Разумеется, апогеем внимания СМИ к саммиту стало 17 ноября – первый рабочий день после его завершения. Именно в этот день и были опубликованы все статьи, вошедшие в эту часть обзора.
«Независимая Газета» опубликовала материал Эллины Билевской «Глобальные меры Медведева»:
«Президент Дмитрий Медведев предложил мировому сообществу на саммите в Вашингтоне набор средств, направленных на стабилизацию мировой финансовой системы. Инициативы российского руководителя получили адекватную реакцию лидеров ведущих государств мира: в числе прочих они вошли в итоговое коммюнике саммита.
…С военной авиабазы «Эндрюс», где приземлился борт главы государства, кортеж российского лидера отправился в Белый дом – на званый ужин уходящего президента США Джорджа Буша.
…Представители мировых финансовых институтов за ужином пригласили российского президента присоединиться к Форуму финансовой стабильности, куда уже входят ведущие экономики мира. Форум был недавно создан – чтобы в постоянном режиме координировать меры преодоления последствий мирового финансового кризиса.
…Выступая перед представителями ведущих стран мира, Медведев подчеркнул: прежние закономерности в финансовой системе не способны регулировать мировую экономику. «Это глобальный кризис ХХI века. На мой взгляд, он говорит о исчерпанности ряда принципов послевоенного экономического мироустройства. Мы наблюдаем неадекватность многих созданных в то время международных структур и систем (включая структуры безопасности), поэтому сейчас нужны не менее мощные, чем десятилетия назад, идеи.
Нам придется перестраивать всю международную финансовую архитектуру, делать ее открытой и справедливой, эффективной и легитимной. И, повышая роль существующих, надо создать новые коллективные структуры глобальной координации и регулирования», – заявил российский лидер. Медведев также предложил создать комиссию из международных экспертов для координации усилий стран «двадцатки» в процессе урегулирования последствий кризиса.
Выступления других лидеров были выдержаны в риторике, схожей со стилистикой речи российского президента. В частности, фактически всеми было отмечено: необходимо срочно принять меры для предотвращения рецессии. Вместе с тем участники заседания договорились: в конце марта они соберутся на новый саммит, чтобы оценить итоги выполнения нынешней программы немедленных действий.
Выдержки из Декларации саммита «группы двадцати» 15 ноября 2008 года
Принятые меры и меры, которые предстоит принять
В предшествующий период нами были приняты решительные и значительные меры по стимулированию наших экономик, обеспечению ликвидности, укреплению капитала финансовых организаций, защите сбережений и вкладов, устранению изъянов в сфере регулирования, «размораживанию» кредитных рынков...
В свете ухудшающегося состояния мировой экономики мы пришли к согласию о необходимости более широкой стратегии реагирования, основанной на более тесном макроэкономическом сотрудничестве, для возобновления роста, недопущения расползания негативных явлений и для оказания поддержки странам с развивающейся рыночной экономикой и развивающимся странам. В качестве первоочередных шагов для решения этих задач, равно как и для нейтрализации более долгосрочных вызовов, мы будем:
– продолжать действовать энергично и принимать любые необходимые дальнейшие меры для стабилизации финансовой системы;
– признавать важность поддерживающей денежно-кредитной политики с учетом национальных условий;
– применять, насколько это необходимо, меры в области налогообложения с целью быстрого стимулирования внутреннего спроса;
– способствовать в нынешних трудных финансовых условиях получению странами с развивающейся рыночной экономикой и развивающимися странами доступа к финансовым средствам...
Общие принципы реформирования финансовых рынков
Мы заявляем о своей приверженности проведению политики, соответствующей следующим общим принципам проведения реформ:
– Повышение транспарентности и подотчетности.
– Укрепление качественного регулирования.
– Обеспечение согласованности финансовых рынков.
– Укрепление международного сотрудничества в регулировании и разрешении кризисов.
– Реформирование международных финансовых организаций...
Поручения министрам и экспертам
В свете роли «группы двадцати» в реформировании финансовой системы мы встретимся вновь в период до 30 апреля 2009 года для рассмотрения хода реализации согласованных сегодня принципов и решений.
Приверженность открытой глобальной экономике
Мы признаем, что эти реформы окажутся успешными только в том случае, если они будут опираться на приверженность принципам свободы рынков, включая верховенство закона, уважение частной собственности, открытость торговли и инвестиций, рыночную конкуренцию, а также наличие эффективных и действенно регулируемых финансовых систем.
Мы подчеркиваем принципиальную важность отказа от протекционизма и от замыкания в себе в периоды финансовой нестабильности».
«Новые Известия» откликнулись на саммит статьей Надежды Красиловой «Сплотили ряды». Наиболее интересной ее частью стали подготовленные Кирой Васильевой ответы известных экономистов на вопрос: «Есть ли польза от встречи «большой двадцатки»?»:
«Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:
– Я думаю, что это в любом случае дело позитивное. Потому что проблема, которую обсуждали на саммите G-20, давно созрела и даже перезрела. Напомню, что поручение МВФ о разработке новой международной финансовой архитектуры было дано, по крайней мере, лет семь-восемь назад. Сейчас просто к этому вернулись, потому что вопрос до сих пор актуален. Можно было бы и раньше этим заняться, и, я думаю, это позволило бы предупредить мировой кризис или, по крайней мере, уменьшить его размеры.
…Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института проблем глобализации:
– То, о чем говорили и договорились главы государств, – это только начало пути. Говорили все очень правильно, единственное, что мне там совершенно не понравилось, – это обещание всех членов «двадцатки», в том числе и нашего уважаемого президента Дмитрия Медведева, отказаться от любых мер по усилению протекционизма. Ведь если мы хотим развивать производство, нам придется конкурировать с Западом и с Китаем. А на первом этапе без протекционизма этого сделать нельзя. Понятно, что это некое ритуальное заявление. А все остальное в принципе было очень правильно. Например, что спасаться нужно порознь, когда каждая страна определяет свою денежную политику, исходя из собственных условий. Хотя эти означает, что скоординировать глобальную денежную политику не удалось и глобального финансового регулятора создано не будет. И даже движение по этому пути не начато. С другой стороны, увеличение, стимулирование спроса внутри каждой страны – это абсолютно правильное направление выхода из депрессии.
Однако с этим саммитом не надо было связывать никаких надежд. Он в очередной раз развеял иллюзии, что можно создать некое мировое правительство, которое решит всеобщие проблемы».
Статья Марины Волковой «Пятый элемент» появилась на страницах «Российской Газеты»:
«…Это был странный саммит. Все лидеры, стараясь не выходить за рамки отведенного им времени, выступали с короткой речью. Лишь иногда хозяин встречи, президент США Джордж Буш, которому отказался составить на саммите компанию его преемник Барак Обама, вставлял короткие реплики. Да и то когда тот или иной лидер явно не укладывался в регламент.
…Джордж Буш… накануне саммита пообещал, что «США покажут путь для возвращения к экономическому росту и процветанию», что «мир еще раз увидит стойкость Америки».
…Премьер-министр Японии Асо помимо предложений по управлению рискованными долгами, госвложений в финансовые институты на основе ответственности за управление высказал готовность выделить 100 миллиардов долларов для укрепления МВФ, чтобы тот мог оказывать помощь, как он выразился, «новым развитым странам». Канцлер ФРГ Ангела Меркель предлагала создать международную карту рисков и регистра кредитов.
…Почти все участники саммита, как только он закончился, признали его успешность. В том числе и МВФ, который хоть и был «назначен» лидером в преодолении кризиса, но подлежит серьезному реформированию. «Это путь к новому Бреттон-Вуд», - заявил премьер Великобритании Гордон Браун. Он особо отметил важность отказа лидеров стран от протекционистских мер в экономике. «Мы сделали важные шаги к глобальному экономическому порядку», - считает Ангела Меркель. Николя Саркози и вовсе назвал саммит историческим и рассказал, что лидерам стран - во многом благодаря единой позиции Европы - удалось добиться подвижек в вопросе регулирования финансовой сферы от президента США. В свою очередь Джордж Буш также остался доволен результатами саммита. И хотя осуществлять принятые на нем меры будет уже другой президент, он признал, что главным на встрече была договоренность «об установлении определенных принципов».
Российский президент также высказался по поводу того, что он думает об этой встрече: «Я не обещаю, что новый Бреттон-Вуд возник на саммите в Вашингтоне, но это первый шаг к формированию контуров новой системы».
Из материала Андрея Бирюкова «Миру выписали рецепт», опубликованного «Газетой», мы выделили бы экспертные мнения, подготовленные Александром Саргиным. Экспертам задавался вопрос: «На кризис нашли управу?»:
«ОКСАНА ДМИТРИЕВА, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор:
- И не могли найти. Для принципиального изменения сложившейся системы нужно делать принципиальные шаги. Сейчас мировая система построена с учетом лидирующей позиции США. Объективно пока в мире ничего не изменилось: США остались основной мировой экономикой.
Кстати, на экономику Америки этот кризис может оказать благотворное влияние, потому что они сбросили мыльный пузырь необеспеченных ценных бумаг и расчистили балансы.
Концепция того, что при положительном сальдо торгового баланса формируются золотовалютные резервы, которые в основном замещаются иностранными ценными бумагами (чаще всего США), все равно сохраняется. И все институты - прежние: Всемирный банк, МВФ.
…Диверсифицированная экономика США по-прежнему является основной и имеет преимущества не только с точки зрения своего объема, но и с точки зрения структуры. А такая моноструктурная экономика, как в России, ориентированная в первую очередь на экспорт сырья, очень неустойчива к кризисам, причем не только к собственным, но и к тем, которые происходят в тех странах, куда Россия экспортирует сырье.
АНДРЕЙ НЕЧАЕВ, президент банка «Российская финансовая корпорация», министр экономики России в 1992-1993 годах:
- По-моему, на текущий кризис управы так и не нашли. Скорее всего, теперь будущие кризисы будут встречать более скоординировано, организованно и плавно. А нынешнему кризису все страны будут сопротивляться поодиночке.
От того, как США будут выходить из кризиса, зависит, как будем выходить из него и мы. Также многое зависит от цен на нефть и от действий российского руководства. Да, в нашу экономику влито уже большое количество денег, но до реального сектора или до малых и средних банков, которые в том числе с этим сектором и работают, эти деньги так и не дошли. Ведь их дают в первую очередь государственным банкам, а они не спешат с ними расставаться. И было бы гораздо более эффективно давать деньги через ЦБ.
…СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ, научный руководитель Национального института развития, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук:
- Не нашли, но собирались для того, чтобы найти возможность сохранить действующую систему путем ее частичного совершенствования. Все эти меры обсуждались еще 10 лет назад, правда, тогда не были реализованы. Может, они будут реализованы сегодня, но как бы не оказалось поздно.
То, что мы сегодня имеем в мировой экономике, - это не только развал финансовой пирамиды, построенной американцами на своих долговых обязательствах, не только отрыв финансовых спекуляций от реального сектора, но еще и структурная перестройка мировой экономики. Речь идет о переходе к новому технологическому укладу и новой длинной волне экономического роста». Статья «Двадцатка» не успокоила рынки» появилась в «Газете.Ru»:
«…Главы стран «Большой двадцатки» (G20) по итогам встречи 15 ноября в Вашингтоне подписали совместную декларацию и договорились продолжить регулярно встречаться и в дальнейшем для борьбы с кризисом. Если верить декларации, представители G20 в целом одинаково понимают природу разразившегося кризиса и меры, которые необходимо принять для преодоления его последствий.
Как и ожидалось перед началом саммита, финансовые власти подтвердили, что, во-первых, будут действовать совместно и продолжат осуществлять традиционные меры по стимулированию экономического роста, а во-вторых, согласятся на изменение мировой «финансовой архитектуры» в сторону более жёсткого контроля финансовых рынков и придания большего значения мнению быстро развивающихся государств.
Лидеры G20 собираются продолжить координированно укреплять финансовые рынки, подхлёстывать умирающий экономический рост и предотвращать будущие кризисы.
…Регулирование финансов определено как наиболее неотложная задача. Для финансовых рынков лидеры G20 приняли пять принципов регулирования: «укрепление прозрачности и подотчетности», «усиление надёжного регулирования», «поддержка честности на финансовых рынках», «укрепление международного сотрудничества» и «укрепление международных финансовых институтов».
В декларации подтверждены все идеи, возникавшие в последний год в качестве «уроков кризиса»:
необходимость более качественного управления рисками, контроля за капиталами и деятельностью банков, повышения стандартов деятельности рейтинговых агентств, совершенствования механизмов выплаты компенсаций топ-менеджерам, усиления прозрачности рынка кредитных свопов (страховки от неблагоприятного изменения ценности актива), гармонизации и модернизации бухгалтерских правил в сфере учёта рыночных инструментов по их текущей стоимости. Отдельно участники встречи подчеркнули необходимость борьбы с финансовой непрозрачностью, отмыванием денег, финансированием терроризма и поддержали инициативу ООН и Всемирного банка о «возвращении активов», украденных коррумпированными чиновниками.
В целом никакие финансовые институты и рынки не должны оставаться без контроля, заключили лидеры G20.
…Помощник президента России Аркадий Дворкович сообщил, что следующий саммит G20 пройдет «либо в Англии, либо в Японии, но более вероятно, что в Англии», сообщило агентство «Интерфакс».
Острому развитию будущих кризисов будет способствовать реформа деятельности некоторых финансовых институтов. Правда, здесь пока меньше конкретики. «Мы подчеркнули, что Бреттон-Вудские институты (Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ), а также американский доллар как мировая резервная валюта, – «Газета.Ru») требуют всеобъемлющего реформирования, чтобы они могли более адекватно отражать изменение веса экономических участников в мировой экономике и лучше реагировали на будущие вызовы», – говорится в декларации, а «растущие и развивающиеся экономики должны иметь больше голоса и быть больше представлены в этих институтах».
Пока конкретным выражением этой «большей представленности» стало решение о допуске представителей развивающихся стран, в том числе и России, в Форуме финансовой стабильности, который ранее занимался оценкой рисков, а теперь будет играть большую роль в определении финансовой политики и стандартов, которые будут воплощать в жизнь национальные финансовые регуляторы, отмечает агентство Reuters. В МВФ и ВБ же, роль которых в мировом финансовом регулировании должна возрасти, развивающиеся страны могут получить больше мест «в краткосрочной перспективе».
Таким образом, Вашингтонская декларация в целом подтвердила ожидания рыночных игроков и не несла особой интриги.
Большую интригу несёт то, как заявленные планы будут претворяться на практике властями стран, которые, несмотря на кажущееся единодушие перед лицом глобального кризиса, всё-таки заметно различаются исторически и идеологически по своим взглядам на функционирование финансового рынка и на его место в экономике».
Кроме того издание опубликовало полный текст принятой на саммите декларации - http://www.gazeta.ru/financial/2008/11/17/2885823.shtml?incut1
Из трех материалов, опубликованных «Ведомостями», мы отметим редакционную статью «Теория архитектуры»:
«Декларация саммита «двадцатки» содержит конкретные, но не революционные меры по борьбе с финансовым кризисом. Бреттон-Вудс жив, а признаков победившего экономического социализма пока не много.
…Эти высокоприоритетные пожелания, не имеющие прямого действия, как-то должны быть учтены до 31 марта 2009 г. До 30 апреля пройдет второй саммит «двадцатки». Министры финансов «двадцатки» должны разработать план-график этих и других мер. В том или ином виде они предлагались и ранее. Каких-то революционных предложений по усилению роли государства в экономике не прозвучало. Более того, декларация зафиксировала приверженность «двадцатки» рыночным принципам.
Есть любопытный, но трудновыполнимый пункт о создании наднационального регулирующего органа, следящего за банками, чья деятельность вышла за рамки одной страны и ведется по всему миру. Сложно себе представить, чтобы такой орган имел достаточно полномочий и профессионализма в существующей системе отношений. Он, например, рано или поздно столкнулся бы с ситуацией, когда налогоплательщикам одних стран пришлось бы расплачиваться за ошибки правительств других стран.
Годовой мораторий на протекционистские меры, с которым согласились все участники саммита, — с одной стороны, довольно общее заявление, с другой — накладывает некие ограничения, прежде всего моральные.
…В этом смысле очень интересно, как будет действовать российское правительство.
Наш план борьбы с кризисом на протекционизме держится. В нем предусмотрено повышение таможенных пошлин на несколько десятков товарных позиций, в том числе запретительные пошлины на ввоз иностранных автомобилей старше пяти лет. Поставщики российских товаров получат ценовые преференции при госзакупках: их признают победителями, даже если товар дороже иностранного аналога на 5-25%. А сельхозпроизводители и экспортеры получат от государства щедрые субсидии.
…Саммит подтвердил необходимость реформирования основных институтов Бреттон-Вудса — Международного валютного фонда и Всемирного банка — и одновременно необходимость повышения их роли в борьбе с кризисом. Реформирование будет заключаться в увеличении представительства развивающихся стран в управлении МВФ и ВБ. А повышение роли — в увеличении фондирования и упрощении процедур оказания помощи бедствующим экономикам.
…Сложно было ожидать от саммита прорывных решений. Единогласие «двадцатки», мораторий на протекционизм, принятие известных, не радикальных, но единых для всех мер по повышению прозрачности финансовых систем — позитивные результаты. Станут ли они серьезным сигналом для экономики? Тем более что ситуация на рынках меняется очень быстро, возможно, через два месяца потребуются совсем другие решения».
Наконец, журнал «Русский Newsweek» опубликовал статью Игоря Иванова и Леонида Рагозина «Деление на двадцать»:
«…G20 - «большая восьмерка», Евросоюз и развивающиеся страны - собралась, чтобы переделать мировую финансовую систему. Нынешняя почила в бозе, а новую не построить силами одних лишь ведущих экономик - пришлось привлечь и догоняющие. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) настаивают на глобальной реформе мировых финансовых институтов. Отчасти такую реформу поддерживают и США с Европой. Всерьез на саммите можно было обсуждать только два вопроса: готов ли Запад делиться финансовым влиянием в мире с развивающимися странами и могут ли сами эти развивающиеся страны договориться между собой. И если в первом вопросе какая-то ясность возникнет только в следующем году, после инаугурации Обамы, то на второй вопрос ответ уже вырисовывается. Для Москвы, которая все еще стремится стать мировым финансовым центром, картина складывается не очень приятная: на переговоры об облике новой мировой экономики Россия, похоже, поехала без союзников.
…До сих пор главной финансовой «скорой помощью» мира являлся Международный валютный фонд. Но теперь ресурсов МВФ недостаточно: в распоряжении фонда $201 млрд, из которых $30 млрд уже зарезервированы для Украины и Венгрии. А число желающих получить помощь растет от недели к неделе: лихорадит почти всю Восточную Европу и развивающиеся страны в других частях мира. МВФ надо реформировать, с этим согласны все. Но договориться, насколько глубокой должна быть эта реформа, будет непросто.
С МВФ неудобно иметь дело, потому что он предоставляет кредиты под довольно жесткие условия. Обычно фонд требует реформировать экономику в либеральном ключе: сокращать роль государства и социальные обязательства. МВФ давно стал инструментом «мягкой силы», которую Запад использовал для того, чтобы принуждать страны третьего мира и бывшего соцлагеря переходить на рельсы свободного рынка.
Но сейчас у МВФ дефицит средств, а у тех, кому срочно нужны деньги, есть выбор: занять у Китая, России или Саудовской Аравии. Они не требуют строго следовать рыночным рецептам. Естественно, в Вашингтоне опасаются, что новые кредиторы мировой экономики выдвигают государствам-заемщикам политические условия и нет гарантий, что эти условия отвечают американским интересам. Проблема еще и в том, что эти кредиторы, в отличие от МВФ, не разглашают свои условия.
Так что Запад - основной акционер МВФ - теперь тоже стоит перед выбором: либо наблюдать, как один за другим появляются альтернативные центры кредитования национальных экономик, либо дать новым игрокам права, соразмерные их влиянию на глобальную экономику.
…По словам источника в российской делегации, Вашингтон предлагает создать на основе МВФ Мировой центробанк, который будет регулировать деятельность транснациональных финансовых корпораций, отслеживать движение капитала и предотвращать кризисы. МВФ - это всего лишь агентство по распределению финансовой помощи. А у Центробанка будут реальные полномочия по оперативному контролю и регулированию финансовых рынков стран-участниц. В совете директоров, кроме западных держав, должны быть представлены Китай, Бразилия и Саудовская Аравия, пишет один из самых влиятельных американских экономистов Джеффри Гартен. Однако развивающиеся страны выступают против этой идеи.
…Страны БРИК предлагают сохранить МВФ в его нынешнем виде, просто пересмотрев доли участия в фонде в соответствии с реальным весом экономик стран-акционеров. Концепция Мирового центробанка им не близка, потому что США хотят передать ему слишком много полномочий, например, позволить регулировать работу национальных суверенных фондов, где хранятся накопления от продажи нефти.
Эти предложения не нравятся ни России, ни Китаю.
…Российская делегация отправилась на встречу G20 вообще без союзников, говорит источник в правительстве. План Москвы в том, чтобы добиваться большего веса в МВФ.
Но теперь Москву слушают не так внимательно. В Кремле и Белом доме это понимают. «Мы будем много рассказывать о значимости России для экономики Европы и вообще говорить о высоком», - объяснял на прошлой неделе, еще до саммита, правительственный чиновник. Если не случится чуда, то России, видимо, придется отказаться от претензий на роль одного из мировых лидеров».