Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Поговорили

Одной из наиболее популярных тем российских СМИ стал в последнюю неделю Красноярский экономический форум.

27 февраля сайт «Newsru.Com» помещает материал под заголовком «Дворкович считает, что государство не готово к затяжному кризису, инфляция может составить 15%»:
«Государство недостаточно готово к преодолению затяжного финансового кризиса, такое мнение высказал помощник президента РФ Аркадий Дворкович, выступая в пятницу на Красноярском экономическом форуме.
…По словам Дворковича, готовность власти пережить длительный кризис заключается в том, чтобы не отказываться от долгосрочных инвестиционных проектов.
…При этом он добавил, что «власть оказалась не готова к тому, чтобы реализовывать проекты, не браться за все сразу, а определить конкретные проекты с наибольшим мультипликативным эффектом». В качестве примера он привел такие проекты, как жилищное строительство и инфраструктура.
Кроме того, Дворкович подчеркнул, что инвесторы и бизнес должны в первую очередь полагаться на свои силы. «Государство никого спасать не будет, инвесторы должны действовать максимально самостоятельно», - сказал Дворкович».
Там же и в тот же день появилась и информация о выступлении на форуме главы Красноярского края, озаглавленная: «Хлопонин: запас прочности у самых сильных регионов России – месяц»:
«...В общей массе регион испытывает первую волну кризиса, но запас прочности даже у такого сильного региона как Красноярский край не бесконечен», - заявил Хлопонин в ходе работы VI Красноярского экономического форума в пятницу.
…По его словам, пока в Красноярском крае кризис выражается в сокращении чрезмерного количества управленческих кадров и сворачивании бесперспективных и убыточных предприятий, но даже у успешных предприятий ресурсы по противодействию кризису на исходе. «Запас прочности у самых сильных регионов России составляет месяц. Начались неплатежи между смежниками крупных предприятий, практически параличом охвачена банковская система, если не принимать каких-то конкретных мер, ситуация сложится критически», - считает губернатор».

2 марта в обсуждение высказываний на форуме включились газеты. Статья Евгении Письменной в «Ведомостях» называлась «Забудьте о помощи»:
… «Сейчас не нужно бегать к государству за помощью, — сказал чиновник (имеется в виду Аркадий Дворкович-В.В.). — Государство помощь не окажет. Никого спасать не будем. Нужно брать на себя ответственность и работать более эффективно». Другой сотрудник администрации президента говорит, что это новая стратегия властей. «Бизнесмены ходят с протянутой рукой к премьеру и президенту и просят денег, это ненормально, — отмечает собеседник «Ведомостей». — Никому меньше 100 млрд руб. уже не нужно». …Первый кризисный шок прошел, все в ситуации разобрались, констатирует сотрудник администрации президента. Поэтому приостановлена выдача ВЭБом кредитов на рефинансирование задолженности перед иностранными банками, объясняет собеседник «Ведомостей». А помощь бизнесу предлагается в исключительных случаях, и «не живыми деньгами, а системными мерами — через субсидирование и госгарантии».
…Дворкович также заявил, что государственная власть не готова к тому, что преодолевать последствия кризиса придется долго. Таким образом, впервые высокопоставленный чиновник публично признал слабость власти в борьбе с кризисом.
…Это политические заявления, говорит сотрудник ведомства, принимающего участие в распределении госпомощи: «Нужно разъяснить людям, что государство помогает не владельцам заводов, а тем, кто на них работает».
…Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков указывает, что государство уже помогает гражданам — поддержкой банков, курса рубля, градообразующих и системообразующих предприятий, например автопрома, где заняты 1,5 млн человек, а вместе с сотрудниками смежных предприятий и их семьями — 10 млн человек. Предприятиям помогают, в случае если у руля стоит разумный менеджмент, проявляющий не иждивенческие настроения, а волю к минимизации кризисных последствий, отмечает Песков.
«Мы и не просим денег у государства, основная проблема для нас — поднять спрос, а для этого надо поддерживать наших клиентов, — отмечает менеджер крупной сталелитейной компании. — Государство способно помочь создать внутренний спрос». Сверхъестественной помощи не нужно, но, чтобы бизнес брал на себя ответственность, нужно сначала изменить структуру экономики, считает президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Большая часть предприятий построена еще при СССР, на них старая структура производства, а это проблема не только собственника, говорит он».

В том же номере газеты со статьей «Кто виноват или что делать?» выступил активный участник форума Сергей Алексашенко:
«…Главный вывод, который я сделал для себя по итогам форума, — и в обществе, и в бизнесе существует огромнейший запрос на откровенное обсуждение сегодняшних проблем по принципу «что делать?». Вопрос «кто виноват?» уже многих не интересует, слишком очевиден ответ.
…Второй, к сожалению не менее значимый, вывод: у меня сложилось впечатление, что власть сегодня не готова к такому постоянному и открытому публичному диалогу. Вернее, она продемонстрировала свою готовность слушать чужие предложения, но еще не готова к публичному обсуждению своих планов и идей.
…Вывод третий: похоже, доминирующая в головах идея на сегодня выглядит так: «Кризис ненадолго, на год-полтора. На это время резервов хватит, а там цены на нефть подрастут, и все будет по-старому». Такое краткосрочное мышление приводит власть к большой ошибке: она считает, что с нынешними проблемами можно бороться традиционным бюрократическим методом — создали антикризисную комиссию (Шувалова), составили план работ и выполнили его. В условиях сильнейшей зависимости экономической ситуации в нашей стране от дел в мировой экономике — а она характеризуется высочайшей степенью неопределенности — никто ни в мире, ни в России не в состоянии гарантировать, что сочиненный план из 55 или 155 пунктов, будучи выполненным идеально, приведет к выходу из кризиса.
…И эта очевидная для меня ошибка властей приводит к главному выводу: существенная, если не главная, содержательная часть дискуссии прошла мимо внимания правительства.
…И последний вывод: финансовых ресурсов у власти не очень много, поэтому безусловный приоритет должен быть отдан поддержке той части населения, которая сильнее всего пострадала от кризиса. Для бизнес-сообщества изменение правил игры, отношения власти к бизнесу, прекращение бюрократического «кошмаривания» намного важнее той финансовой поддержки, которую, впрочем, большинство бизнесменов и не сможет получить. Бизнес на форуме громко и внятно сказал: «Не мешайте нам, и тогда мы сами решим не только свои проблемы, но и ваши!» Конкретных предложений было немало и по точкам роста, и по проблемам банковской системы, и по бюджетной политике. При желании правительство найдет 10-15 предложений, которые можно будет взять в глубокую проработку и поставить галочку напротив строки «Красноярский форум». Может быть, даже какая-то из предложенных мер будет реализована, но… Мне кажется, неправительственные участники форума уже поняли: без реформы неэффективной системы из кризиса будем выходить долго и тяжело».

Негативным моментам в работе форума была посвящена и опубликованная в тот же день «Газетой.Ru» статья «Штурм без взаимного доверия»: «Двухдневный мозговой штурм, предпринятый на Красноярском экономическом форуме властью и бизнесом для поиска выхода из кризиса, не принес революционных решений. По сути, требования предпринимателей к государству свелись к тому, о чем они просили еще в тучные годы. Власть же обижалась, что сама не чувствует поддержки своим усилиям. Доверия не хватает, признали стороны.
«План действий во всем мире одинаков: снижение процентных ставок, поддержка банковской системы, снижение налогов, поддержка экспорта, бюджетные расходы на инфраструктуру. Основное искусство в том, чтобы для каждой страны найти такую комбинацию мер, которая позволяла бы еще найти и максимальный мультипликативный эффект с учетом ограниченности ресурсов», – постарался выразить общее настроение бизнесменов, собравшихся на форуме, генеральный директор, председатель правления СУЭК Владимир Рашевский.
Сегодня такой программы выхода из кризиса у правительства нет. Об этом говорили как бизнесмены, так и чиновники.
…При этом на спасение экономики правительство уже выделило около 10 трлн рублей – сумму, превышающую годовой бюджет страны. «У нас помощь объявлена на 20% ВВП, но не все еще действует. Самое первое, что было сделано, это поддержка банков», – отметил Рашевский. Владельцы компаний возмущались, что государство до сих пор уделяет чрезмерное внимание финансовой сфере.
...Банкиры обвинения опровергали: предоставленная ликвидность не решила многих проблем. Одна из них – списание плохих долгов. «Мы так и не нашли ответа на вопрос, как технологически расправляться с плохими долгами. По какой цене их выкупать: по номинальной или рыночной? Как должны отвечать собственники, доведшие институт до такого состояния?» – спрашивал бывший замминистра экономического развития, а ныне управляющий директор ГК «Тройка диалог» Андрей Шаронов. В этих условиях требования направлять полученные деньги сразу в экономику могут породить новые сложности, уверяли банкиры.
…Однако предприятия не могут ждать, пока банки будут создавать резервы, парировали владельцы и менеджеры компаний.
«Это дело на ближайшие месяцы, а экономику срочно надо спасать», – подчеркнул Рашевский. Некоторые авторитетные эксперты ожидают падения ВВП на 6–8%, тогда как правительство прогнозирует снижение на 2,2%, недвусмысленно напомнил он.
…«Главная поддержка – это жилищное строительство. Оно создает наибольший мультипликатор: это одновременное решение задачи роста и улучшения качества жизни», – предложил Дворкович. Многие участники также говорили о проектах, связанных с венчурным инвестированием, о стимулировании спроса покупателей через лизинговые компании, поддержке малого бизнеса.
При этом государство не должно всех спасать во время кризиса, чуть ли не в один голос заявляли сами бизнесмены.
…Более того, чрезмерное вмешательство государство означает дополнительные расходы, что в условиях высокой инфляции создает дополнительные проблемы.
…В таких сложных условиях и для сохранения макроэкономической стабильности бизнес предложил государству самые дешевые и самые эффективные, с его точки зрения, инструменты: снижение налогов и административных барьеров, усовершенствование законодательной базы. Впрочем, этого бизнес всегда требовал у государства.
…«Мы давно и упорно предлагаем использовать данное нам финансовое благополучие. Необходимо поддерживать реальный сектор через налоги. Например, предоставление налогового кредита в обмен на занятость», – продолжил сопредседатель «Деловой России» Борис Титов. Более того, по его словам, в кризис только увеличивается административное давление, начинают действовать отраслевые нормативы по налогообложению. …Если власть хочет обновить, модернизировать экономику, она должна создать предпринимательский климат.
«Государство должно снизить уровень враждебности к бизнесу», – призывал Шаронов. По словам президента «Баркли» Леонида Казинца, в девелопменте 75% времени уходит только на преодоление регулирования. «Прекратите регулировать бизнес, начните его поддерживать! Не принимайте больше законы и правила, которые ограничивают возможности развития производства!» – восклицал Казинец.
…Власть же хочет, что ее действия поддерживали. «Вся страна это как огромный стадион, который смотрит на игру правительства, как оно борется», – заявил вице-премьер Александр Жуков, добавив, что в любом случае «надо болеть за правительство». Однако на деле это очень сложно, поскольку нет доверия к государству. Пожалуй, именно эта тема была лейтмотивом всех секций на форуме».

Наконец, последний материал в нашем обзоре был также опубликован 2 марта в «Газете.Ru» статья Дмитрия Буртина «Размывание властей»:
«Бывают случаи, когда не сказанное с трибуны важнее, чем сказанное. VI Красноярский экономический форум, завершившийся в минувшую субботу, впервые за время своего существования был интересен не тем, кто именно его посетил, и не тем, что на нем заявлено.
…Десятки антикризисных инициатив, выработанных в ходе откровенного и даже циничного «брэйнсторминга» в Красноярске в пятницу, – тоже не открытие. Есть ли что-то новое в идее субсидирования государством ставок по ипотеке до 7% годовых (Сергей Полонский, Mirax)? Он предлагал это одновременно с осенним клятвенным заверением о том, что недвижимость в России будет расти в цене вечно, пока небо не упадет в Москву-реку. А в мысли отказаться на некоторый срок от проверок бизнеса (Андрей Шаронов, «Тройка диалог»)? Предложи кто-нибудь из присутствующих ковровые бомбардировки моногородов денежной массой, и то не был бы оригинален. Поэтому председательствующий на форуме вице-премьер Александр Жуков констатировал: в меморандуме по итогам форума, который будет передан в правительство, правительство ничего принципиально нового для себя не найдет.
…И красноярский губернатор Александр Хлопонин (управление регионами – у нас тоже бизнес), и глава «Роснефти» Сергей Богданчиков, и гендиректор СУЭКа Владимир Рашевский, и все прочие, живописуя проблемы своих отраслей, старательно обходили тему ближайших перспектив (2–9 месяцев) применительно к возглавляемым ими структурам.
…Понятно, что Дворкович всего лишь транслировал торговую позицию Белого дома, к которому с момента начала кризиса он, по сути, прикомандирован от президента Дмитрия Медведева: «Экономический Кризис, говорите громче, я Вас не слышу».
И не услышу, пока не заорут: вот тогда будем разбираться, а пока подождем. Чего подождем? С 2001 по 2008 год в российской экономике разворачивались три важных процесса. Первый – стабилизация бюджетно-макроэкономической ситуации: она довольно успешно решена как на уровне налоговой и таможенной реформ, так и на уровне новой конструкции бюджета и окончательного встраивания полунезависимого ЦБ в структуры власти. Второй – создание системы власти, отделенной непосредственно от частного бизнеса: «вертикаль» осмысленна только как система госуправления, не инфильтрованная интересами частного бизнеса. В ней допускается лишь «вертикальная», сетевая коррупция и вяло репрессируется «горизонтальная», низовая, которую бизнесу контролировать проще. Третий – создание благоприятного инвестиционного климата: «равноудаленному» капиталу, как российскому, так и внешнему, как «кормовой базе» в меру сил эффективно создавались условия для развития.
Экономический кризис 2007–2009 годов показал: с «кормовой базой» – беда. Третий процесс в кризис можно поддержать лишь сворачиванием первых двух. Иными словами, улучшить «национальный инвестиционный режим» (если хотите, «инвестклимат для своих»), поддержав российских крупных собственников, сейчас можно, лишь отказавшись от макроэкономической стабильности, сблизив позиции государства и частного капитала в вопросах выработки среднесрочных стратегий и разделив взаимные риски.
…На практике в государстве, не обладающем неограниченными ресурсами (таковых с осени 2008 года не обнаружено, и даже правительство РФ одним из последних, уже в ноябре, отказалось от этого заблуждения), есть четыре способа радикального решения проблем бизнеса.
…Способ первый, «германский» – масштабная девальвация национальной валюты и молчаливое согласие государства на сопровождающие его дефолты по частному внешнему долгу (проблема внутреннего долга в этом случае автоматически становится фикцией). Пример Германии 30-х, Турции 80-х, Ирана 90-х показывает, что такого рода действия прекрасно поддерживают национальный экспорт и переводят импорт, в том числе инвестиционный, в разряд престижного потребления.
…Способ второй, «постсоветский» – прямое эмиссионное кредитование частного сектора. В России в 1992–1995 годах этот способ уже опробован и показал свою сравнительную безопасность для частных компаний: большая часть состояний, которые сейчас ищут защиты у государства, возникли в этот временной отрезок. Такой вариант решения проблемы предбанкротного состояния и банковской, и небанковской сферы для крупных собственников выглядит сейчас предпочтительнее всех остальных.
…Способ третий, «американский» – массовая временная национализация компаний с госгарантиями по их долгу. Чуть хуже предыдущего варианта, но сравнительно безопасный – любой владелец частной компании в России осознает, что при чудовищном дефиците госкадров, способных отличить CAPEX от «Тампакса», он в 99 случаях из 100 может рассчитывать на сохранение места топ-менеджера национализированной компании.
…Наконец, четвертый способ, «прибалтийский» – драконовское сокращение госбюджета и госрасходов с одновременным недопущением перераспределения собственности в пользу внешних инвесторов и национализацией платежной системы в одном-двух крупных банках. Это сложнейший вариант для собственников, но сулящий некоторые возможности: в замкнутой системе будет наблюдаться лишь перераспределение титулов собственности среди действующих лиц, но не радикальная смена элиты. Наиболее «праволиберально» настроенные представители бизнеса особенно радовались бы именно этому варианту: он, напомним, отчасти реализован в тех же 1992–1995 годах.
…Однако во всех четырех вариантах государство рискует больше. Все они так или иначе предполагают отмену главного завоевания российского чиновничества 2001–2008 годов –– отделения частного бизнеса от государства. Именно это рефреном звучало во всех выступлениях в Красноярске: проблему можно решить только сообща, пора забыть разногласия и работать вместе.
…И любой из четырех вариантов предполагает замену автократии в России реальной, а не вымышленной олигархией – то есть размывание власти. Помочь – значит поучаствовать, а значит, поделиться ресурсом: зависимость всегда взаимна.
Неудивительно, что Кремль и Белый дом склоняются пока к четвертому варианту как наименее опасному для властной корпорации; но возможности выдерживать его небезграничны, неизбежно принятие элементов из первых трех сценариев.
…А делиться, похоже, все-таки рано или поздно придется. Остановить этот процесс может только бурный рост цен на нефть. Зарубежная активность главного эмиссара Белого дома, Игоря Сечина, показывает: только мировая нефтяная закулиса, если она существует, спасет российскую власть от российского бизнеса, рвущегося в нее на неоспоримых правах побежденного».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости