21 октября на сайте «INTERFAX.RU» появляется развернутая информация «Кризис глазами Кудрина»:
«На совещании министров финансов СНГ в Москве глава российского Минфина оценил состояние мировой экономике в разгар кризиса и сделал ряд прогнозов
…Прежде всего он обратился к коллегам по СНГ с призывом объединить усилия в борьбе с глобальной рецессией. «Мы должны начать проработку коллективного решения, чтобы направить в международные финансовые организации предложения о совершенствовании международной финансовой архитектуры», – заявил Кудрин.
…Министр признал, что кризис, царствующий в экономиках развитых стран, по масштабу беспрецедентен, и столь глубокого падения в истории действительно еще не случалось, хотя рынки и раньше рушились уже не раз. В связи с этим он высказался в пользу перестройки мировой финансовой системы.
Пытаясь показать ее нежизнеспособность в нынешнем формате, Кудрин обратился к примерам, и подверг критике политику Базельского комитета и МВФ, чьи действия в преддверии кризиса были, на его взгляд, ошибочными. Раскритиковал он и американские власти, выбравшие неверный способ стимулирования экономики и тем самым создавшие на рынках лишь «искусственную» активность в виде так называемых «пузырей».
…Говоря о внутренних проблемах, Кудрин в первую очередь заверил, что российская нефть в 2009-м не будет стоить меньше $70 за баррель. Как раз такая сумма, по его словам, и предусмотрена как цена сбалансированности бюджета. Что же касается текущего года, то тут бояться россиянам вообще нечего, уверен министр, так как бюджет накопил достаточно средств, чтобы пережить падение и до $64, и ниже.
…При всей негативной динамике на нефтяном рынке платежный баланс РФ в следующем году, по его прогнозам, будет положительным, так как Россия накопила достаточный объем международных резервов. Еще одним плюсом Москвы в борьбе с кризисом является сравнительно низкий уровень внешнего долга – 32% ВВП (у некоторых членов СНГ он превышает 50%).
Кудрин также ответил на один из вопросов, волновавших инвесторов в последнее время – отреагирует ли на кризис рынок недвижимости? Он полагает, что «сильно перегретая» строительная отрасль в ближайшее время почувствует падение спроса.
…Другой неприятной новостью стали данные о притоке капитала. Вернее, о его отсутствии. «По итогам девяти месяцев у нас нулевой приток, отток капитала продолжается, поэтому в целом по году мы вынуждены сделать вывод, что будет чистый отток капитала», – сообщил Кудрин. Он напомнил, что только за август и сентябрь отток составил порядка $33 млрд, и признал, что это «дестабилизирует работу наших финансовых систем».
В тот же день в «Ежедневном журнале» (ej.ru) была опубликована статья Михаила Делягина «Основы политики модернизации в условиях глобального финансового кризиса»:
«Объективные задачи:
1. Сохранить функционирующую систему расчетов.
2. Не допустить девальвации рубля.
3. Обеспечить доступный кредит для работы реального сектора.
4. Не допустить социальных катастроф (преступности гастарбайтеров, вымирания депрессивных районов).
5. Поддержать массовый спрос на российскую продукцию.
6. Ограничить коррупцию.
7. Реструктурировать экономику, начав реиндустриализацию и создав кластеры инновационного роста, в том числе за счет подавления спекулятивного сектора».
Для решения этих задач Делягин предлагает следующие меры:
«1. Обеспечить минимальную вменяемость госаппарата
Без ограничения коррупции никакие антикризисные меры не возможны, так как приведут лишь к росту воровства и спекуляций, а в случае острой нехватки ликвидности и, соответственно, масштабной помощи банкам — к срыву в гиперинфляцию. Однако ее ограничение можно осуществить лишь в ходе решения конкретных проблем.
1. Провести «для острастки» госаппарата серию показательных антикоррупционных процессов в отношении наиболее откровенных коррупционеров (если, конечно, общественное мнение будет соответствовать действительности), начиная с Зурабова.
2. Установить законодательно и ввести в практику правоприменения следующее: взяткодатель при условии сотрудничества со следствием освобождается от ответственности (так как «правила игры» устанавливает взяткополучатель — чиновник).
3. Провести аналог американской операции «Шейх»: массированное предложение агентами спецслужб взяток сотрудникам госаппарата и руководителям госпредприятий с увольнением поддавшихся на провокацию (с пожизненным лишением права работать на госслужбе и заниматься юридической деятельностью).
4. Создать аналог ФБР, занимающийся борьбой с оргпреступностью и коррупцией, в полной мере использовав потенциал разогнанных управлений МВД по борьбе с оргпреступностью.
…2. Сохранить систему расчетов
1. Повысить сумму вкладов населения, гарантируемую на 100% (с процентами, равными ставке рефинансирования Банка России), до 1 млн руб. в рублях. Не повышать гарантируемую сумму в иностранной валюте по действующим вкладам, в отношении новых валютных вкладов отменить гарантию. Увеличение гарантируемой суммы осуществлять за счет Банка России, а не системы страхования вкладов (то есть самих банков), так как лицензии по привлечению вкладов физических лиц выдает именно Банк России, который должен сам отвечать за свои действия.
2. Провести опережающую кризис санацию банковской системы: прикрываясь им, закрыть «банки-помойки».
3. Жестко структурировать банковскую систему на основе формализованных критериев: выделить до 15 банков, спасаемых любой ценой, и еще 120-140, получающих необходимую поддержку. Остальным банкам финансовой поддержки в кризисе не оказывать.
4. Все виды финансовой поддержки банкам должны оказываться координировано, из единого центра — специальной структуры, созданной в Банке России с откомандированным в нее заместителем министра финансов (так как одним из видов поддержки является размещение бюджетных средств на депозитах в банках).
5. Идея поддержки государством фондового рынка как такового порочна идейно и преступна по сути. Фондовый рынок утратил свои экономические функции (определение стоимости компаний для привлечения ими средств). Поскольку из-за глобального кризиса ликвидности средства не привлекаются, фондовый рынок бесполезен и превратился не более чем в генератор плохих новостей. При новом существенном падении котировок фондового рынка могут быть объявлены «фондовые каникулы» на месяц.
6. Активы государства, размещенные за рубежом (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, существенная часть международных резервов Банка России), должны быть возвращены в страну и направлены на поддержание системы расчетов, поддержание кредита, рефинансирование реального сектора и социальную помощь населению.
Размещение активов государства на условиях, исключающих их быстрый возврат, если оно имеет место, должно получить оценку с точки зрения Уголовного кодекса (возможно — как «преступная халатность»).
3. Не допустить девальвации рубля
4. Не допустить социальную катастрофу в строительстве
Из примерно 12 млн гастарбайтеров (в том числе 1 млн легализованных) около 6,5 млн заняты в строительстве. С учетом строек, которые будут продолжены («спецстрой», имиджевые проекты, экспортная инфраструктура), возможностей нахождения другой работы и возвращения на родину, на улицы крупных городов России без хлеба и ночлега может быть выброшено до 4 млн гастарбайтеров. Им это грозит гибелью от голода и холода, горожанам — всплеском жестокой преступности, которая быстро станет организованной.
Необходимо:
1. Отменить приказ, запрещающий сотрудникам МВД доступ на стройки, провести перепись гастарбайтеров, установить контроль над местами их проживания и личную ответственность владельцев строительных компаний за прекращение выплат гастарбайтерам зарплат и тем более их увольнения без предварительного уведомления МВД и ФМС.
2. Если застройщик не имеет средств для завершения строительства высокой степени готовности, государство должно предоставлять ему средства для завершения строительства, исходя из нормативной низкой рентабельности (например, 6%) при ожидаемом снижении стоимости объектов на 30%, при жестком финансовом и строительном контроле за работами в обмен на право собственности на эти объекты.
Если долги застройщика чрезмерны, он должен банкротиться, а стройка, по оценке, исходящей из 30%-го падения цен, передаваться государству… которое и должно завершать ее, осуществив расчет с кредиторами в пределах оценочной стоимости готового объекта строительства.
3. Не допускать господдержки застройщиков, за исключением завершения строительства высокой степени готовности или стратегически значимого строительства. Государство должно поддерживать строительство как таковое, но не сверхприбыли монополистов.
4. Высвобождающиеся гастарбайтеры должны либо организованно переводиться на другие работы (в том числе, при необходимости, в другие регионы), либо, при отсутствии спроса на них (или при их нежелании работать), депортироваться на родину транспортной авиацией.
5. Показательно карать виновных в жестоком обращении с гастарбайтерами сотрудников органов госвласти и строительных организаций.
6. Временно прекратить въезд гастарбайтеров до стабилизации положения.
…5. Провести реиндустриализацию
1. В реальном секторе выделить стратегически и социально значимые предприятия: в отношении первых нельзя допустить перехода под контроль иностранного капитала или закрытия (пример — ВПК), в отношении вторых — закрытия (пример — градообразующие предприятия).
При их неспособности покрывать «кассовые разрывы» предоставлять им краткосрочные кредиты под залог контрольных пакетов акций, в случае госсобственности — под личную ответственность директора.
При невозможности погашения этих кредитов или серьезных финансовых проблемах оказывать финансовую поддержку в обмен на жесткий финансовый контроль и переход контрольного пакета акций в собственность государства (в случае госсобственности должна проводиться тщательная многосторонняя проверка деятельности предприятия и введение жесткого внешнего финансового контроля).
Стимулировать переход остальных предприятий в случае их неплатежеспособности в собственность кредиторов за долги.
2. Создать Агентство экономической реконструкции, концентрирующее в своих руках всю помощь нефинансовому сектору и управление всем госимуществом (включая госкорпорации), для реализации стратегических задач развития страны…
…Временно свободные средства госкорпораций должны отчуждаться Агентством экономической реконструкции и направляться на решение задач реиндустриализации и модернизации экономики.
3. Восстановить систему рефинансирования государством (в основном через Агентство экономической реконструкции) значимых инвестиционных проектов, необходимых для развития страны, но непосильных для частного бизнеса.
…5. Установить, что поддержка частного бизнеса в любой форме (включая протекционистские меры) должна сопровождаться его встречными обязательствами перед государством по производству определенной продукции по определенным ценам. Невыполнение этих обязательств должно вести к образованию задолженности соответствующих предприятий перед государством в размере стоимости непроизведенной (или произведенной, но не того качества или ценового диапазона) продукции.
…7. Рассчитать для предприятий, полученных по залоговым аукционам, компенсационный налог в размере разницы между рыночной стоимостью предприятий в момент проведения залоговых аукционов и суммами, уплаченными за них в бюджеты. Взыскать сумму компенсационных налогов с нынешних владельцев этих предприятий пакетами их акций (кроме ЮКОСа, компенсационный налог по которому считать уплаченным в натуральной форме). В случае выкупа государством данных предприятий, предъявить соответствующие денежные требования их бывшим владельцам, у которых был произведен выкуп.
6. Обеспечить социальную стабилизацию
22 октября газета «Время Новостей» публикует под заголовком «Прекратите массовый психоз» репортаж Натальи Рожковой о пресс-конференции Евгения Ясина:
«Россия имеет шанс проскочить нынешний финансовый кризис за год, в то время как западным странам на это может потребоваться десятилетие. Таким оптимистическим прогнозом поделился с журналистами научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин на вчерашней пресс-конференции.
Он подчеркнул, что кризис «носит фундаментальный характер» и связан в первую очередь с «тектоническими сдвигами в структуре мировой экономики»: «Мастерской мира за последнее время стал Китай, бюро добрых услуг - Индия, Бразилия считает себя мировой фермой, а России отведена роль поставщика сырья и энергоресурсов». Смещение производства влечет за собой изменение мировых финансовых потоков. При этом России ее вечное отставание от западных стран сыграло на руку: наша страна «не входит в число ключевых игроков мировой экономики, сколько бы мы ни пыжились, поэтому мы оказались не в эпицентре урагана».
Зато отечественную экономику и национальную валюту, по мнению г-на Ясина, может подточить отток капитала за рубеж и «массовый психоз» всех участников рынка. «Банки живут в страхе перед возможным набегом вкладчиков, - отметил эксперт. - Это заставляет их мобилизовать все ресурсы, чтобы иметь возможность рассчитаться по вкладам в любой момент, в результате возникают трудности с кредитованием».
…«Сегодня необходимо обеспечить нормальное функционирование банковской системы, в первую очередь кредитование оборотных средств предприятий», - подчеркнул г-н Ясин. При этом он отметил, что хотя государство и выделяет средства на поддержание рынка банковских кредитов, эта схема не работает: «Нормального кредитования в России нет, условия предоставления кредитов по-прежнему очень выгодны на Западе. И многие банки просто перегоняют капиталы туда».
Нефтяникам профессор Ясин также рекомендовал не паниковать из-за временного падения цен и «заботиться о том, чтобы были разведанные месторождения».
…Более того, эксперт увидел в кризисе положительные моменты. В частности, он предположил, что цены на недвижимость могут снизиться на 30-40%, и в связи с этим заметил, что «на месте Дмитрия Медведева постарался бы использовать конъюнктуру, чтобы двинуть вперед программу доступного жилья».
В заключение Евгений Ясин рекомендовал не бояться «более низких, но здоровых темпов экономического роста», а ставку предложил делать «на энергию молодого бизнеса и привлекательные для инвестирования отрасли», в том числе инновационные. «Когда уляжется пыль, у нас будут неплохие шансы, - пообещал он и выразил надежду: - К тому моменту, когда мы догоним западные страны, они уже решат свои фундаментальные проблемы».
26 октября в эфире «Эха Москвы» свое видение ситуации высказал в беседе с Алексеем Венедиктовым Егор Гайдар:
«…А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот этот кризис, который мы сейчас наблюдаем, он показал, что государственное регулирование недостаточно в постиндустриальных странах.
Е. ГАЙДАР: Он показал, что да, приоритеты государственного регулирования были неточно выстроены. Было очень много совершенно ненужного государственного регулирования аграрного сектора, например, которое вредило развитию мирового сельского хозяйство и было одним из факторов, который привел к продовольственному кризису последних двух лет, который нанёс серьёзный удар по экономике многих бедных стран, в том числе в Африке, к югу от Сахары.
Были сектора, которые были, действительно, недостаточно регулируемыми. Когда речь идёт о деривативах, [ред. derivative security — производная ценная бумага (стоимость которой частично определяется стоимостью другой, основной ценной бумаги) derivative deposit — производный депозит] производных финансовых инструментах четвёртой степени, то специалисты на рынке уже не понимают, что это значит. В этой связи, конечно, финансовый рынок был недостаточно урегулированным.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И вот как раз к этому вопросу. То, что сейчас делают правительства разных стран, направления одинаковые, включая Россию, скупка или покупки банков, скрытая национализация, а может быть, она открытая национализация, от Исландии до США. Это свидетельство того, что государства капиталистические осознали то, что им нужно более активно присутствовать на рынке?
Е. ГАЙДАР: Нет. Это реакция на кризис. В условиях финансового кризиса в мире ключевой вопрос – это устойчивость банковской системы. Так и в Штатах, и в Европе, и у нас. …Сейчас принципиально важная задача – избежать банковской паники. И американские власти, и европейские, и российские, делают то, что могут делать для того, чтобы этого избежать. И думаю, что с некоторыми ошибками, которые есть, они эту задачу решат.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но не является ли под покровом этой истории и в Америке, и в Европе, и у нас, вопрос о перераспределении собственности в банковской системе? В пользу государства, может быть, но и в пользу, т.е. друзей государства. Разных.
Е. ГАЙДАР: Этот риск существует. Его надо понимать. Потому, что когда и если ты вынужден просто из-за ошибок, которые уже совершены, ты должен сделать всё возможное и невозможное, чтобы спасти банковскую систему, её стабильность, то возникает вопрос – а что ты с этим будешь делать потом? И самое неразумное из того, что можно сделать потом – это начать передел банковской системы в пользу друзей государства или самого государства. Потому, что после этого получишь увечную банковскую систему, которая достаточно быстро даст тебе ещё одну вспышку кризиса.
…А. ВЕНЕДИКТОВ: …Есть предложения, и они обсуждаются, я знаю, предложение страхования вкладов до 700 тысяч рублей – это правильно, но недостаточно. Почему бы, как в некоторых иных европейских странах, спокойно объявить о 100%-ном страховании вкладов и на этом успокоиться? Или это не принципиально?
Е. ГАЙДАР: Я против такого решения.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А почему?
Е. ГАЙДАР: Я считаю, что при качестве нашей банковской системы я бы ограничился введением лимита страхования до 700 рублей, а не вводил бы безлимитных гарантий по вкладам. Потому, что я не достаточно доверяю нашей банковской системе. Я хочу ее спасти, обеспечить ей стабильность, но сказать, что я абсолютно убежден в том, что она идеально – было бы слишком сильно. Дело в том, что надо помнить, как возникала российская банковская система. У нас советские власти были не готовы идти на серьёзные, тяжелые реформы в реальном секторе, поэтому они казались ему опасными.
Поэтому они и хотели сделать что-нибудь, что будет заведомо неконфликтно, но популярно. Поэтому у нас количество коммерческих банков в стране вовсе не было, а за год увеличилось до 1500. Без персонала, который…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это тогда?
Е. ГАЙДАР: Да. Это, соответственно, 1989-1990 гг. Без персонала, который был подготовлен и имел опыт работы в коммерческих банках. Это без системы контроля за банковской системой. Можно понять, что была сформированная так банковская система. В колоссальной степени, не всё, конечно, но в большой степени, это были конторы по отмыванию денег и уходу от уплаты налогов. Когда меня спрашивали, почему уважаемые люди, кто отвечает за банковскую систему, не хотят с этим разбираться, я говорил, что они беспокоятся о жизни, здоровью, безопасности своих детей и родственников.
…А. ВЕНЕДИКТОВ: Как Вы считаете, насколько контроль за этими 4 трлн рублей, которые выделяются в течение этого и будущего года банковской системе, насколько эти деньги будут контролируемыми ЦБ?
Е. ГАЙДАР: ЦБ постарается. Они будут стараться сделать так, чтобы эти деньги пошли по целевому назначению.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Интересно, что получив недавно транш в 150 млрд рублей, я имею в виду Сбербанк, получивший транш. Мне кажется, что руководство Сбербанка не будет торопиться выливать эти деньги в экономику, потому, что огромное число вкладчиков РФ – это люди, чуть меньше 50%, люди, которые держат деньги в Сбербанке. Мне кажется, что руководство Сбербанка будет поступать так же, как поступало руководство страны в предыдущие годы, накапливая резервы.
Е. ГАЙДАР: Я в этой связи могу понять руководство Сбербанка. Оно в первую очередь отвечает за сохранность вкладов. Это его главная задача. Не развивать автомобилестроение или поддерживать металлургию, его главная задача – обеспечивать сохранность вкладов. И конечно, для него это будет первым приоритетом.
…А. ВЕНЕДИКТОВ: Важная история. По внешнему корпоративному долгу 510, сейчас немножко меньше, миллиардов. Это долг, который наши корпорации брали за рубежом. Сейчас государство выделяет деньги, пока небольшие, 50 млрд, для расчёта. И у меня возникает вопрос. Частные заёмщики, начнём с абсолютно частных заёмщиков, которые не могут вернуть долги. Значит государство их заберет, национализирует. Не просто же подарок рождественский. Что должно делать государство?
Е. ГАЙДАР: Государство должно более жестче контролировать частные заимствования. В первую очередь – заимствование государственных компаний. Заимствование частных компаний – это их частное дело. И они не воспринимаются в мире, как российский государственный долг. Это их дело – давать или не давать частным компаниям деньги. Заимствование российских государственных компаний, они неизбежно воспринимаются мировым финансовым рынком, как квазигосударственное заимствование. Поэтому проводить политику, при которой мы быстро гасили государственный внешний долг…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Что было правильно?
Е. ГАЙДАР: …что было абсолютно правильно, это сейчас особенно хорошо видно. И вели довольно непростые переговоры о том, как быстрее, на каких условиях погасить государственный внешний долг, и практически ликвидировали всю короткую государственную задолженность, и при этом не видеть, или не желать видеть…
…А. ВЕНЕДИКТОВ: Это нормально, что оно, государство, нашими деньгами рассчитывается?
Е. ГАЙДАР: Государство – это сложная штука. В государстве очень много людей на высоких постах, которые имеют разные позиции. Да, раз государство в целом не остановило этот процесс, то конечно, оно после этого за это всё и вынуждено расплачиваться.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И теперь, как последствие, это сделано. Есть некие последствия. Я возвращаюсь к усилению доли государства в частных компаниях, благодаря кризису. С одной стороны Вы говорите, что кризис имеет оздоровительную функцию. Там может быть, такая санация неправильных решений – это тоже оздоровительная функция?
Е. ГАЙДАР: Нет. Я думаю, что мы выйдем из этого мирового кризиса в более жёсткий мир.
…Те, кто выживут – они будут более конкурентоспособными, лучше управляться, больше заботиться о контроле издержек, о том, чтобы их топ-менеджеры не получали излишние бонусы.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это во всё мире, включая Россию?
Е. ГАЙДАР: Это не к нам.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, как не к нам?
Е. ГАЙДАР: После этого, дальше – к нам. Это значит, что мы в этом мире, более жестком, должны конкурировать. Это значит, что нам надо будет сделать всё то же самое, это значит, что нам надо будет провести много реформ, которые мы обсуждали в последние годы, но которые реально проведены не были. Начиная от того, что связано с пенсионной системе, что связано с гарантиями частной собственности и судебной системы. Иначе мы окажемся не конкурентоспособными. И это создаст серьёзные предпосылки для устойчивости долгосрочного развития.
А. ВЕНЕДИКТОВ: То есть, Вы ратуете за возвращение первого срока Путина?
Е. ГАЙДАР: Да».
Наконец, 27 октября «Российская Газета» поместила статью Игоря Юргенса «Деньги массового поражения»:
«Спусковым крючком мирового кризиса стали суррогатные деньги, которые глубоко проникли во все поры финансовой системы.
…Речь идет об особом виде ценных бумаг - деривативах. Это так называемые производные финансовые инструменты (подробно о них расскажу чуть позже). Они связаны с обычными ценными бумагами и, по сути, являются виртуальными деньгами. Сегодня их выпущено столько, что никто в мире не может точно посчитать, сколько таких суррогатов бродит по планете. Приблизительно, эксперты оценивают мировой рынок деривативов в 600 триллионов долларов.
Представляете себе этот размах? В прошлом году весь мировой валовой внутренний продукт (стоимость произведенных товаров и услуг) равнялся 58 триллионам долларов. А здесь - в 10 раз больше.
…Именно деривативы, связанные с американскими ипотечными облигациями, сдетонировали нынешний мировой финансовый кризис, причины которого, безусловно, более фундаментальные. Банки США дали гражданам ипотечные кредиты, под них «выпустили» производные бумаги. И виртуальные деньги, которые продавали и перепродавали, пошли гулять по миру.
Заемщики реальные деньги вовремя не вернули - началась цепная реакция. Сейчас в причинах ипотечного кризиса американцы вроде бы уже разобрались.
Однако существует еще множество видов таких производных ценных бумаг. И никто не знает, где может возникнуть новая проблема неплатежей и какого финансового учреждения. Нам известно о банкротствах нескольких крупнейших финансовых институтов. Но дошли ли мы до дна - не знаем. …Думаю, уже ни у кого нет сомнений, что современная финансовая система дала крупнейший сбой.
…В 1944 году в Бреттон-Вуде (штат Нью-Гэмпшир, США) прошла Монетарная и финансовая конференция при ООН, в которой приняли участие 45 стран. Были созданы Международный валютный фонд и Всемирный банк, который поставил себе задачей реконструировать разрушенное и создать в мире новые стимулы для роста. В соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями, роль мировых денег стал выполнять доллар США. Его привязали к золотому эквиваленту, который подкреплял стабильность американской валюты. И стоила тогда унция золота 35 долларов.
В 1971 году администрация Никсона первый раз заявила о том, что происходит своего рода девальвация, и у США нет необходимого запаса золота. К тому времени унция уже стоила 77 долларов. А к середине 1970-х годов Соединенные Штаты вообще "оторвались" от золотого эквивалента. Печатание долларов, количество их в обращении, сбалансированность платежного баланса и бюджета начала определять Федеральная резервная система США.
И с этого момента мир стал зависеть от здравого смысла, ответственности, дисциплины и, если хотите, порядочности финансовых властей Соединенных Штатов. По сути, они могли напечатать столько долларов, сколько хотели. До прихода к власти администрации Джорджа Буша-младшего этого не происходило... Рекордный дефицит, который был в федеральном бюджете США до Клинтона, выровняли.
…Администрация Буша пришла, видимо, совсем с другими представлениями. Началась война в Ираке, которая выкачала из бюджета рекордные триллионы. Одновременно якобы для стимулирования собственного производителя сокращались налоги. По бюджету был нанесен двойной удар, образовался огромный дефицит.
К тому же американские финансовые власти упустили из-под контроля беспрецедентное тиражирование «мыльных пузырей» - разного рода производных бумаг. Те, что связаны с ипотекой, - только часть большого семейства. …Сегодня таких бумаг выпущено на сумму около 60 триллионов долларов. Известный мировой инвестор Уоррен Баффет назвал их «финансовым оружием массового поражения».
Тут, наверное, надо пояснить механизм этих, как их еще называют, «рычаговых денег». Допустим, у вас есть предприятие, которое оценивается в 10 миллионов долларов. Для того, чтобы повысить его эффективность, расширить производство придумали деривативы, которые на 10 миллионов долларов вашей реальной стоимости могут достать вам на финансовых рынках в десять раз больше. Иногда ваше производство оправдывает надежды и ожидания инвесторов. Через какое-то время 10 миллионов действительно превращаются в 100. Но совсем не факт, что произойдет именно так.
Первый «мыльный пузырь» лопнул, вызвав мировой взрыв. «Рычаговые деньги» сократились до реальной стоимости, что привело сначала к глубокому кризису ликвидности, а затем к кризису доверия к властям. Теперь все эти проблемы «перебрасываются» на реальный сектор, который остался без кредитов.
…Надо создавать новую финансовую систему. Во-первых, необходимы меры, чтобы привести количество денег (истинных и виртуальных) в соответствие с реально произведенной стоимостью. Во-вторых, похоже, назрела реформа валютно-денежной системы, чтобы пустые бумаги не наполняли кровеносные сосуды экономики, вызывая ложные ожидания. В-третьих, не исключено, потребуется реформа самого регулятора. Финансовой системой, как показала практика, сложно управлять из одного центра, которым, по сути, являются сегодня США. И в Международном валютном фонде, и во Всемирном банке, чьи штаб-квартиры находятся в Штатах, первую скрипку играют американцы. Нужна демократическая, прозрачная система управления мировыми финансами, в которой участвовал бы широкий круг стран.
Россия, несмотря на обострившиеся отношения с западными странами, должна и может принять в этом деятельное участие. Надо забыть о разногласиях и активно включиться в работу, чтобы не остаться на обочине. Первым шагом на этом пути должны стать коллективные действия по восполнению ликвидности в мировой финансовой системе. На втором этапе, когда деньги начнут нормально циркулировать, доходить до конечного потребителя, а кризис доверия пойдет на спад, можно заняться реформой регулятора, тех органов, которые наблюдают за финансовыми рынками.
…15 ноября в США пройдет международный саммит, посвященный проблемам мирового кризиса. На него приглашены лидеры двадцати крупнейших экономик мира. Посмотрим, что даст этот «мозговой штурм». Надеюсь, он станет началом поиска глобального ответа на глобальный вызов».