Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Чей в стране бизнес?

Тема возможной «бархатной реприватизации» возникла в известном интервью Олега Шварцмана газете «Коммерсантъ», но затем получила самостоятельное развития и на прошлой неделе была одной из популярнейших в СМИ.
Еще 30 ноября в Интернет-издании «Газета.Ru» была опубликована статья «Бизнес доплатит за приватизацию»:
«Граждане, получившие сверхдоходы в результате приватизации 90-х, должны заплатить в бюджет пятую часть от этой суммы. Это предусматривает законопроект, внесенный в Госдуму. Тех, кто перекупил эту собственность в дальнейшем, документ не затронет – например, «Газпром», купивший «Сибнефть».
…Как разъяснил «Газете.Ru» один из авторов законопроекта депутат Александр Лебедев, при его разработке был использован опыт Великобритании. В 1997 году в этой стране был введен налог на сверхдоходы, который коснулся предприятий, переданных в частные руки при Маргарет Тэтчер. За 10 лет премьер-министру удалось приватизировать угольную промышленность, ЖКХ, другие предприятия и отрасли, напоминает депутат. «При этом цена компаний зачастую не соответствовала их реальной стоимости, – говорит Лебедев. – Поэтому в Англии и решили обложить прирост капитализации налогом. В результате было получено около $10 млрд. Эти деньги были направлены на социальные программы».
…Поправки в части 1 и 2 Налогового кодекса в России коснутся в первую очередь собственников предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. По подсчетам Лебедева, реализация законопроекта может затронуть более 200 крупнейших российских компаний. Например, Дерипаска в одном из интервью сообщил, что готов отдать государству «Русал», напоминает депутат.
«Все отдавать не надо, только полученную сверхприбыль, – проявляет великодушие Лебедев. – Посмотрим, насколько они действительно готовы пойти на такие шаги».
Впрочем, доплатить государству придется далеко не всем собственникам приватизированного народного достояния. Инициатива коснется только тех, кто приобрел компании на первичном рынке в ходе залоговых аукционов, акцентирует внимание депутат. Добросовестных приобретателей это никак не затронет.
…Между тем при определении доходов собственников приватизированного имущества могут возникнуть сложности. «В 90-х годах ценовая ситуация была достаточно условной, никакой оценки компаний не производилось», – комментирует директор Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова. Часто компании продавались по официально низкой цене, и при этом оставшаяся часть суммы платились по-черному на руки, отмечает эксперт.
Кроме того, по мнению Матросовой, в результате реализации законопроекта «будет нарушен принцип справедливости».
Одних собственников компаний, которые успели отдать предприятие в руки добросовестных приобретателей, это не затронет, а тех, кто не успел подсуетиться, обложат налогом.
«Цепочки будет очень сложно отследить», – говорит эксперт.
Впрочем, вряд ли законопроект будет принят. С похожей инициативой уже выступал в 2005 году глава Счетной палаты Сергей Степашин».
5 декабря сайт издания «Газета» публикует информацию под заголовком «Шохин: бизнес-сообщество допускает пересмотр ряда сделок по приватизации 90-х годов»:
«Российский бизнес считает допустимым пересмотреть некоторые сделки по приватизации в 90-х годах, но предлагает государству подать пример правильной приватизации: покупая активы, государство должно объявлять стратегию выхода из бизнеса, заявил журналистам глава Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Бизнес считает, что это вполне допустимо: пересматривать сделки, которые были проведены с явным нарушением закона», - отметил он.
Вместе с тем, …Шохин обратил внимание, что, по данным опроса ВЦИОМ, приватизация не является главной причиной негативного отношения населения к бизнесу. По его словам, главной причиной является социальное неравенство, и бизнес эту тему воспринимает. При этом главной ответственностью бизнеса является создание рабочих мест, отметил глава РСПП.
…При этом он обратил внимание журналистов на опыт других стран, где многочисленные приватизации не сократили социальных разрывов».
6 декабря на выступление главы РСПП обратило Интернет-издание бизнес-газета «Взгляд», поместившее статью «Шохин: Мы готовы к пересмотру итогов приватизации»:
«…Как заявил журналистам в среду, 5 декабря, глава Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, покупая активы, государство должно объявлять стратегию выхода из бизнеса.
«Бизнес считает, что это вполне допустимо: пересматривать сделки, которые были проведены с явным нарушением закона», - отметил он.
…«Мне кажется, что для населения гораздо важнее не передел новой собственности. Если вместо старых олигархов появятся назначенные государством олигархи: через госкорпорации или бархатную реприватизацию, то социальная справедливость, социальное равенство от этого не появятся вдруг», - отметил Шохин.
Шохин выразил мнение, что в целом итоги приватизации уже в прошлом. «И очень было бы правильно, если бы государство показывало пример. Если бы оно, приобретая те или иные активы, объясняло бы, зачем оно это делает», - сказал он.
Глава РСПП отметил, что в настоящий момент в России сохраняется благоприятная финансовая ситуация, и выделенные бюджетом средства на институты развития были направлены не на проекты, а размещены на межбанковском рынке.
По мнению Шохина, возможно, государству нужны активы, которые оно могло бы продать в целях социальной политики: например, для пополнения бюджета пенсионной системы.
«Поэтому, заходя в бизнес, покупая активы, государство должно объявлять стратегию выхода: что оно это делает для того, чтобы будущим финансовым инвесторам продавать либо в критической ситуации, либо в будущем, чтобы решить социальные проблемы и проблемы будущих поколений», - заявил Шохин.
Именно наличие такой стратегии покажет бизнесу, как следует проводить приватизацию, отметил он».
В тот же день статью Кати Тихомировой «Бархатная реприватизация» опубликовала немецкая «Berliner Zeitung»:
«Шантаж как средство реприватизации российских предприятий
Приватизация в России Владимира Путина – это главная задача. Если речь идет о так называемых стратегических предприятиях, то на это требуется разрешение. О том, что в то же самое время в соответствии с государственным заказом в России происходит еще и реприватизация предприятий, до сих пор было известно только очень узкому кругу лиц. Поэтому такой фурор вызвало интервью, которое дал российской газете «Коммерсантъ» глава финансово-промышленной группы «Финансгрупп» Олег Шварцман.
…Давление на собственников
Игорь Сечин – это заместитель главы администрации российского президента и председатель совета директоров российского концерна «Роснефть». Он считается лицом, наиболее приближенным к президенту Путину. В задачу Шварцмана, как он сам признается, входит сначала «минимизация рыночной стоимости предприятия разными инструментами». Как правило, это «добровольно-принудительные инструменты».
…Это делается в интересах крупных государственных предприятий, например, российского государственного концерна «Рособоронэкспорт», в пользу которого скупаются предприятия. В своем интервью Шварцман упомянул предприятие, производящее хром в Оренбургской области, и так называемую инструментальную группу – пять предприятий, производящих инструменты. Затем все они будут сведены в холдинг, который станет именоваться «Социальные инвестиции». Холдинг, в свою очередь, или превратится в самостоятельное государственное предприятие, или войдет в состав другого государственного предприятия, например, «Рособоронэкспорта». При этом фактическая рыночная стоимость активов «Социальных инвестиций» значительно превысит ту, которую необходимо инвестировать, чтобы их приобрести, указал Шварцман.
…В последние дни просыпался целый град опровержений. Руководитель пресс-службы российского президента Дмитрий Песков заявил, что это интервью – фальшивка. Государственный концерн «Рособоронэкспорт» указал, что не имеет никаких отношений с «Финансгрупп» или с корпорацией «Социальные инвестиции». Бывший заместитель министра обороны Валентин Варенников, которого Шварцман назвал передаточным звеном в общении с Игорем Сечиным, объявил Шварцмана «проходимцем».
Напротив, глава российской государственной энергетической компании РАО ЕЭС Анатолий Чубайс считает высказывания Шварцмана достоверными».
Редакционная статья «Согласие жертвы» появилась 7 декабря на страницах «Ведомостей»:
«Комментируя итоги опроса представителей российского бизнеса, глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин позволил себе знаковую оговорку. Рассуждая о возможности пересмотра приватизационных сделок 1990-х, он сказал: «Бизнес считает, что это вполне допустимо — пересматривать сделки, которые были проведены с явным нарушением закона». При этом «было бы правильно, если бы государство <...> приобретая те или иные активы, объясняло, зачем оно это делает».
Глава РСПП смягчил высказывание, заявив, что гораздо важнее вопроса о реприватизации проблема социальной справедливости и равенства и т. п. С другой стороны, данные опроса свидетельствуют, что 58% предпринимателей считают необходимым сделать «некий компромиссный шаг» навстречу пересмотру результатов приватизации.
…Получается, что бизнес поддерживает сильную власть, надеясь на ответную лояльность на уровне «понятий». То есть власть придет и тихо объяснит, зачем ей нужен конкретный бизнес конкретного бизнесмена. Видимо, бизнес надеется также, что цена будет объявлена приемлемая, т. е. что реприватизация будет «бархатной».
Но если закон не признают сами бизнесмены, то власть тем более не нуждается в уступках кому бы то ни было и может менять правила игры сообразно своим целям. Чтобы законы работали, они должны признаваться всеми сторонами. Чтобы бизнес признавал законы, он должен иметь возможность контролировать их исполнение, что реально только при действительном разделении властей. Но бизнес в лице РСПП в том числе давно самоустранился от попыток вместе с обществом контролировать власть».
В тот же день «Газета.Ru» публикует статью Семена Новопрудского «Собственники условного срока»:
«…Сегодняшний вариант «стабильности», когда у любого предпринимателя власть в любой момент может отнять любой бизнес под любым предлогом, но до всех просто руки не доходят, подходит к концу.
Олигархам из спецслужб ради элементарного самосохранения и в связи с неумеренными финансовыми аппетитами настала пора создавать бизнес-империи на базе уже полученных и еще не захваченных активов,
а также обезопасить эти империи от попыток их приватизации или реприватизации при любом другом президенте.
…В публичном политическом дискурсе за три месяца до президентских выборов, наконец, возникла главная тема путинской и начала постпутинской эпохи. Сорви-голова (или «соври-голова», может быть, так точнее?) таинственный бизнесмен Олег Шварцман и член «Единой России», глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин с двух сторон заговорили о «бархатной реприватизации». Один в интервью «Коммерсанту» поведал о творческих планах по отъему частных активов в пользу людей из президентской администрации и некоего Союза социальной справедливости (название, как у секты), созданного, чтобы «нагибать и мучить ходорковских». Другой, представляя проведенное по заказу РСПП исследование ВЦИОМ «Состояние делового климата», обреченно заявил:
«Бизнес считает, что это вполне допустимо: пересматривать сделки, которые были проведены с явным нарушением закона».
Редкий случай, когда оба говорят правду и оба неправы.
…Запуганный российский бизнес и его циничные иностранные партнеры, получающие в России гигантские прибыли за счет бурного роста нашей экономики (она, кстати, при Путине все равно выросла неизмеримо меньше, чем подскочили цены на энергоносители, ставшие единственной причиной этого роста), словно заговоренные, твердят о поддержке нынешней власти и якобы наступившей эре стабильности. Но при этом и представители частного бизнеса, и «группы захвата» собственности из числа получивших посты или сохранивших дружеские отношения с российским президентом, прекрасно понимают: государственно-частное партнерство, которым в сегодняшней России принято маркировать все более явное масштабное государственное рейдерство и «бархатную реприватизацию» (дело «ЮКОСа», оказывается, еще бархат– как же будет выглядеть наждак?), не сохранится даже на нынешнем уровне.
Госкорпорации растут, как на дрожжах, и это наиболее простой легальный способ увести госсобственность из-под контроля государства, используемый путинской неоолигархической госэлитой.
…Если говорить об абстрактном принципе, с фразой г-на Шохина о допустимости пересмотра сделок, совершенных с явным нарушением закона, спорить почти невозможно. Хотя если каждая новая власть будет пересматривать крупнейшие сделки прошлой эпохи в угоду себе, надежных и эффективных собственников здесь не появится никогда.
…Никаких других способов пересмотра сделок нынешняя власть по самому своему происхождению не знает. Именно поэтому, если оставшийся в стране крупный и даже мелкий частный бизнес, в самом деле, думает: «Пусть все остается, как есть, лишь бы меня не трогали», – он глубоко заблуждается. Не останется, как есть. Аппетит приходит во время еды. Так что придется социально ответственному бизнесу, если таковой еще есть, рано или поздно делать тяжкий политический выбор: создавать свою истинную либерально-демократическую партию или поддерживать ту оппозицию, которая готова установить в России порядок, основанный на законах и гарантированной нашей Конституцией неприкосновенности частной собственности. А если не делать такой выбор, то хотя бы отчетливо понимать: продолжение нынешнего курса неизбежно ведет к исчезновению нормального частного бизнеса в России как класса».
И, наконец, 10 декабря уже упоминавшийся сайт «Газеты» (GZT. Ru) под заголовком «Шохин: кандидатура Медведева положит конец разговорам о «бархатной реприватизации» поместил информацию о новых высказываниях господина Шохина на интересующую нас тему:
«Выдвижение кандидатуры первого вице-премьера Дмитрия Медведева на пост президента РФ снизит накал дискуссии о чрезмерном усилении роли государства в экономике, считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. «Думаю, что в контексте активизировавшихся в последнее время дискуссий об усилении роли государства в экономике, кандидатура Дмитрия Медведева оптимальна, чтобы положить конец разговорам о «бархатной реприватизации». Это один из тех людей в окружении президента Владимира Путина, которые придерживаются установок на создание благоприятных институциональных условий для бизнеса», - сказал Шохин …
…«Безусловно, это один из самых либеральных людей в списке потенциальных кандидатов. Для бизнеса это событие очень благоприятное», - подчеркнул Шохин. По его словам, «бизнес воспринимает Медведева как оптимального партнера, который будет больше ориентироваться не на административные меры воздействия, а на юридические, правовые».
Как будут развиваться события на самом деле, мы еще увидим.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости