Скандал вокруг проекта «Сахалин-2» стал в последние 10 дней одной из основных тем СМИ.
18 Сентября Интернет-издание «Газета.Ru» поместила материал «Передел продукции»:
«…Министерство природных ресурсов (МПР) решило навести порядок на месторождениях, разрабатываемых компаниями на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Как заявил «Интерфаксу» директор Департамента государственной политики в области геологии и недропользования министерства Сергей Федоров, нарушения, практикуемые компаниями при реализации технических проектов освоения месторождений на условиях СРП, позволяют говорить об отзыве лицензий на недропользование.
…По закону об СРП соглашения о разделе продукции могут быть расторгнуты в двух случаях – если оператор проекта отказывается осуществлять свои функции или по обоюдному согласию сторон. Однако, по словам Сергея Федорова, вопросы отклонения работ от технического проекта освоения месторождения или нарушение экологических требований уже попадают под юрисдикцию российского законодательства (закон «О недрах»).
…«Сергей Федоров озвучил официальную позицию МПР», – сообщил представитель министерства.
МПР на прошлой неделе направило компаниям – операторам проектов официальные запросы информации о технико-экономических показателях реализации соглашений. Письма были направлены в адрес компаний Total (СРП на разработку Харьягинского нефтегазового месторождения), Exxon Neftegas Ltd. (СРП на разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на шельфе Охотского моря – «Сахалин-1») и Sakhalin Energy (СРП на разработку Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Охотского моря – «Сахалин-2»).
…Эксперты считают, что для МПР главным мотивом столь резких заявлений стало недовольство прибылью, получаемой с месторождений, разрабатываемых на условиях СРП.
«Сейчас эти месторождения могут стоить гораздо больше, чем в 90-х годах, когда заключались договоры, – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Не исключено, что государство решило пересмотреть условия соглашений в свою пользу».
…Впрочем, государство, скорее всего, имеет основания для отзыва лицензий. «Я не думаю, что требования МПР сильно надуманны», – считает Черепанов. «Соглашения заключались с учетом экологических требований прошлого века. С тех пор требования Росприроднадзора возросли, экологическое законодательство стало жестче. Компании, возможно, продолжали опираться на старые ограничения, предпочитая получать как можно больше прибыли», – добавляет Дмитрий Мангилев.
Впрочем, по мнению аналитиков, в итоге государство и компании найдут компромисс».
Основные комментарии начали появляться на следующий день газета «Коммерсантъ» опубликовала статью Дениса Реброва «Политэкология»:
«…Вчера Минприроды официально сообщило, что получило протест первого замгенпрокурора Александра Буксмана на приказ Минприроды от 2003 года. Этим документом министерство одобрило государственную экологическую экспертизу второго этапа реализации проекта «Сахалин-2». Теперь Минприроды «приняло решение отменить приказ и удовлетворить представление прокуратуры». Документ вступит в законную силу после того, как будет согласован с Ростехнадзором.
Напомним, в субботу Генпрокуратура сообщила, что получила от замглавы Росприроднадзора Олега Митволя сообщение о нарушении природоохранного законодательства, допущенном Минприроды при согласовании госэкспертизы по проекту «Сахалин-2». В прокуратуре посчитали, что приказ Минприроды «издан в нарушение требований действующего законодательства и подлежит отмене». Представитель Sakhalin Energy заявил вчера Ъ: «Мы уверены, что для отмены приказа Минприроды отсутствуют веские основания». В компании, правда, признают, что решение Минприроды может отодвинуть сроки реализации проекта. Но отмечают, что все понесенные непредвиденные расходы в соответствии с механизмом соглашения о разделе продукции (СРП), на основе которого ведется реализация проекта, будут отнесены к возмещаемым за счет РФ затратам.
…Акционерами Sakhalin Energy являются англо-голландская Royal Dutch/Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). В рамках проекта «Сахалин-2» осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения. Их извлекаемые запасы – 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. Месторождения находятся на северо-восточном шельфе Сахалина и должны быть соединены трубопроводом со строящимся на южной оконечности острова заводом по производству сжиженного природного газа (СПГ) и экспортным терминалом нефти. Весь газ законтрактован, его поставки потребителям должны начаться в 2008 году. Строительство инфраструктуры завершено на 80%.
Теперь Sakhalin Energy будет вынуждена приостановить работы по проекту, поскольку не может продолжать строительство без заключения экологической экспертизы. Инвестору придется собирать новый комплект документов и снова подавать заявку на проведение экспертизы. По российскому законодательству, Минприроды должно вынести свое заключение в течение полугода после того, как будут поданы необходимые документы, однако этот срок может продляться.
Как заявил Ъ источник, знакомый с условиями договоров Sakhalin Energy о поставках газа, каждый из них предусматривает санкции за срыв поставок. «Это сотни миллионов долларов»,– отмечает собеседник Ъ…».
В тот же день, 19 сентября, в британской Financial Times появляется статья Нила Бакли «Позиция России по проекту Shell посылает леденящий сигнал»:
«Отзыву российскими властями ключевого разрешения на возглавляемый Shell газовый проект предшествовали месяцы давления на трех крупных иностранных инвесторов; в последние дни Россия дошла до конца.
Все три – проект Exxon-Mobil «Сахалин-1», проект Shell «Сахалин-2» (оба на российском дальневосточном острове) и возглавляемое Total предприятие за Северным полярным кругом – являются так называемыми соглашениями о разделе продукции (СРП).
Все три жизненно необходимы для увеличения глобальных энергетических поставок и имеют особый статус, входя в число первых крупных сделок с иностранцами, заключенных в России при президенте Борисе Ельцине. В то время Россия нуждалась в иностранных инвестициях для развития энергетических активов, а цены на нефть были низкими. Условия СРП оставляли проекты за пределами действия тогда непрозрачного российского налогового режима, предусматривая отчисления государству в виде части нефти и газа, причем только после того, как инвестор окупит инвестиционные затраты.
Эти условия стали все чаще казаться аномалиями, после того как нефтяные цены взлетели и в Россию потекли нефтедоллары, а правительство Владимира Путина поставило цель вернуть под свой контроль стратегически важные нефтегазовые активы.
Чиновники открыто выражают сомнения в том, что СРП приносят России достаточную выгоду.
…В сентябрьском заявлении Exxon предупредила, что «Сахалин-1» – «наглядное свидетельство для всего мира, а потому проект является для других индикатором успеха или провала потенциально крупных иностранных инвестиций» в российские нефть и газ.
«Любая неспособность соблюдать соглашение неизбежно подорвет доверие иностранных инвесторов», – говорилось далее в заявлении.
Вчера информационное агентство "Интерфакс" процитировало регионального экологического чиновника, сомневающегося, не должен ли нефтяной экспортный терминал проекта – планировалось, что он начнет транспортировку нефти в течение недель, – пройти дополнительные проверки, скорее всего откладывающие его ввод в эксплуатацию.
Тем временем Total столкнулась с иском министерства природных ресурсов, утверждающего, что компания нарушает условия лицензии на разработку месторождения «Харьяга».
К критике СРП в сентябре подключился и Кремль: высокопоставленный советник Путина Игорь Шувалов высказал «личное мнение», что руководители трех проектов должны добровольно отказаться от статуса СРП и подчиниться общим налоговым правилам.
Вчера, когда у Shell отозвали экологическое разрешение, другой чиновник министерства природных ресурсов сказал, что Россия может расторгнуть соглашения с Exxon и Total».
20 сентября в «Ведомостях» появляются статьи, посвященные другим сторонам проблемы. «Газпром» торопит Shell» называется статья Ирины Резник и Василия Кашина:
«…Проблемы у иностранных участников «Сахалина-2» начались год назад, когда Sakhalin Energy представила в российское правительство изменения к общей смете расходов на второй этап сахалинского проекта, а также программу работ и смету на следующие три года. Обновленный бюджет предусматривал инвестиции до 2014 г. на сумму $20 млрд. Это почти вдвое превысило прежнюю смету проекта, утвержденную еще в 2003 г., — $12 млрд. Широкий размах иностранцев пришелся не по вкусу не только российским чиновникам, но и «Газпрому», начавшему к тому моменту переговоры с Shell о вхождении в сахалинский проект. В обмен на 25%-ную долю в «Сахалине-2» концерн предлагал Shell половину неокомских залежей Заполярного месторождения плюс доплату, но решение Shell увеличить бюджет нарушило планы «Газпрома» получить дополнительные средства. В итоге переговоры зашли в тупик.
Но благодаря Минприроды у «Газпрома» появился шанс их продолжить.
…«Газпром» может воспользоваться сложной ситуацией по «Сахалину-2», чтобы поторопить Shell пустить его в проект, рассуждает аналитик «Атона» Дмитрий Лукашов, ведь англо-голландская компания прекрасно понимает, что из-за экологических проблем проект может быть вообще остановлен.
На защиту Sakhalin Energy вчера встали Еврокомиссия и Япония. Еврокомиссар Андрис Пиебалгс заявил, что Shell должно быть предоставлено время на решение проблем с экологией в соответствии с заранее установленными ясными критериями. А сотрудник посольства Японии в России предупреждает, что приостановка реализации проекта «Сахалин-2» негативно отразится на двусторонних связях. Правда, министр экономразвития Герман Греф пообещал вчера, что Россия будет искать компромисс по проекту «Сахалин-2». Но замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, первым начавший атаку на Sakhalin Energy, вчера объявил о намерении приостановить реализацию проекта и продолжить проверку Sakhalin Energy на предмет соблюдения экологического законодательства».
Редакционная статья в том же номере газеты называется «Передел продукции»:
«Последние события вокруг проекта «Сахалин-2» на первый взгляд не имеют двойного дна. Крупный проект по добыче нефти и газа на условиях раздела продукции полностью принадлежит иностранным компаниям. С учетом новейшей российской энергетической политики такое положение неприемлемо, и исправить его берется флагман госкапитализма «Газпром», который договаривается с Shell (один из участников проекта) об обмене активов. В результате газовая монополия хочет получить 25% в операторе проекта Sakhalin Energy.
Сделка была бы выгодна «Газпрому», но у него что-то не заладилось с Shell, переговоры зашли в тупик — вернее, в тупик зашло руководство Shell, которому в обмен на потерю контроля над экспортом в сахалинском проекте предложили всего лишь долю в месторождении Заполярное. После того как в дело вмешались Росприроднадзор и прокуратура, а Минприроды отменило собственную положительную экспертизу проекта, у Shell исчезла последняя надежда выйти из тупика: дальнейшая реализация проекта застопорена минимум на год, если Sakhalin Energy вообще сохранит свои лицензии на месторождения.
Но если допустить (теоретически), что экологические проверки «Сахалина-2» никак не связаны с интересами «Газпрома», становится видно другое измерение «сахалинского дела» — еще более государственное, чем сам «Газпром». В начале сентября правительство было ознакомлено с докладом межведомственной комиссии по СРП (соглашения о разделе продукции) за 2005 г.
…Все чиновники согласны, что дальнейшее использование режима СРП нерационально, но не все согласны с тем, что существующие проекты должны работать. Так считает министр экономразвития Герман Греф, а вот, например, экологи и прокуроры думают иначе. И по их вине Россия вновь оказалась на грани международного скандала. Акции двух японских компаний, владеющих 45% Sakhalin Energy, вчера начали падать, и японский министр иностранных дел Таро Асо назвал решение российского Минприроды однобоким и непрозрачным.
…Международное сообщество зря удивляется, ведь «сахалинское дело» как две капли воды похоже на дело ЮКОСа, легко проглоченное и Западом, и Востоком. Параллелей много: и институциональные (преследование ЮКОСа означало пересмотр государством отношений с ТЭКом, в случае с «Сахалином-2» речь идет лишь о СРП), и применяемый инструментарий (экологический контроль сегодня вполне сравним с налоговой системой 1990-х, которая давала необходимые «крючки» на любую крупную компанию), и даже результат: в обоих случаях есть конкретный игрок, выигрывающий от действий властей».
20 же сентября «Коммерсантъ» в статье Василия Головина и Олега Зорина «Япония хватилась сахалинского газа» рассматривает российско-японский аспект проблемы:
«Вчера Япония жестко отреагировала на решение Минприроды РФ об отмене положительного госзаключения экологической экспертизы проекта «Сахалин-2».
…Генсек японского кабинета Синдзо Абэ, который является без пяти минут новым премьером, пригрозил Москве полным пересмотром двусторонних отношений. Другие страны на неофициальном уровне пока только обозначили возможные негативные последствия для России недопустимого вмешательство государства в экономику.
…Токио не ограничился жесткими заявлениями, а начал действовать. В понедельник посол Японии в РФ Ясуо Сайто встретился с главой Минприроды Юрием Трутневым. Однако встреча закончилась ничем. Российский министр заявил, что участники проекта не выполнили около половины рекомендаций по экологии. «Рекомендации были даны еще три года назад, но не выполнены до сих пор. Что касается аргумента об их частичной реализации, то хочу напомнить, что мы не можем охранять природу наполовину»,– сказал господин Трутнев.
Помимо экологических претензий к проекту существуют и разногласия вокруг его окончательной сметы. Источник, знакомый с планами Sakhalin Energy, сообщил Ъ, что компания собирается увеличить смету работ не с $12 млрд до $20 млрд, а на гораздо большую сумму. По его словам, смета на весь период действия соглашения о разделе продукции (до 2045 года) составляет $21,95 млрд, при том что до 2014 года (второй этап реализации проекта) планируется потратить $20 млрд. «Но эта цифра включает только капитальные затраты и не учитывает эксплуатационные, размер которых компания собирается увеличить с ранее планируемых $15 млрд до $29 млрд на весь период действия проекта. Причем эти затраты также являются возмещаемыми»,– заверяет он.
Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi, владеющие соответственно 25% и 20% акциями оператора проекта Sakhalin Energy, пока воздерживаются от каких-либо комментариев, ссылаясь на отсутствие полной информации. Обе компании уже инвестировали $4,7 млрд в «Сахалин-2» и опасаются делать любые резкие движения.
…Обеспокоенность неминуемой приостановкой проекта в Токио связана с тем, что с «Сахалином-2» в стране связывают серьезные планы перевода части национальной промышленности на сжиженный газ, более экологически чистый, чем мазут. Крупнейшая в Японии электроэнергетическая компания Tokio gaz и еще семь фирм отрасли уже подписали долгосрочные контракты на закупку у Sakhalin Energy после 2008 года около 4,7 млн тонн сжиженного газа в год, что должно покрыть примерно 10% потребностей страны. Более того, этот проект рассматривался и как часть стратегических усилий по смягчению крайне опасной нефтяной зависимости Японии от поставок с нестабильного Ближнего Востока».
В конце статьи авторы обращают внимание еще на одно обстоятельство: «Весьма жесткая оценка западными экспертами решения Москвы может означать намек на то, что повторения на «Сахалине-2» ЮКОСовского или украинского сценариев на Западе не допустят. Там во многом закрыли глаза на дело ЮКОСа, не стали поднимать особого шума, когда Россия активно стала использовать энергетический рычаг в отношениях с Киевом. И такая реакция была объяснимой: тогда экономические интересы западных компаний напрямую не затрагивались. На сей раз они почувствовали угрозу.
Поэтому буквально сразу после обнародования решения Минприроды Запад обозначил его возможные негативные последствия для России. Сделано это было на страницах The Wall Street Journal, который считается рупором западного делового мира. Это издание вчера предупредило, что после случая с «Сахалином-2» планируемый выход российских государственных компаний на мировые биржи в надежде «вытрясти из инвесторов $20-30 млрд» может и не состояться».
С журналистами «Коммерсанта» согласны в газете Financial Times, опубликовавшей 20 сентября редакционную статью «Цинизм на Сахалине»:
«…Если отзыв лицензии Shell политически мотивирован, это подорвет букву контракта и нормы права в России в более широком понимании. Это отпугнет иностранных инвесторов, несмотря на их стремление получить доступ к минеральному богатству России. Европейские страны тем временем будут еще активнее искать альтернативы зависимости от российского газа.
Российские министерства могут рассчитывать на то, что иностранным нефтяным компаниям слишком остро требуются российские резервы, чтобы жаловаться на что-то. Однако они могут ошибаться. Крупные нефтяные компании не станут делать инвестиции, если российские власти будут снимать сливки с доходов от успешных проектов. Россия в то же время нуждается в иностранном капитале и технологиях, особенно для разработки таких месторождений, как сахалинские.
Иностранные инвестиции не должны наносить ущерб экологии, и, если Shell нарушила правила, то компанию нужно оштрафовать или велеть ей компенсировать ущерб. Однако правила должны применяться последовательно и с надлежащими процедурами: неожиданный отзыв лицензии – это не метод даже в отношении торговой лавки, не говоря уже об инвесторе, вкладывающем 20 млрд долларов. Россия подписала с Shell контракт на разработку Сахалина. Она должна соблюдать букву и дух контракта».
В тот же день на сайте «RBC.Ru» появилась информация «МЭРТ не видит оснований для отмены второго этапа «Сахалина-2»:
«Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ не видит оснований для приостановления реализации второго этапа проекта «Сахалин-2», сообщил сегодня журналистам заместитель главы МЭРТ Кирилл Андросов.
По его словам, поводом для пересмотра технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта «Сахалин-2» явился рост затрат на данный проект с 8 до 21 млрд долл. Как сказал К.Андросов, этот рост затрат потребовал дополнительных экспертиз
…В то же время замглавы МЭРТ подчеркнул, что процесс дополнительной экспертизы ТЭО не должен иметь отношение к ходу реализации проекта «Сахалин-2». «На наш взгляд, процесс реализации проекта и процесс подготовки ТЭО должны быть разнесены во времени», - отметил К.Андросов.
…Проект «Сахалин-2» предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами 600 млн т нефти и конденсата и 700 млрд куб. м газа. В мае 2003г. консорциум объявил о начале второго этапа полномасштабного освоения. Помимо строительства платформ на побережье залива Анива, в южной части Сахалина, будут построены нефтяной экспортный терминал и завод по производству СПГ (с узлом отгрузки) мощностью 9,6 млн т и стоимостью 2 млрд долл. Первоначально объем инвестиций в «Сахалин-2» оценивался в 11,5 млрд долл. Оператор проекта в сентябре 2005г. обратился в правительство РФ с предложением об увеличении расходов до 20 млрд долл., но решение до сих пор не принято».
Продолжение следует