Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Финансы поют романсы

В последние дни было много тем, активно обсуждаемых отечественными СМИ, но на первом месте все же удержалась тема мирового финансового кризиса. Бюджетное послание президента Медведева, прогнозы МЭРа и комментарии к финансовой политике правительства России соседствовали с оценками ситуации в мире.

25 мая «Газета.ru» опубликовала статью эксперта Центра экономических и политических исследований Алексея Михайлова «Мировой фальстарт»:
«Мировые финансовые рынки переживают затяжную полосу оптимизма. Уверенность в завтрашнем дне позволяет бежать из «безопасной гавани» – доллара, и он падает, уже зашкалив за 1,4 к евро. Да и внутри долларовой зоны бизнес отходит от концепции «кэш – превыше» и начинает вкладываться в финансовые инструменты: растут фьючерсы на нефть, растет фондовый рынок. …И я бы тоже порадовался концу кризиса, если бы не некоторые «но»...
Прежде всего, несмотря на оптимизм, царящий на финансовых рынках, все фундаментальные показатели мировой экономики крайне слабы. И это еще осторожно сказано. Спад в промышленности и ВВП продолжается, безработица растет, потребительские цены замерли в районе нуля с тенденцией к дефляции.
…Главное, что поддерживает экономику США, – это государственный спрос, а именно спрос со стороны федерального бюджета. Его расходы выросли на 5,6% в I квартале. Всем понятно, что федеральные расходы находятся на таком высоком уровне только благодаря резкому росту дефицита бюджета, который за последние полгода подобрался к $1 трлн и продолжает расти. Очевидна чисто кризисная картина. Но именно в конце I квартала, в марте, Dow Jones рванул резко вверх...
…Промышленность в апреле продолжает падать, по отношению в прошлому году спад продолжает нарастать: с минус 10,7% в январе до минус 12,5% в апреле.
Потребительские расходы и доходы населения после всплеска в феврале вновь упали в марте. То же произошло с началом строительства новых домов в США и их продажами.
В Европе картинка не лучше, а даже хуже.
…Промышленность в еврозоне с октября 2008 года набирает темпы падения, в марте годовой спад был 20,2% (а еще в декабре – «лишь» 12,3%). Безработица продолжает расти, достигнув тех же цифр, что и в США, но раньше – 8,9% уже в марте. Но если ситуация в Европе хуже, почему же растет евро к доллару? Он же должен был упасть, тем более что европейский Центробанк недавно вновь понизил свою ставку. Финансовые рынки ведут себя крайне неразумно...
Принципиально важна ситуация с ценами. Выход из кризиса – это начало роста мировой экономики. Расти она может только на росте спроса – потребительского, государственного, инвестиционного. Первое же последствие роста спроса – это, конечно, рост цен. Именно этот сигнал дает импульс росту экономики. Если нет роста цен – то нет и роста спроса.
Давайте забудем вдалбливаемую нам в голову нашими властями последние 17 лет идею о том, что чем меньше инфляция, тем лучше. В период выхода из кризиса это ровно наоборот.
…Инфляция упала во всех странах Европы (даже в Прибалтике и Восточной Европе), кроме Великобритании и Норвегии. В четырех странах Европы – уже годовая дефляция.
…Абсолютно аналогичная картина и в России. Спад ВВП очевидно ускорился в I квартале. Промышленность в апреле установила новые рекорды спада. Причем первоначально заявленные экономическими властями темпы спада ВВП и уровня безработицы были затем пересмотрены в сторону сильного ухудшения.
Инфляция в апреле начала падать. И раньше-то она держалась только за счет роста государственно регулируемых цен естественных монополий. Как только рост прекратился, она стала сокращаться.
Уровень безработицы и спада ВВП в России выше, чем в США (и Европе), но при этом рубль к доллару укрепляется. А фондовый рынок отскочил от своих минимальных значений в ноябре 2008 года вверх в 2 раза.
Итак, что мы имеем на сегодняшний день. Все фундаментальные показатели мировой экономики пока свидетельствуют о продолжающемся кризисе. Разве что в США можно говорить о том, что спад сокращается, и то еще очень предположительно. А финансовые рынки, заткнув уши и закрыв глаза, растут и, несмотря ни на что, продолжают демонстрировать оптимизм до сегодняшнего дня.
…И чем дольше продлится период оптимизма финансовых рынков, тем тяжелее будет отрезвление и сильнее последующий спад».

«А.Кудрин: Госрасходы поставили рекорд за последние 10 лет» - этот материал появился 25 мая на сайте «РБК.ru»: «Государственные расходы за последние месяцы составили рекордный за последние 10 лет объем по отношению к ВВП. Такие данные привел сегодня вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
«Расходы бюджета за последние три месяца составили рекордную сумму за последнее десятилетие. Если взять еще и декабрь, то здесь мы увидим 40% к месячному ВВП», - сказал А.Кудрин.
Кроме того, он отметил, что за ноябрь-декабрь 2008г. и первые четыре месяца 2009г. госрасходы достигли 26,7% ВВП. …Он также сообщил о том, что сокращение доходов бюджета РФ в I квартале фактически достигло 35% по сравнению с тем же периодом 2008г. А.Кудрин уточнил, что снижение без учета доходов от размещения государственных резервов составило 27% к аналогичному периоду прошедшего года.
Министр напомнил, что такие доходы в I квартале 2009г. составили 275 млрд руб., и без их учета сокращение достигло 35%».

Внимание газет и Интернет-изданий было приковано и к бюджетному посланию, с которым в этот день выступал Дмитрий Медведев. Статья главы РСПП Александра Шохина, опубликованная «Ведомостями» так и называлась «Ждем послания»:
«…Некоторые слова, как известно, имеют свойство становиться реальностью, даже если речь идет о стратегических правительственных документах. К сожалению, реальностью 2008-2009 гг. стали слова про «наиболее острые проблемы».
Приведу несколько цитат: «Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен — одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования».
…Кризис подтвердил правильность ключевой мысли: «Бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности».
Эти «проблемы и опасности» не просто были угаданы и спрогнозированы, они превратились из категории «страшных снов» в действительность, в которой приходится жить и работать.
…В прошлом году ставилась задача повышения качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Предполагалось в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий, и создать правовую базу для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений.
Кризис привел к обратному результату — доля государства в экономике растет. Поэтому бюджетное послание должно дать четкий ответ: какова будет судьба новых государственных активов (приватизация сразу после завершения кризиса, сохранение в управлении и т. д.) и как государство планирует использовать доходы от этих активов (целевым методом для решения наиболее сложных проблем, например реализации пенсионной реформы, или «обезличенно» перечислять в бюджет).
…Кризис продемонстрировал уязвимость бюджетов регионов и муниципалитетов в условиях нестабильности. Необходимо вернуться к вопросам более эффективного распределения налогов по уровням бюджетной системы, чтобы кризисные ситуации равномерно распространялись на бюджеты всех уровней, а не концентрировались на каком-то одном.
…К сожалению, характеристикой политики в налоговой сфере становится несоблюдение значительной части договоренностей. Бюджетное послание — 2008 предполагало усиление роли бюджета в стимулировании роста экономики. В частности, в прошлогоднем бюджетном послании была поставлена задача окончательно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего снижения налоговой нагрузки, в том числе в отношении сроков реформирования налога на добавленную стоимость.
Задача не решена. Отчасти помешал кризис, отчасти — принципиальная позиция Минфина, который полагает, что большего снижения налогов бизнесу ждать не стоит, но стратегии стимулирования экономики, как и снижения налоговой нагрузки, не появилось. …Аналогичная ситуация с пенсионной системой: предполагалось, что будут упорядочены источники финансирования пенсий, будет обеспечено более эффективное управление пенсионными накоплениями. Реальность отличается от продекларированной в бюджетном послании 2008 г.
Тот формат, в котором реализуется пенсионная реформа, это все-таки не реформа, а попытка решить тактическую задачу нехватки денег самым простым путем — пусть тот, у кого деньги есть, даст еще немного.
…При этом опять пытаются оставить за скобками вопрос о компенсации повышения нагрузки на бизнес, хотя, когда проект реформы только начал обсуждаться, все были согласны, что она нужна. В противном случае — зарплаты в конвертах, ограничения найма и другие «позитивные» результаты. Кризис лишь увеличил эти риски.
Меры, которые пытаются представить как компенсирующие (снижение налога на прибыль и т. д.), ими не являются. Это точечные и не всегда самые эффективные решения, многие из которых — просто исправление ошибок, а не льготы или стимулы.
Бизнес настаивает на переходе от ЕСН к полноценному социальному страхованию. Финансирование нестраховых выплат и базовой пенсии должно осуществляться за счет федерального бюджета. Необходимо определить альтернативные источники пополнения Пенсионного фонда, в том числе за счет активов, прямо или косвенно принадлежащих государству».

Наконец, к вечеру того же дня «Газета.ru» в статье «Оптимизм в бюджет не входит» дала первый анализ прозвучавшего послания:
«…Представляя бюджетное послание членам правительства, президент Дмитрий Медведев начал с невеселых прогнозов. Он заявил, что глобальный экономический кризис «далек от завершения», а падение ВВП России в 2009 году будет глубже первоначально ожидавшегося. «Впервые за последние 10 лет расходы будут выше доходов. Дефицит бюджета составит не менее 7% ВВП», – сказал президент.
«Кризис будет затяжным», – согласен с президентом министр финансов Алексей Кудрин.
…Правительство прогнозирует дефицит бюджета по итогам текущего года в размере 7,4% ВВП, поправил президента министр. «В 2010 году мы ожидаем, что дефицит бюджета составит 5%, в 2011 году – 3%», – добавил он. Но уже в следующем году Резервный фонд, скорее всего, будет потрачен, признал министр, ранее заявлявший, что финансовая подушка позволит России безбедно существовать чуть ли не до 2012 года.
…Закладывать в бюджет оптимистические оценки Кремль больше не готов. Конечно, цены на нефть и газ могут оказаться выше, чем сейчас, что положительно отразится на исполнении бюджета, признал Медведев, но бюджетное планирование «должно основываться на консервативных оценках динамики цен на сырьевые ресурсы».
Это означает, что в стране будет включен режим жесткой экономии расходов. Правительство в ближайшие два-три месяца определится, от каких расходов оно должно отказаться, сообщил помощник президента Аркадий Дворкович, комментируя послание. …Вопреки пессимистическим прогнозам, Дмитрий Медведев в очередной раз подтвердил намерение властей исполнять социальные обязательства в повышенном объеме. Это касается и 2009 года и трех последующих. В первую очередь речь идет об индексации пенсий и расходах на стабилизацию рынка труда, конкретизировал президентский наказ Дворкович.
…«Нельзя допустить увеличения дефицита бюджета более чем на 7–8%», – солидарен научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. В то же время, по мнению эксперта, нужно объяснить, что сокращение расходов – «не драма, которую мы не переживем». «За тучные годы мы довольно сильно размахались в тратах, – отмечает Ясин. – Надо бороться с этими тратами». Но эксперты опасаются, что после долгих лет наращивания расходов столь резкий переход в режим экономии может привести к сокращению тех статей, которые обеспечивают рост экономики».

26 мая «Газета» посвятила бюджетному посланию статью Константина Смирнова и Ксении Батановой «Бюджетная революция Дмитрия Медведева»:
«…Бюджет-2010 в соответствии с бюджетным посланием президента кардинально изменят. Он, во-первых, будет существенно уменьшен по сравнению с ныне действующим. Во-вторых, что еще важнее, наконец станет по существу проектным и конкурентым. Последнее предполагает конкурс между главными получателями бюджетных средств, которым предстоит доказывать свои претензии на казенные деньги.
…Допдоходов пока найти не удалось. Так что эффективность бюджетных расходов становится лозунгом дня. Тем более что расходная часть бюджета - 2010, как было заявлено вчера на совещании в Кремле, существенно в номинальном выражении снижается по сравнению с текущим годом.
…Премьер Владимир Путин предложил сдать проект бюджета в Госдуму не 26 августа, как в Бюджетном кодексе, а 1 октября. Еще один кризисный урок из послания президента - "разумная политика сдерживания роста государственных расходов". Впервые за последние 10 лет бюджет следующего года будет заметно ниже нынешнего. Точных цифр пока нет. Это определится после ожесточенных схваток получателей бюджетных средств. Внешнеэкономические прогнозы таковы, что в России в лучшем случае за счет возобновления роста нефтецен (до $75 за баррель) 2010 год покажет небольшое оживление экономики, в худшем - продолжится падение хотя и более низкими темпами, чем в первом квартале этого года (-9,5% ВВП).
Есть и еще одна причина резкого сокращения бюджетных расходов - поддержание макроэкономической стабильности, в частности, сокращение темпов инфляции. Меньше рост цен - дешевле кредит. А именно удешевление кредита, по Кудрину, и есть один из главных инструментов возобновления роста.
Необходимо уменьшить дефицит бюджета. В 2008 году его планируется удержать в пределах 7,4% ВВП, в будущем году - 5%, в 2011 - 3%. Цифра 5 критическая. По подсчетам Кудрина, при таком дефиците Резервный фонд иссякнет к концу 2010 года. Начало его восстановления возможно только при 3-процентном дефиците и цене на нефть выше $50 за баррель.

…Десять бюджетных задач Дмитрия Медведева

Первая - исполнение социальных обязательств и придание им более адресного характера.
Вторая - последовательное снижение бюджетного дефицита. При этом бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределенных резервов, что позволит гибко реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию. В частности, необходимо будет определиться с параметрами индексации фондов оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и минимального размера оплаты труда по итогам исполнения бюджета за первое полугодие текущего года, сохранив возможность последующей корректировки по итогам года.
Третья - переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Следует последовательно внедрять в практику формирования бюджета программные и проектные подходы.
Четвертая - поиск оптимальных форм поддержки как реального сектора, так и финансовой системы.
Пятая - кардинальное повышение качества публичных услуг. Не бояться переходить во многих случаях от производства услуг к их приобретению государством в интересах граждан на конкурентном рынке.
Шестая - принципиальное усовершенствование механизма государственных закупок. Случаи завышения цен, то есть по сути прямой коррупции, должны последовательно и оперативно пресекаться, иначе будут обогащаться присосавшиеся к бюджету преступники.
Седьмая - определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки. В частности, надо разработать налоговые стимулы повышения энергоэффективности производства. Необходимо также внимательно проанализировать и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки для смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта увеличения взносов системы пенсионного и медицинского страхования.
Восьмая - важно установить ответственность за эффективное расходование средств на каждом уровне публичной власти. Бюджетные субсидии не должны быть средством финансирования любых расходных обязательств.
Девятая - надо завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни для граждан старшего поколения. В 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тыс. рублей в месяц.
Десятая - необходимо приступить к созданию так называемой безбарьерной среды для инвалидов.
…Основными докладчиками на президиуме правительства вчера стали вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин и его заместитель, статс-секретарь Сергей Шаталов. Министр финансов докладывал об итогах исполнения федерального бюджета за первый квартал и изменениях в закон о федеральном бюджете на 2009-й и плановый период 2010-2011 годов. Сергей Шаталов - об основных направлениях налоговой политики, от которой во многом зависит наполняемость бюджета. Согласно данным Минфина, дефицит бюджета за первые три месяца 2009 года составил 29,7 млрд рублей. Доходы федерального бюджета составили 1,73 трлн рублей, расходы - 1,76 трлн. Объем ВВП составил 8,2 трлн рублей, при этом уровень инфляции - 5,4%. Основные параметры бюджета на 2010 год Минфин собирается внести в правительство в конце июня - начале июля, сообщил Алексей Кудрин. Он пояснил, что Минэкономразвития в конце июня представит уточненный прогноз развития экономики на 2010-2012 годы, на основе которого Минфин и подготовит основные параметры бюджета.
Сейчас ожидается, что расходы будут сокращены примерно на 30% к запланированному ранее, а дефицит составит до 5%».


Корреспондент «Газеты» также задал вопрос «РАСШИРЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ СТИМУЛИРОВАЛО СПРОС. ТЕПЕРЬ РАСХОДЫ СОКРАЩАЮТСЯ. В ЧЕМ ЗДЕСЬ АНТИКРИЗИСНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ?» ряду экспертов:

«ИВАН ГРАЧЕВ, депутат Госдумы (фракция «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь»), председатель общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства»
Наш министр финансов реализует со своими сторонниками старую затею, что самое главное - это макроэкономическая стабилизация. Есть данные по сокращению денежной массы, так вот с января по апрель она реально сократилась на 30%. Это означает, что где-то кому-то фактически не доплачивали, скажем, оборонным предприятиям, а также учителям, врачам и так далее. Подавление инфляции не может быть самоцелью. Жертвовать реальным сектором ради того, чтобы держать 32--33 рубля за доллар, по-моему, совершенно неправильно. Целью должно быть нормальное развитие реального сектора и нормальное социальное состояние общества, а все остальное - средства. Сейчас эта цель с помощью явных или неявных методов забивается сторонниками старого подхода.

…МАРТИН ШАККУМ, сопредседатель комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ
Увеличение бюджетных расходов не столько увеличивает спрос, сколько увеличивает инфляцию. Инфляция - это одно из тягчайших последствий кризиса. Поэтому сокращение расходов, особенно связанное с различными выплатами населению (в том числе и зарплат), и является мерой борьбы с инфляцией. Конечно, вопрос инфляции стоял и до кризиса, и вообще такой вопрос стоит всегда. И все же самое главное в том, а каковы ее размеры. Сейчас она укладывается в те параметры, которые спрогнозировало правительство, и можно ожидать, что будет на уровне 13--15%. Это допустимо, и главное, чтобы она не была больше. Важнейшим инструментом борьбы с инфляцией являются государственные инвестиции в инфраструктуру. И, конечно же, нужна адресная поддержка реального сектора. Кудрин сказал, что в 2010 году инфляция у нас может быть 10%. Снижение инфляции - это, конечно, хорошо. Но я не являюсь сторонником той политики, апологетом которой является наш министр финансов. Его метод снижения инфляции - это как раз сокращение инвестиционных расходов.

…СЕРГЕЙ БОРИСОВ, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Я не думаю, что сейчас главное - это борьба с инфляцией. Самое важное сейчас - это качнуть экономику в хорошее движение и придать ей импульс. Ведь она у нас сейчас достаточно статична. Малый и средний бизнес могут удовлетворить спрос на внутреннем рынке, а вот оборотных средств просто не хватает. Государству было бы правильнее не столько бороться с инфляцией, сколько придать экономике импульс движения».


27 мая «Ведомости» опубликовали статью Владимира Милова «Противоречивые сигналы»: «Президент Медведев и премьер Путин, похоже, решили окончательно запутать нас по поводу того, как они представляют себе дальнейшее развитие экономического кризиса и свою политику в этой связи. Два месяца назад правительство опубликовало программу антикризисных мер, центральным элементом которой было сохранение и даже наращивание бюджетных расходов, что «само по себе» называлось «важнейшей антикризисной мерой». Политика кабинета министров явно строилась на предположении, что кризис недолог (сам Путин не так давно обозначал примерные сроки его окончания как конец 2009 г.) и средства бюджета можно не экономить.
Только что вышедшее бюджетное послание президента, наоборот, говорит о необходимости более консервативной бюджетной политики, о том, что «раздутые расходы становятся неподъемными» и могут стать источником макроэкономической нестабильности, о более затяжном кризисе и перспективе исчерпания резервного фонда.
…Бюджетное послание Медведева можно было бы рассматривать как вызов курсу Путина 2004-2009 гг., основанному на широкой экономической экспансии государства. Путин четко обозначил приверженность сохранению этого курса любой ценой даже в условиях кризиса, хотя жизнь объективно требует его пересмотра.
…Однако Медведев за год своего президентства великолепно освоил науку говорить правильные слова — идет ли речь о коррупции, независимости судов или поддержке малого и среднего бизнеса. Вот и его бюджетное послание начинается с ярких слов о необходимости экономить, после чего имеет место решительное отступление — перечисление обязательств, от которых власти ни в коем случае не собираются отказываться. В сухом остатке расходы, скорее всего, даже вырастут, как это было и с новым бюджетом-2009, — по крайней мере, ясности с этим вопросом бюджетное послание не создает.
Скорее всего, мы являемся свидетелями не столько «вызова курсу Путина», сколько очередной порции эклектичных метаний по поводу антикризисной политики и обостряющейся на этом фоне борьбы интересов. Вряд ли и сам Медведев, и стоящий за подготовкой его бюджетного послания Алексей Кудрин реально готовы к полномасштабной войне с лоббистами по поводу сокращения бюджетных расходов — не та в стране политическая система».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости