Состояние российской экономики, ее рост и стабильность стали на этой неделе темой целого ряда материалов СМИ.
13 сентября английская «Financial Times» публмкует статью Хьюго Уильямсона «Неожиданное появление России в лиге стабильности»:
«Авторы нового исследования утверждают, что Россия опережает США, Великобританию и Германию по обеспечению перспектив экономического развития и сохранения окружающей среды в долгосрочном периоде.
Экономисты немецких Allianz Insurance и Dresdner Bank присвоили России 6-е место из 18 в рейтинге «устойчивости экономического и экологического развития», что ставит эту страну выше Великобритании (7-е место), Германии (9-е) и США (17-е).
Такая ситуация, о которой сами авторы исследования в среду отозвались как о «неожиданной», является следствием огромных нефтегазовых резервов России, а также наблюдаемого в последние годы стремительного роста цен на энергоносители, который привел к существенному улучшению состояния ее финансов.
…Политика России в сфере экологии неудовлетворительна – по соответствующим показателям она находится в самом конце списка. Проблема заключается в значительных выбросах двуокиси углерода и большом расходе энергии на единицу ВВП. Впрочем, эти недостатки с лихвой компенсируются хорошими экономическими позициями, утверждают исследователи.
Другая экономически растущая страна – Бразилия – обогнала Россию и находится в рейтинге на 3-м месте благодаря своему развитому агропромышленному комплексу, слаборазвитой промышленности и поддержке внедрения биологического топлива.
Лидирует в рейтинге Швеция, за ней следует Австрия. Согласно исследованию, Китай (13-е место) и Индия (16-е) обгоняют США.
Габриэла Штек, специалист по экономике России исследовательского подразделения Allianz Dresdner, признала, что из-за сильной зависимости России от нефти ее положение в рейтинге стабильности само по себе может оказаться нестабильным. «Как только цены на нефть упадут, ухудшатся и ее финансовые показатели», – сказала она.
Михаэль Хайзе, главный экономист Allianz Insurance и Dresdner Bank, сказал, что результаты исследования «заставляют по-новому взглянуть на затронутые в нем вопросы, хотя в случае с Россией лучше оценивать ее показатели по отдельности».
Статья Ирины Царегородцевой «Россия всех удивила» появилась на сайте газеты «RBC – Daily» 17 сентября:
«Россия опережает многие западные страны по индексу устойчивого финансового и экономического развития. Об этом говорится в докладе экономистов из Allianz Insurance и Dresdner Bank, опубликованном на днях. Результат России, занявшей шестое место в списке, удивил многих западных наблюдателей, поспешивших списать ее успех на нефтегазовые «достижения». Однако российские аналитики уверяют, что даже если цены на сырье сейчас упадут, это не скоро отразится на экономике России.
…Российские экономисты не отрицают, что рост цен на экспортируемые энергоносители действительно дал хороший толчок экономическому подъему в нашей стране. Однако в России уже успели сформироваться механизмы, которые позволяют экономической и финансовой системе существовать более-менее устойчиво даже во время таких потрясений, как, например, падение цен на нефть. «Здесь нужно отдать должное Министерству финансов России и политике накопления средств от экспорта энергоносителей в стабилизационном фонде. Даже при резком падении цен на нефть в этом фонде будет достаточно средств, чтобы покрыть издержки», – отметил в беседе с РБК daily вице-президент аналитического управления ИК «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев.
Начальник аналитического отдела ИГ «Антанта Капитал» Денис Матафонов также выражает несогласие с прогнозами западных аналитиков о том, что российская экономическая система может оказаться слишком чувствительной к ценам на энергоресурсы. «Даже если цены резко пойдут вниз, то это не скоро отразится на экономике России. У нас хватает возможностей покрыть недостаток в бюджете за счет продажи металла, удобрений и прочих ресурсов, коими богата наша страна», – заявил он РБК daily.
Существует еще один фактор риска для российской финансовой системы, которым нас пугают западные экономисты. Речь идет о кризисе ликвидности, который за довольно короткое время успел перекинуться из США на страны Западной Европы. Однако Россия не зря попала в лидеры по индексу устойчивого финансового развития. «Кризис ликвидности отразится только на небольшой доли корпораций, завязанных на западных банках. Нашу зависимость от того, что сейчас происходит в США и Европе, слишком переоценивают», – считает Денис Матафонов.
Между тем в списке стран с наиболее устойчивым финансовым развитием, где Россия заняла шестое место, уже пострадавшие от ипотечного кризиса западные государства были поставлены на менее привилегированные места: Великобритания заняла седьмое место, Германия – восьмое, а США – семнадцатое».
18 сентября «Ведомости» помещают редакционную статью «Рекордом на рекорд»:
«Растущая цена на нефть практически не влияет на котировки российских нефтяных компаний, зато обеспечивает финансовую стабильность России как страны.
Российский фондовый рынок, который еще совсем недавно считался зависимым прежде всего от цен на нефть, сейчас плохо с ними коррелирует. Рынок стагнирует уже полтора месяца, прибавив с начала года всего 1%. В то же время цена на нефть стабильно растет.
…Вчера было объявлено о повышении экспортных пошлин на сырую нефть с 1 октября 2007 г. до рекордного уровня $250,3 за тонну, что на $26,4 выше предыдущего значения. В среднем примерно 85-90% нефтяной сверхприбыли (при цене выше $27/барр.) изымается государством через экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых. Нефтяники в прошлом году обеспечили 34,9% доходов бюджета.
Темпы роста добычи нефти в последнее время снизились до 2,1-2,8% в год. Цена на нефть мало сказывается на фондовом рынке, зато считается основой экономического могущества России. В своем исследовании Allianz Insurance и Dresdner Bank, сравнивая экономику Германии с экономиками 18 других стран, пришли к неожиданному выводу: по показателю финансовой устойчивости Россия занимает 6-е место в мире, и основа этого — цена на нефть».
Но, несмотря на столь лестную оценку отечественной экономики, российские СМИ гораздо больше внимания уделили замедлению темпов экономического роста. Так 18 сентября в «Газете.Ru» появилась статья «Экономика замедлилась без правительства»:
«…За январь–июль 2007 года промпроизводство в России выросло на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако в августе темпы роста резко замедлились. Как сообщил Росстат, в августе объем промышленного производства сократился на 1,8% по сравнению с показателями июля 2007 года и увеличился только на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.
…Такое значительное замедление темпов роста в августе привело к тому, что за январь–август 2007 года промпроизводство выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 7%.
Наиболее значительное снижение произошло в сфере обрабатывающих производств. Если в июне рост в этом секторе составлял 15,6%, а в июле 12,5%, то в августе – только 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды рост замедлился до 2,2% в августе этого года после роста на 2,9% в июне и 3,3% в июле. «Просел» также и рост производства стройматериалов.
Так, производство цемента выросло лишь на 2%, кирпича – на 8,7%, конструкций и железобетонных изделий – на 7,8%. Произошел провал также и в энергетическом машиностроении. Так, в августе 2007 года по сравнению с июлем снизилось на 86,7% производство паровых турбин.
Производство бензина упало на 0,1%.
Правда, сохранить высокие темпы роста удалось автомобилестроению. Например, производство легковых автомобилей в августе увеличилось на 10,9% по сравнению с прошлым годом. Уверенный рост продемонстрировало и производство мяса – на 15,7% в августе 2007 года.
Впрочем, эксперты не склонны пока бить тревогу. Это объясняется тем, что в августе 2006 года промышленность показывала очень высокие темпы, говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
…Свою роль сыграл «эффект базы», говорит Николаев, когда в прошлом году промышленность сначала демонстрировала невысокие темпы роста, а именно в августе они ускорились. В 2007 году, наоборот, в первой половине года были хорошие показатели, а теперь темпы роста немного замедлились. «Последние два месяца наблюдается некоторый спад, но это не спад, а скорее около стагнационное состояние», – считает гендиректор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Абрамова.
…В сентябре-октябре темпы роста промышленного производства в РФ ускорятся, уверен генеральный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян. По мнению Николаева, мы сможем выйти на рост в 5–6% в сентябре. Однако приближение выборов и смена правительства могут внести в эти прогнозы неожиданные коррективы».
19 сентября «Ведомости» публикуют статью Ольги Кувшиновой «Импорт против индустрии»:
«…Темп роста промышленности упал до самой низкой отметки в 2007 г. Всего два месяца назад, в июне, темп был куда внушительнее — индустрия произвела на 10,9% больше, чем годом ранее. В январе — августе промышленный выпуск превысил уровень прошлого года на 7%, сообщил Росстат.
Слабым оказался рост во всех секторах, кроме электроэнергии.
…На замедление годового индекса повлиял «эффект базы»: год назад промышленность выросла быстрее, чем в среднем по году (+5,6%), говорит гендиректор ЦМАКП Елена Абрамова.
С учетом сезонности и календаря в августе производство даже снизилось против июля на 0,4%, подсчитала Абрамова. В первом полугодии темп роста держался на уровне 0,6%, говорит она.
Замедление индустрии началось еще в мае, и с тех пор с учетом сезонности индустрия не росла, а в августе выпуск немного упал, подсчитал Центр экономической конъюнктуры. Но повода для беспокойства в такой динамике нет, считает директор Института информационного развития ГУ-ВШЭ (ведет совместный мониторинг с ЦЭК) Владимир Бессонов: «Долгосрочный тренд на рост промышленности с 1998 г. никуда не делся».
…Виноват ускоренный рост импорта, считает Валерий Миронов из Центра развития. Импорт машин и оборудования за январь — июль вырос на 60%. Отмена специфической пошлины на ввоз импортных комбайнов привела к падению выпуска отечественной продукции на 16% (январь — август). За это время импорт комбайнов возрос примерно в два раза, говорит гендиректор «Союзагромаша» Евгений Корчевой. Импортеры занижают 5%-ную пошлину, ведь с середины 2006 г. исчезло ограничение (не менее 100 евро за киловатт мощности двигателя), рассказывает Корчевой.
У производителей станков дела неплохи, удивлен статистикой президент «Станкоинструмента» Георгий Самодуров: «Портфель заказов заполнен до конца года». У этой компании выпуск станков за полугодие вырос на 14%.
…Резко снизилось и производство турбин: после двукратного роста в июле — семикратный спад в августе. В «Силовых машинах» (один из крупнейших производителей) не учитывают помесячную динамику производства, считая итоги года, говорит сотрудник компании».
Максим Шишкин и Дмитрий Буртин в статье «Промышленный рост взял отпуск», появившейся в тот же день в «Коммерсанте», пишут:
«…На первый взгляд данные Росстата кажутся разочаровывающими,- начинали разговор с Ъ практически все экономисты.- Однако если посмотреть внимательнее, ничего страшного не происходит." Валерий Миронов из Центра развития и Рори Макфаркуар из Goldman Sachs говорят о возможности статистических выбросов. Елена Абрамова из ЦМАКП утверждает, что «со снятой сезонностью перелома тенденции нет», добавляя, что о замедлении в промышленности по месячным данным говорить нельзя. Впрочем, она же называет ситуацию в промышленности в июле-августе «стагнацией», указывая на то, что с учетом сезонности рост в эти месяцы был близок к нулю.
Впрочем, методику устранения сезонности экономистам, возможно, придется менять. Господин Миронов предполагает, что несмотря на то, что число рабочих дней в августе 2007 года было таким же, как и в 2006 году, реально рабочих часов было меньше. «Рост доходов населения приводит к тому, что многие опять позволяют себе летние отпуска»,- говорит он.
Отчасти замедление в промышленности объясняется крайне медленным ростом добычи полезных ископаемых. В августе 2007 года она выросла всего на 0,5%, в январе-августе - на 2,4%, темпы ее роста составляли 3%. Добыча газа при этом падала: в августе 2007 года она составила 94,2% от уровня августа 2006 года, а январе-августе 2007 года - 99,1% от уровня соответствующего периода прошлого года.
Замглавы департамента информполитики «Газпрома» Сергей Куприянов пояснил Ъ, что «Газпром» сократил производство вследствие аномально теплой зимы 2006-2007 годов. «В ноябре и декабре из-за теплой погоды во всей Европе сократилось потребление газа и в ЕС, и в России, январь был таким же, наши подземные газохранилища сейчас целиком заполнены»,- пояснил он причины сокращения добычи, подчеркнув, что снижение добычи зафиксировано у всех европейских газовых компаний.
…С особым интересом экономисты ждут статистики по кредитованию промышленности и обороту розничной торговли. Она покажет, успел ли кризис ликвидности на мировых финансовых рынках сказаться на инвестициях в российские предприятия и динамике потребительского и ипотечного кредитования. Валерий Миронов пессимистичнее всех опрошенных Ъ аналитиков. Он предполагает, что кризис через удорожание кредита уже ведет к снижению потребительского спроса, а значит, неминуемо сказывается и на промпроизводстве».
Наконец, «Независимая Газета» поместила в этт же день статью Михаила Сергеева «Промышленность ударила по тормозам»:
«Вопреки всем прогнозам российская промышленность в августе резко притормозила свой рост. …Аналитики предсказывают дальнейшее ухудшение показателей.
«Замедление коснулось инвестиционных товаров, таких, например, как цемент или кирпич, что вполне объясняется возникшей нестабильностью на глобальных рынках», – считает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. По его словам, главным фактором замедления стали отложенные инвестиционные или строительные проекты, которые могли быть заморожены из-за проблем с финансированием. В то же время плохую службу нынешним статистическим показателям сослужило прошлогоднее ускорение промышленного роста, пришедшееся на август 2006 года. По сравнению с довольно вялым началом лета 2006 года показатели нынешнего июня и июля выглядели просто замечательно. Однако в августе 2006 года выпуск увеличился почти на 5,5%, и на этом фоне сразу упали относительные показатели августа 2007 года. По мнению Гавриленкова, на глобальную нестабильность можно списать около 1,5% торможения, а остальные 2,3–2,4% объясняются эффектом высокой базы – то есть сравнением с неплохими прошлогодними показателями.
Большинство опрошенных «НГ» экономистов уверены, что до конца года темпы роста в промышленности скорее всего будут снижаться. «Финансовый кризис в Европе и в мире пока мало коснулся России, однако он отрицательно влияет на предложение кредитов, что также может снизить темпы роста промышленного производства в России», – считает руководитель проектов компании «2К Аудит – Деловые консультации» Ян Цукерман. По его словам, замедление в августе могло быть спровоцировано и укреплением рубля, которое снизило конкурентоспособность российских товаров перед импортными.
«Темпы роста, вероятно, будут снижаться, хотя в целом прогнозы по промышленности остаются оптимистичными», – говорит начальник отдела фундаментального анализа корпорации «Открытие» Наталья Мильчакова.
…В целом картина роста выпуска по видам продукции выглядит чрезвычайно пестрой, что, по мнению аналитиков, объясняется быстро меняющей структурой спроса».