Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Политическое топливо

Скажу честно, когда составлялся предыдущий обзор, передо мною уже лежали материалы о предстоящем «газовом» саммите России, Казахстана и Туркмении. Тогда я не стал затрагивать эту тему: саммит только начинался, а любые его итоги явно были столь же политическими, сколь экономическими.
Сегодня, когда все уже завершено, можно взяться за эту тему, касающуюся очень важных для России экономических аспектов и очень убедительно показывающую, что в наше время экономика и политика переплелись, увы, намертво.
Мы сразу же пропустим все материалы, появившиеся накануне и по ходу трех президентов, и обратимся к статьям, опубликованным сразу по ее окончании.
Уже 12 мая в «Газете.Ru» появляются два материала, посвященные Прикаспийскому газопроводу. Одна из них называется «Газопровод «Россия»:
«К осени Россия, Казахстан и Туркмения подпишут соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. Соответствующую декларацию в субботу подписали лидеры трех стран.
...Добиться строительства альтернативного газопровода, который будет выходить в Европу в обход России, европейским странам не удалось. ...Однако туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов окончательно не стал исключать вариант строительства также и транскаспийского газопровода, на который рассчитывают США и Европа, особенно Польша и Украина.
...По итогам трехстороннего саммита была выпущена совместная декларация, в которой правительствам поручается «до 1 сентября подготовить и подписать соглашение» о строительстве Прикаспийского газопровода.
Министры должны будут предусмотреть в документе «разработку технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки осуществления проекта, совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его экономически эффективной реализации, а также определены уполномоченные организации». Президенты намерены запустить этот проект как можно быстрее. Строительные работы должны начаться со второго полугодия 2008 года. Фактически Россия наиболее подготовлена к осуществлению этого проекта – Казахстану и Туркмении еще предстоит достроить участки ветки, которая в итоге станет единым газопроводом.
Как рассказал министр энергетики России Виктор Христенко, мощность ветки к 2009–2010 году будет доведена до 10 млрд кубометров, а еще через пять-семь лет ее можно будет увеличить до 30 млрд. По его мнению, уже существующих и запланированных газопроводов «больше чем достаточно для удовлетворения растущих потребностей регионального рынка», а также и европейских стран.
...Глава «Газпрома» Алексей Миллер отметил, что «российский вариант прикаспийского газопровода является приоритетным – это подтвердила и казахстанская сторона», цитирует ИТАР-ТАСС. Как уже писала «Газета.Ru», для того, чтобы принять участие в этой трехсторонней встрече, казахский лидер Назарбаев отказался от участия в энергетическом саммите, который начался накануне в Польше. Там как раз планировалось обсуждение строительства транскаспийского газопровода, который должен был пойти в обход России.
...«Транскаспийский проект не существует, он существует как некое намерение, декларация ряда стран как способ, как им кажется, решить вопросы, связанные с альтернативными маршрутами транспортировки углеводородов», – заверил Христенко журналистов... Министр крайне скептически относится к тому, что проект строительства транскаспийского газопровода вообще стоит реализовывать.
Христенко прямо отметил, что «альтернативный» газопровод нужен, скорее, для реализации политических амбиций: «На мой взгляд, как эксперта, те риски, которые существуют, – технического, правового, экологического характера настолько велики, что найти реального инвестора, если это не политический проект и неважно, чем будет заполнена труба, лишь бы она была – невозможно».
Решение достроить Прикаспийский газопровод можно считать победой России в диалоге с Европой о поставке энергоресурсов. Но, как оказалось, Туркмения до конца не исключает возможность своего участия в энергопроектах, независимо от Москвы. «Этот проект (транскаспийский газопровод. – «Газета.Ru») не снят», – заявил Бердымухаммедов. «Во всем мире идет диверсификация маршрутов распределения газа», – пояснил он.
Вторая статья, появившаяся в этот день в «Газете.Ru» - «Путин не пустил азиатский газ в море»:
«Азиатский газ пойдет в Европу через РФ.
...Об этом лидеры трех стран заявили по итогам саммита в городе Туркменбаши. До 1 сентября правительства России, Казахстана и Туркмении подготовят и подпишут соответствующее соглашение о сотрудничестве, где будут предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки, а также совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его реализации.
Тогда же будет решен вопрос о форме собственности прикаспийского газопровода, сообщил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. «Вопрос будет обсуждаться в двух фазах: первая фаза – 1 сентября, когда будет готово межправсоглашение, и вторая фаза – подготовка корпоративных документов к началу запуска всего процесса», – сказал министр журналистам.
...Россия готова инвестировать не только в саму трубопроводную систему, но и в добычу туркменского газа. «Есть соответствующие договоренности между нашими энергетическими компаниями о привлечении такого рода инвестиций», – рассказал по итогам саммита Владимир Путин.
В свою очередь, Нурсултан Назарбаев сообщил, что на территории его республики прикаспийский газопровод будет строить казахстанская сторона, на территории Туркмении – туркменская, и далее он вольется в старую систему Средняя Азия–Центр или в другой трубопровод.
Пока стороны затрудняются говорить о мощности нового трубопровода.
...С учетом разведки и доразведки новых активов газа в Туркмении, объем может составить до 30 миллиардов кубометров... Тем не менее уже ясно, что восстановление системы трубопроводов Средняя Азия–Центр позволит значительно увеличить прокачку через территорию России.
...Лидеры трех стран уверяют, что смысл договоренностей исключительно экономический. Они означают увеличение поставок энергоресурсов на рынке Европы и мира, говорит Владимир Путин. Расширение газопроводов – это «чисто прагматический, коммерческий проект», вторил ему президент Казахстана: «Здесь нет никакой политики».
Однако само время проведения саммита говорит об обратном. Чтобы встретиться со своим российским и туркменским коллегами, Нурсултан Назарбаев отказался от участия в энергетическом форуме в Польше, где Украина, Грузия, Польша и Азербайджан обсуждали альтернативный проект: строительство транскаспийского газопровода, по которому азиатский газ мог бы поступать в Европу в обход России, и который поддерживают США. Договоренности, достигнутые в Туркменбаши, фактически ставят крест на этом проекте.
...«Россия перебила очень сильную конкуренцию, – считает эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Была попытка добиться того, что Казахстан по сути в вопросах топливно-энергетического комплекса отошел бы от России».
...Впрочем, глава Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов не был столь категоричен, как Христенко. Проект строительства транскаспийского трубопровода с рассмотрения не снят, заявил он, объяснив это велением времени: «Во всем мире идет диверсификация маршрутов распределения газа».
«Я не думаю, что соглашение между Россией, Туркменией и Казахстаном можно считать окончательным и что оно ставит крест на трубопроводе, о котором шла речь в Варшаве, – соглашается эксперт ФИНАМ Владислав Кочетков. – Принято самое предварительное решение, будут еще дополнительные согласования, которые могут занять несколько лет. При этом отношения между странами СНГ меняются очень быстро, могут поменять и планы строительства трубы – от подводного до наземного. Так что на сегодня открылось поле для интриг и политической борьбы. Тем более, что в России приближаются выборы, до которых все окончательно вряд ли решится. А что будет после них, пока неизвестно».
Но Макаркин считает, что слова лидера Туркмении о диверсификации поставок – скорее аргумент для переговоров в отношениях с Россией. Азиатские страны будут получать дополнительные бонусы, апеллируя к тому, что могут диверсифицировать поставки.
...В чем эксперты сходятся, так это в том, что двух труб одновременно точно не будет. Это очень дорого и экономически нерационально, ведь каждый проект – это многомиллиардные инвестиции, которые окупятся далеко не сразу».
То, что Прикаспийский проект – отнюдь не чисто экономический, наглядно продемонстрировала реакция США на подписание трехстороннего соглашения Сайт «Newsru. Com» 14 мая публикует информацию под заголовком «Министр энергетики США считает «плохой» новостью договоренность России, Туркмении и Казахстана о газопроводе»:
«Европа должна диверсифицировать источники своего энергетического снабжения, заметил министр энергетики США Сэмюэл Бодман на пресс-конференции в Париже, иначе она станет еще более зависимой от России: «Европа должна принять во внимание планы России и соответствующим образом уточнить свою реакцию на них». Так министр отреагировал на трехсторонний план строительства газопровода из Туркмении в Россию.
...Соединенные Штаты, европейские страны и Китай хотели бы получить прямой доступ к туркменскому газу, большая часть которого сейчас поступает в Россию по ценам ниже рыночных, отмечает агентство Reuters. Cоглашение о Прикаспийском газопроводе вошло в противоречие c планами прокладки Транскаспийского газопровода в обход российской территории».
В этот же день в газете «Газета» появляется статья Евгения Белякова «Путин завоевал Туркменбаши», где в частности говорится:
«…Ресурсные, а в данном случае газовые богатства (которые некоторые называют проклятьем), объединили Россию, Казахстан, Туркмению и Узбекистан в борьбе с главным покупателем газа - Западной Европой. Теперь все газовые потоки из Средней Азии фактически замкнуты на России, возглавившей местный региональный рынок и образовавшей свою газовую ОПЕК. С одной стороны, Евросоюзу стало легче - реализован "принцип одного окна": один продавец - один покупатель. С другой, сбылся самый страшный европейский сон - Россия укрепила свои позиции де-факто почти монопольного поставщика евразийского газа в Европу. А учитывая крепчающие договоренности России с Алжиром (вторым крупным поставщиком газа странам Евросоюза) и неопределенность в отношении будущего Ирана и, соответственно, газопровода «Набукко», получается, что Европу со всех сторон окружили газоэкспортеры. Основной вопрос: когда они поднимут цены?
…Выиграв своеобразный тендер на транзит среднеазиатского газа по своей территории, Россия пока не решила проблем с транзитом совокупных объемов газа конечным потребителям. Прямую дорогу в Западную Европу, в отсутствие газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря, преградили ей главные страны-транзитеры. Большая часть поставок экспортируемого российского газа проходит через Украину. Ей, безусловно, выгодно, если еще больший объем газа пойдет через ее территорию. В случае же реализации Транскаспийского газопровода, комиссию за транзит получила бы Турция и восточно-европейские страны. Тем не менее, в той системе координат, в которой решения принимаются в основном по политическим, а не экономическим соображениям, будущие действия Украины, стремящейся в НАТО и Евросоюз, остаются непредсказуемыми».
«Ведомости» в тот же день, 14 мая, публикуют редакционную статью «Козырь к саммиту»:
«Итоги среднеазиатского турне Владимира Путина надо оценивать в двух плоскостях. Казахстан и Туркмения получили хорошие экономические условия в энергетическом торге с Россией, Россия — хорошие политические аргументы в энергетическом торге с Европой.
Россия добилась важной геополитической победы. Сначала Нурсултан Назарбаев обещал Владимиру Путину транспортировать всю (или почти всю) казахскую нефть по территории России. Это было бы кстати для заполнения трубы Бургас — Александруполис, которую мы собираемся строить с греками и которая должна конкурировать с «прозападным» проектом Баку — Тбилиси — Джейхан.
…Затем главы России, Казахстана и Туркмении договорились о строительстве Прикаспийского газопровода и модернизации газопровода Средняя Азия — Центр (с привлечением Узбекистана). По мнению главы российского Минпромэнерго Виктора Христенко, в итоге мощность среднеазиатской трубопроводной системы может достичь 90 млрд куб. м в год. И у этих проектов есть конкурент — Транскаспийский газопровод по дну моря мощностью 30 млрд куб. м в год. Он мог бы обеспечить доставку туркменского газа в Европу в обход России через трубопроводы Баку — Тбилиси — Эрзерум и Nabucco.
Российские чиновники уверены, что проект Транскаспийского газопровода потеряет смысл. Так или иначе, но этот проект в любом случае находится на очень ранней стадии. Строить под водой сложнее и дороже, к тому же существует проблема неурегулированности правового статуса Каспийского моря.
Таким образом, Россия накануне саммита с ЕС получила мощные козыри по одной из главных проблем в переговорах — энергетическому сотрудничеству. Европа стремится ослабить свою зависимость от России в энергоснабжении, но сейчас по диверсификации поставок нанесен серьезный удар.
Чем заплатила Россия за эти козыри? Объективно ее среднеазиатским партнерам выгодны эти проекты: здесь ниже политические и технические риски. Но снижения рисков им уже мало. Партнеры научились торговаться с Россией. На переговорах в Астане были согласованы цены на газ, добываемый на Карачаганакском месторождении, — на границе с Россией она составит $140-145 за 1000 куб. м. В октябре 2006 г., когда Россия и Казахстан договаривались о совместном экспорте этого газа, торговля шла в рамках $60-100 за 1000 куб. м.
В прошлом году Сапармурат Ниязов, пугая «Газпром» альтернативными трубопроводами, добился повышения закупочных цен на туркменский газ: в 2007-2009 гг. Россия будет закупать туркменский газ не по $65, как раньше, а по $100 за 1000 куб. м. Уже тогда туркменбаши говорил, что впоследствии цена будет пересматриваться. Переговоры вокруг Прикаспийского и Транскаспийского трубопроводов дают новому президенту Туркмении возможность поторговаться с «Газпромом».
…Таким образом, российские госмонополисты вынуждены идти на уменьшение своей маржи в обмен на увеличение объемов поставок газа и нефти и контроль за прокачкой. То есть они вынуждены зарабатывать на объемах — что, в принципе, можно только приветствовать.
Но немедленной экономической выгоды от стратегических проектов Россия не получит, и, чтобы их реализовать, за партнерами еще предстоит поухаживать».
15 мая «Независимая Газета» публикует статью «Радости и огорчения «газовой политики» России»:
Прагматизм Москвы и озабоченность Запада
«…К очевидному огорчению США и Европы, российский президент добился того, что туркменский газ будет поступать к европейским потребителям через Казахстан и Россию. В течение ряда лет Европейский союз и США лоббировали прокладку газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан и Турцию.
…Этот внешнеполитический и экономический успех России явился следствием, с одной стороны, явно возросшего авторитета нашей страны и ее руководства в азиатских странах бывшего Союза, а с другой – некоторого разочарования стран с развивающейся экономикой от более трудной, чем казалось, материализации выгод от сотрудничества со странами Запада.
С одной стороны, политические и деловые элиты среднеазиатских стран, сохраняя относительную независимость и от России, и от Запада, в последнее время стали прагматично понимать потенциальные и реальные выгоды доступа к весьма ликвидному и быстрорастущему российскому рынку. С другой стороны, аргументы Запада относительно необходимости вести газопроводы в обход России не отличаются убедительной логикой выгод именно для Казахстана и Туркменистана. Ведь интересы Запада, желающего снизить роль России в собственном энергобалансе, не имеют непосредственной корреляции с интересами Туркменистана и Казахстана.
…Конечно, Западу невыгодно попадать в такую зависимость от России по поставляемым газу и нефти. Но он мало что делает, чтобы адекватно оценить и интересы России. Добиваясь доступа к российским месторождениям нефти и газа и к экспортной трубе, европейцы не проявляют ни малейшего интереса к расширению доступа России к своим газораспределительным сетям.
…Успех среднеазиатского визита Владимира Путина контрастнее оттенил проблемы российской внешней политики. Атмосфера нарастающего недоверия в отношениях с Западом в конечном счете может подорвать достижения на локальных рынках. Инструментарий регулирования собственных рынков, особенно в сфере антимонопольной политики, дает Западу немало возможностей для нивелирования полученных Россией преимуществ крупнейшего газового экспортера.
Противостояние, а еще хуже экономическая война – дело накладное. Надо проявить мудрость, отступить на шаг и начать новый диалог.
С позиции уважения взаимных интересов».
В заключение еще раз приходится отметить, что сугубо экономические вопросы сегодня оказались слишком тесно переплетены с вопросами политическими, и это, безусловно, не идет на пользу экономике России.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости