Не успела завершиться пятидневная война в Южной Осетии, как началось обсуждение ее экономических последствий для России. Одной из активно обсуждаемых в СМИ тем стала тема возможного оттока капитала из страны.
21 августа «Ведомости» помещают материал Евгении Письменной «В год по $10 млрд»:
«Приток капитала в Россию ежегодно будет увеличиваться на $10 млрд. В этом году он достигнет $40 млрд, в 2009 г. — $50 млрд, в 2010 г. — $60 млрд, а в 2011 г. — $70 млрд. Такой прогноз содержится в подготовленном Центробанком проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009-2011 гг.». Таким образом, ЦБ повысил свой прежний прогноз на 2009-2010 гг. на $5 млрд в год.
Тем не менее прогноз ЦБ остался консервативным, считает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Предположения ЦБ он называет «средним разумным сценарием», поскольку Центробанк не в силах предсказать точную сумму притока или оттока капитала. «Разве может ЦБ знать, кого выберут в США президентом и какие у него будут отношения с Россией, будет ли Украина воевать с Россией и что нас ждет в отношениях с Грузией?» — задает вопросы Гавриленков.
Инвесторы слишком пугливы, говорит главный экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева, случись что-то — и они в один день уведут капиталы. Например, отток капитала в первые дни войны в Осетии — 8-11 августа — составил $7 млрд, говорил ранее вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин».
22 августа в «Коммерсанте» появляется статья Максима Шишкина «Россию бьет оттоком»:
«…За неделю с 8 по 15 августа объем международных резервов РФ сократился на $16,4 млрд, или на 2,7%, до $581,1 млрд, сообщил вчера Банк России. Это самое серьезное недельное падение российских резервов за всю историю.
…Напомним, за предыдущую неделю на фоне негативного восприятия инвесторами ситуации вокруг металлургической компании «Мечел» рост резервов составил всего $0,2 млрд, из-за серьезного укрепления доллара к евро это соответствовало $4-5 млрд чистого притока капитала. Однако экономисты единогласно предупреждали, что снижение резервов и отток капитала неизбежны. На этой неделе вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что из-за конфликта в Южной Осетии из России ушло $7 млрд.
В реальности отток капитала оказался больше. Рори Макфаркуар из Goldman Sachs оценивает его примерно в $15 млрд, подчеркивая, что это максимальный отток капитала за неделю в истории России — больше, чем во время кризиса в августе 1998 года ($12 млрд). События этих дней помогли получить представление об истинном масштабе иностранных инвестиций в рубль, уверен он, уточняя, что ушли с российского рынка далеко не все.
…Всю неделю 8-15 августа резко менялся курс рубля, снижалась ликвидность банковской системы, ЦБ выходил на рынок с кредитованием через операции репо, близким к рекордным уровням, а Минфин разместил заметные объемы депозитов в банках, напоминает в своем обзоре Максим Осадчий из компании «АнтантаПиоглобал».
Хотя денежные власти справились с осложнениями на финансовых рынках без видимого напряжения, аналитики теперь сомневаются, что доверие инвесторов будет легко восстановить. Осенью российским компаниям предстоят крупные платежи по внешнему долгу, если отток капитала продолжится, процентные ставки могут вырасти вновь, а колебания на валютном рынке — продолжиться. Вчера российские власти опять успокаивали рынок. «Бегство остановилось»,— сказал Алексей Кудрин. По его словам, в этом году «возможно» выполнение прогноза ЦБ о чистом притоке $40 млрд. А первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян оценил его уже в $30 млрд за первые семь месяцев».
В тот же день «Газета» опубликовала подписанную сразу пятью авторами статью «Броня крепка и капиталы быстры»:
«…Если …негативная тенденция не изменится, беглые капиталы не вернутся, рубль вместе с сырьевыми товарами продолжат падение, то российским финансовым крепостям предстоит выдержать осаду угрозы нового дефолта.
К резкому сокращению ЗВР и чистому оттоку иностранного капитала между 8 и 15 августа вовлеченные в эти процессы стороны отнеслись по-разному. Финансовые власти, как давно уже повелось, проявили несгибаемый оптимизм. Банкиры - осторожное беспокойство. Эксперты заметили, что не только кавказская война привела к бегству капиталов из России.
…«Вся прошедшая неделя прошла под знаком напряженности на финансовом рынке, и только сейчас, к концу недели, очевидно, что рынок пришел в себя. В четверг объемы репо близки к нулю, а еще в среду банки заняли более 34 млрд рублей. Падение цен на сырьевых рынках также негативно повлияло на золотовалютные резервы», - пояснил ситуацию корреспондентам «Газеты» начальник аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. Причину падения международных резервов ЦБ он видит прежде всего в оттоке капиталов, а не в изменении валютного курса. «В первую очередь на ЗВР повлиял, конечно, отток капитала, - полагает он. - Изменение курса евро отразилось на ЗВР не так значительно. За неделю евро подешевел на пять фигур - с 1,53 до 1,48 (фигурой в финансовом сообществе называют вторую цифру после запятой в паре доллар - евро. – «Газета»)».
Аналитик ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров несколько корректирует выводы Тремасова. «Хотя большая часть снижения ЗВР и вызвана оттоком иностранного капитала, по моим подсчетам, часть этого процесса - на $7,5 млрд - вызвана только падением курса евро, фунта и снижения цен на золото», - считает он. Что касается причин оттока капитала, Тихомиров уверен, что это связано не только с событиями в Южной Осетии. «Когда началось падение мировых валют, снижение цен на сырье, на всех развивающихся рынках наблюдался отток капитала. Поэтому я думаю, что и в других развивающихся странах сходная ситуация с ЗВР», - полагает он. …Однако он видит и серьезные опасности для российского финансового рынка. «Гораздо хуже отток капитала, который демонстрирует снижение спроса на рублевые активы, - подчеркивает Тихомиров. - Я думаю, что интерес к отечественной валюте потеряли не только иностранцы, но и спрос населения на валюту снизился».
…Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков раскрыл корреспондентам «Газеты» комплекс причин рекордного падения ЗВР. По его мнению, безусловно, в основе причин снижения международных резервов и оттока иностранного капитала с российского рынка лежит сочетание субъективных и объективных факторов. Конфликт в Южной Осетии стал решающим, но не единственным из них. При этом реакция западных инвесторов, отмечает Гавриленков, могла быть и менее эмоциональной, если бы не несколько сигналов, которые негативно повлияли на рынок. «Дело «Мечела» и противостояние ТНК-ВР с российскими акционерами, в ходе которого государство активно вмешивалось в ситуацию, уже заставили многих инвесторов задуматься, а война довершила дело, - подчеркнул он. - Еще одним фактором стало снижение нефтяных цен».
…Дальнейшая ситуация зависит от того, насколько устойчивым окажется отток капитала. Если Кудрин прав, и отток уже закончился, то ситуация прошлой недели останется лишь предупреждением.
Зато известно, что у любого кризиса есть и положительные стороны. Одна неделя - это недостаточный срок, чтобы основывать на нем прогнозы на будущее, заявил Гавриленков о последствиях августовского кризиса корреспондентам «Газеты». «Что касается возможной связи показателей оттока капитала и инфляции, я бы не стал преувеличивать их взаимозависимость. Пока делать прогнозы крайне сложно. Все зависит от политической ситуации, а значит, находится вне рациональной сферы, - подчеркнул он. - Если политическая ситуация нормализуется, капиталы начнут возвращаться, но медленно и вяло. Деньги легко уходят, но медленно возвращаются».
Прошла неделя, и 29 августа в газете «РБК Daily» появилась статья Елены Болдыревой «Остаются в России»:
«Зарубежные компании не намерены отказываться от сотрудничества с Россией, невзирая на обострение ее отношений с Западом. Так, вчера глава ConocoPhillips Джим Малва на открытии Южно-Хыльчуюского месторождения пожелал не только продолжать работать с ЛУКОЙЛом не один десяток лет, но и расширить круг российских партнеров за счет совместных проектов с «Газпромом» и «Роснефтью». Ранее аналогичные заверения высказали главы крупнейших международных энергетических концернов, таких как Eni, BP, Enel и Fortum.
…По словам президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, эксплуатация месторождения будет способствовать наращиванию добычи нефти в России. «Обустройство Южного Хыльчую является наглядным примером взаимовыгодного сотрудничества ЛУКОЙЛа со своим стратегическим партнером — ConocoPhillips», — сказал он.
В свою очередь глава ConocoPhillips Джим Малва назвал пуск в эксплуатацию месторождения крупным достижением, добавив что ценит добрые отношения с ЛУКОЙЛом и гордится сотрудничеством. Помимо этого глава американской компании сообщил о намерении расширять круг российских партнеров, а в будущем ConocoPhillips будет искать сотрудничества с «Газпромом» и «Роснефтью».
…С момента охлаждения отношений с Западом и США о желании сохранить деловые связи с Россией заявили многие руководители крупных корпораций. Накануне глава итальянской Eni Паоло Скарони отметил, что компания продолжит поддерживать тесные отношения с «Газ¬промом», несмотря на растущую напряженность политической обстановки. По его словам, Eni связана с «Газпромом» на протяжении 50 лет и за это время поставки газа никогда не сокращались и не прерывались. При этом партнерам удалось пережить международный кризис, «сохранив прекрасные отношения». …Помимо Eni и ConocoPhillips за дальнейшее сотрудничество с Россией высказались автомобильные корпорации Mitsubishi, Skoda, GM, металлургическая Alcoa, строительная Strabag, энергетические BP, Enel, Fortum, телекоммуникационные Telenor и Siemens, банки Raiffeisen и KBC, а также страховщики ACE и Zurich, передает Reuters.
Очень хочется верить, что грузинский конфликт не окажет негативного влияния на отношения России и Запада в области бизнеса, полагает главный аналитик консалтинговой компании «МК-аналитика» Олег Буклемишев. Более весомой причиной, которая может негативно повлиять на отношения российских и зарубежных компаний, по его мнению, является поведение государства в отношении частного капитала внутри страны. В частности, г-н Буклемишев приводит в пример ситуации с ТНК-ВР и «Мечелом».
Последний материал нашего обзора появился в свет 3 сентября в американском деловом издании «The Wall Street Journal». Это – статья автора книги «Грядущий крах СССР» экономиста Джуди Шелтон «Путинизм будет наказан: рынок его проучит», отражающая позицию ряда западных экспертов:
«…В первые годы существования Советского Союза марксистская политика создания «рая для трудящихся» настолько разрушила российскую экономику, что Владимир Ленин был вынужден возродить ряд аспектов рыночного капитализма – ограниченное право частной собственности, торговлю с зарубежными странами – чтобы спасти большевизм от грядущего краха.
…Для россиян страх перед финансовым крахом – это тема постоянных кошмаров; в России с тревогой вспоминают о крахе советской экономики в конце 1980-х. В 90-е годы – а именно, в августе 1998-го, новообразованное государство, Российская Федерация, объявила дефолт по своим государственным казначейским обязательствам, и рубль менее чем за месяц обесценился на две трети стоимости, так что страна вновь обанкротилась.
Хотя в коллективном сознании еще сохраняется ощущение униженности, Россия, по-видимому, перешла на новый этап своих отчаянных попыток примирить тоталитарные тенденции с благами капитализма. Сегодня доходы от торговли нефтью гипотетически амортизируют экономические убытки, причиняемые неверными решениями правительства.
Но между тем как российские танки подкрепляют наглядные притязания на территорию Грузии, Москва уже ощущает последствия случившегося в фискальной плоскости. Иностранные инвестиции – животворная кровь, благодаря которой функционируют российские рынки ценных бумаг и кредитов – отхлынули, поскольку мир в ужасе отпрянул от России.
…Владимир Путин, когда-то, в пору своего детства в Ленинграде, разгонявший крыс палкой на лестнице своего ветшающего многоквартирного дома, сегодня стремится разрушить то, что считает враждебным себе мировым порядком. Он клянется, говоря его словами, покончить с однополярным миром, которым правят США. Ради удовлетворения этого страстного желания он проявил готовность вызвать призрака финансового краха – события, которого его страна боится больше всех.
Ирония и трагичность ситуации состоят в том, что Путин сам, без особого содействия США и их трансатлантических союзников, способен подорвать позиции России в международном политико-экономическом порядке.
Обвал российских фондовых рынков начался, строго говоря, еще до вторжения в Грузию – он был вызван тем, что в конце июля Путин деспотично дал волю своему неудовольствию. Акции «Мечела», одной из ведущих российских горнодобывающих и металлургических компаний, упали на Нью-Йоркской фондовой бирже на 38%, после того как российский премьер публично обвинил компанию в продаже сырья иностранцам по более низким ценам, чем на внутреннем рынке. Возможно, именно зловещий совет Путина (широко воспринятый как мрачная угроза) владельцу и главе «Мечела», который в тот момент лежал в больнице, – премьер рекомендовал ему поскорее выздороветь, а иначе к нему придется послать доктора – охладил ожидания инвесторов, и капитализация за один день сократилась на 6 млрд долларов.
Всего за несколько часов до злоключений «Мечела» Роберт Дадли, президент англо-российской энергетической компании ТНК-BP, был вынужден бежать из Москвы после систематических притеснений со стороны властей.
…С тех пор как во вторую неделю августа началось нападение на Грузию, падение на российских финансовых рынках резко ускорилось. Ключевой индекс РТС, отражающий курс ведущих российских акций, упал до минимального уровня за последние два года. Зафиксировано самое крупное за девять с лишним лет ослабление курса рубля относительно американского доллара в течение месяца, поскольку зарубежные инвесторы торопятся изъять свои капиталы. По данным французского инвестиционного банка BNP Paribas, за последние три недели отток инвестиций составил около 25 млрд долларов. Объемы кредитов, взятых российскими компаниями в августе, сократились на 87% по сравнению с июльскими показателями. Выпуск новых ценных бумаг фактически застопорился – в августе было выпущено обязательств всего лишь на 3 млн долларов, между тем как в июле – на 933 млн долларов.
…Могущественные российские олигархи-промышленники уже начинают сетовать на дефицит кредитов. Один из этих олигархов, Владимир Потанин, недавно пришел к Медведеву и известил его, что возникают сложности из-за ограниченного доступа российских компаний на мировые финансовые рынки. Бизнесмен-миллиардер предложил государству разрешить кризис ликвидности, используя средства из государственных резервов. Медведев быстро согласился, пообещав до конца сентября обнародовать новую программу облегченного кредитования.
Так Россия следует своим обычаям – вечно пытается угнаться за двумя зайцами, добиться, чтобы «частные» компании были соучастниками Кремля, амбиции предпринимателей согласовывались с волей Большого Брата, а капитализм существовал без демократии. Этот путь постоянно вынуждает Россию обвинять чужаков в бедах, вызываемых внутренними диссонансами данной политики и капризно отказываться от прежней тяги к глобальной интеграции.
Кроме того, этот путь всегда приводит к финансовой пропасти. Даже теперь вырисовываются контуры старой экономической схемы командного типа, когда Путин пропагандирует свой 12-летний план развития страны. Однако зарубежные капиталы, необходимые для финансирования этого плана, ежеминутно исчезают, а, следовательно, план придется менять.
…В Москве ходят слухи, что Кремль велел руководству «Лукойла» подготовиться к сокращению поставок нефти Польше и Германии по нефтепроводу «Дружба» (его название – идеальная дань уважения оруэлловскому новоязу).
Путин пока не усвоил одного: на вымогательство капитал реагирует плохо. Глобальных инвесторов не покоришь экономическими угрозами прекратить поставки важнейшим потребителям. Более того, эти инвесторы ненавидят страны с повышенным уровнем риска, который ассоциируется с политическим авантюризмом».