Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как жить будем

Измененный бюджет-2009 стал в последние дни важнейшей темой отечественных СМИ «В.Путин: Прибегать к печатному станку – неразумно и опасно» - такой материал появился на сайте RBC.Ru 19 марта:

«Премьер-министр РФ Владимир Путин считает «неразумным и опасным прибегать к помощи печатного станка» для решения проблемы дефицита бюджета в условиях кризиса. Такое заявление он сделал сегодня, открывая заседание правительства.
В.Путин напомнил, что не только в текущем году, но и в течение нескольких следующих лет федеральный бюджет будет сводиться с дефицитом. По мнению премьера, это обстоятельство налагает на правительство особую ответственность и требует формирования консервативной бюджетной стратегии, сохранения доверия к отечественной финансовой системе.
В.Путин подчеркнул, что решение проблемы бюджетного дефицита должно осуществляться цивилизованными, принятыми в мировой практике средствами, т.е. за счет накопленных в прошлые годы резервов либо, если такая необходимость возникнет, за счет заимствований на рыночных условиях.
Кроме того, премьер-министр подтвердил, что антикризисный план будет внесен в Госдуму одновременно с изменениями в закон о федеральном бюджете на 2009г. и плановый период на 2010-2011гг. В.Путин добавил, что одновременно антикризисный план должен быть вынесен на широкое обсуждение с участием экспертов, политических партий, деловых кругов и профсоюзов. …При этом глава правительства Владимир Путин добавил, что не считает дефицит бюджета на 2009г. в размере около 3 трлн руб. запредельным. По его словам, такой дефицит при доходах 6,7 трлн руб. и расходах 9,6 трлн руб. составляет почти 50% доходной части бюджета, или 7,4% ВВП. При этом В.Путин подчеркнул: «Это немало, но не запредельно». Он добавил, что весь дефицит будет покрываться из Резервного фонда РФ».

В тот же день в «Ведомостях» публикуется статья Надежды Иваницкой и Натальи Костенко «Деньги — к лету»:
«Россия скоро прекратит жить при $95 за баррель нефти, как это записано в действующем бюджете. Завтра правительство рассмотрит кризисную версию бюджета, бюджеты фондов, антикризисный план и макропрогноз.
Распорядители бюджетных средств сократили расходы на 943,3 млрд руб., антикризисная поддержка выросла до 1,6 трлн руб., говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.
…Фундаментальных разногласий по поводу бюджета уже нет, говорит чиновник правительства, они сняты на совещаниях у вице-премьеров. Недовольные остались, это неизбежно, добавляет другой чиновник, но вряд ли будут жаркие дискуссии.
…В проекте протокола сегодняшнего заседания правительства стоит решение одобрить проект бюджета, рассказывает чиновник, видевший его, но есть там и поручения: проработать вопросы, связанные с пересмотром социальных расходов, расходов на оборону и инвестиций. Нового рассмотрения в правительстве не будет, уверен он, в конце марта бюджет попадет в Госдуму.
Другая судьба — у нового антикризисного пакета. Его правительство вынесет на суд народа и внесет в Госдуму позже.
…В плане три раздела: анализ мер, принятых в октябре — декабре; структурирование антикризисных решений; взгляд в будущее — «за горизонт кризиса», говорит чиновник правительства. Антикризисные меры писались наспех, признает другой чиновник, план все еще очень сырой и будет сильно поправлен — обсуждение завершится к 10 апреля.
…В плане семь приоритетов: социальная защита, сохранение промышленного потенциала, активизация внутреннего спроса, соответствие долгосрочным приоритетам, снижение административных барьеров, поддержка банковской системы, ответственная макроэкономическая политика (сдерживание инфляции)».

Наиболее подробно планы правительства в этот день освещались в «Газете.Ru» – статья «Кризис влез в резерв»:
«…Правительство решило покрыть весь дефицит бюджета 2009 года средствами Резервного фонда. Такое заявление при обсуждении антикризисного плана на заседании кабинета министров сделал премьер Владимир Путин.
…Потратить из копилки придется порядка 3 трлн рублей – столько в уточненном бюджете 2009 года составляет дефицит. …Дефицит получился таким большим – почти 50% доходной части, 7,4% ВВП, – поскольку с наступлением кризиса в России доходы резко упали, а расходы, напротив, выросли за счет трат на антикризисные меры (они составили примерно 1,6 трлн рублей). Из нового антикризисного плана, который в четверг рассмотрело правительство, ясно, куда пойдут эти деньги. 300 млрд рублей направят на госгарантии по кредитам для предприятий, еще 6 млрд руб. – на господдержку экспортеров промышленной продукции. На финансирование реального сектора ВТБ получит 200 млрд руб., Внешэкономбанк – 130 млрд руб., коммерческие банки – 225 млрд руб. Сбербанк получит больше всех – 500 млрд рублей – для повышения устойчивости финансовой системы.
Для поддержки сельского хозяйства дополнительно будет капитализирован ОАО «Россельхозбанк» (45 млрд руб.). Получила прибавку и бывшая вотчина новоиспеченного главы Минсельхоза Елены Скрынник, впервые присутствовавшей на заседании, – капитал ОАО «Росагролизинг» повышен на 25 млрд руб.
Уставный капитал РЖД пополнится 50 млрд руб. в счет компенсации выпадающих доходов из-за снижения темпов роста тарифов на перевозки. Повысят капитализацию и ведущим предприятиям ОПК: уже выкуплена допэмиссия акций ОАО РСК МиГ на 15 млрд руб., принято решение по ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» на 4,12 млрд руб.
12,5 млрд руб. отдадут на закупки автомобилей для федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений – это стимулирование спроса на продукцию автопрома.
На субсидирование двух третей процентной ставки кредита для простых граждан, озвученное ранее Путиным, выделят 2 млрд руб. И 20 млрд руб. выделят субъектам и муниципалитетам для обновления парка автотранспорта для медицинских целей, милиции, коммунальной, дорожной и специальной техники.
В итоге финансовая копилка государства уже за год сильно растрясется. По состоянию на 1 марта, в Резервном фонде было 4,869 трлн рублей. Глава правительства сам признал, что федеральный бюджет России в течение еще нескольких лет будет дефицитным. …В антикризисной программе в качестве цели указано доведение дефицита до 3% ВВП к 2011 году.
Если к этому времени Резервный фонд окончательно иссякнет, государство рассчитывает покрыть дефицит при помощи заимствований на рыночных условиях, но только внутри страны. «На внешних рынках, повторяю, мы заимствовать не собираемся», – отрезал премьер.
…Есть, правда, еще вторая часть копилки – Фонд национального благосостояния, на 1 марта он составлял 2,99 трлн руб. Но власть надеется в значительной степени его сохранить. «К концу 2011 года в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму порядка 2% ВВП», – отмечается в тексте программы. При этом в 2008 году объем ВВП страны составил 41,5 трлн рублей. Эксперты опасаются, что бросить на борьбу с кризисом и залатывание дыр бюджета придется еще больше средств, чем рассчитывают власти.
…«То, что озвучено, это то, что будет на бумаге. А вот как будет в реальной жизни – еще большой вопрос, – отмечает экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. – Бюджетные средства расходуются неравномерно: в первые 10 месяцев расходуется, дай бог, 60% годовых назначений, а в конце года вбрасывается в систему остальная часть средств. В конце года расходы, которые недофинансированы, перейдут на следующий год».
В любом случае расходовать большую часть Резервного фонда за один год просто опасно, объясняют экономисты. …Впрочем, в случае умелого управления ситуацией даже из этого можно извлечь пользу. «Чем быстрее мы потратим резервы, тем более жесткую и эффективную бюджетную политику мы будем вести, и наоборот», – считает Гавриленков. …Дополнительные 43,7 млрд рублей, как и предполагалось, пойдут на стабилизацию ситуации на рынке труда. Регионы получат 90% софинансирования своих антикризисных программ (их стоимость более 25 млрд.рублей). В виде субвенций бюджетам субъектов на поддержку безработных выделят дополнительно 33,95 млрд рублей.
7 млрд рублей – на субсидирование процентных ставок (100% ставки рефинансирования ЦБ) для мясного и молочного животноводства. Еще 10 млрд рублей – на возмещение 80% от ставки рефинансирования ЦБ по кредитам остальных предприятий АПК. Организации рыбохозяйственного комплекса также получат возмещение ставок (1,07 млрд руб).
На 60 млрд рублей увеличен уставный капитал АИЖК. Кроме того, будет оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала (26,3 млрд руб. и 88 тыс. семей).
Расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. Будет разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств Внешэкономбанка. До 30 млрд рублей будет расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешнэкономбанком».

20 марта «Время Новостей» публикует статью Веры Кузнецовой «Вскрытые резервы»:
«…Итак, основной экономический закон пересмотрен в корне - он перестал быть трехлеткой, став обычным бюджетом на текущий год. Изменен считавшийся Минфином «священной коровой» Бюджетный кодекс. Скорректированы, если не сказать полностью заменены, принципы бюджетного строительства: непроцентные расходы превышают доходы на триллионы рублей. Отныне главный девиз кабинета Путина, обозначенный вчера на заседании правительства им самим: «За четыре года уйти от дефицита, если получится». Резервный фонд, накопленный в годы высокой сырьевой конъюнктуры, стал всероссийской «кассой взаимопомощи». И, по оценкам главного хранителя фонда, вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, этих резервов хватит на два с половиной года. А если антикризисный пакет начнет расти в цене, и того меньше.
…Г-н Путин считает, что его кабинет справится с нелегкой ношей. Он обещал пойти по пути «формирования консервативной бюджетной стратегии, сохранения и упрочения доверия к отечественной финансовой системе».
«Решение проблемы дефицита должно осуществляться цивилизованными, принятыми во всем мире средствами - из накопленных в прошлые годы резервов либо, если такая необходимость возникнет - но, хочу подчеркнуть, у нас пока такой необходимости не возникает, - за счет заимствований на рыночных условиях», - заявил премьер. «На внешних рынках, повторяю, мы заимствовать не собираемся», - добавил он. По его словам, Минфин склоняется к заимствованиям на внутреннем рынке, если потребуется. До сих пор Министерство финансов не слишком хорошо относилось к идее внутренних заимствований. Обычно г-н Кудрин рассказывал, что Россия при ее незыблемом Резервном фонде, профиците бюджета и очень скромном внешнем долге правительства - выгодный заемщик как раз на Западе. Впрочем, вчера после заседания правительства Алексей Кудрин подтвердил, что заимствования на внутреннем рынке при необходимости возможны.
…Выйдя к журналистам после заседания кабинета министров, г-н Кудрин произнес: «Это уникальный бюджет». И добавил: «Такой бюджет Россия может позволить себе только в условиях кризиса». Г-на Кудрина можно понять: несмотря на все попытки ограничить расходы, они все же вырастут в условиях рекордного сокращения бюджетных доходов. Сочетание и впрямь уникальное».

Еще резче оценил действия правительства в тот автор статьи «Дорогостоящие амбиции», появившейся в тот же день в «Независимой Газете» Игорь Наумов: «Вчерашнее заседание правительства носило почти судьбоносный характер – рассматривались скорректированный бюджет на текущий год и план антикризисных действий. Цифры, которыми оперировал Владимир Путин, свидетельствовали, с одной стороны, о серьезности ситуации, а с другой – подтверждали готовность государства бороться с кризисом и его социальными последствиями, невзирая на цену этой борьбы. Между тем она высока, и во многом – это плата за политические амбиции премьера. …Сохранено без изменений финансирование ключевых, как выразился Путин, программ – в сфере демографии, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, инновационного развития. «Это – наши приоритеты, и пересматривать их мы не намерены», – торжественно, почти как клятву, произнес премьер.
В актив правительства он записал и последние решения о дополнительном повышении ряда социальных выплат. …Однако стоит напомнить, что уровень этой индексации связан с прошлогодней инфляцией, которая составила 13%. По закону именно настолько должны были быть повышены упомянутые социальные выплаты.
Но времена нынче трудные, и на эти нюансы внимания никто не обращает. Путин констатировал, что кризис продлится долго, на быстрое восстановление нефтяных сверхдоходов рассчитывать не приходится. …Независимые эксперты считают, что сохранение и даже наращивание в условиях кризиса расходов бюджета для Путина имеет принципиальное значение, поскольку служит объективным показателем эффективности его в качестве главы правительства. Отсюда – подчеркнутое внимание премьера к безусловному исполнению всех ранее взятых социальных обязательств, принятие многих из которых инициировано лично им. Кроме того, годы высоких мировых цен на нефть и сырье, составляющие основу российского экспорта, а значит, и основу наполнения бюджета, в обществе ассоциируются с именем Путина – тогда президента.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что в отличие от расходов инвестиционного характера, сокращение которых не вызывает болезненной реакции в обществе, даже минимальное снижение объемов финансирования социальных обязательств власти не приемлют. В народе это сразу вызовет неприятные воспоминания о 90-х годах прошлого века – временах во всех отношениях тяжелых и для экономики, и для социальной сферы страны, говорит эксперт. Он обращает внимание на то, что в скорректированном бюджете-2009 увеличены расходы и на поддержку регионов, которым тоже требуются деньги на покрытие своих социальных обязательств. И федеральный Центр вынужден был пойти на это. По мнению Макаркина, у представителей власти срабатывает инстинкт самосохранения, выражающийся в стремление во что бы то ни стало сохранить стабильность в стране. Увеличение бюджетных расходов с 7,6 трлн. руб. в 2008 году до 9,6 трлн. руб. в кризисном 2009 году главный экономист «Тройки Капитал» Евгений Гавриленков назвал высоким. И не все запланированные затраты пойдут на пользу экономике. Кое-что, убежден он, можно было бы и подрезать, что способствовало бы сдерживанию инфляции. Между тем именно высокие темпы роста индекса потребительских цен, говорит Гавриленков, сегодня превратились для правительства в проблему № 1. Кроме того, он не исключает, что если экономика России получит из бюджета денег больше, чем может переварить, то вся лишняя ликвидность уйдет в доллары. «И это будет помощь уже не отечественной экономике, а американской», – подчеркнул Гавриленков».

Наконец, сегодня, 23 марта, газета «Время Новостей» опубликовала статью исполнительного директора Центра развития Натальи Акиндиновой и директора по макроэкономическим исследованиям ГУ ВШЭ Сергея Алексашенко «Региональные бюджеты - назад к безденежью»:
«Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 году не вызывают вопросов благодаря наличию Резервного фонда, хотя сам дефицит и будет существенным. Но с падением доходов столкнется не только федеральный бюджет -- эта проблема станет большой головной болью для региональных бюджетов, баланс которых обычно близок к нулю (в 2008 году дефицит составил 54 млрд руб.). Падение их доходов потребует уже не «оптимизации», а реального секвестра расходов. Причем сокращения в номинальном выражении, т.е. расходы текущего года окажутся меньше расходов года прошлого!
По итогам января совокупные доходы региональных бюджетов упали по сравнению с январем 2008 года на 24,6%. Правда, собственные доходы регионов при этом снизились на 10,6%, а остальное объясняется сокращением вдвое трансфертов, получаемых из центра… …Однако сегодня Минфин призывает регионы закладываться на более пессимистичный вариант - снижение общей величины доходов с учетом трансфертов на 18% к 2008 году, или на 25-30-процентное сокращение собственных доходов регионов, что сопоставимо с масштабами падения доходов на федеральном уровне. На наш взгляд, потенциал снижения поступлений от налога на прибыль и подоходного налога в январе еще не реализовался полностью, и сценарий Минфина остается весьма вероятным. …Учитывая большую дифференциацию регионов по уровню бюджетной обеспеченности, средние цифры не очень ясно отражают реальные проблемы отдельных регионов. 16 марта Министерство финансов опубликовало перечень мер, принимаемых властями 13 регионов с совокупным бюджетом 1 трлн руб. по сокращению своих расходов. С первого же взгляда бросается в глаза, что ни о какой «оптимизации» бюджета речи не идет. Налицо сокращение расходов даже по тем статьям, которые на федеральном уровне объявлены неприкосновенными:

индексация зарплат бюджетников будет ограничена 10%;
за счет увольнений из бюджетной сферы фонд оплаты труда снизится на 10-15%;
расходы на закупку техники снизятся на 10%, на содержание автопарка - на 25%;
плановые расходы на коммунальные услуги сокращены на 10-15% (неужели внедрены энергосберегающие технологии?);
плановые расходы бюджетных учреждений на питание, медикаменты и транспорт сокращаются на 30%;
объем инвестиций в этих регионах предполагается снизить на 50-90% - экономить будут на освещении, благоустройстве, капитальном ремонте дорог, на новом строительстве;
в восьми из 13 регионов предусмотрен полный (!) отказ от капремонта (видимо, предполагается, что впоследствии он будет проводиться силами МЧС).

…В этой ситуации есть три «плохие новости».

Для Минфина. Подозреваем, что регионы достаточно хорошо видят, насколько федеральный центр стремится не допускать социальных проблем и готов «играть на опережение», выделяя дополнительные средства на эти цели. Именно поэтому для регионов будет абсолютно логично выглядеть финансирование зарплат и пособий по «остаточному» принципу - в такой ситуации Минфин не откажет в дополнительных трансфертах.
Для бизнеса. Следует ожидать, что региональные бюджеты скорее всего станут источником волны неплатежей в экономике, поскольку обязательства они навыдавали, а денег у них может не оказаться.
Для граждан. Из-за сокращения объемов финансирования потенциальная угроза снижения качества оказываемых государством услуг на региональном и местном уровнях видится гораздо более острой, чем думает центр, оценивая ситуацию сверху».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости