Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Российские олигархи на рандеву

6 февраля состоялась традиционная уже встреча Владимира Путина с представителями отечественного бизнеса. Российские СМИ начали освещать ее заранее: 2 февраля «Ведомости» опубликовали статью Анны Николаевой «Как слезть с иглы»:
«…Общее дело бизнесменам найдется в Кремле — Владимир Путин соберет у себя крупнейших предпринимателей страны, чтобы обсудить, как снять экономику с сырьевой иглы.
…По словам одного из источников, повестка встречи и дата готовились несколько месяцев, но провести ее накануне юбилея РСПП (7 февраля «профсоюз олигархов» будет праздновать свое 15-летие) президент Союза Александр Шохин уговорил президента на прошлой неделе в Индии.
К Путину приедут только около 20 крупных предпринимателей из РСПП. Окончательный список в Кремле еще не согласован…
…В прошлый раз крупному бизнесу посоветовали заняться образованием нации, а предприниматели пообещали потратить $100 млн, чтобы в Москве появилась бизнес-школа мирового уровня. На этот раз разговор пойдет о диверсификации экономики, страдающей перекосом в сторону сырьевого сектора (по словам источника, близкого к РСПП, тема уже согласована с руководителем администрации президента Сергеем Собяниным).
…Чиновник Кремля говорит, что если раньше на подобных встречах бизнесмены пытались уловить настроение президента и ждали от Путина политических сигналов, то эта встреча будет похожа на «производственное совещание» с конкретными результатами и поручениями.
…Взять слово на встрече… могут Алекперов, Пумпянский, Дерипаска.
Чтобы заниматься высоким переделом, бизнесменам требуется помощь. Они хотят обсудить с президентом возможность использования налоговых каникул, отсрочки по уплате таможенной пошлины до реализации проекта, обнуление ввозных пошлин на технологичное оборудование, снижение экспортных пошлин на готовую продукцию, а также помощь государства при сбыте готовой продукции как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Источник в РСПП предполагает, что на встрече могут появиться госбанкиры, готовые предоставлять финансовые средства проектов «высокого передела», например Владимир Дмитриев, председатель Внешэкономбанка. Кроме того, бизнесмены рассчитывают, что государство предоставит им гарантии на поставку сырья для производства продукции с высокой добавленной стоимостью».
В день встречи, 6 февраля, в «Коммерсанте» появляется статья Вадима Вислогузова, Дмитрия Буртина и Дениса Реброва «Повторсырье»:
«Сегодня в Кремле президент Путин примет членов бюро РСПП для того, чтобы обсудить с ними способы ухода от сырьевой ориентации российской экономики. Предложение Кремля, от которого РСПП, скорее всего, не сможет отказаться – рост налоговой нагрузки на экспорт сырья. РСПП попытается в обмен на это получить налоговые и таможенные льготы для перерабатывающих предприятий. Впрочем, руководители Минфина и Минэкономразвития, которые также приглашены в Кремль, выступают против предоставления льгот.
…Изначально планировалось, что Владимир Путин на этой встрече в основном будет слушать бизнес. Но по данным Ъ, в последний момент в число участников встречи были включены главы Минэкономразвития и Минпромэнерго Герман Греф и Виктор Христенко, а также министр финансов Алексей Кудрин (источники в Минфине сообщили Ъ, что он попал в список приглашенных лишь в пятницу).
При подготовке встречи в числе выступающих от чиновников значился лишь министр природных ресурсов Юрий Трутнев (он, по данным Ъ, и верстал еще в 2006 году часть предложений, которые будут обсуждаться на встрече), однако накануне встречи Кремль пригласил остальных министров для того, чтобы они дали и свою оценку предпринимательским инициативам.
Александр Шохин и другие участники встречи отказались раскрывать свои предложения до их презентации президенту. Документы, имеющиеся в распоряжении Ъ, впрочем, позволяют предположить, что главы и Минфина, и МЭРТа вряд ли будут довольны: предприниматели-сырьевики, составляющие основу бюро правления РСПП, готовы диверсифицировать свой бизнес прежде всего в обмен на налоговые и таможенные льготы.
Например, на встрече предполагается вновь поднять вопрос о судьбе НДС. На выбор правительству вновь предлагается либо снижение ставки налога, либо наведение порядка с его возмещением при экспорте. Кроме того, РСПП предлагает введение каникул по налогам на прибыль и на имущество для вновь создаваемых перерабатывающих производств (по аналогии с льготами экономических зон). РСПП потребует от Минфина и либерализовать амортизационную политику, и ввести консолидированную налоговую отчетность для холдингов (это позволит им оптимизировать финансовые потоки). В таможенной сфере бизнес намерен лоббировать снижение экспортных пошлин на продукцию высокого передела.
Из перечисленного Минфин пока готов поддержать лишь введение единой отчетности для холдингов по налогу на прибыль.
…Минэкономразвития, в чьем ведении находится таможенно-тарифная политика, готово поддержать снижение экспортных пошлин на готовую продукцию – но только в обмен на их увеличение на вывоз сырья.
…Так, в докладе, который, по данным Ъ, будет делать господин Трутнев, будут упомянуты два новых принципа работы сырьевого бизнеса. Во-первых, Минприроды намерено включить обязательства по повышению глубины переработки полезных ископаемых в лицензионные соглашения, заключаемые по итогам возвращаемых в этом сценарии инвестиционных конкурсов по месторождениям. Минприроды при этом готово идти на предоставление лицензий на недропользование в рамках инвестиционных соглашений с правительством и регионами по строительству перерабатывающих мощностей. Во-вторых, предлагается введение «прогрессивных экспортных пошлин» на вывоз сырья по схеме, уже реализуемой в лесопереработке, в других сырьевых отраслях».
В тот же день, но уже вечером «Газета.Ru» размещает статью «Путин объявил индустриализацию»:
«…По мнению президента, стране пора сделать качественный шаг: перейти от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке. Все условия для этого созданы, дал понять президент. Деньги на экспорте сырья заработаны, так что «отечественный бизнес обладает серьезной ресурсной базой для роста». Да и государство «стремится обеспечивать стабильность, законодательство и благоприятный инвестиционный климат». Нужная воспитательная работа с бизнесом тоже проделана, напомнил президент тем, кто это случайно забыл:
«Бизнес, надеюсь, оценил выгоду строгого соблюдения установленных правил и налоговой дисциплины».
Но, несмотря на все созданные предпосылки, бизнес не очень-то старается решать новые задачи, а идет по накатанному пути, все больше и больше ввергая страну в зависимость от экспорта сырья. «Наша промышленность выпускает продукцию преимущественно низкой степени переработки. Отмечу, что ее доля еще в прошлые годы была слишком высока, а сейчас она еще больше выросла, и прежде всего увеличилась в экспортируемых товарах – с 80% в 2000 году до 85% – в 2005-м», – высказал недовольство президент. …Отдельно президента беспокоит, что тяга российского окрепшего бизнеса к новым технологиям и привлечению высококвалифицированных кадров реализуется почему-то за пределами страны. Мало того, что зарубежных партнеров такая экспансия пугает, но и страна ничего не получает. «Общество будет воспринимать это положительно, если это будет иметь положительный эффект и в отечественной экономике, – объяснил собравшимся опасность такого странного поведения президент. –
Мы поддерживаем и будем поддерживать ваше стремление к освоению рынков, но рассчитываем, что это будет реализовано и на нашей территории».
Похоже, возразить бизнесу на такой призыв было нечего. Качество роста российской экономики не может удовлетворять, признал президент РСПП Александр Шохин. Однако одного осознания этой истины недостаточно. Государство должно стимулировать развитие перерабатывающих отраслей, объяснил он. Например, при выдаче долгосрочных лицензий на разработку месторождений учитывать, собирается ли компания заниматься глубокой переработкой сырья.
Да и на зарубежных рынках нашу высокотехнологичную продукцию не особо ждут в отличие от сырья. «Здоровый государственный протекционизм здесь не повредит», – намекнул Шохин.
…Президент РСПП явно хорошо подготовился, недостатка в аргументах он не испытывал. Еще, сообщил он, правительство должно пересмотреть отношение к холдингам. Сейчас они воспринимаются Минфином как некие образования, созданные исключительно ради ухода от налогов. В итоге получается только хуже: они создаются в офшорах.
…На этом претензии бизнеса к российскому правительству не исчерпались. Председатель совета директоров «Суала» Виктор Вексельберг посетовал на инфраструктурные ограничения. «Для любого нового предприятия подключение к энергии будет проблематичным», – сообщил он. То же касается заключения долгосрочных договоров на водо-, газо- и теплоснабжение. А председатель совета директоров ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» Захар Смушкин объяснил, как правильно следует стимулировать предприятия к глубокой переработке. Надо, чтобы государство сформулировало меры поддержки в этой сфере промышленности, а инвестор выбирал бы приемлемые для себя, сказал он, тогда как сейчас государство выбирает инвесторов и думает, чем бы их привлечь».
7 февраля «Новые Известия» откликнулись на встречу в кремле статьей Надежды Красиловой «Давайте лучше говорить об освоении»:
«…Владимир Путин, поздравив РСПП с 15-летием и назвав союз промышленников важным звеном между властью и бизнесом, сразу перешел к теме диверсификации экономики. Глава государства отметил увеличивающийся объем добычи природных ресурсов и явный перекос экономики в сторону добывающей промышленности. «Россия занимает первое место в мире по добыче природного газа, – после упоминания перекоса, эти слова президента уже не звучали как достижение. – Мы можем выйти на первое место и по нефти, но не знаю, нужно ли нам это».
…Президент нефтяной компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов в качестве цели номер один поставил задачу перерабатывать всю добываемую в стране продукцию на территории России или же на российских предприятиях за рубежом. Еще более амбициозные планы главы «ЛУКойла» заключались в том, чтобы к 2015 году повсеместно перейти на топливо стандарта «Евро-5»(сейчас в России в основном используется «Евро-2»). Глава «Кузбассразрезуголь» Андрей Бокарев призвал подправить энергетический баланс, частично заменив газ на уголь. По его мнению, это позволило бы высвободить газовые запасы и отправить их на экспорт. Владимир Путин поддержал предпринимателя, отметив, что именно на выравнивание энергетического баланса и направлены все решения правительства».
Оппозиционный «Ежедневный журнал» (www.ej.ru) поместил в тот же день статью Алексея Макаркина «Встреча государя с купечеством»:
«Встреча Владимира Путина с крупными бизнесменами из РСПП примечательна в двух аспектах. Во-первых, вновь после долгого перерыва президент эксклюзивно общается с представителями этой предпринимательской организации. Во-вторых, Путин на встрече высказал желание перенести центр тяжести в российской экономике с добывающих на обрабатывающие отрасли. Таким образом, концепции России как энергетической державы, похоже, приходит конец – на ближайшее время точно. А там посмотрим – быть может, ее и реанимируют.
Напомним, что встречи Путина с представителями крупного бизнеса до ареста Михаила Ходорковского проходили в похожем формате – по крайней мере, внешне. К главе государства регулярно (несколько раз в год) приходили представители РСПП, а другие предпринимательские союзы оказывались вне этого диалога. Вспомним, что последние встречи Путина с лидерами РСПП проходили в достаточно напряженной обстановке – предприниматели были крайне недовольны усилением влияния чиновничества на экономику и начинавшейся экспансией госкомпаний в сферы, ранее контролировавшиеся частным бизнесом. Полемика Путина и Ходорковского на последней такой встрече – в начале 2003 года – стала преддверием ареста последнего. Неудивительно, что Кремль после начала «дела ЮКОСа» резко поломал парадигму своего общения с предпринимателями, поскольку она перестала его устраивать.
…Теперь настало время, когда можно вновь организовывать встречи президента со ставшим уже совершенно лояльным РСПП – нынешняя встреча прошла по сценарию, полностью устраивающему Кремль.
О сценарии стоит поговорить подробнее. Путин предложил бизнесу сосредоточиться на перерабатывающих отраслях – иными словами, хотя бы частично отказаться от «нефтегазовой иглы», которая в последняя время стала притчей во языцех. Напомним, что еще совсем недавно российская власть в качестве официозной выдвигала концепцию энергетической державы, то есть приоритетного использования такого конкурентного преимущества как нефть и газ. Однако получилось так, что один из главных аспектов этой концепции – стратегические отношения с Германией — стал «проседать».
…После этого начался быстрый переход от концепции энергетической державы к ставке на обрабатывающие отрасли. Новая идея выглядит крайне привлекательной как экономически, так и политически. Куда приятнее и престижнее педалировать в ходе избирательной кампании тему прорыва России в высокотехнологические сферы, чем говорить о торговле нефтью и газом, которая у одних ассоциируется с могущественной энергетической державой, а у других – с тривиальным «сырьевым придатком». Однако есть проблема: накануне аудиенции Александр Шохин сказал, что «экономический рост сконцентрировался либо в тех секторах, где нет конкуренции с импортом, либо в тех, где есть государственный спрос, либо там, где предприятия работают на импортных компонентах и материалах».
По сути дела, это означает, что в России успешно развивается лишь ограниченный круг отраслей – в первую очередь, все те же сырьевые, которые составляют основу доходной базы федерального бюджета. Так что процесс диверсификации может занять длительное время, и ему вовсе не гарантирован успех».
К обсуждению подключились и западные издания. Так «Financial Times» публикует 8 февраля статью Нила Бакли «Путин находит место для лояльных олигархов»:
«…15-летняя история союза предпринимателей, РСПП, служит прообразом эволюции постсоветского бизнеса. Он появился на закате СССР как лобби "красных директоров", контролировавших государственные предприятия. Его создателем был Аркадий Вольский, хитрый политический делец и бывший советник лидеров СССР Юрия Андропова и Михаила Горбачева.
Провозглашая себя реформаторским, РСПП противодействовал рыночному либерализму времен Бориса Ельцина, ратуя за дальнейшее субсидирование государственного сектора и более постепенную приватизацию.
Однако в начале нынешнего десятилетия оказалось, что его, как и значительную часть экономики, захватили олигархи. Это были предприниматели вроде Ходорковского, которые использовали природный ум и прибыли от торговли и банковского дела для покупки по дешевке государственных активов во время темной российской приватизации 1990-х годов, а затем воспользовались своим богатством, чтобы приобрести влияние на Ельцина.
…Преемник Ельцина, Путин в июле 2000 года вызвал 21 известного бизнесмена в Кремль и предложил знаменитую сделку. Платите налоги, подчиняйтесь закону и не лезьте в политику, сказал он им, и вы сможете сохранить свои империи, приобретенные сомнительными способами.
Два олигарха 1990-х годов, Борис Березовский и Владимир Гусинский, уже бежали из России, где им грозили обвинения в мошенничестве после нарушения новых правил. Вместо того чтобы создавать свое лобби для защиты интересов, олигархи захватили РСПП, оставив Вольского его президентом.
…Крис Уифер, главный стратег «Альфа Банка», говорил, что сегодняшние олигархи в целом в безопасности, если они выполняют путинские заповеди 2000 года и две, появившиеся позже: использовать свое богатство для помощи стране и в стратегических секторах, вроде энергетического, действовать в соответствии с целями государства.
Даже на дружелюбной встрече в Кремле на этой неделе у Путина было напоминание для участников. «Бизнес, со своей стороны, надеюсь, оценил выгоду строгого соблюдения установленных правил и налоговой дисциплины», – заявил он на следующий день после предъявления Ходорковскому новых обвинений в отмывании денег».
11 февраля в продаже появляется журнал «Итоги» №7 с небольшой статьей Евгения Жеребенкова «Монолог»:
«Диалог между бизнесом и властью все больше превращается в монолог. Власть высказывает пожелания, от которых невозможно отказаться, бизнес рапортует о готовности приложить все силы к их скорейшему исполнению. Свои предложения большому бизнесу Владимир Путин предпочитает доносить через руководство Российского союза промышленников и предпринимателей. На недавней встрече с президентом, приуроченной к 15-летию этой организации, руководители союза получили новый наказ: слезть с нефтяной иглы и диверсифицировать экономику страны.
С этой непосильной задачей само государство не может справиться уже много лет. Вряд ли стоит питать надежды, что даже с помощью крупнейших предпринимателей она будет решена до окончания второго президентского срока Владимира Путина. Однако процесс уже, как говорится, пошел».
Наконец, 12 февраля «Независимая Газета» опубликовала под заголовком «К президенту, как на высокую гору» ответы ряда экспертов на вопрос, кому больше нужны эти ставшие ритуальными встречи – президенту страны или российским предпринимателям:
«…Ольга Крыштановская, директор Института прикладной политики:
Бизнесу они нужны больше, потому что это как подняться на высокую гору: все хотят, но мало кто может. Это такой уникальный для них шанс прямо донести до человека, который принимает фактически все ключевые решения в стране, свою позицию и проблемы. И так повлиять на формирование политики верховной власти.
Николай Левичев, секретарь политбюро партии «Справедливая Россия»:
Регулярные встречи президента с лидерами бизнес-сообщества позволяют деловому миру России с уверенностью смотреть в будущее. Существует обратная зависимость между интенсивностью диалога президента и бизнес-сообщества с кулуарным влиянием на политику лоббистских групп. Чем более открытым будет этот диалог, тем меньше возможностей скрыто лоббировать узкокорпоративные интересы.
…Олег Морозов, вице-спикер Госдумы:
Путин ответил на вопрос, на который в течение лет десяти не было ответа: кто главнее в стране – деньги или власть? Президент дал однозначный ответ – власть. А из нее проистекает все остальное. Бизнес же сегодня хочет верно служить власти, он хочет получить достойные условия для приумножения своих прибылей. Когда государство предлагает бизнесу делиться, бизнес готов это сделать, понимая, что с властью ни в каком варианте ссориться не надо. Поэтому эти встречи нужны и тем, и другим. Но это разговор сильного с тем, кто уважает силу и готов просить у нее поддержки».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости