В самые последние дни российские СМИ активно освещали тему взаимоотношений бизнеса и государства. Целый ряд ее аспектов отразился в результатах опроса, проведенного ВЦИОМ по заказу РСПП. Им были посвящены материалы самых разных изданий.
5 декабря сайт газеты «Газета» (GZT.ru) публикует информацию «ВЦИОМ: 68% граждан уверены - вести честный бизнес в РФ невозможно»:
«ВЦИОМ в сентябре-октябре текущего года провел опрос 1,2 тысячи респондентов в 40 субъектах РФ, среди которых были предприниматели-владельцы и топ-менеджеры частных компаний, сообщает РИА «Новости». Как отметил на презентации доклада в РСПП генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, около 58% опрошенных считают, что вести в России честный бизнес, «ничего не скрывая и никого не обманывая», невозможно.
…Если говорить о гражданах, порядка 68% уверены, что вести честный бизнес в РФ, скорее, невозможно или невозможно вообще.
Опрос проводился по семи направлениям: основные проблемы бизнеса, состояние деловой среды, взаимоотношения в бизнес-сообществе, бизнес и политическая среда, а также взаимоотношения бизнеса с обществом и с государством. Большинство участвующих в опросе (54%) считают, что их собственное дело развивается успешно. Однако, как показали данные опроса, такой позитивный настрой складывается, скорее, не благодаря, а вопреки условиям и факторам предпринимательской активности».
«Шизофрения российского бизнеса» - статью под таким заголовком поместила в тот же день «Газета.Ru»:
«Отношение бизнеса к российской власти крайне странное, показал опрос ВЦИОМ, презентованный Российским союзом промышленников и предпринимателей. Компании полностью довольны действующей властью и политическим курсом, при этом жалуясь на коррупцию, высокие налоги и административные барьеры. У экспертов возникает подозрение на шизофрению.
…Выяснилось, что современные отечественные предприниматели чувствуют себя достаточно неплохо. Собственный бизнес как успешный оценивают больше половины опрошенных – 54%. Что характерно, чем крупнее предприятие, тем выше оптимизм.
Но это самочувствие формируется, как отмечает ВЦИОМ, скорее «не благодаря, а вопреки» состоянию делового климата в стране.
Вести бизнес здесь, по мнению опрошенных, мешает целый ряд серьезных проблем. «К сожалению, большинство параметров делового климата находится в «красной зоне» (оценка со знаком минус. – Газета.Ru) – то есть обстановка не так хороша, как хотелось бы», – заметил Федоров.
Жалуются предприниматели на недостаток квалифицированных кадров (52%), избыточно высокие налоги (45%), коррупцию (43%), высокие административные барьеры (42%), рост цен (37%). Любопытно, что избыточность госсектора в экономике волнует только 3% респондентов.
…Очагом коррупции, по мнению бизнеса, выступают правоохранительные органы (так считают 43% опрошенных). Лишь немногим отстают местные органы власти (39%) и территориальные подразделения таких ведомств, как налоговая инспекция, ФАС, СЭС, пожарная инспекция (33%).
Но чем выше уровень органа власти, тем, по оценкам предпринимателей, меньше в нем распространена коррупция, заметил ВЦИОМ, –федеральные органы исполнительной власти набрали 11% в этом антирейтинге. Ну а Госдума и Совет Федерации практически вне подозрений – 5%.
…Проблем даже больше, признали в РСПП, но не все они нашли отражение в опросе. «Выделенные проблемы, мешающие бизнесу, большей частью институциональные – налоги, администрирование. Но есть и другие ограничивающие факторы – инфраструктурные, например, подключение к электросетям», – заметил президент РСПП Александр Шохин.
При всем этом, практически единственное, чем доволен бизнес – это политическая ситуация.
…Такие интригующие данные нужно отдельно анализировать, признал экспертный совет РСПП. «То, что сегодня было доложено – описательная статистика», – подчеркнул заместитель директора Межведомственного аналитического центра Борис Кузнецов.
Возможно, по его словам, что после тщательного анализа «мы поймем, что бизнес страдает шизофренией – с одной стороны власть безумно любит, с другой – жалуется, что его постоянно бьют».
6 декабря в газете «Газета» была опубликована статья Константина Смирнова «Раздвоение сознания»:
«…По заказу союза ВЦИОМ провел в сентябре этого года формально анонимный опрос 1,2 тысячи предпринимателей в 40 регионах России (по 30 в каждом). Впрочем, хотя на опросных листах фамилий не было, персонифицировать мнение каждого участника опроса не представляло особого труда (естественно, при желании). Социологи, по признанию гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, опрашивали волонтеров прямо на рабочих местах.
На ряд вопросов (например, о социальной ответственности бизнеса и о праведности частных капиталов) ответили и наемные работники. Результаты обследования ВЦИОМа положат в основу аналитического доклада РСПП о положении бизнеса в России. По словам президента союза Александра Шохина, он станет ежегодным.
Выводы из опроса «Состояние делового климата в России» можно сделать на любой вкус. Оптимисты, верящие в инновационный сценарий развития, получили подтверждение того, что бизнес в России развивается по нарастающей. Например, 54% опрошенных бизнесменов считают, что их собственное дело развивается успешно и чем крупнее предприятие, тем больше оптимизма (по словам Федорова, 30% опрошенных предпринимателей отнесены к крупному капиталу, 50% - к среднему и 20% - к малому). Однако …большинство опрошенных ВЦИОМом предпринимателей (63%) уверены, что деловая среда не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц.
Холодность бизнес-климата опрошенные объясняют прежде всего тем, что власти относятся к бизнесу как к кошельку или в лучшем случае как к младшему партнеру (что не случайно: государственно-частное партнерство два года назад было официально объявлено правительством как одна из форм экономической политики). Но главное, что не нравится бизнесменам во власти, - это коррумпированность чиновников (56%). И хотя бизнесмены не скрывают, что недобросовестная конкуренция со стороны коллег (60% опрошенных) также мешает им работать, все же власть, нарушая права предприятий прямо и косвенно, а также выдавая преференции приближенным фирмам в целом, больше всего настораживает бизнес-сообщество.
…Впрочем, любой опрос относителен. Например, низкий процент респондентов, подвергшихся атаке рейдеров, члены экспертного совета объяснили низким процентом выживших».
Газета «Ведомости» в тот же день поместила статью Ольги Кувшиновой «Пассивный партнер»:
«Бизнес коррумпирует чиновников не выгоды ради, а для экономии времени, сообщили бизнесмены ВЦИОМ. Инициаторы взяток — чиновники, бизнес мечтает жить по закону и любит государство
…Довольны предприниматели лишь друг другом и президентом Владимиром Путиным.
…Законы сложны и жестки, вести бизнес, не обходя их, нельзя — так считают 58% опрошенных, противоположной точки зрения придерживаются 38%. Поэтому сильна коррупция: 56% считают ее уровень высоким, 50% опрошенных сталкивались с прямым вымогательством. Для 39% бизнесменов коррупция — это способ экономии времени.
…Срок выделения земельного участка с помощью взятки сокращается в 2,8 раза (со 163 до 58 дней), получение разрешения на строительство — в 2,6 раза (со 134 до 52), разрешения на право торговли — в 2,8 раза (с 28 до 10). Наименьшую экономию дают взятки за подключение к коммунальным и электросетям: сроки сокращаются в 1,7 раза (с 58 до 34).
…Коррупция есть во многих странах, но в продвинутых мотивация другая: это инструмент деловой конкуренции и получения преференций, говорит директор Transparency International Russia Елена Панфилова. В России же в коррупционных отношениях бизнес часто выступает не инициатором, а пассивной стороной, говорит Панфилова: «Речь не о дополнительных преимуществах, а о выживании: либо ты делаешь бизнес, либо нет».
…Самое распространенное отношение чиновников к бизнесу — как к дойной корове. Эту роль малый бизнес, по ощущениям его представителей, играет чаще крупного (61% против 51%).
Такое мнение — отражение массовой практики оказания помощи в социальном развитии территории, говорит директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев. «Власти часто рассматривают бизнес как источник покрытия расходов на социальные нужды», — говорит Яковлев.
Малый бизнес страдает чаще: несколько тысяч рублей для него более значимы, чем для крупного, и у местной власти много рычагов влияния именно на малые фирмы, отмечает Яковлев. Крупные фирмы могут получать взамен господдержку, а малые не получают ничего, добавляет он.
Тонкие ходы
Когда государству что-то нужно от бизнеса, возникает коррупция, а когда что-то нужно бизнесу от государства — эффективнее легальные взаимоотношения, считают большинство опрошенных. В частности, лоббизм, финансирование партий, личные контакты с чиновниками.
Скорее всего, это завуалированная форма коррупции: закона о лоббизме нет, и что под этим понимают предприниматели — непонятно, рассуждает научный руководитель ЦСР Ксения Юдаева. «Возможно, перечисление денег на счет политической партии — это не коррупция», — иронизирует она. Но можно сделать вывод, что во взаимоотношениях с властью бизнес стал искать более тонкие ходы, говорит Юдаева».