Есть темы, неожиданно возникающие на страницах отечественных СМИ и затем столь же неожиданно исчезающие до поры до времени. Так 7-го и 8-го сентября на страницах газет и интернет-изданий бурно обсуждалось заявление руководителя связанной с Романом Абрамовичем управляющей компании ООО «Миллхаус» Евгения Швидлера о возможной скупке компанией предприятий черной металлургии в России и за рубежом. Однако затем эта тема столь же резко ушла в тень, видимо до следующих заявлений того же Швидлера или самого Абрамовича.
О чем же успели поведать нам журналисты?
7 сентября Интернет-издание «Газета.Ru» публикует статью «Абрамович начал черный передел»:
«…В четверг руководитель управляющей компании ООО «Миллхаус» Евгений Швидлер заявил, что компания намерена повышать стоимость Evraz Group путем приобретения или слияния с российскими и зарубежными компаниями черной металлургии. «Evraz Group может стать площадкой для консолидации российской металлургической отрасли, – заявил Швидлер. – Мы готовы оказывать финансовую поддержку Evraz в том случае, если она понадобится для крупных покупок, однако акционеры предпочитают вести консолидацию путем обмена активами.
Все, что «Миллхаус» будет делать в черной металлургии, будет делаться только через Evraz».
Представитель Романа Абрамовича фактически дал понять, что сопротивление бессмысленно и новый центр консолидации металлургии обладает всеми необходимыми ресурсами – как экономическими, так и политическими. Глава «Миллхаус» отметил, что в настоящий момент Evraz находится в режиме постоянного диалога «почти со всеми российскими металлургическими компаниями о возможности слияния или поглощения, однако какой-либо сделки, о которой можно было бы говорить, не намечено». …«Все, что в России можно купить, мы купить можем».
Насколько напугали слова главы «Милхауса» участников металлургического рынка, выяснить не удалось. В «Северстали» наотрез отказались комментировать эти заявления, а в «Мечеле» сообщили, что пока не готовы заявлять о каких-либо планах на подобные альянсы. Да и в самом «Евразе» не стали раскрывать своих наполеоновских планов, сославшись на «тихий период» в преддверии объявления итогов производственной деятельности за I полугодие 2006 года.
…Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики пока осторожны в прогнозах. «Консолидацию металлургического рынка в России провести будет сложно: ни для кого не секрет, что между нашими металлургами нет согласия», – предостерегает аналитик ИГ «ВИКА» Сергей Смирнов. По его мнению, из возможных активов, с которыми можно договариваться, в первую очередь можно рассматривать «Мечел», поскольку та же «Северсталь» планирует IPO в Лондоне уже в этом году, а ММК – в следующем.
…В свою очередь Сергей Харченко из ИК «ФИНАМ» допускает, что «Евраз» может проявлять интерес к металлургическим активам Алишера Усманова: это Лебедянский ГОК, Михайловский ГОК, Уральская сталь и ОЭМК. «В этом случае речь будет идти о нескольких десятках миллиардов долларов», – считает аналитик. Саму же консолидацию Харченко считает очень своевременной. «Консолидированный игрок имеет больший потенциал для расширения производства дорогостоящей продукции, что является весьма актуальным направлением в настоящее время, – отмечает он. – Крупная компания более устойчива, менее подвержена рыночным колебаниям, что весьма характерно для металлургической отрасли, отличающейся наличием большого количества игроков, ни один из которых не контролирует существенную долю рынка, и цикличностью».
При этом эксперт не исключает, что та же «Северсталь» станет еще одним центром консолидации, а через несколько лет все закончится слиянием мегакомпаний Мордашова–Абрамовича.
…Кстати, скорее всего, именно отношения с «Северсталью» будут главной интригой такого объединения. Компания Алексея Мордашова недавно не смогла слиться с люксембургской Arcelor и создать лидера мирового рынка с российским участием. Тогда благословение на сделку Мордашов получил от самого президента России. Формально Мордашов сумел даже заработать на несостоявшейся сделке – ему были выплачены предусмотренные предварительным соглашением отступные.
Однако получилось, что владелец «Северстали» не выполнил поручение президента.
«Северстали» явно не хватило ресурсов для успешного завершения сделки, и неуспех слияния с Arcelor стал еще одним поводом для Кремля стимулировать объединение компаний на самых разных рынках».
…Капитализация вероятного альянса «Северстали» и «Евраза», по оценкам некоторых аналитиков, может составить $32-37 млрд. при том что совокупный объём производства стали и проката объединённой компании будет составлять до 40 млн. т. Для сравнения: состоявшийся альянс крупнейших мировых сталеваров Mittal Steel и Arcelor оценивается в $70-75 млрд. при заявленном совокупном объёме производства стали и проката на уровне 110-120 млн. т. Однако несмотря на явный перевес зарубежного альянса, отечественная объединённая корпорация была бы вне конкуренции в плане широты номенклатуры выпускаемой продукции».
Однако 8 сентября на сайте «RBC.Ru» появляется статья «Эксперты: Объединение российских металлургов - дело далекого будущего»:
«Планы Millhouse Capital по объединению металлургических активов могут не устроить владельцев крупных компаний отрасли. Такое мнение высказали в интервью РБК отраслевые эксперты.
В частности, аналитик Credit Suisse Семен Миронов считает, что объединение крупных игроков, таких как ОАО «Северсталь», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) на базе «Евраз групп» маловероятно, потому что «их владельцы - обеспеченные и амбициозные люди, и они не захотят становиться вторыми людьми в объединенной компании».
В свою очередь аналитик ИК «Атон» Владимир Катунин сообщил, что «Евраз» неплохо подходит для консолидации, «но многие из владельцев крупных российских металлургических компаний хотят стоять у руля», поэтому все будет зависеть от конкретных предложений, поступающих от Millhouse.
…Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Вячеслав Жабин не исключил консолидацию российских металлургических активов на базе «Евраз групп». Также он отметил, что, возможно, переговоры по этому вопросу уже ведутся. В этой связи он считает, что Р.Абрамович уже получил одобрение российских властей для проведения консолидации метактивов в объединенную компанию. По мнению аналитика, средний срок создания крупнейшего игрока на российском металлургическом рынке составит 1,5 года.
«Сейчас нет однозначного четкого понимания заявления главы группы Евгения Швидлера по поводу консолидации металлургических активов на базе «Евраза», но рынок ждал одну из таких идей», - такое мнение высказал РБК аналитик UBS Алексей Морозов. До настоящего времени объединение проходило внутри шести основных металлургических групп, поэтому сейчас в России практически не осталось свободных активов в этой отрасли. По его мнению, такое объединение возможно, но это будет зависеть от готовности основных владельцев металлургических компаний к этой сделке. Также он добавил, что «если все-таки процесс консолидации начнется, то это будет слияние и обмен активами, а не покупка».
Кроме того, А.Морозов подчеркнул, что объединение металлургических компаний – «слишком далекая перспектива».
В свою очередь пресс-секретарь ММК Елена Азовцева сообщила, что ей неизвестно о предложениях со стороны «Евраза» к ММК. Но она уточнила: «Мы готовы к любому диалогу». Представитель «Металлоинвеста» Игорь Тихомиров заявил, что компания готова к переговорам при определенных условиях. Официальные представители «Мечела» и «Северстали» от комментариев отказались».
«Председатель плавления» - статью Марии Черкасовой, Елены Киселевой и Евгения Хвостика под таким заголовком опубликовал в тот же день «Коммерсантъ»:
«Роман Абрамович намерен создать крупнейший в России металлургический холдинг на базе Evraz Group путем поглощения других отечественных меткомбинатов. Об этом заявил глава группы Millhouse, деловой партнер господина Абрамовича Евгений Швидлер. На открытое предупреждение о начале кампании по консолидации активов Millhouse вынудила несговорчивость владельцев меткомбинатов. В администрации президента говорят, что проект получил поддержку Владимира Путина.
…По словам господина Швидлера, сейчас ведутся переговоры о консолидации с владельцами всех меткомпаний России. «Наиболее готовы к переговорам с нами «Северсталь» и «Металлоинвест»,– отметил господин Швидлер. Millhouse рассматривает различные варианты консолидации. Источник, близкий к группе, говорит, что у нее достаточно средств на скупку метхолдингов. «Летом группа была готова заплатить около $30 млрд за 100% Arcelor»,– подтверждает источник Ъ в отрасли. Но Евгений Швидлер подчеркнул, что обмен акциями для Millhouse предпочтительнее: «Мы готовы оказать финансовую поддержку Evraz, если она понадобится для крупных покупок, но акционеры предпочитают вести консолидацию путем обмена активами».
…По словам господина Швидлера, проект на базе Evraz начался не случайно. «Мы искали отрасль, исходя из тенденции к росту, в том числе за счет консолидации, и представленности в России,– объясняет глава Millhouse.– Оказалось, что совершить подобную сделку возможно только в металлургии».
…Металлурги удивлены словами Евгения Швидлера. «Это какой-то пиар»,– заявил Ъ высокопоставленный источник в одном из метхолдингов. «Я не вижу никакого смысла в простом сложении активов компаний с разными стратегиями развития»,– добавил представитель другого кандидата на слияние с Evraz. Не исключено, что такое отношение металлургов и стало причиной выступления Евгения Швидлера. Источник, близкий к Millhouse, пояснил Ъ, что «переговоры с акционерами метхолдингов идут очень сложно, никто из них не хочет терять контроль и статус ключевого владельца». Источник Ъ в администрации президента подтвердил, что господину Швидлеру просто пришлось пойти в открытую атаку. «Глава Millhouse должен был показать, что поддерживается на самом верху,– пояснил источник Ъ.– Идею консолидации поддерживает Владимир Путин, который полагает, что только так российские металлурги могут стать конкурентоспособными на мировом рынке. Эту позицию на днях уже озвучил помощник президента Игорь Шувалов».
Напомним, 5 сентября Игорь Шувалов заявил, что положительно оценивает последние крупные сделки в российской металлургии, в частности, покупку Millhouse акций Evraz Group. «Мне эта тема нравится,– сказал Игорь Шувалов.– Я Романа (Абрамовича.– Ъ) знаю, он амбициозный человек. Избавившись от нефтяных активов, он в любом случае должен был найти применение своему капиталу, в том числе в России... Это лишь начало большого пути. Я могу легко предполагать, что за этим должна последовать серия каких-то других действий».
…Отраслевые аналитики считают консолидацию здравой идеей. По их расчетам, в результате слияния Evraz с «Северсталью» и «Металлоинвестом» появится компания с капитализацией в $30 млрд. «Чем крупнее российская компания, тем большую долю она может сохранить за собой при покупке крупного зарубежного актива»,– отмечает аналитик UBS Алексей Морозов. Питер Фиш из исследовательской компании MEPS International предположил, что объектами поглощений за границей в первую очередь могут стать европейские компании «в силу относительной близости финансово-производственных систем» и только потом можно говорить об американских компаниях. Сам Евгений Швидлер уточнил, что британо-голландская Corus Millhouse не интересна. Аналитики не исключают, что Evraz может попытаться купить сталелитейный дивизион ThyssenKrupp. Но на рынке говорят, что ее владельцы не готовы к продаже бизнеса. В отличие от них, как рассказал Ъ один из инвестбанкиров, к переговорам о слиянии готова US Steel, основной производитель листового проката в США (18 млн т в год).
…При этом ряд экспертов утверждает, что никакой «национальной идеи» в действиях Романа Абрамовича нет. «Под этим соусом подается сделка по слиянию Evraz Group с «Металлоинвестом» для продажи за границу, например, Mittal Steel»,– считает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. По данным британских источников Ъ, господин Абрамович действительно недавно встречался с владельцем Mittal Steel Лакшми Митталом».
Газета «Время Новостей» откликнулась на событие в тот же день статьей Анны Ландер и Андрей Денисова «Евгений Швидлер: Все наши деньги работают»:
«Российская металлургическая отрасль близка к процессу консолидации, причем в той или иной степени к слияниям готов каждый из отечественных металлургических холдингов. Такое мнение высказал на встрече с журналистами глава группы «Миллхаус» Евгений Швидлер - бывший президент «Сибнефти» и партнер Романа Абрамовича. После продажи нефтяной компании крупнейшей инвестицией «Миллхауса», как известно, стала покупка в июне более чем 41% акций холдинга «Евраз», объединяющего Новокузнецкий, Нижнетагильский и Западно-Сибирский меткомбинаты.
По сути, ситуация на российском металлургическом рынке, где действуют шесть крупных холдингов, коренным образом изменилась именно с приходом «Миллхауса». Еще пару лет назад она казалась иной: главы металлургических компаний опасались каких-либо притязаний на свой бизнес. О возможности слияний на внутреннем рынке большинство говорило с большой осторожностью. Попытка «Северстали» осуществить слияние с люксембургской Arcelor стала фактически единственным примером выхода на по-настоящему глобальный уровень консолидации.
«Металлургический рынок как в России, так и в мире довольно узкий, и на нем все понятно. Особенно в России. Нам, возможно, проще работать на нем, так как у нас нет никаких непреодолимых сложностей в общении с другими компаниями. В нефти, например, нам было сложнее. На этом (металлургическом. - Ред.) рынке мы новые участники, и нам проще разговаривать», - рассуждает г-н Швидлер.
Действительно, после передела собственности в черной металлургии и формирования нынешнего круга собственников некоторые из них находятся между собой в весьма сложных отношениях. Однако никакой негативной «истории» с командой Романа Абрамовича у них нет.
Глава «Миллхауса» убежден, что «Евраз» может стать площадкой для консолидации российской металлургии: «Компания будет расти как органическим путем, так и через участие в слияниях и поглощениях». «Если «Евразу» понадобятся средства для крупных приобретений, мы готовы оказывать ему финансовую поддержку», - обещает г-н Швидлер. Он подчеркивает, что «Миллхаус» намерен увеличивать участие в металлургии только на базе «Евраза»: «Все, что мы будем делать в металлургии, мы будем делать только через «Евраз», эту инвестицию мы расцениваем как площадку для роста в отрасли». И уже сейчас, по его словам, «Евраз» обсуждает «почти со всеми российскими металлургическими компаниями возможность слияния или поглощения», хотя «какой-либо сделки, о которой можно было бы говорить, в настоящее время нет». Наиболее приемлемым способом расширения бизнеса он видит обмен акциями, «однако возможны и любые другие механизмы».
…Вместе с тем Евгений Швидлер остается верен лозунгу, который он сформулировал в интервью «Времени новостей» в 2001 году (речь шла о возможной продаже «Сибнефти»): «Ради того, чтобы получить много денег, можно быть готовым на все». Тогда капитализация «Сибнефти» составляла 1,5 млрд долл., но г-н Швидлер обещал, что компания вскоре подорожает. И не скрывал, что «Сибнефть» может быть продана.
«Сибнефть» всегда продается, - говорил г-н Швидлер тогда в интервью «Времени новостей». - Любая компания, которая котируется хотя бы в РТС, уже продается. Главное - вопрос цены». В итоге год назад «Миллхаус» продала свой пакет в «Сибнефти» (72%) за 13,2 млрд долл., исходя из капитализации всей компании в 18 млрд долларов.
Сейчас речь, конечно, не идет о том, что доля в «Евразе» подорожала настолько, чтобы «Миллхаус» был готов ее продать, но рассчитывает на максимальную текущую выгоду. «Сибнефть», как известно, часто выплачивала акционерам в виде дивидендов 100% чистой прибыли.
…Вместе с тем «Миллхаус» намерен максимально диверсифицировать свою деятельность. «Все наши деньги работают, - рассказывает г-н Швидлер. - Мы вложили все, включая 13,2 млрд долл., полученные от продажи «Сибнефти». У нас есть сделки, сравнимые по объему с покупкой «Евраза». У нас есть недвижимость, а также несколько компаний в других секторах. Это непубличные компании, и поэтому нет необходимости их называть». По его словам, «Миллхаус» продолжает активно искать новые объекты для инвестирования в российской экономике.
…Евгений Швидлер отказался назвать общий объем активов или финансовых возможностей компании. «Все, что в России можно купить, мы купить можем», - сказал он».
Однако после 8-го сентября наступило 9-е, и комментарии к заявлению Евгения Швидлера прекратились столь же мгновенно, как и начались. Тем не менее, скорее всего, эта тема еще всплывет в ближайшем будущем.