Самой большой сенсацией недели стал отказ американского автогиганта «General Motors» от уже почти состоявшейся продажи своей дочерней компании «Opel», купить которую надеялись канадско-австрийская «Magna» и российский «Сбербанк».
4 ноября Интернет-газета «Взгляд» публикует материал Валерия Вдовенкова «Оpel не пустили в Россию»:
«…Автогигант General Motors неожиданно объявил, что отказывается продавать дочернюю компанию Opel консорциуму в составе канадско-австрийского производителя комплектующих Magna и российского Сбербанка, так как «деловая обстановка в Европе улучшается», говорится в заявлении концерна.
«GM скоро представит Германии и другим правительствам план реструктуризации и надеется, что он будет воспринят благосклонно», – цитирует РИА «Новости»
Как отмечается в его заявлении, GM планирует провести полную реструктуризацию расходов в размере 3 млрд долларов, что, по мнению руководства компании, можно успешно осуществить на фоне улучшения деловой ситуации в Европе.
…Как отмечает в среду агентство France Presse, канадский производитель автокомплектующих компания Magna International одобрил решение GM и заявил, что продолжит сотрудничать с обеими компаниями.
«Мы понимаем, что совет (директоров GM) пришел к выводу о том, что в интересах GM оставить у себя Opel, который играет важную роль в концерне», – сказал исполнительный директор Magna Зигфрид Вульф. «Мы и в дальнейшем продолжим поддерживать Opel и GM», – добавил он.
Отметим, что вице-премьер правительства РФ Александр Жуков не жалеет о том, что американский концерн отказался продавать Opel консорциуму Magna – Сбербанк, и уверен, что у российского автопрома есть собственные перспективы развития.
…А вот в Германии с сожалением восприняли решение руководства GM.
В Берлине ожидают, что General Motors своевременно вернет полученный ранее от Германии переходный кредит в размере 1,5 млрд евро, заявил официальный представитель правительства Ульрих Вильгельм. И исходят из того, что запланированная санация повысит эффективность дочерних предприятий GM в ФРГ, а планируемые в рамках реструктуризации неизбежные сокращения будут минимальными.
По данным издания Handesblatt, которое цитирует Deutsche Welle, канцлер Ангела Меркель, которая назвала отказ GM «поражением», попросила министра экономики Райнера Брюдерле поднять вопрос об Opel в среду на заседании кабинета министров.
Премьер-министр земли Гессен Роланд Кох, в свою очередь, выразил возмущение в связи с решением, принятым в Детройте. Учитывая многолетний негативный опыт, связанный с деятельностью управленческих структур GM, не может не возникнуть беспокойства по поводу будущей судьбы компании и сохранения рабочих мест, сказал Кох. «Я очень растерян и в то же время очень зол, что многомесячные старания, благодаря которым Европе удалось найти лучшее решение для Opel, были растоптаны General Motors», – цитирует слова Коха газета Welt.
С резкой критикой в адрес руководства GM выступил и глава производственного совета Opel Клаус Франц. Он обратился к федеральному правительству с призывом отказаться от предоставления обещанной ранее финансовой помощи».
5 ноября «Ведомости» поместили сразу две статьи о сенсационном решении «General Motors». Одна из них – статья Александра Губского «Opel»:
«В многомесячной саге о продаже/непродаже Opel, кажется, поставлена точка: немецкая автомобилестроительная компания остается в собственности General Motors (GM). Совет директоров GM принял логичное и ожидаемое решение: только жесточайшая и неотложная нужда в наличных могла бы сподвигнуть GM на продажу Opel. Но после того как американская компания объявила о росте своих продаж в США впервые за 21 месяц, эта нужда стала казаться не столь уж острой.
Причина решения не в амбициях GM, многие годы носившей титул «крупнейшая автомобилестроительная компания мира». И даже не в том, что сегодняшний Opel, хоть теряет деньги, представляет собой очень лакомый кусок: только что обновленный модельный ряд, бестселлер Insignia, еще один потенциальный бестселлер — новая Astra. А в том, что в нынешней структуре GM каждое из четырех региональных подразделений компании (североамериканское, австралийское, южнокорейское, европейское) отвечает за разработку автомобилей разных сегментов. Opel — за самые востребованные автомобили в нынешней экономической ситуации, малолитражные. GM не может позволить себе лишиться Opel — заменить разработки немецких инженеров нечем.
…Не факт, что в компании Magna Int. сильно расстроились из-за распада сделки. Ведь Magna — один из крупнейших поставщиков автокомплектующих в мире — в случае покупки Opel своими руками создавала конфликт интересов. Если Ford и PSA Peugeot Citroen заявили о том, что доверяют Magna, то другой ее крупный покупатель — Volkswagen высказал серьезную озабоченность грядущей сделкой.
На первый взгляд проигравшей выглядит Россия: о доступе к современным технологиям автопроизводства через покупку европейской компании и о внедрении их, например, на ГАЗе, мечтать больше не приходится. По-моему, оно и к лучшему: в современных условиях нам надо не мечтать о нано- и прочем хайтеке, а задуматься о перестройке госуправления, чтобы дать хоть немного воздуха бизнесу, — тогда и технологии будет кому разрабатывать и кому применять. Без этого все останется болтовней».
Второй материал этого же номера «Ведомостей» - статья Михаила Оверченко, Юлии Федориновой и Максима Гликина «Русские не проедут»:
«…13 членов совета директоров GM заседали шесть часов и вечером во вторник решили отказаться от продажи Opel. Приоритетами при определении судьбы Opel были наиболее стабильный и наименее затратный подход в обеспечении долгосрочного будущего европейского подразделения, говорится в заявлении GM: собственный план реструктуризации Opel/Vauxhall американская компания оценивает в 3 млрд евро.
Magna и Сбербанку, которые были готовы купить 55% акций Opel/Vauxhall за $500 млн, требовалось финансирование в размере 4,5 млрд евро. Предполагалось, что правительства европейских стран, в которых расположены заводы, предоставят госгарантии по кредитам на эту сумму; больше всего обещала Германия, которая уже выделила 1,5 млрд евро на переходный период.
В Германии, где правительство и профсоюзы Opel поддерживали продажу Magna и Сбербанку, на решение GM отреагировали резко. Министр экономики Райнер Брюдерле вчера назвал его совершенно неприемлемым. Правительство ожидает, что GM до 30 ноября вернет бридж-кредит в 1,5 млрд евро, сказал Ульрих Вильхельм, пресс-секретарь канцлера Ангелы Меркель. Немецкий профсоюз сегодня намерен провести забастовку; в пятницу акции протеста пройдут и в других странах Европы, заявил руководитель совета рабочих Opel Клаус Франц. Однако руководитель британского профсоюза Тони Вудли назвал решение GM правильным и «фантастической новостью для Великобритании»; по плану Magna и Сбербанка на британских заводах, более эффективных, чем немецкие, предполагались значительные сокращения.
…Предварительная сделка с Magna и Сбербанком заключалась совершенно в других экономических условиях, когда GM готовилась объявить о банкротстве, сказал гендиректор GM Фриц Хендерсон членам совета директоров во вторник. Теперь же GM не отягощена долгами и может провести реструктуризацию Opel самостоятельно, добавил Хендерсон. Совет поручил ему найти человека, который мог бы эффективно управлять европейскими активами, пишет WSJ.
Решение GM позволяет ей избежать неопределенности, в том числе политической, которая была связана со сделкой с Magna и Сбербанком, отмечает Марк Фултроуп, аналитик по мировому авторынку CSM Worldwide. Что дальше будет делать Сбербанк, кому в России могут быть переданы полученные от GM технологии, было не совсем ясно. «Учитывая амбиции Сбербанка помочь развитию автомобильного сектора в России, стратегия нового Opel могла существенно расходиться со стратегией GM, у которой оставались 35% акций Opel», — говорит Фултроуп».
«Газета.Ru» в тот же день помещает статью Виктора Мараховского «Рабочих Opel вытолкнули на улицу»:
«В Германии начались акции протеста профсоюзов, вызванные решением GM не продавать Opel и сократить 10,5 тыс. рабочих. На германских заводах Opel прошла временная остановка работы, люди вышли на улицы. Тем временем отмена сделки, возможно, будет обсуждаться на встрече МИД ФРГ и США.
…Протесты рабочих вызвали озвученные вице-президентом GM Джоном Смитом планы сократить расходы на европейские заводы Opel на 30%.
Это будет означать, в свою очередь, сокращение штата компании на 10,5 тыс. рабочих мест. При этом Смит заявил, что план реструктуризации Opel, разработанный корпорацией, «очень похож» на план Magna, и Европа вполне может его принять.
Германские работники Opel отреагировали, однако, крайне резко. За несколько часов до того, как корпорация GM официально объявила о своем решении не продавать дочернее предприятие канадско-российскому консорциуму Magna и Сбербанка, профсоюзные лидеры Opel подписали свое согласие на продажу. Они также выразили готовность отказаться от части зарплаты (около четверти миллиарда евро), чтобы помочь будущему компании.
Решение GM, по словам представителя IG Metall, перечеркнуло это согласие, и американской корпорации не стоит надеяться, что рабочие согласятся на их условия. Как заявил на митинге глава профсоюза Opel Клаус Франц, доверие сотрудников к General Motors «равно нулю, и теперь переговоры с ними надо вести тоже с нуля».
…Глава британского объединенного профсоюза Opel Тони Вудли назвал решение GM «фантастическим» и «наилучшим для Opel и для Англии».
В Великобритании у Opel около 5500 рабочих, и в новых планах хозяев не предусматривается их сокращение. В свою очередь, 2600 сотрудников бельгийского подразделения Opel еще не знают, протестовать им или нет – поскольку, по словам премьер-министра Фландрии Криса Питерса, ясности относительно их судьбы пока нет. Питерс в четверг призвал США как можно быстрее внести в вопрос ясность.
Зато немецкие заводы ожидает не просто сокращение: по планам реструктуризации GM планируется закрыть два завода – в городах Бохуме и Эйзенахе».
«Коммерсантъ» в этот же день публикует статью Дмитрия Беликова и Седы Егикян «Magna и Сбербанк прокатили мимо Opel»:
«…Вчера GM сообщил, что совет директоров концерна передумал продавать 55% акций Opel канадской Magna и российскому Сбербанку. Совет директоров одобрил эту сделку в сентябре (стоимость — ?500 млн, см. «Ъ» от 11 сентября), но она так и не была запущена, и теперь GM решил, что ему выгоднее развивать Opel самостоятельно.
…Таким образом, Magna и Сбербанк не смогли завершить самую амбициозную сделку в российском автопроме. Переговоры о покупке Opel они вели с весны и обошли в борьбе за него итальянский Fiat, китайскую BAIC и бельгийский инвестфонд RHJ. Премьер Владимир Путин называл покупку Opel частью стратегии развития российского автопрома — участие в ней Сбербанка символизировало перенос технологий Opel в Россию. Канцлер Ангела Меркель построила свою избирательную кампанию в бундестаг во многом на продаже Opel — она пообещала предоставить ему госфинансирование на ?4,5 млрд, сохранив, таким образом, рабочие места на заводах Opel. Содиректор Magna и один из идеологов покупки Opel Зигфрид Вольф вчера также поблагодарил Сбербанк «за самоотверженность», отметив, что Magna будет сотрудничать с GM и дальше.
В Сбербанке от комментариев отказались. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков вчера выразил удивление отказом GM от продажи Opel. Он сказал, что Magna и Сбербанк намерены провести «глубокий юридический анализ» этого отказа, и напомнил, что российские власти готовы были взять на себя «часть рисков, в том числе финансовых» в случае, если бы Magna организовала сборку Opel в России (проект оценивался в сумму до ?600 млн). Впрочем, даже если Magna и Сбербанк решатся на «юридический анализ» отказа GM, российское правительство не будет участвовать в этой работе, подчеркнул господин Песков. Российские власти делают немало для вывода российской автоиндустрии из кризиса, в частности готовы помогать АвтоВАЗу, отметил он.
Решение GM может означать, что концерн просто использовал Magna и Сбербанк для того, чтобы добиться госфинансирования для Opel со стороны Евросоюза, а также договориться с профсоюзами Opel о сокращении издержек, говорят источники «Ъ», близкие к переговорам сторон. Действительно, план Magna и Сбербанка в отношении Opel был самым дорогим с точки зрения госфинансирования (?4,5 млрд). Кроме того, Magna договорилась о сделке с ее непримиримыми противниками — Бельгией и Испанией, которые не соглашались на сокращения на своих заводах. Наконец, в понедельник стало известно, что сделку одобрил и профсоюз Opel, который отказался от повышения зарплат и оплаты отпускных — это позволит Opel экономить до ?265 млн ежегодно. Нельзя исключать, что GM изначально не собирался продавать Opel, а Magna и Сбербанк помогли концерну уладить наиболее сложные вопросы, допускает Михаил Пак из ИК «Атон».
…Премьер-министр земли Гессен Роланд Кох и его зам Йорг Уве Хан последовательно заявили, что GM, во-первых, стоит вернуть федеральному бюджету Германии бридж-кредит для Opel на ?1,5 млрд, которые концерн уже получил, а во-вторых, не стоит надеяться на обещанное от Германии госфинансирование на ?4,5 млрд. Представитель канцлера Ангелы Меркель Вильгельм Ульрих также выразил «сожаление» отказом от сделки и пообещал, что госпожа Меркель обязательно обсудит ситуацию с президентом США Бараком Обамой.
Что может предложить американский президент госпоже Меркель, опрошенные "Ъ" аналитики не знают. Понятно лишь, что GM наверняка будет указывать на то, что его собственный план спасения Opel более дешевый, чем дорогостоящий план Magna—Сбербанка, считает господин Пак. В GM вчера уже заявили, что не только с готовностью вернут полученные от Германии ?1,5 млрд бридж-кредитов, «если это потребуется», но и то, что предварительная стоимость собственного плана концерна по спасению Opel всего ?3 млрд. Это госфинансирование предстоит поделить между собой странам Евросоюза, на территории которых находятся предприятия Opel. В Еврокомиссии вчера не стали критиковать действия GM, сказав только, что готовы изучить план концерна в отношении Opel.
То, что сделка с Magna и Сбербанком в итоге сорвалась, неудивительно — она изначально вызывала больше вопросов, чем ответов, говорит господин Пак».
Сегодня, 6 ноября в газете «Время Новостей» появилась статья Ирины Цырулевой и Юрия Шпакова «Большая перемена»:
«Отказ General Motors от сделки по продаже своего немецкого актива -- компании Opel канадско-российскому консорциуму Magna-Сбербанк стал сюрпризом не только для рынка, но и для премьер-министра Владимира Путина. Но это не наносит ущерба интересам России, заявил он вчера на президиуме правительства. «Это говорит о своеобразном отношении американских партнеров со своими контрагентами», - добавил премьер. Ситуация вокруг сделки по Opel - «урок для России, который необходимо будет учитывать в будущем», сказал он. «Мы должны будем учитывать такой стиль взаимоотношений с партнерами в будущем, хотя пренебрежительное отношение к своим партнерам, в данном случае это обращено прежде всего к европейцам, а не к нам, надо будет иметь это в виду в будущем», - заметил г-н Путин.
По словам главы правительства, GM никого не предупреждал и «в явочном порядке поставил всех перед фактом, несмотря на все достигнутые ранее договоренности, подписанные документы, в том числе юридического характера». Тем не менее, подчеркнул премьер, решение GM никак не скажется на планах России, «они никакого изменения не претерпят». «Мы будем работать со всеми, в том числе американскими производителями - компания GM представлена в России, мы будем поддерживать их деятельность в России, так же, как будем поддерживать наши контакты с европейскими производителями», - сказал он. В числе последних г-н Путин назвал немецких, французских производителей - всех, кто пришел на российский рынок. «У нас есть свои большие планы, они в любом случае будут реализовываться - не в рамках данной схемы (покупки акций Opel) - по другим направлениям», - заявил премьер.
…После отказа от продажи Opel американский концерн заявил о намерении санировать свою дочернюю компанию в Европе, сообщила «Немецкая волна». По словам руководителя европейского подразделения GM Карла Петера Форстера, за основу американский концерн намерен взять план санации, разработанный австрийско-канадской компанией Magna. На этот план правительство Германии собиралось выделить 4,5 млрд евро. Но, по мнению главы концерна GM Фрица Хендерсона, санация европейских предприятий Opel и Vauxhall обойдется не более чем в 3 млрд евро, хотя ревизоры оценили ее стоимость в 4 млрд евро. По словам г-на Хендерсона, GM намерен вернуться к плану реструктуризации, разработанному еще в конце 2008 года, который предполагает сокращение накладных расходов на 30%.
Но глава производственного совета Opel г-н Франц вчера назвал путь банкротства шантажом и запугиванием. «Прекратите свою болтовню о банкротстве, - призвал он руководство материнской компании. - Это только вредит нашему бизнесу». Вчера же, по некоторым данным, совет коллектива предприятия должен был обратиться с жалобой в Еврокомиссию в Брюсселе. В ней говорится о том, что план санирования, представленный в нынешнем году GM, ставит под угрозу сохранность ряда предприятий Opel в Бельгии и Германии. В случае если GM приступит к реализации этого плана, опираясь на финансирование из государственных источников Великобритании и Испании, речь пойдет о грубом нарушении правил конкурентного соперничества. Если это произойдет, г-н Франц пообещал, что Opel поставит вопрос об этом перед комиссаром ЕС по вопросам конкуренции Неели Крус.
…Ведущие независимые эксперты автомобильной отрасли пока без устали предупреждают о серьезных рисках для Opel, если германский автоконцерн продолжит свою деятельность под крышей GM. Профессор университета Дуисбург-Эссен Фердинанд Дуденхеффер, считающийся авторитетным экспертом в автоиндустрии, утверждает, что представленный из-за океана план спасения Opel, согласно которому должно быть сокращено «лишь» 10 тыс. рабочих мест, по сути своей напоминает концепцию Magna-Сбербанка и только на первый взгляд является «примирительным». По опыту последних двадцати лет, заявил профессор в интервью Financial Times Deutschland, можно сказать, что риск возможного провала попыток оздоровления Opel в составе GM оказывается очень высоким. «По моим оценкам, даже слишком высоким, чтобы предоставлять миллиардные кредиты из денег налогоплательщиков», - сказал г-н Дуденхеффер.
Свой вывод эксперт основывает на том, что для Opel путь на «рынок будущего - Россию» в отличие от компании Magna будет фактически закрыт. «После того как GM в России наколотил фарфора, для американского концерна будут там закрыты возможности, которые бы могли быть реализованы в случае, как предполагалось, кооперации Opel, Magna и ГАЗа. Тем самым и объем бизнеса GM - Opel окажется существенно скромнее», - считает профессор. Он также опасается, что после банкротства GM будет сложнее добиться получения кредитов на хороших условиях.
…Как будут развиваться события, остается только догадываться. Правительство ФРГ уже потребовало после встречи федерального канцлера Ангелы Меркель с председателем производственного совета Opel г-ном Францем выработать план действий по спасению 25 тыс. рабочих мест на четырех заводах Opel в Германии. Но все же сначала, как считают немецкие политики, GM должна возвратить уже выплаченные средства из госкредита, предоставленного правительством ФРГ на поддержание деятельности Opel. Как сообщил вчера президент GM Фриц Хендерсон, GM погасит бридж-кредит на сумму 1,5 млрд евро уже до конца ноября. По его словам, GM полностью не использовала предоставленный кредит, и сейчас ее задолженность по нему составляет 900 млн евро».
Наконец, редакционная статья «Opel бы не вывез» появилась сегодня в «Газете.Ru»:
«Срыв покупки заводов Opel консорциумом Magna-Сбербанк – это не просто неудача Москвы. Это международная неудача самого принципа ручного управления экономикой.
…В проигрыше не только неудачливые кандидаты в покупатели: наш Сбербанк (а также сотрудничающая с ним группа «ГАЗ», подконтрольная Олегу Дерипаске) и канадская Magna (по другой, более пикантной версии – не она сама, а ее далеко не такая солидная австрийская «дочка»).
В невыигрышной ситуации оказались и все без исключения правительства, вовлеченные в эту историю.
Разочарована и раздражена Москва. Разумеется, премьер Путин сообщил, что «решение General Motors… не наносит ущерба нашим интересам», и даже добавил, что «это очевидно». Но эта очевидность плохо монтируется с последующими его сетованиями на «пренебрежительное отношение» и «своеобразную культуру общения американских партнеров со своими контрагентами».
Раздражена канцлер Меркель, которая в интересах немецкого персонала Opel усиленно лоббировала сделку и после ее срыва звонила президенту Обаме, требуя объяснений. Не очень ловко и администрации Соединенных Штатов, которая оправдывается, что вовсе и не давила на GM.
…Все это вместе взятое обозначило крупную, а точнее даже и крупнейшую за все время нынешнего кризиса, международную неудачу самого принципа ручного управления экономикой. Ведь несколько правительств договорились между собой по серьезному хозяйственному делу, и считали, особенно в Москве, вопрос исчерпанным, а «хозяйствующий субъект» все равно поступил по-своему.
Хотя многое можно было предвидеть с самого начала. Понятно, что General Motors не хотела и не могла хотеть расстаться с Opel, потеряв тем самым важнейший для себя рыночный сегмент малолитражных автомобилей. И понятно, что первые же признаки улучшения конъюнктуры должны были подтолкнуть ее к попыткам ускользнуть от сделки, пусть и сомнительным с точки зрения деловой лояльности.
Но не менее ясно и другое.
Коммерческие партнеры GM, включая отчасти даже и дружественную нам Magna, по крайней мере, в лице канадской материнской фирмы, как минимум, неоднозначно относились к перспективе превращения Opel из части глобальной автомобильной империи в предприятие, замкнутое на локальный российский автомобильный рынок, при всех перспективах его роста.
А то, что выбор был именно таков, подсказывал весь опыт сотрудничества иностранных партнеров с окологосударственными российскими.
…Такая перспектива дополнительно накаляла атмосферу вокруг сделки. Расчет российских властей перебить это привычными способами – большими деньгами и большим административным нажимом, в данном конкретном случае на международном уровне – оказался ошибочным.
Покупка не состоялась, и теперь самое время извлечь уроки. То, что они будут извлечены, обещал и Путин, и даже разъяснил, какие именно.
К сожалению, среди этих анонсированных уроков нет нескольких, вполне очевидным образом вытекающих из того, что произошло. Не чувствуется, что пришло понимание того, что к мировым хозяйствующим субъектам нельзя относиться как к марионеткам, что сделки между ними и с ними не могут «вручную» проталкиваться через одни лишь договоренности на уровне правительств, и что сами эти сделки станут обычным делом только тогда, когда российская хозяйственная система будет похожа на западную. Напротив, провозглашается продолжение на домашнем уровне той же самой политики «поддержки автопрома», которая на уровне международном быстро свое отыграла и повсеместно сходит сейчас на нет, свидетельством чего как раз и стала неудача с покупкой Opel.
А у нас все то же ручное управление. Все то же безвозвратное закачивание денег в АвтоВАЗ – на этот раз будет изыскано еще 55 млрд рублей. Все то же бюрократическое прожектерство, новейшим продуктом которого станет «Стратегия развития автомобильной промышленности до 2020 года». С таким идейным багажом и такими способами управления покупка Opel мало что дала бы отечественному автопрому».