в «Ведомостях» появляется статья Филиппа Стеркина «Ставка на НДС»:
«Минфин пытается застраховать бюджет от снижения цен на нефть. В ближайшие три года структура доходов казны радикально изменится: нефтяные доходы перестанут играть ключевую роль, а главным источником поступлений станет налог на добавленную стоимость (НДС). Исходя из этого уже рассчитан проект федерального бюджета — 2007.
В пояснительной записке к проекту бюджета говорится, что в этом году доля НДПИ в общем объеме доходов казны составит 18,3% (1127,7 млрд руб.). Но уже к 2009 г. она снизится до 10,8% (806,1 млрд руб.). Поправки к Налоговому кодексу вводят пониженную ставку НДПИ для месторождений, выработанных на 80%, и нулевую — для новых месторождений. Одновременно снижаются темпы роста добычи нефти: с 2000 по 2006 г. объем добычи вырос с 324 млн до 482 млн т. А в 2009 г. нефтяники добудут лишь 507 млн т, подсчитали в Минфине. В такой ситуации снижение поступлений от НДПИ неизбежно, делают вывод чиновники. Компенсировать снижение нефтегазовых доходов, по их расчетам, должен налог на добавленную стоимость. Минфин надеется, что в 2009 г. доля НДС в доходах бюджета составит 40,5% (3019,4 млрд руб.), при том что сегодня удельный вес этого налога — 24,9% (1534,5 млрд руб.).
…«Это сложная задача», — полагает Елена Лебединская из Экономической экспертной группы. Ведь за первое полугодие 2006 г. сборы НДС по сравнению с 2005 г. выросли лишь на 4%. Правда, плану Минфина могут помочь осуществиться импортеры. Из-за укрепления рубля импорт растет и чистый экспорт (разница между ввозом и вывозом) сокращается, рассуждает Лебединская. Сегодня этот показатель составляет 15% ВВП, а к 2009 г. упадет до 2% ВВП за счет существенного роста импорта, подсчитала она. В результате, с одной стороны, сократится объем возмещения НДС экспортерам, а с другой — вырастут поступления по НДС при реализации товаров внутри страны.
Сборы НДС могут вырасти и благодаря улучшению налогового администрирования, рассчитывает Минфин. С 2007 г. возмещение налога экспортерам будет происходить в заявительном, а не в разрешительном порядке. А с 2008 г. НДС нужно будет платить не раз в месяц, а раз в квартал. Если упростится порядок уплаты налога, это будет способствовать выводу НДС-оборота из тени.
…«Проблемы с поступлениями НДС связаны исключительно с плохим администрированием этого налога», — соглашается Илья Трунин из Института экономики переходного периода. Но принятых мер для «рывка» НДС недостаточно, поскольку они не носят системного характера, уверен он.
Зато в падении нефтяных доходов никто из экспертов не сомневается».
Назавтра те же «Ведомости» публикуют статью ректора Российской экономической школы, директора ЦЭФИР Сергея Гуриева «Прощай, сладкая жизнь»:
«Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 г.», которые российское правительство обсуждало на прошлой неделе, вызывают исключительно положительные эмоции. Еще бы — планируемый на 2007 г. профицит превышает весь оставшийся (после досрочной выплаты долга Парижскому клубу) внешний долг.
…С другой стороны, как и в остальных длинных документах, самое интересное таится в напечатанном мелким шрифтом. Проект бюджета не просто пронизан переживаниями Минфина о непомерном росте непроцентных расходов в 2007 г. Главное — это не бюджет следующего года, который не сильно отличается от сегодняшнего, а прогноз на три года. Этот прогноз фактически подтверждает — до этого момента голословные — утверждения критиков курса президента и правительства, заявляющих, что у российской экономики развилось привыкание к потоку нефтедолларов и ей нужны не просто высокие, а постоянно растущие нефтяные цены. Теперь мы знаем и официальную точку зрения: конец сладкой жизни наступит не в отдаленном, неопределенном будущем, а уже в 2008-2009 гг.
…При этом прогноз Минфина не предусматривает резкого падения цен на нефть или сокращения добычи. Речь идет всего лишь о снижении цен с $65 до $61 за баррель и достаточно медленном росте добычи и экспорта. Возможно, что Минфин сгущает краски и на самом деле мировые цены на нефть продолжат свой рост. В конце концов, и раньше, когда казалось, что расти им некуда, они продолжали удивлять аналитиков Минфина. Например, бюджет 2006 г. был принят с профицитом 3,5%, уже сейчас он оценивается в 6,5%. Консервативность Минфина можно понять — чем меньше бюджет, тем легче его исполнить. Тем не менее предположим на минуту, что прогноз Минфина действительно оправдается. Такой сценарий вполне реалистичен. …Впрочем, по оценкам Минфина, нефтяных доходов перестанет хватать не потому, что их станет меньше, а потому, что вырастут аппетиты бюджета. Государственное потребление увеличивается гораздо быстрее, чем ВВП: в 2009 г. оно составит 19,6% ВВП. Это существенно больше, чем нынешние 17,5%, и уж совсем много по сравнению с 15,1% в 2000 г.
…Минфин полагает, что главным источником доходов станет НДС. За три года нас ждет повышение доли НДС в доходах бюджета с 25% до 41%. В реальном выражении НДС будет расти каждый год на 18%, а в номинальном выражении речь вообще идет об удвоении поступлений от НДС за три года.
Так как Минфин не предусматривает ни повышения ставок, ни отмены льгот, очевидно, подразумевается увеличение собираемости — с 5,6% ВВП до 7,7% ВВП. Это, конечно, вполне возможно. Несмотря на резкое ужесточение налогового администрирования в последние годы, НДС по-прежнему собирается плохо. Теоретически НДС должен был бы собираться в размере 18% ВВП. Впрочем, так как экспорт не облагается НДС, а отдельные категории товаров облагаются по льготной ставке, должно получаться гораздо меньше — по разным оценкам, 10-12% ВВП. Механизмы уклонения от уплаты НДС хорошо известны — это использование фирм-однодневок, возмещение НДС по фиктивному экспорту и т. д.
…Вполне возможно, что теперь, когда нефтяных доходов перестанет хватать, правительство займется собираемостью НДС.
Казалось бы, какая нам разница — вместо НДПИ и экспортных пошлин, которые платятся с добычи и экспорта нефти, бюджет будет собирать другие налоги. НДС отличается от налогов на добычу и экспорт — в сущности, перераспределения природной ренты в пользу государства, НДС — это налог с потребления. Это только кажется, что НДС платят предприятия. На самом деле налог устроен как раз так, что он собирается именно с российских потребителей — как отечественных, так и импортных товаров. Поэтому увеличение собираемости ударит именно по потребителям. В среднем каждый россиянин потеряет немного: покупательная способность его доходов снизится на 2%. Однако это бремя будет распределено непропорционально — в первую очередь пострадают потребители тех товаров, которые продаются вбелую. Речь идет о среднем классе. Ведь большая часть потребления бедных россиян находится в теневой экономике — на рынках, и это вряд ли удастся изменить, что бы ни делали налоговые службы в ближайшие три года. С другой стороны, существенная часть потребления самых богатых, напротив, осуществляется за границей или через юридические лица».
28 августа в «Независимой Газете» появляется статья Сергея Куликова «На откуп чиновникам»:
«…Уже сейчас представители всех ветвей власти преподносят разработанный проект бюджета как небывалый успех экономической политики и торжество социальной справедливости. Отдельные возражения типа прозвучавших две недели назад протестов министра финансов Алексея Кудрина, возражавшего против резкого увеличения расходов, воспринимаются скорее как попытка заранее снять с себя ответственность за возможное неисполнение отдельных бюджетных показателей, как-то: инфляция или укрепление рубля, чем как попытка дать серьезный бюджетный бой.
…Несмотря на то, что до очередных выборов президента остается еще два года, власти решили резко усилить социальную направленность бюджета. Только в рамках приоритетных нацпроектов в области здравоохранения, образования, строительства жилья и агропрома будет выделено 206 млрд. руб., в целом же финансирование социальных статей увеличится на 30%.
В отличие от властей опрошенные «НГ» экономисты не испытывают восторгов по поводу бюджетных ориентиров следующего года. По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина в бюджете отражено все более возрастающее вмешательство государства в отечественную экономику, что вовсе не является положительным моментом. «Я всегда выступал за повышение финансирования бюджетников и пенсионеров, считая, что эти социальные слои по своим доходам должны приближаться к уровню зарплат участников реального сектора экономики, – отмечает экономист. – Речь здесь, разумеется, не идет о повышении окладов государственных чиновников, которые не будут обижены и в будущем году – судя по цифрам, их доходы только официально вырастут в полтора раза». Однако на аналогичную прибавку простым бюджетникам вряд ли придется рассчитывать. «Речь идет еще и о том, что, наращивая расходы на финансирование нацпроектов, что само по себе неплохо, государство вряд ли сможет эффективно их использовать, – отмечает Ясин. – И в здравоохранении, и в образовании необходимы реформы, иначе львиная часть выделенных миллиардов просто уйдет в песок – нет никакой уверенности в том, что увеличение государственных расходов будет сопровождаться увеличением их результативности».
Аналогичную позицию высказывает и научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. «Главная ошибка авторов нового бюджета в том, что они по привычке снова стянули в федеральный Центр почти 60% всех налоговых поступлений, – считает аналитик, – в то время как государственные средства должны быть максимально адресными, персонифицированными, иначе все будут промотаны». По мнению Гонтмахера, этот факт еще и признак нынешней политической системы – абсолютное отсутствие доверия государства к структурам гражданского общества, к тем же муниципалитетам».
«Без нефтедолларов, зато с долгами» - статью под таким заголовком опубликовал вечером 28 августа сайт «Газета.Ru»:
«…В понедельник Минфин направил в правительство методологию формирования «ненефтегазового баланса бюджета». В документе объясняется, что бюджетная политика в условиях сильной зависимости экономики от сырьевых доходов требует особых подходов.
…Чтобы преодолеть тягу к расточительности, которая может стать губительной при ухудшении мировой конъюнктуры, Минфин предлагает отправлять в стабфонд почти все доходы от продажи нефти и газа.
Сейчас туда идет только экспортная пошлина и налог на добычу нефти, если цена на нее превышает 27 долларов за баррель. В ведомстве Кудрина считают, что этого мало: источником пополнения стабфонда должен стать также налог на прибыль от реализации нефтепродуктов и газа, акцизы на них, а также НДПИ и экспортная пошлина.
Раздувшийся стабфонд должен быть разделен на две части: резервную на случай падения цен на нефть и фонд будущих поколений.
Напомним, что стабфонд изначально создавался исключительно для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть. Теперь же эту функцию предлагают возложить только на одну его часть, резервную. Ее пустят в ход в том случае, если цена на нефть на мировых рынках опустится ниже заложенной в бюджете. «В этом случае будут посчитаны потери, понесенные бюджетом, и именно такая сумма будет возвращена», – объяснила эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская.
Что же касается фонда будущих поколений, то он будет тратиться на покрытие не реального, а искусственно созданного дефицита бюджета, который возникнет при изъятии из него нефтяных доходов.
Величину возмещения предложено сделать фиксированной. В Минфине считают, что использовать сырьевые доходы для финансирования расходов бюджета можно в размере не более 3–4% ВВП. Остальные средства будут накапливаться.
…Однако такой размер возмещения не позволит покрыть дефицит «ненефтегазового» бюджета.
Если, например, вычесть из бюджета следующего года доходы от нефти и газа, то дефицит, по подсчетам Минфина, составит 5,4% ВВП. Значит, если бы предложение Кудрина было принято и реализовано уже в следующем году, то ни о нацпроектах, ни о росте зарплат и пенсий не могло бы идти и речи.
«Если сейчас ограничиться предложенным уровнем, то заложенный в бюджете на 2007 год уровень расходов будет невозможным», – говорит аналитик ИК «Финам» Ольга Беленькая. Видимо, понимая, что урезание расходов невозможно, тем более в предвыборные годы, Минфин советует покрывать дефицит за счет заимствований.
Схема избавления от нефтяной зависимости получается довольно-таки кривой. Страна, имея излишки денег, откладывает их в стабфонд. Чтобы они не лежали мертвым грузом и не обесценивались, государство вкладывает их в высоконадежные инструменты – государственные ценные бумаги ведущих мировых держав. Плата за надежность – низкая доходность: процент таких вложений не превышает 5–6% годовых.
Кредитуя таким образом крупнейшие экономики Европы, а также США, Россия, согласно логике Минфина, должна довести себя до дефицита и сама пойти брать в долг. Причем под более высокий процент.
…Но некоторые эксперты считают, что «лишним» деньгам могло бы найтись и лучшее применение. «Фонд будущих поколений должен работать на нашу экономику», – уверена Беленькая. Деньги совсем не лишние, если учесть колоссальное отставание, с одной стороны, и желание добиться лидерских позиций – с другой».
29 августа к той же теме в статье «Самоограничение по Кудрину» обратился «Коммерсантъ»:
«Министерство финансов желало бы ограничить приток нефтегазовых сверхдоходов в российскую экономику. Текущий способ управления сверхдоходами Минфин не устраивает, и потому вчера в правительство был внесен проект методологии формирования ненефтегазового баланса госбюджета.
Сейчас российский бюджет формируется по принципу «средней цены». Другими словами, если нефть стоит дороже цены отсечения, то все налоги, взимаемые с этих «сверхдоходов», идут в стабфонд, а в бюджет попадают только налоги с «обычных» доходов.
…Создание ненефтяного бюджета, которое предлагает министр Кудрин, должно положить конец подобному ползучему разбазариванию сверхдоходов.
…Как же следует управлять нефтяными сверхдоходами? Образцом считается Норвегия. Там в Нефтяной фонд идет вообще вся причитающаяся государству доля выручки от продажи «черного золота», а средства фонда инвестируются в ценные бумаги. При этом дефицит норвежского госбюджета (очищенного от сырьевых доходов) не должен превышать 4% от объема фонда. Дело в том, что 4% – это средняя ежегодная доходность Нефтяного фонда, а сам он по размерам приближается к ненефтяному ВВП страны. Таким образом, дефицит бюджета можно полностью возместить из доходов фонда, при этом его размер не уменьшается. При таком сценарии государство напоминает рантье, живущего на постоянный ежегодный доход от банковского вклада. Но в России норвежская схема неприменима: «величина дохода (от инвестирования стабфонда.– Ъ) в сравнении с расчетным дефицитом ненефтегазового бюджета оказывается ничтожно мала. Так, расчетный объем инвестиционного дохода в 2007 году составит около 0,1% ВВП при расчетном дефиците ненефтегазового бюджета в размере 5,4% ВВП».
Поскольку стабфонд слишком мал, чтобы бюджет покрывал за счет него свой дефицит, как рантье, Минфин предлагает пойти по пути Казахстана. Там дефицит ненефтяного бюджета может возмещаться из самого стабфонда. Однако размер этого возмещения (трансферта) должен быть зафиксирован в процентах от ВВП. Российский Минфин предлагает перечислять из стабфонда в бюджет не больше 3-4% ВВП в год. В 2007 году дефицит российского ненефтяного бюджета составит 4,8% ВВП. Значит, 3-4% будет компенсировано из стабфонда, а остальное – за счет внешних займов, поступлений от приватизации, продажи госзапасов и др.
…Идея Алексея Кудрина хороша. Но и первоначальная идея Андрея Илларионова, предлагавшего зафиксировать более низкую и реалистичную цену отсечения, была ничуть не хуже. Как и Илларионов до него, Кудрин надеется подтолкнуть государство к самоограничению, и для этого «окончательно» и «непоколебимо» зафиксировать некую абстрактную цифру, цену отсечения или размер трансферта. Предложение Илларионова не было осуществлено по политическим соображениям – но почему же Кудрин надеется, что его идеям уготована иная судьба?»