Снижение в России инфляции, а также возможность связанной с этим девальвации рубля (напомним, пока он укрепляется) стали в последние дни популярно темой СМИ.
5 мая Сайт Newsru.com
Помещает информацию под заголовком «Инфляция в России резко замедлилась»:
«Инфляция в России в апреле 2009 года составила 0,7% по сравнению с 1,3% в марте 2009 года и 1,4% за апрель 2008 года, сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Рост цен в апреле оказался значительно ниже ожиданий аналитиков (консенсус-прогноз, подготовленный "Интерфаксом", равнялся 1%) и прогноза Минэкономразвития (1,1-1,2%).
За январь-апрель 2009 года инфляция в РФ составила 6,2%, что уже на 0,1 процентного пункта меньше, чем за январь-апрель 2008 года (6,3%). Годовая инфляция в апреле снизилась до 13,2% (к апрелю 2008 года), в марте она составляла 14,0%.
…Среди наблюдаемых видов плодоовощной продукции наибольшее снижение цен в апреле 2009 года отмечалось на фрукты. Так, цены на апельсины снизились на 8,0%, на лимоны - на 4,3%, на виноград и груши - на 2,8% и 1,5% соответственно. Вместе с тем овощи за месяц подорожали в среднем на 3,5%, в том числе капуста - на 6,4%, лук - на 3,8%.
В апреле продолжилось снижение цен на подсолнечное масло (на 2,7% после снижения на 2,9% в марте). Цены на сахар в апреле не изменились после роста на 6,4% в марте.
… Аналитики, опрошенные агентством отмечают, что замедление инфляции связано со снижением платежеспособного спроса населения и укреплением рубля в марте-апреле. По их мнению, инфляция в годовом выражении может продолжить снижаться в ближайшие месяцы».
Сайт RBC.ru помещает в тот же день материал «Инфляция в РФ с начала года составила 6,2%»:
«…В апреле 2009г. наибольший рост цен по-прежнему отмечался на медикаменты. За месяц отдельные виды лекарственных средств отечественного производства (нитроглицерин, анальгин, аспирин, поливитамины без минералов), а также супрастин и диклофенак подорожали на 4,2-8,6%. Кроме того, отдельные виды медицинских услуг подорожали на 2-2,6%.
Среди продуктов питания наибольший прирост цен отмечался на яйца куриные - 4,3%. Среди наблюдаемых видов рыбопродуктов заметно выросли цены на рыбу замороженную - на 2,2-2,9%, а также на соленую, маринованную и копченую - на 2,3%.
На 2-2,7% дороже стали чай, кофе, смеси сухие молочные для детского питания, масло оливковое, консервы овощные, мороженое, пиво зарубежных марок, на 1,5-1,9% подорожали вина виноградные, минеральные воды, сухие завтраки и супы в пакетах, консервы мясные, рыбные в томатном соусе, фруктово-ягодные, а также варенье, джем, повидло и шоколад.
В то же время на 0,2-1,7% подешевели в апреле 2009г. мясо птицы, мука пшеничная, сыры сычужные твердые и мягкие, отдельные виды молочных продуктов и крупяных изделий.
…При этом продолжалось снижение цен на автомобильное топливо. Так, дизельное топливо подешевело на 3%, бензин автомобильный различных марок - на 1,1-1,6%. В то же время тарифы на газ сетевой выросли на 4,7%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер, в апреле 2009г. составил 100,8%, с начала года - 105,2% (в апреле 2008г. - 101,3%, с начала года - 104,5%)».
Наконец, в тот же день, 5 мая "The Wall Street Journal" публикует статью Кэти Мартин «Плохие экономические перспективы России станут испытанием для рубля», открывая таким образом вторую тему, которая у целого ряда авторов будет привязана к теме замедления темпов инфляции:
«Мрачный прогноз роста российской экономики свидетельствует о том, что в ближайшие месяцы страну ждет очередная волна продажи рублей, считают экономисты.
Ранее в этом году многие хвалили российский Центробанк за то, что он смог остановить резкое падение рубля, в результате чего теперь и валюта, и экономика страны наслаждаются периодом относительной стабильности.
Однако ситуация в налоговой и кредитной сферах продолжает ухудшаться, и это означает что Россию может ждать новое ослабление валюты.
…Большую часть прошлого года курс рубля к условной бивалютной корзине из доллара и евро держался на уровне примерно 30 рублей, пока падение цен на нефть и политические не спровоцировали бегство капиталов, объем которого составил около 200 миллиардов долларов.
…Власти никогда не утверждали, что проблем у рубля больше не будет, однако отток средств явно замедлился. Спекулятивные фонды сочли невыгодным продавать рубли, которые стало слишком дорого занимать, и прекратили делать ставку на иностранную валюту, ослабляя рубль, в результате чего в последние недели он держался твердо.
…Проблема в том, что, хотя Центробанк и смог добиться временной валютной стабильности, экономические условия для бизнеса и простых людей остаются в России тяжелыми.
…Официально Россия утверждает, что ее экономика, вероятно, сократится в 2009 году на 2,2 процента, хотя министр экономического развития недавно признала, что прогноз Международного валютного фонда, предсказывающий 6-процентное сокращение, может оказаться ближе к истине.
…В конце апреля плохие прогнозы уже заставили Центробанк снизить учетную ставку впервые за два года. Она была сокращена на половину процентного пункта и теперь составляет 12,5 процентов.
Новые данные, опубликованные во вторник, показывают, что инфляция замедляется быстрее, чем предсказывали большинство экономистов. Это повышает возможность дальнейшего снижения учетной ставки в ближайшие месяцы. UniCredit ожидает, что до конца года она сократится на 200 базисных пунктов.
Если сокращение ставки не поможет подстегнуть спрос, можно ожидать, что Центробанк сменит политику и начнет помогать ослаблению рубля».
6 мая к теме нашего обзора обращаются отечественные газеты.
«Время Новостей» публикует статью Юлии Мироновой «Цены падают без спроса»:
«Инфляция в России в апреле 2009 года составила всего 0,7% по сравнению с 1,3% в марте 2009 года и 1,4% за апрель 2008 года, сообщил во вторник «Росстат». Темпы роста цен замедлились, но достаточно ли этого, чтобы выдержать прогноз на год, эксперты предсказать не берутся - фиксировать длительную тенденцию еще рано. При этом оживление экономической жизни в стране вряд ли скажется на показателях инфляции в лучшую сторону.
…Некоторые аналитики поспешили увидеть в этих данных не просто надежды на успешное выполнение годового прогноза инфляции в 13%, но даже возможность замедления темпов роста цен до однозначных показателей. Но большая часть экспертного сообщества склоняется к осторожным оценкам.
«Важно понять, насколько долгосрочный характер носит эта тенденция, -- говорит Мария Катаранова, эксперт Экономической экспертной группы. -- При этом замедление темпов роста цен наблюдается по всем основным группам товаров, и в основе этого процесса лежит сокращение доходов населения». Г-жа Катаранова соотносит показатели инфляции не столько с данными по реальным доходам (из-за сложности адекватной оценки этого критерия), сколько с динамикой денежной массы. «Сокращение денежной массы за первый квартал составило 9,5%, мы ушли в отрицательные значения с начала года, темпы падения постоянно увеличивались, что и обусловило динамику потребительских цен», -- говорит эксперт и отмечает, что эта тенденция вряд ли сохранится до конца года. Важную роль в замедлении темпов роста цен сыграло и улучшение инфляционных ожиданий. Практически исчерпал себя такой фактор, как девальвация рубля, что также позволило несколько придержать рост цен.
Но Мария Катаранова замечает, что нужно быть более осторожными в ожиданиях: «На мой взгляд, еще рано говорить, что инфляция по итогам года будет однозначной. Да, мы можем воспользоваться сложившимися тенденциями в своих интересах, пока нам помогает и то, что принимаемые правительством меры по оживлению экономики не дошли полностью до реального сектора. Но нужно быть готовыми и к ухудшению внешних условий, и здесь многое будет зависеть от последовательных действий правительства и Центробанка».
«В лучшем случае эта тенденция сохранится до конца лета, но нельзя исключать, что в случае дальнейшего падения доходов населения предприятия воспользуются ситуацией, чтобы увеличить свою долю рынка. Кроме того, свою роль - скорее в отрицательном смысле -- сыграет и новый график повышения цен на газ», - считает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. По мнению эксперта, вряд ли можно говорить о целенаправленной борьбе с инфляцией со стороны правительства, это скорее побочный эффект действий по стабилизации валютного курса. «В результате эффект девальвации, скорее всего, уже отыгран. Но есть опасность, что на рост цен окажет влияние покрытие дефицита бюджета из Резервного фонда. В любом случае оживление экономики будет сопровождаться ускорением темпов роста цен», -- говорит г-жа Орлова».
Статья Алексея Шаповалова «Инфляция устала расти» появилась в тот же день в «Коммерсанте»:
«…Согласно опубликованным вчера данным Росстата, инфляция в апреле 2009 года выросла всего на 0,7% — ровно в два раза меньше, чем в апреле 2008 года. При этом в последние две недели апреля еженедельные темпы роста потребительских цен сократились до 0,1%. Существенное замедление инфляции в апреле послужило тому, что накопленный с начала 2009 года рост потребительских цен оказался меньшим, чем за соответствующий период 2008 года, 6,2% и 6,3% соответственно. Базовая, или монетарная, инфляция, которая в определении Росстата "исключает изменение цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер", в апреле 2009 года замедлилась до 0,8% по сравнению с 1,3% в апреле 2008 года.
Как правительство, так и независимые экономисты ожидали замедления темпов роста потребительских цен, но апрельская цифра оказалась для всех неожиданной. "Я не думал, что инфляция сократится столь существенно",— говорит Владимир Тихомиров из "Уралсиба". Минэкономики ожидало, что в апреле цены вырастут на 1,1-1,2%. Господин Тихомиров отмечает, что основными краткосрочными факторами, повлиявшими на сокращение инфляции в апреле, стали падение цен на бензин — на 14,8% по сравнению с апрелем 2008 года и падение цен на плодоовощную продукцию — на 3% в годовом выражении. По мнению экономиста, основным фактором снижения цен на бензин, фрукты и овощи стало сокращение потребительского спроса — традиционно весной цены на плодоовощную продукцию растут.
Большинство опрошенных "Ъ" экономистов полагают, что начиная с апреля произошел перелом тенденции: теперь потребительские цены будут снижаться. Главным образом это будет происходить благодаря тому, что эффект девальвации рубля, который отражался в росте импортных цен весь первый квартал 2009 года, в апреле фактически был исчерпан, а сокращение доходов домохозяйств и рост безработицы будут в обозримой перспективе существенно ограничивать спрос и цены.
…Впрочем, Владимир Тихомиров из "Уралсиба" не торопится пересматривать свой прогноз и считает, что инфляция в 2009 году будет не менее 13%, связывая это с набором рисков, включающих в себя вероятность низкого урожая, возможность всплеска инфляции в мировой экономике, накачанной "антикризисными" деньгами, и ухудшение мирового экономического климата, что может привести к повторной девальвации в России».
Достаточно жестко высказался на интересующую нас тему в своем блоге эксперт Эпицентра Алексей Михайлов – «Снижение инфляции в России в апреле – повод для тревоги, а не радости»:
«… Первое, что обращает на себя внимание – это снижение темпов инфляции в апреле – темпы прироста оказались вдвое ниже, чем в прошлом году: 0,7% за месяц против 1,4% в апреле 2008.
Радоваться этому или, наоборот, бить тревогу? Я бы бил тревогу. Это – свидетельство нового витка экономического кризиса в России. Разберемся, почему цены росли и почему они сейчас упали.
Казалось бы экономические власти России так давно мечтали снизить инфляцию,но никак не могли этого сделать – поток долларов от нефти и иностранных займов нам все время мешал.
…И вот настал кризис. Цены на нефть резко упали, поток иностранных займов одномоментно прекратился и, наоборот, начался отток долларов на погашение этих займов. Основные причины роста цен ушли. А что инфляция? А она этого словно не заметила. Потребительские цены продолжали расти темпом чуть больше процента в месяц, что бы не происходило в мировой или российской экономике.
Это было невероятно:
- Девальвация, которая должна была резко удорожить импорт, составляющий половину розничного товарооборота – никакого влияния на инфляцию.
- жесткая денежная политика ЦБР (сокращение денежной массы М2 с октября до уровня на 7-8% ниже докризисного 1 сентября, а с января – еще на ступеньку ниже – до уровня на 15% меньше докризисного) – и никакого влияния на инфляцию.
- падение реальных доходов населения – и никакого влияния на инфляцию...
Такое впечатление, что это просто несообщающиеся сосуды – потребительские цены и вся остальная экономика России. И вот наконец, инфляция снизилась. Как же это случилось?
Начнем с того, за счет чего снизилась инфляция. Главный сектор ее снижения – это «Услуги» (рост на 0,3%, по продтоварам – на 0,7%, по непродтоварам – 0,8%). Внутри сектора услуг мы видим резкое торможение роста тарифов естественных монополий: услуги ЖКХ выросли на 0,1%, пассажирского транспорта – на 0,3%.
…Именно сектор услуг естественных монополий был самым быстрорастущим с начала года: оптовые цены в отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» резко обгоняло рост оптовых цен в обрабатывающей промышленности (результат 1 квартала: 18,3% март 2009/декабрь 2008 против 1,3% в обрабатывающей промышленности), в результате чего стоимость услуг ЖКХ для населения выросли с декабря 2008 по март 2009 на 17% (при росте цен на продтовары на 5% и непродтовары – на 3,8%) - темпы прироста выше более, чем в 3 раза. Как видим, именно рост государственно регулируемых цен был ключевым фактором, который не давал снижаться инфляции. Мы имели дело с инфляцией издержек, вызванной ростом государственно регулируемых цен.
…Именно потому, что в России была выраженная инфляция издержек, цены долгое время не реагировали на сокращение денежной массы и доходов населения. Осенью цены на услуги естественных монополий не упали, а в 1 квартале – последовательно росли. И как только они перестали расти – инфляция сразу упала. Денежные рестрикции ЦБР сразу сработали. Отдельный вопрос – почему не сказалась девальвация на росте потребительских цен. В целях экономии места я сейчас его рассматривать не буду.
Однако, явно набирает силу и другой процесс – процесс сокращения платежеспособного спроса населения. Темпы роста розничного товарооборота падали, начиная с осени 2008, однако уровень его впервые оказался ниже уровня прошлого года только в феврале 2009 и падение усилилось в марте 2009. Происходит естественное изменение структуры спроса населения в сторону кризисной структуры (в данном случае мы пока говорим только об изменении цен как показателе динамики спроса населения): спрос на непродовольственные товары и услуги (кроме услуг естественных монополий) явно сокращается, цены на них растут замедленно по сравнению с ростом цен на продовольствие.
… Падение спроса населения является результатом сокращения его доходов. А сокращение доходов – результат промышленного кризиса: рост безработицы (людей не получающих доходы) и падение реальной заработной платы работающих (март 2009/марту 2008 – падение на 5,7%).
Таким образом, падение конечного спроса со стороны населения явно начинает тормозить рост потребительских цен. А это – свидетельство перерастания нашего экономического спада в новую стадию, стадию кризиса перепроизводства, чего до сих пор не было. Мы входим в сужающуюся спираль: падение конечного спроса ведет к сокращению производства, что провоцирует новый виток падения конечного спроса.
…Как только перестали действовать факторы роста инфляции издержек, цены в России пошли вниз. Но сокращение инфляции - не свидетельство оздоровления экономики России и не последствия «дальновидной и последовательной» политики ЦБР и Правительства. Это – результат углубления экономического кризиса в России и доказательство того, что российская экономика находится все еще в фазе спада».
Наконец, 7 мая в «Ведомостях» появляется редакционная статья «Дикий капитализм»:
«Кризис догнал розничную торговлю. В апреле рост цен на все группы потребительских товаров замедлился почти вдвое, сообщил Росстат.
…Нам далеко до Америки и Европы, где из-за кризиса цены снижаются более 10 месяцев подряд. Но важно, что в головах торговцев наконец произошел важный поворот: они осознали, что карманы покупателей пустеют и придется работать в условиях падающего спроса.
Адаптация российского бизнеса к кризисным условиям идет со скрипом: доходы населения начали падать еще в ноябре, а цены затормозились только спустя полгода. Возможно, причина кроется в особенностях российской корпоративной культуры.
Чтобы снизить цену для конечного покупателя, нужно, во-первых, поступиться собственной маржей, к чему отечественные бизнесмены оказались морально не готовы. Производители и торговцы продолжают заботиться о поддержании рентабельности даже ценой сворачивания производства и продаж. Снижение цены воспринимается как поражение и признак слабости.
Во-вторых, переписать ценники в пользу покупателя можно, договорившись со всеми участниками цепочки создания стоимости или путем горизонтальной кооперации разных бизнесов, которые бы мирно делили исхудавший кошелек клиента. Это в первую очередь касается малого бизнеса, работающего на одной территории.
Но навыки кооперации у российского бизнеса почти отсутствуют. Все стараются выплыть поодиночке, нередко за счет своих же дилеров и поставщиков. У нас пока процветает и оплачивается из кармана потребителей дикий капитализм (игра с нулевой суммой, принцип «пан или пропал»), в других странах давно эволюционировавший в сторону культуры обоюдного выигрыша (игра с положительной суммой)».