Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как платить за свет и газ

Есть проблемы, о которых почему-то не так часто говорят экономисты, хотя они напрямую отражаются на личной экономике подавляющего большинства граждан. Это – проблемы ЖКХ. За последний месяц отечественные СМИ писали о них довольно много.
«ФСТ предлагает ввести абонентскую плату за свет и отопление» - информация под таким заголовком появилась 21 марта на сайте «РБК.Ru»:
«Федеральная служба по тарифам (ФСТ) рассматривает возможность перехода на двухуровневый тариф оплаты отопления и электроэнергии.
…Согласно плану, окончательная ставка будет формироваться из двух сумм. Первая будет представлять собой аналог абонентской платы или платы за подключение, которая будет взиматься вне зависимости от того, пользуется абонент услугой или нет. Вторая сумма будет рассчитываться исходя из объемов потребления.
…Глава ФСТ сообщил, что рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в 2007г. не должен превысить 15-16% по сравнению с 2006г. По его словам, в последние год-два наблюдается снижение роста тарифов на услуги ЖКХ. В прошлом году тарифы в ЖКХ выросли на 17,9%, что в 1,8 раза меньше, чем в 2005г.
С.Новиков озвучил также прогноз по росту тарифов на телефонную связь. Так, в 2008г. данные тарифы могут увеличиться на 8-10%. Глава ФТС уточнил, что это прогнозные цифры, и, по его мнению, рост тарифов будет, скорее всего, ниже».
На следующий день, 22 марта, «Новые Известия» опубликовали статью Натальи Куклиной «Страсти по коммуналке»:
«Подавляющее большинство жителей России недовольны тем, в каком состоянии находится ЖКХ в их городах. Многие вообще ничего не знают о жилищной реформе и о том, когда и для чего нужно выбирать компанию, которая будет управлять их домом. Таковы результаты последнего исследования, проведенного Центром Юрия Левады.
Большего всего критических стрел по городским коммунальщикам выпустили жители Санкт-Петербурга – 86%. В Москве доля недовольных состоянием ЖКХ составляет 58%, в других городах России – 80%. В целом по стране получилось 74%. О предстоящей реформе управления многоквартирными домами, в ходе которой ответственность за их содержание и ремонт будет переложена с муниципальных властей на собственников жилья, знает большинство (76%), однако без малого половина (42%) россиян не поддерживает этого начинания.
Как показал опрос, жители как Москвы и Санкт-Петербурга (70 и 72% соответственно), так и других городов России (74%) ничего не знают и о сроках выбора управляющей компании.
…По новому Жилищному кодексу жильцы многоквартирных домов должны были определить способ управления своим домом еще до 1 января 2007 года. Однако большинство граждан оказались не в курсе предстоящего выбора, и Госдуме пришлось продлять срок до 1 июля 2008 года. Но к этому времени, чтобы определиться с УК, нужно создать товарищество собственников жилья. Между тем, как выяснили социологи, на сегодня о том, что ТСЖ уже сделало выбор в пользу той или компании, знают лишь 11% москвичей, 17% петербуржцев и 15% жителей других городов России.

Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что дело тут вовсе не в несознательности граждан, а в том, что чиновники во многих городах преследуют свои корыстные интересы. Как сообщили в комитете Госдумы по труду и социальной политике, муниципальные власти зачастую сознательно не информируют горожан о сути реформы. К тому же, полагают депутаты, многие чиновники «заинтересованы в том, чтобы навязать свои собственные частные фирмы и избежать конкуренции в этой сфере».
Еще более болезненным вопросом стал вопрос о задолженности ЖКХ. Законопроект о реструктуризации этих долгов был внесен в Госдуму. 27 марта в «Коммерсанте» появилась статья Ирины Граник «Правительство погасит долги сантехников», посвященная этой тематике:
«…Вчера разработанный в правительстве законопроект "О финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)" наконец поступил в Госдуму. Принятие закона было предусмотрено федеральной целевой программой «Жилище», принятой в 2002 году. Задержка в решении вопроса о реструктуризации накопившихся долгов предприятий ЖКХ на несколько лет затормозила реформу ЖКХ.
Разработчики закона, прежде всего Минрегион, констатируют: из-за огромного долгового бремени, превышающего сейчас 1,1% ВВП, 60% предприятий отрасли близки к банкротству.
…По данным Минрегиона, суммарная кредиторская задолженность отрасли к концу 2006 года составляла 303 млрд руб., дебиторская задолженность – 305 млрд руб. Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ поставщикам ТЭКа составляет 55,7 млрд руб., задолженность по налогам и сборам в бюджет и государственные внебюджетные фонды – 88,7 млрд руб., задолженность прочим поставщикам (включая организации ЖКХ) – около 100 млрд руб. Дебиторская задолженность предприятий ЖКХ со стороны бюджетных учреждений всех уровней составляет 18,8 млрд руб., неплатежи населения – 35,5 млрд руб. коммерческих потребителей – около 72 млрд руб.
Первая попытка избавить предприятия ЖКХ от накопившихся долгов была предпринята в 1999 году. Правительство выпустило постановление о реструктуризации долгов юридических лиц перед федеральным бюджетом. Однако это позволило реструктурировать лишь 23% от имеющейся просроченной задолженности предприятий ЖКХ по обязательным платежам, поскольку они не могли выполнить основное условие реструктуризации – производить текущие платежи в бюджет в полном объеме. Этого не позволяла экономика отрасли: в условиях когда предприятия ЖКХ имели возможность получать с потребителей услуг не более 60% от собственных затрат, убытки ЖКХ компенсировались дотациями региональных и муниципальных бюджетов – в свою очередь, эти средства, как правило, перечислялись с опозданием, не в полном объеме и не индексировались.
Внесенный вчера законопроект предлагает проводить оздоровление предприятий ЖКХ по нескольким направлениям.
…Реструктуризация включает в себя: отсрочки погашения всей суммы задолженности по уплате соответствующих налогов и сборов, обязательных платежей или ее части сроком до трех лет; рассрочки погашения всей суммы задолженности по уплате соответствующих налогов и сборов, обязательных платежей или ее части сроком до семи лет. Для запуска процесса списание задолженности по пеням и штрафам проект предполагает сделать пропорциональным уплате реструктурированной задолженности по налогам и сборам.
Как стало известно Ъ, Госдума собирается корректировать законопроект при его подготовке ко второму чтению. В частности, будет поставлен вопрос о том, что государство, как основной виновник образования всех долгов в ЖКХ, должно помочь предприятиям ЖКХ расплатиться с коммерческими кредиторами – на них приходится около 24% общего долга».
О результатах обсуждения проблем ЖКХ в Думе сообщила 4 апреля «Газета. Ru» в статье «ЖКХ ничто не поможет»:
«…Жилищно-коммунальное хозяйство в России находится в катастрофическом состоянии, признает глава Минрегионразвития Владимир Яковлев. О мерах, которые правительство и, в частности, подведомственное ему министерство собираются предпринять, чтобы вывести отрасль из кризиса, чиновник рассказал депутатам Госдумы в среду в рамках правительственного часа.
По словам министра, износ составляет свыше 60%, площадь ветхого и аварийного фонда – 93 миллиона квадратных метров. Убыточные предприятия в этой сфере составляют порядка 58%. Из успехов, которых удалось достичь, Яковлев отметил то, что федеральному бюджету удалось рассчитаться с долгами по ЖКХ, количество убыточных предприятий сокращается, а «собираемость платы» за услуги растет: она достигла показателя 92,5%, отметил Яковлев.
В отличие от описания проблем, о мерах по выведению отрасли из кризиса ничего конкретного чиновник не рассказал. Эта часть выступления свелась к общей риторике.
…Вряд ли это стало для депутатов новостью, тем более что глава Минрегионразвития совсем недавно, в феврале, делал аналогичный доклад перед коллегами на заседании правительства. Министры тогда высказали недовольство тем, как Яковлев проводит реформу ЖКХ, и даже решили поручить контроль за ее проведением первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Не склонны были петь Яковлеву дифирамбы и депутаты.
…В рамках правительственного часа экзекуция продолжилась. «Почему до сих пор не были отрегулированы тарифы на услуги ЖКХ в регионах? Когда, наконец, вы выполните поручение правительства? Кто понесет ответственность?» – выступил в любимой для себя роли обличителя депутат Александр Хинштейн. Но министр заверил, что работа в этом направлении уже ведется: если в прошлом году претензии депутата были бы обоснованны, то сейчас предъявлять их уже поздно. «Работа министерства с трудом может быть признана удовлетворительной», – не поверил ему представитель «Единой России» Мартин Шаккум.

Впрочем, большинство депутатов, даже из числа оппозиции, были настроены более дружелюбно и даже философски.
…К самому же министру депутаты отнеслись лояльно. Даже обличительный пыл партии КПРФ достался в первую очередь председателю правительства и министрам финансов и экономики – Алексею Кудрину и Герману Грефу».
13 апреля та же Ирина Граник из «Коммерсанта» публикует статью «Финансовое оздоровление ЖКХ признано вредным»:
«…Комитет Госдумы по собственности рекомендовал вчера отклонить правительственный законопроект «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ». Комитет считает, что все вопросы реструктуризации долгов этих предприятий, которые составляют уже 300 млрд руб., необходимо решать через закон «О несостоятельности (банкротстве)». А вариант правительства лишь позволит большинству должников уйти от уплаты долгов.
…Этот фактически программный документ устанавливает порядок реструктуризации долгов предприятий ЖКХ перед государством. За последние 15 лет их накопилось 88,7 млрд руб. Еще 55,7 млрд руб.– долги перед энергетиками, 99,6 млрд руб.– перед прочими поставщиками.
В правительстве считают, что без этого проекта реформа ЖКХ не сдвинется с места. 60% предприятий ЖКХ – сейчас банкроты. Они не могут брать кредиты на модернизацию инфраструктуры ЖКХ. Реструктурировать долги предприятий по налоговым платежам решено и потому, что они накопились и по вине государства. Государство долго не решалось брать с граждан более 60% платы за жилищно-коммунальные услуги, а компенсации из региональных и муниципальных бюджетов перечислялись предприятиям с опозданием и не полностью.
Однако, как указал в своем заключении комитет по собственности, предлагаемая процедура оздоровления противоречит установленной в действующем законе «О банкротстве».
…«Никакие комиссии не могут решать, банкротить предприятие или оздоравливать,– заявил вчера на заседании председатель комитета Виктор Плескачевский.– Это приведет к злоупотреблениям». …Он также отметил, что проект вообще создает прецедент,– реструктуризации долгов административным путем в обход закона о банкротстве захотят предприятия и других отраслей.
Представителю Минрегиона Людмиле Соловьевой вчера не удалось убедить комитет в том, что предприятия ЖКХ не могут подпадать под закон о банкротстве, ведь большинство из них функционирует в виде муниципальных унитарных предприятий (МУП). «Если мы начнем банкротить МУП, то мы фактически начнем банкротить бюджет»,– заявила она. К тому же, по ее словам, закон о банкротстве дает всего один год и восемь месяцев на оздоровление, что при огромных долгах предприятий ЖКХ явно недостаточно».
16 апреля на сайте «Утро.Ru» появилась статья Елены Никольской «Тарифы ЖКХ готовятся к взлету»:
«Казалось бы, самые сильные потрясения нам суждено испытывать с приходом нового года, который традиционно считается самым подходящим временем для вступления в силу всяческих социальных нововведений. Текущий 2007 г. начался для москвичей с повышения цен на проезд в общественном транспорте, введения тарифных планов МГТС … Но на этом дело не закончится, дала понять накануне Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Причем коснутся грядущие в близком будущем перемены не только столичных жителей, но и всех прочих россиян. Речь идет об изменении тарифов на услуги ЖКХ в 2008 году.
…В среднем по стране они подорожают на 20%, и в данном случае Москва оказалась в «золотой середине» с причитающимися ей 19%. Будут, естественно, регионы, которым относительно повезет с ростом цен, и такие области и округа, где населению придется раскошелиться. Среди последних - Магаданская и Оренбургская области, Чукотка и Ненецкий АО, а наименьшее увеличение тарифных ставок ожидается в Новосибирской области.
Максимальный взлет тарифов на коммунальные услуги составит 25%, и это, увы, будет уже не первый случай за последние несколько лет, когда эти цены вырастут в течение следующего года на четверть. Жителям Новосибирской области на этом фоне придется значительно проще: им пообещали поднять цены не более чем на 13%. Однако являются ли ограничения, установленные сотрудниками ФСТ в минувшую пятницу, окончательными и бесповоротными? Хотелось бы верить, что да, но многие эксперты придерживаются иного мнения.
В своих рассуждениях они ссылаются на многочисленные прецеденты судебных разбирательств между потребителями коммунальных услуг в регионах и местными властями, которые устанавливают сверх общегосударственных собственные наценки на горячую воду, квартплату и прочие жизненно необходимые слагаемые городского быта. При такой экономической политике жители тех или иных областей могут получать от коммунальщиков счета, где суммы в разы превышают установленные ФСТ показатели.
…Москвичей, в отношении платы за жилье и сопутствующие услуги, в 2008 г. ожидают серьезные перемены. Уже составлен прогноз роста цен на отдельные статьи расхода. В частности, теплоснабжение подорожает на 17,5%, обеспечение водой - на 15,1%, а вывоз мусора - на 13,4%. Плата за само жилое помещение вырастет не больше чем на 17%, а услуги ЖКХ будут, как сказано выше, обходиться населению мегаполиса, на 19% дороже».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости