Тема возможностей спасти АвтоВАЗ от банкротства стала в отечественных СМИ одной из ведущих.
Начнем с крошечного фрагмента большой статьи «АвтоВАЗ: спасти нельзя банкротить», опубликованной 7 октября в «Комсомольской правде», которую рекомендуем прочесть целиком: «…АНЕКДОТ В ТЕМУ АвтоВАЗ - как Ленин в Мавзолее: деньги на поддержание тратятся немалые, а надежды, что встанет и пойдет, никакой». А теперь – по порядку.
Начнем наш обзор со статьи «Сократить и выселить» опубликованной
«Газетой.Ru» 1 октября:
«Первыми в списки увольняемых с «АвтоВАЗа» включат тех, у кого с начала года были провинности перед администрацией. Причем уволенных могут выселить
из заводских общежитий. Корреспондент «Газеты.Ru» побывал в квартирах, где ждут беды и готовятся к бою.
…За один день, проведенный в Тольятти, создается впечатление, что все его жители работают на «АвтоВАЗе».
Таксист, носильщик, продавщица, официант в том самом единственном кафе. Если они сами и не числятся на заводе в штате, то их родные – отцы, деды,
сыновья, матери, сестры – наверняка там работали или пока работают или собирались работать в будущем. Поэтому стоит заговорить про завод, охотно
рассказывают, что знают.
«Выгонят тех, у кого с начала года зафиксировано большее количество провинностей и, соответственно, выговоров за нарушение трудовой дисциплины. Я это
точно знаю, – Вячеслав, работает на заводе, но познакомились мы с ним, когда он вез меня из аэропорта Самары. – Таких у нас много, в любой бригаде
процентов сорок на чем-нибудь попадались».
…Главная интрига и трагедия города в том, что именные списки сокращенных будут составлены только к середине октября. До этого момента каждый из 102 000
сотрудников не может быть уверен в своем будущем на 100%. В общежитиях страх потерять работу принимает панические настроения от того, что с работой
можно вылететь и из положенной по трудовому договору комнаты.
«Мы сейчас гадаем, кто это будет. Постоянно циркулируют разные слухи – то якобы увольнения вообще отменяются, то наоборот – планируется сократить не
треть, а больше половины завода, – рассказывает молодая женщина, прогуливающая коляску в благоустроенном парке при общежитии. – Кто-то просто тупо
ждет приезда Путина: он даст денег и восстановит и рабочую неделю, и зарплаты в прежнем объеме. Самый больной сейчас вопрос – не будут ли выкидывать
на улицу семьи сокращенных. У нас в арендном договоре написано, что общежитие предоставляется только сотрудникам завода. Администрация ничего
конкретного, как обычно, не говорит, но дает понять, что на жилье уволенным рассчитывать не стоит». …Цены на аренду в Тольятти по сравнению с московскими
– мизерные – около 6 тысяч в месяц. Но и зарплаты – 9 тысяч в месяц в среднем.
В буфете, с белой тюлью на старых окнах и запахом выпечки, сидят по одному усталые, угрюмые, подлежащие сокращению старики. Их будущее уже
определено.
«Я уйти согласился, когда по цехам начали менеджеры ходить, – рассказывает один из них, рабочий завода во втором поколении Павел. – Получу эту
корпоративную пенсию, которую обещают за добровольный уход. А дальше? Не знаю. Может, вообще уеду». Он качает головой, потому что понимает, что эта
угроза, все бросить и уехать, так же бессмысленна, как попытка найти работу в городе.
«Тут вот в чем дело, нельзя сказать, что «АвтоВАЗ» – единственное доступное место работы, – объясняет еще один, житель общежития предпенсионного
возраста. – Есть «Тольяттиазот», «Куйбышевазот», еще два-три завода, не испытывающих автовазовских проблем. Но такую массу народа, какую сокращают,
они, конечно, не переварят. На «Куйбышевазоте», кажется, втором по численности работников предприятии города, занято всего 15 тыс. человек. То есть вдвое
меньше, чем выгонят с «АвтоВАЗа».
Что касается программы альтернативной занятости, активно пропагандируемой Минсоцразвития, то к ней отношение скептическое: «Там платят четыре с
половиной тысячи. Как на такие деньги прожить?» – интересуются тольяттинцы. По данным городской службы занятости, из созданных в рамках этой программы
20 тыс. рабочих мест почти 19 тыс. уже заняты.
…Наверное каждый в Тольятти уверен, что единственный надежный выход из ситуации – дотация из бюджета. Государство по их мнению непременно должно
дать тольяттинцам денег – либо на поддержку самого завода, либо на пропитание им самим».
5 октября в «Ведомостях» появилась статья четырех авторов «Ультиматум Путина»:
«Правительству надоело в одиночку спасать «АвтоВАЗ». Помочь заводу должны и его акционеры, заявил Владимир Путин. Премьер согласился снять с завода
обременительную социальную нагрузку и потребовал от Renault дать заводу денег либо сократить свою долю Или они будут участвовать дальше в
финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей«, — заявил Путин своему первому заместителю Игорю
Шувалову на заседании президиума правительства в пятницу.
…Шувалов рассказал, что финансирование закрепленной за заводом социальной сферы потребует 1,8 млрд руб. в год, кроме того, потребуется помощь
увольняемым сотрудникам и средства на техническое обновление завода. Премьер согласился, что государство должно взять на себя социальные расходы, а
насчет остального потребовал «вести соответствующие переговоры и с иностранными участниками этого акционерного общества — с Renault и Nissan. Мы
пошли на то, что выделили [«АвтоВАЗу»] первый транш [помощи] — 25 млрд руб. — и, по сути защищая их интересы, сделали это таким образом, чтобы не
размывать их пакет».
Эти деньги «АвтоВАЗ» получил весной в виде 10-летней беспроцентной субсидии через своего акционера, госкорпорацию «Ростехнологии».
…Renault стала акционером «АвтоВАЗа» в начале 2008 г., заплатив за блокпакет акций завода $1 млрд. Деньги достались акционерам — «Тройке диалог» и
«Ростехнологиям». Никаких вложений в завод французский концерн не делал.
…Но сейчас «АвтоВАЗ» находится в критическом состоянии: долг составляет 40 млрд руб. (на 90% — короткий), менеджмент прогнозирует в этом году убыток
более 30 млрд руб. Денег на запуск в производство новых машин нет (всего на инвестпрограмму надо 42 млрд руб.), вдобавок завод душит социалка.
Эту проблему государство готово взять на себя. Правительство готово выделить деньги на снятие с баланса «АвтоВАЗа» пансионатов, оздоровительных и
спортивных учреждений, говорит представитель секретариата Шувалова: они будут переведены на финансирование из регионального или муниципального
бюджетов, которые получат дотации из федерального (названные Шуваловым 1,8 млрд руб.).
Взамен государство ждет от акционеров «участия в финансировании модернизации линейки «АвтоВАЗа», добавил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
…Renault может внести свой вклад в «АвтоВАЗ» лицензиями и технологиями, это обсуждается, говорят два близких к «АвтоВАЗу» источника. В виде
компенсации за решение государством социальных и финансовых проблем правительство хотело бы, чтобы Renault в качестве вклада в уставный капитал
передала «АвтоВАЗу» платформу Logаn, замечает чиновник аппарата Белого дома. Это один из вариантов, подтвердил Варданян. Также Renault может помочь
«АвтоВАЗу» под свои гарантии привлечь дешевые кредиты во французских банках, говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу». Песков это не комментирует.
…У Renault есть две недели на то, чтобы определиться.
Именно в такой срок Путин поручил Шувалову сделать предложения по помощи заводу.
Провести допэмиссию акций «АвтоВАЗа» или выпустить конвертируемые в них облигации без учета мнения Renault невозможно (так записано в уставе завода).
Но, по сути, у Renault нет выбора, замечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов: альтернатива — банкротство, тогда завод фактически
перейдет в собственность кредиторов, большинство из которых — госбанки, и Renault останется ни с чем.
Варданян допускает снижение доли «Тройки» в капитале «АвтоВАЗа»: «Возможно, мы будем участвовать в допэмиссии. Многое будет зависеть от цены
размещения».
Если облигации завода выкупит ВЭБ, может снизиться и доля «Ростехнологий», говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу». Представитель госкорпорации это не
комментирует».
Статья Михаила Калмацкого «А «ВАЗ» и ныне там» появилась в тот же день в
«Новых Известиях»:
«Руководство «АвтоВАЗа» обратилось к властям с просьбой о финансовой помощи для модернизации производства и социальной поддержки увольняемых
работников, сообщил в пятницу на заседании президиума правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов. А ведь всего четыре месяца назад автогигант
получил от государства 25 млрд. руб. на условиях, которые другим предприятиям и не снились. И это, не считая других, косвенных видов помощи. Однако дела
у автопроизводителя никак не наладятся, и он вновь уповает на милость властей. Эксперты полагают, что заводу, который не сумел грамотно распорядиться
деньгами, давать их снова не имеет смысла.
Главный аргумент «АвтоВАЗа» – 5 тыс. человек, которые будут уволены до конца этого года. В основном это пенсионеры и люди предпенсионного возраста,
которым предложат досрочно оформить пенсию. Предприятие объявило, что готово частично поддержать своих бывших работников, предоставляя им
возможность продолжить трудовую деятельность на ограниченный срок – 1-2 года. Также увольняемым работникам, которые пожелают открыть свое дело, будет
оказана помощь в виде грантов и микрофинансирования. Правда, все эти блага и льготы руководство автогиганта предполагает оплатить за государственный
счет и просит для этого помощи у правительства.
Игорь Шувалов предложил поддержать инициативу предприятия и выделить деньги на поддержку сокращенных работников. Он попросил две недели на то,
чтобы посчитать, во сколько это обойдется бюджету страны. После этого правительство будет решать – давать деньги или нет.
…Другая статья расходов, которую автогигант также хотел бы переложить на федеральный бюджет, – модернизация производства. Здесь уже властям не
хочется в одиночку тянуть финансовую лямку, и они предлагают другим акционерам «АвтоВАЗа» взять часть расходов на себя. «Что касается технологического
обновления, нужно вести соответствующие переговоры с иностранными участниками этого АО – Renault и Nissan», – заявил премьер Владимир Путин.
…Напомним, что государство совсем недавно уже оказало помощь «АвтоВАЗу». В июне автогигант получил от государства 25 млрд. руб. Причем если другим
предприятиям, поддерживаемым властями, давали помощь в виде госгарантий по кредитам или субсидирования процентных ставок, то Волжскому заводу
предоставили что называется «живые» деньги в виде беспроцентной ссуды от одного из акционеров – госкорпорации «Ростехнологии», которая в свою очередь
получила эти средства из бюджета. Однако эти деньги уже закончились. Еще в августе «ВАЗ» представил отчет, из которого следовало, что от 25 млрд. руб. у
завода осталось лишь 680 млн. Из потраченных средств 80% ушло на погашение долгов перед банками и поставщиками, остальное – на уплату налогов и
зарплаты.
Руководство «АвтоВАЗа» заявило, что благодаря этому финансовая ситуация предприятия улучшилась. Может, оно и так, но в том, что касается основной
деятельности предприятия – производства и продажи автомобилей – положительных сдвигов не произошло. Первую половину этого года автогигант завершил с
убытками в 14,1 млрд. руб. Причем во втором квартале потери были вдвое больше, чем в первом. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом
полугодии продажи Lada снизились на 44% – до 179 тыс. 870 штук. За то же время 2008 года было продано 384 тыс. автомобилей. Из-за падения спроса весь
август основной конвейер стоял. Сейчас предприятие работает, но не на полную мощность. Дальнейшие перспективы также не радужны. По прогнозу компании
PriceWaterhouseCoopers, объем авторынка РФ в 2009 году сократится на 50–60%.
Стоит ли в таких условиях продолжать поддержку автогиганта?
...«АвтоВАЗ» не воспользовался благоприятной ситуацией, когда государство решило поддержать рынок сбыта автомобилей за счет субсидирования процентных
ставок по автокредитам и доставки автомобилей на Дальний Восток. Эта мера подняла сбыт на 6%. «В этих условиях руководство «АвтоВАЗа» приняло решение
поднять цены и автоматически потеряло весь рынок. Весь подъем сбыта ушел на другие российские заводы. …Это была прямая ошибка руководства, связанная
с государственной помощью. Как только государство начинает давать деньги, бизнес очень радуется и прекращает заниматься предпринимательской
деятельностью, становится социальным нахлебником. Эту тенденцию нам ни в коем случае нельзя развивать».
6 октября на сайте «Эхо Москвы» появилась статья Евгения Гонтмахера «Сталинград-2009"»:
«АвтоВАЗ становится чуть ли не Сталинградом борьбы Правительства за сохранение предкризисного status-quo. Смотрите, какие интересные события
разыгрываются в этой битве в самое последнее время.
Владимир Путин делегирует в Тольятти первого вице-премьера Игоря Шувалова для того, чтобы он чуть ли не лично рассматривал каждый случай предлагаемого
увольнения.
Это в кои веки человек, занимающий вторую позицию в федеральном правительстве, будет выполнять роль кадровика пусть крупного, но всё же отдельно
взятого предприятия? Это ли не классический «ручной режим», о неэффективности которого в последнее время говорит даже сам Владимир Путин?
…Наш премьер делает очень жесткое заявление в адрес компании «Рено», которая владеет блокирующим пакетом акций АвтоВАЗа: дескать, если вы, г-да
французы, не будете заниматься модернизацией нашего завода, то государство может позариться и на ваш пакет акций.
…Как известно, бизнес в неволе не размножается.
А уж тем более такой высокотехнологический, как массовое производство автомобилей. Но может быть, государство, окончательно взяв в свои руки АвтоВАЗ,
сможет добиться желаемой цели: обеспечить российскому потребителю конкурентоспособную и доступную автомашину?
Не верю. «Чудеса» научно-технического прогресса советского времени были обеспечены прежде всего за счет рабского и одновременно героического труда,
дискриминацией женщин на рынке труда, а также при помощи элементарного промышленного шпионажа.
Такое впечатление, что судьба России снова решается на берегах Волги.
Что нужно было бы сделать на самом деле? Объявить, наконец, АвтоВАЗ банкротом. Потом продать его за 1 (один) рубль тому инвестору, который, во-первых,
возьмет на себя труд отдать все накопившиеся долги и, во-вторых, вложит деньги в модернизацию производства, получив карт-бланш на увольнения, налоговые
каникулы на пару-тройку лет (пока с конвейера не сойдет действительно достойная продукция. Ей может быть и автосборка моделей того же «Рено», или любой
другой модели.
А государство, отстав от бизнеса, начнет, наконец, заниматься судьбой высвобожденных – их переобучением, перемещением на другие рабочие места,
стимулированием развития малого бизнеса».
В тот же день газета «РБК Daily» помещает статью Даниила Шабанова и Евгении Сергиенко «АвтоВАЗ просит дозаправки»:
«Первому вице-премьеру Игорю Шувалову, заручившись предложениями АвтоВАЗа и Renault, похоже, удалось подобрать нужные слова для премьера
Владимира Путина. Государство готово взять на себя часть нагрузки по АвтоВАЗу, предоставив «Ростехнологиям» средства для докапитализации автозавода.
Другим его акционерам (Renault и «Тройка Диалог») придется принять в этом равнозначное участие.
…АвтоВАЗ для вчерашней встречи в правительстве подготовил презентацию, согласно которой ему требуется в 2010 году докапитализация в размере 70 млрд
руб. Из них 54 млрд должно пойти на погашение задолженности, общая сумма которой к концу 2009 года составит 84 млрд руб. (включая заем «Ростехнологий»
на 25 млрд руб.).
Чтобы запустить инвестпрограмму (на днях завод сообщил, что она составит 42 млрд руб. на 2010—2013 годы), АвтоВАЗу нужно 9,5 млрд руб. Оставшаяся
часть средств необходима, чтобы компенсировать отрицательный денежный поток в 2010 году в размере 2,8 млрд руб.
…Особое внимание Владимир Путин уделил увольняемым работникам (в планах завода сократить 27,6 тыс. человек, половина из которых пенсионеры). Для
защиты их прав премьер направил в Тольятти комиссию Минздравсоцразвития и Пен¬сионного фонда.
В оздоровлении завода будут участвовать и профсоюзы. Их предложения уже известны: по мнению профсоюзного комитета АвтоВАЗа, помимо решения
вопросов социального характера правительству стоит подумать над переносом на территорию Тольятти предприятий Федерального космического агент¬ства,
«Рособоронэкспорта» и дру¬гих госкорпораций. Это должно решить проблему с трудоустройством увольняемых с завода работников.
…По мнению директора российского представительства A.T. Kearney Евгения Богданова, проблема АвтоВАЗа не в том, что он сам по себе неэффективен.
Производственные мощности и оборудование завода на современном уровне, но его бизнес-модель не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Большинство мировых автопроизводителей занимаются всего лишь интеграцией систем, разработанных другими компаниями. В то же время АвтоВАЗ сам ведет
разработки как автомобилей, так и всех его элементов, не имея поддержки со стороны отрасли автокомплектующих. «Чтобы получить хороший автомобиль,
нужно вложить 2 млрд долл. в завод и минимум столько же в отрасль компонентов», — говорит эксперт».
Вечером того же дня сенсационный материал появился на сайте NEWSRU.Com: «Утечка в СМИ: «АвтоВАЗ» впервые признал, что делает плохие автомобили и
неэффективен по всем пунктам»:
«Концерн «АвтоВАЗ», крупнейший в РФ производитель машин, впервые признал, что выпускает автомобили «чрезвычайно низкого» качества, и назвал себя
неэффективным почти по всем пунктам. Впрочем, это не публичная, а «внутренняя» оценка. На нее ссылается агентство Reuters, в распоряжении которого
попала копия презентации бизнес-плана завода. Эту презентацию приготовили для вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Концерн просит у государства 70
миллиардов рублей помощи.
Качество продукции как на уровне поставок, так и на уровне собственного производства, остается «чрезвычайно низким», отмечается в презентации. Плохое
качество Lada частично объясняется «низким качеством покупных комплектующих». «АвтоВАЗ» так и остался зависимым от монопольных поставщиков, не смог
наладить систему «узловой сборки и поставки», говорится в презентации.
Официально в самом концерне утечку и положения документа комментировать не стали.
В системе сбыта предприятия, о необходимости реформирования которой говорил еще прежний председатель совета директоров Владимир Каданников, авторы
презентации также нашли множество недостатков».
8 октября на том же сайте появилась информация «Официальный профсоюз «АвтоВАЗа» выступил против сборки моделей Renault на заводе»:
«Независимый профсоюз «АвтоВАЗа» - «Единство» - выступает за сохранение на «АвтоВАЗе» производства собственных моделей завода, прогнозируя, что
переход к сборке моделей Renault приведет к росту безработицы. «Руководство автоконцерна хочет ориентировать завод на сборку иностранных автомобилей
Renault. Это значит, что завтра потеряют работу рабочие не только вазовских производств, но и предприятий-поставщиков по всей стране», - сообщается в
пресс-релизе профсоюза «Единство»…
…Планы свертывания разработки собственных моделей автомобилей, в которые за последние годы были вложены огромные средства, и перехода к сборке
моделей Renault уже обозначены. Интересы французского производителя очевидны - добиться сокращения объемов выпуска собственной продукции
«АвтоВАЗа» и начать производить на мощностях завода модели из импортных комплектующих», - отмечается в сообщении.
…По мнению профсоюза, для спасения ситуации необходимо создать для сотрудников «АвтоВАЗа» рабочие места на новых предприятиях российской
промышленности. «Только создав такие рабочие места и подготовив работников, можно начать осуществлять реструктуризацию «АвтоВАЗа». В соответствии с
Конституцией РФ именно обеспечение достойного уровня жизни граждан, а не гарантии прибыли бизнесу и возврата кредитов банкам, является прерогативой
социального государства», - говорится в сообщении».
Однако в тот же день на том же сайте появился фактический ответ федерального правительства на заявление вазовского профсоюза – «Шувалов: Renault передаст "АвтоВАЗу" технологии и организует производство новых моделей»:
«Акционер «АвтоВАЗа» французская компания Renault (владеет 25% акций автогиганта) сможет предоставить технологии российскому предприятию после
проведения оценки их стоимости, сообщил первый вице-премьер России Игорь Шувалов в ходе посещения предприятия…
…»Технологии будут оценены и оценены прозрачно, после чего могут быть представлены «АвтоВАЗу», - добавил он. По словам Шувалова, после этого на
предприятии будет организовано производство новых моделей, в том числе по технологиям Renault.
В то же время вице-премьер сообщил, что дальнейших сокращений на предприятии не будет».