Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Куратор в банке

Февраль в банковской системе России начался с назначения главой банковского надзора ЦБ Геннадия Меликьяна, заменившего на этом посту убитого киллерами Андрея Козлова. На следующий день Меликьян сделал свое первое заявление, вызвавшее ажиотаж в отечественных СМИ.
«Новый глава банковского надзора ЦБ Геннадий Меликьян предложил метод борьбы за чистоту банковских рядов. Кураторы из ЦБ будут приходить в банки, которые готовы к открытости, и помогать им формировать положительный имидж. За достоверность отзыва кураторы будут нести личную ответственность. «Их купят с потрохами», – утверждают эксперты». Так начиналась первая статья, посвященная новой инициативе нового банковского начальника, появившаяся в тот же день, 2 февраля в «Газете.Ru» под заголовком «ОПЕРУ-3»:
«…Не говоря уже о том, что мы будем системно наблюдать за банками, введение кураторства предполагает формирование с определенной периодичностью аналитической записки по каждому из банков», – обрисовал Меликьян достоинства идеи на ежегодной встрече руководителей банков и ЦБ в пятницу. По его словам, банки будут знать, что о них пишут, а желание выглядеть положительно будет стимулировать их к самосовершенствованию.
…«Не во всяком банке куратор может работать. Использование института куратора должно быть осторожным, чтобы не профанировать эту идею», – дополнил коллегу директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. По его мнению, только в банках, которые действительно готовы показать реальное положение дел, в том числе раскрыть полную информацию о деятельности своих клиентов, возможна эффективная работа кураторов.
…«Мы провели пилотный проект, – признался Меликьян. – То, что было сделано, зарекомендовало себя с позитивной стороны. И сейчас подошли к тому, что начинаем действовать практически». По его словам, комитет банковского надзора ЦБ уже одобрил необходимые документы. Осталось только получить одобрение совета директоров ЦБ. Но и за этим дело, похоже, не встанет.
…Однако эксперты сомневаются в пользе метода. В 1996 году Центробанк уже создавал подобный орган, надзиравший за банками, – ОПЕРУ-2, напоминает глава совета Московской межбанковской валютной ассоциации Андрей Черепанов. В 14 крупнейших банков, аккумулировавших две трети активов российской банковской системы и 90% вкладов населения, тоже были назначены персональные кураторы из ЦБ, да не по одному, а по несколько человек. Но куда как тщательный контроль не смог предупредить крах большей части этих банков в 1998 году. После этого ОПЕРУ-2 прекратил существование.
…Из заявлений следует, что банк, находящийся под опекой контролеров, гарантированно надежен, говорит Черепанов, но это не так. Возникает ощущение, что это очень коррупциогенный механизм.
…Эти подозрения выглядят не лишенными оснований после скандала, вызванного публикацией писем экс-банкира Алексея Френкеля, подозреваемого в убийстве Козлова. Он описывает механизм допуска банков в систему страхования вкладов (ССВ) как крайне коррупционный. И банковское сообщество не отрицает его непрозрачность. А ведь принадлежность к ССВ тоже воспринималась как некая гарантия надежности банков.
Единственный механизм, озвученный Меликьяном, который страхует от подобной ситуации, это личная ответственность должностных лиц, которые курируют банки. «Объективность и ответственность работников ЦБ в этой связи должна возрасти», – полагает он.
…Даже личная ответственность куратора в случае, если хваленый им банк вдруг лишится лицензии, не гарантирует от коррупции, считает Черепанов. «Человек будет взвешивать, покрывает ли сумма риск потерять работу в ЦБ», – подозревает он».
В понедельник, 5 февраля обсуждение идеи Меликьяна вспыхнуло с новой силой. Статья «Куратор от всех болезней» Анастасии Малаховой и Екатерины Шохиной появилась в этот день на сайте «Эксперт Online»:
«…В банковской системе России через 2—3 месяца будет официально введен институт кураторства. Сегодня об этом сообщил директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский на своей пресс-конференции.
Задача куратора, которого ЦБ хочет посадить в каждом банке, по словам Симановского, заключается в том, чтобы у регулятора было «более глубокое понимание ситуации в банке».
…Ранее первый зампред ЦБ РФ Геннадий Меликьян сообщал, что кураторы от ЦБ РФ получат доступ ко всей рабочей информации банка и будут нести личную «ответственность за происходящее в кредитной организации». Куратор будет готовить оценки банка по различным параметрам и предоставлять их в надзорный орган, но он не будет иметь права принятия решений. В целях минимизации коррупционных рисков кураторы не будут работать в одном банке свыше трех лет.
…Банкиры введению института кураторства рады. По мнению Анатолия Аксакова, куратор поможет наладить более открытый и плотный диалог между руководством ЦБ и коммерческими банками. С ним соглашается и президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. По его словам, подобный институт надо закрепить хотя бы для того, чтобы было проще решать возникающие вопросы и более эффективно вести межбанковский диалог: «Здесь много плюсов. Это определенная система фильтрации. Правильно, если решением возникающих вопросов будет заниматься один человек. Ведь, например, в медицине терапевту лучше видно общее состояние пациента, потому что профильные специалисты видят ситуацию под своим углом. Так и здесь», — уверен Тосунян. …По словам заместителя председателя правления Инвестсбербанка Евгения Егорова, в случае если куратор будет точкой обмена информации с ЦБ, своеобразным связующим звеном между банком и ЦБ, то подобная практика только пойдет на пользу: «Банки, например, посылают многочисленные запросы в ЦБ относительно того, как правильно интерпретировать инструкции и т. д. Все это очень трудоемкая работа. Таким образом, это будет удобной сервисной функцией, коммуникация станет более эффективной», — говорит Егоров. —- Однако если же это будет контрольная функция, то это вряд ли пойдет на пользу».
…Правда, начальник аналитического отдела МДМ-банка Алекс Кантарович считает, что кураторы, наоборот, подстегнут процесс отзыва лицензий небольших банков. «Это позволит укрупнить банковский сектор. На мелкие банки давление увеличится – их будут более тщательно проверять и выявлять нарушения и злоупотребления более оперативно», — говорит Кантарович.
…«В американском надзоре такая практика существует, кураторы сидят непосредственно в банках, и количество отчетности, которую банки сдают, значительно меньше, и это хорошо», — говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. Правда, она отмечает, что в операционном управлении Ситибанка уже сейчас имеется куратор от ЦБ, но пока это ситуацию никак не меняет».
Сайт «RBC.Ru» в тот же день помещает материал «Замглавы комитета ГД: Не стоит бояться кураторов за банками»:
«Институт кураторов за банками нужен прежде всего банкирам, и бояться его не стоит. Такое мнение высказал РБК первый заместитель председателя комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, комментируя сегодняшнее заявление директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексея Симановского о том, что ЦБ рассматривает возможность его создания.
По словам П.Медведева, кураторство не новая практика в банковской системе. «До кризиса 1998г. кураторы от ЦБ были почти во всех банках, а в крупных банках они есть и сейчас», - отметил депутат.
П.Медведев подчеркнул, что в обязанности куратора не входит надзорная деятельность, в первую очередь он оказывает помощь в решении текущих проблем банка, когда их нужно решить оперативно. «Я бы назвал кураторов посредниками между кредитной организацией и Банком России, и в первую очередь это удобно самим банкам», - сказал П.Медведев. Он отметил, что банкам не стоит опасаться того, что куратор будет «тайным агентом» Центробанка для передачи секретных сведений регулятору. «Банк России и так все знает о банках, и ему не нужны для этого кураторы», - отметил П.Медведев».
«Коммерсантъ» откликается, и тоже 5 февраля, статьей Юлии Чайкиной и Светланы Дементьевой «Контрольный во главу»:
«…Институт банковского кураторства в России уже существовал. Правда, до кризиса 1998 года «персональный» надзор ЦБ вел только за крупнейшими банками через специально созданное подразделение – ОПЕРУ-2. В 2002 году Банк России вернулся к идее закрепления за кредитными организациями собственных кураторов, но в качестве эксперимента они назначались только в отдельные банки (из крупных принять кураторов согласились Промстройбанк (СПб) и банк «Глобэкс»). В обязанности кураторов входила проверка своевременного предоставления банками регулярной отчетности, а также формирование запросов.
Теперь же ЦБ собирается изменить полномочия кураторов. В частности, усовершенствовать их специализацию, жестко регламентировать их действия и зоны их ответственности для избежания обвинений в субъективности решений. При этом ЦБ намерен, по словам господина Меликьяна, обеспечить кураторов широкими полномочиями в сфере практической работы с банками. «Это должны быть люди более высокой квалификации, с новыми должностными функциями и полномочиями, включая их личную ответственность за происходящее в кредитной организации",– передавали слова Геннадия Меликьяна банкиры, присутствовавшие на встрече в подмосковном «Бору». Более того, Банк России намерен обеспечить кураторам доступ ко всей рабочей информации банка.
Намерения ЦБ вызвали острую реакцию у участников рынка. Банкиры отмечают, что готовы отчитываться перед ЦБ в любом виде, но возможность участия кураторов в рабочих совещаниях они рассматривают как вмешательство в коммерческую тайну. Участники рынка опасаются, что кураторы, незаинтересованные в бизнесе банка, получат доступ к рабочей информации и смогут использовать ее в пользу третьих лиц.
…По мнению участников рынка, расширяя полномочия кураторов, ЦБ фактически расписывается в том, что его сегодняшние инспекционные проверки нерезультативны. «Крупные банки и так находятся «под лупой у ЦБ»,– заявил Ъ руководитель одного из крупнейших банков.– А недобросовестные банки из-за несовершенства контроля пользуются этим». «Эксперимент ЦБ по внедрению института кураторства в банковском секторе с самого начала вызывал много вопросов,– говорит главный бухгалтер банка «Авангард» Владимир Андреев.– Учитывая то, что банки и сейчас находятся под постоянным надзором ЦБ, непонятно, чем будут заниматься кураторы, сидя непосредственно в банках. Если Банк России реализует свою идею и действительно посадит куратора в каждый банк, можно распрощаться с банковской системой в ее нынешнем виде и объявить ее государственной».
…Кроме того, по мнению Владимира Андреева, эти жесткие меры не искоренят практику проведения сомнительных операций отдельными банками. «Такие операции все равно проводятся неофициально, поэтому прямой доступ куратора к операционной системе ничего не даст»,– считает он.
…Препятствий для реализации планов ЦБ сейчас практически нет. Как отметил зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, к институту кураторов неприменимы нормы законодательства о банковской и коммерческой тайне».
В «Газете.Ru» 5 февраля появляется статья «Легализация смотрящих»:
«…Практика работы правовой системы в России показывает, сколь тонка грань между базовой ценностью – презумпцией невиновности – и практической индульгенцией для коррупционных систем и институтов. Попытки публично обратить внимание на тотальные схемы деятельности государственных ведомств в России приводят лишь к тому, что госструктуры стараются узаконить свои источники кормления.
Заявление нового первого заместителя председателя Центробанка Геннадия Меликьяна, отвечающего за банковский надзор вместо убитого Андрея Козлова, о готовности ввести во всех коммерческих банках институт кураторов от ЦБ симптоматично. Это предложение стало не только первой инициативой нового главного надзирателя за банковской деятельностью, но и фактически откровенным ответом на скандальные письма банкира Алексея Френкеля, обвинявшего ЦБ в использовании шантажа и коррупционных схем при отзыве лицензий у банков. Причем ответом, игнорирующим скандальные вопросы.
…Центробанк может преподнести идею тотального кураторства в банках как желание «применять меры по письмам Френкеля». Мол, банковское сообщество требует мотивировки при отзыве лицензий, и теперь куратор, имеющий постоянный доступ ко всей рабочей информации банка, вполне сможет подготовить мотивированный ответ, если ЦБ надумает отзывать лицензию у этой кредитной организации. Разумеется, нет никаких гарантий, что эти «засланные казачки» ЦБ будут предоставлять конторе достоверную информацию и не будут кормиться за счет своих «комиссарских» полномочий.
А гарантии нет как раз потому, что правоохранительные органы и не думали проводить проверку обвинений, изложенных в письмах Алексея Френкеля, по существу.
…Идея ввести кураторов ЦБ во все коммерческие банки вполне вписывается и в рамки повседневной российской практики конвертации полномочий чиновников в теневое или даже легальное участие в бизнесе.
В конце концов, почему ЦБ не может рассылать комиссаров по банкам, если чиновники администрации президента могут возглавлять советы директоров крупнейших компаний? У Центробанка даже больше оснований так поступать, ведь он пытается регулировать подведомственную сферу, тогда как, например, присутствие заместителя главы администрации президента Игоря Сечина в «Роснефти» никаким формальным образом не связано с его должностными обязанностями.
Именно из-за абсолютной индифферентности государственной системы к обвинениям в коррупции, из-за отсутствия воли и необходимости по существу расследовать подобные обвинения невозможно адекватно судить о том, насколько введение кураторов ЦБ в коммерческие банки сделает банковский надзор эффективнее и «честнее». Если ЦБ, как писал Алексей Френкель, действительно «поджигал» коммерческие банки, прокручивая через них перед отзывом лицензий гигантские суммы, и действительно шантажировал банкиров таким отзывом (а это ведь никто не доказал и не опроверг, поскольку компетентные органы не получили команду и не соизволили проверить), то кураторы при желании могут заниматься тем же «поджогом» и шантажом с не меньшим успехом. Благо, полномочия вполне позволяют.
Если же это неправда, если банковский надзор честен и эффективен, зачем применять меру, которая уже действовала и не принесла результатов?».
6 февраля статьей Надежды Померанцевой «Банкирам разъяснили правила игры» в обсуждение института кураторов ЦБ включилась «Независимая Газета»:
« …«НГ» обратилась к банкирам с просьбой сформулировать волнующие их в связи внедрением института кураторства вопросы, пообещав задать их в ходе пресс-конференции. На просьбу откликнулся вице-президент одного из 15 крупнейших коммерческих банков. Попросив сохранить его анонимность, он задал ряд вопросов: для чего нужны дополнительные меры надзора, будет ли обеспечена сохранность информации, доступ к которой получат кураторы, где взять столько квалифицированных кураторов, если учесть, что в России около 1200 банков.
Прозвучавшие ответы вряд ли прояснили ситуацию, оказалось, что сам Алексей Симановский не может или не хочет дать на них исчерпывающий ответ. По его словам, с введением института кураторов аппарат надзора расширяться не будет. «Кураторов мы готовили уже несколько лет, подготовлен большой контингент сотрудников», – отметил Симановский. Он также сообщил, что фактически у куратора не будет никаких полномочий, кроме осуществления подготовки к принятию того или иного решения. «В моем представлении, куратора нельзя насаждать: с одной стороны, здесь важны некие субъективные моменты, связанные с качеством куратора, а с другой стороны – готовность банка быть открытым и предоставлять всю информацию о своей деятельности. Если банк не хочет говорить все о себе органам надзора, то в таком банке не должно быть куратора», – сообщил чиновник ЦБ.
В ходе пресс-конференции, объясняя общественности цели и задачи кураторов, Алексей Симановский особенно подчеркнул, что «сотрудники ЦБ будут ориентироваться на механизмы раннего предупреждения проблем в банках, на обсуждение с банками актуальных вопросов».
…Он затруднился уточнить, будет ли в конечном итоге институт кураторства обязательным или, как это было в 1996 году, его будут вводить с согласия самих банков. «Этот вопрос обсуждается», — сказал Симановский. Однако добавил, что в проекте нормативного документа, который бы регулировал деятельность кураторов, вопрос о «добровольном-недобровольном» вхождении банков в эту систему даже не поднимается».
И, наконец, в тот же день газета «Время Новостей» опубликовала статью Натальи Романовой «Засланный куратор»:
«…Ввести институт кураторства погибший осенью первый зампред ЦБ Андрей Козлов предлагал еще в 2002 году. Предполагалось, что таким образом регулятор будет получать больше информации о кредитной организации, следовательно, быстрее сможет реагировать на любые негативные изменения в ее деятельности. С тех пор в некоторых российских банках в экспериментальном порядке работают кураторы. Но для того, чтобы их деятельность была системной и распространялась на все кредитные организации, необходимо специальное положение ЦБ, которое четко определит полномочия, обязанности, права и порядок работы кураторов. Поскольку кураторы станут часто общаться с руководством банка и будут обладать внутренней информацией о финансовом институте, регулятор намерен жестко ограничить их полномочия, чтобы избежать злоупотреблений служебным положением.
…Отбирать кураторов будут из действующих сотрудников Центробанка. «Аппарат надзора расширяться не должен и не будет», - заявил г-н Симановский. По его словам, в ЦБ уже давно существует специальная учебная программа для будущих кураторов.
Российские банкиры, опрошенные «Временем новостей», согласны пустить к себе кураторов из ЦБ после того, как будут готовы все нормативные документы. Собеседники газеты рассчитывают на то, что регулятор примет меры для того, чтобы банк не нес никаких репутационных и финансовых издержек в связи с появлением кураторства. «Мы готовы работать с куратором, - говорит председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган. - Хотя я надеюсь, что ЦБ не сделает куратора единственным источником информации о кредитной организации. Кроме того, работа с куратором не должна заменять возможности общения топ-менеджмента банков с руководством территориальных управлений ЦБ».
В отношении готовящегося положения у российских банкиров уже много вопросов. «Пока нет готовых документов, трудно комментировать эту ситуацию, - говорит наш собеседник в одной из крупных российских кредитных организаций. - Например, непонятно, какой именно информацией следует делиться с куратором, можно ли отказать ему в доступе к тем или иным данным». «Прежде чем пустить такого куратора в банк, нужно сначала изучить нормативную базу, познакомиться с человеком, понять, каковы его личные цели», - продолжает г-н Коган.
Пока банкиры не знают также, каким образом им будут предлагать кураторов. «Если ЦБ сам предложит банку такого «надзирателя», вряд ли кто захочет отказать регулятору, тем более никто не захочет объяснять причину отказа», - отмечает банкир, попросивший не называть его имени».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости