Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Что можно сделать для малого бизнеса

Прошедшая неделя фактически была для российского малого и среднего бизнеса временем, когда стало ясно, что для большинства отечественных СМИ он не представляет особого интереса. Весьма значительные для представителей предпринимательского сообщества инициативы оказались проигнорированы сообществом медийным. Впрочем, возможно, что журналисты просто разуверились в начинаниях власти в отношении малого и среднего бизнеса.
Тем не менее, мы попытаемся показать, как отреагировали СМИ на последние предложения. Заранее извиняемся перед читателями за отсутствие разнообразия: в обзоре представлен тот краткий список интернет- изданий и бумажных газет, что обратили внимание на интересующие нас события.

17 сентября на сайте газеты «РБК Daily» появился в режиме он-лайн материал Инги Воробьевой «Ранее беспредел был в законе, сейчас – нет»:
«Льготная приватизация слабо сработала для малого бизнеса, перелома с госзаказами не произошло, призналась сегодня на деловом завтраке инвестиционного форума в Сочи глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
По мнению главы Минэкономразвития, среда для развития малого бизнеса в России остается недостаточно хорошей.
…Льготная приватизация сработала слабо, считает глава МЭР. Ею воспользовались всего 15 тыс. предприятий — 0,3% от всех малых и средних предприятий России. Объем средств на господдержку «малышей» хотя и вырос до 24 млрд руб., но остается недостаточным. О региональных фондах госгарантий знают далеко не все предприниматели, хотя здесь объем средств значительный — 100 млрд руб., добавила Эльвира Набиуллина.
…По данным г-жи Набиуллиной, переобучение на данный момент проходят 100 тыс. предпринимателей. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что переобучение должны проходить не только предприниматели, но и чиновники. «Вы принимаете неплохие законы, — обратился он к г-же Набиуллиной. — Но более половины чиновников их попросту не знают». Глава МЭР не стала спорить. «Если ранее беспредел был в законе, то сейчас — нет, — прокомментировала многочисленные незаконные проверки бизнеса Эльвира Набиуллина. — Это качественное изменение, и мы должны им воспользоваться». Чиновники требуют с предпринимателей взятки еще до открытия бизнеса, поделился знанием г-н Греф. Так, 77% участников интернет-голосования признали, что условия для ведения малого бизнеса в России в кризис только ухудшились».

В тот же день «Газета.Ru» помещает статью Рустема Фаляхова «Греф и Набиуллина приоткрыли лавочку»:
«…Поддержку малого бизнеса участники сочинского форума обсуждали во время делового завтрака. За накрытыми столами сидели министры, депутаты, представители бизнеса. Но к еде никто, кроме лидера ЛДПР Владимира Жириновского, не притрагивался.
Мировые экономики сейчас делают ставку на малый и средний бизнес. Доля небольших компаний в ВВП развитых странах, например, во Франции, Великобритании, Германии, Италии, США, превышает 50%, а в некоторых достигает 70%, сообщил глава Сбербанка Герман Греф, выступавший модератором. Россия тоже движется по пути увеличения доли малого бизнеса, и хотя показывает неплохие темпы, но этого не достаточно.
«За последние 10 лет мы видим, что в структуре ВВП доля малого бизнеса удвоилась с 10% до 20%. Но даже по сравнению с восточноевропейскими странами эта доля еще недопустимо низка», — подчеркнул Греф. Долю «малышей» в экономике страны нужно и можно удвоить к 2020 году, полагает глава Сбербанка. …Для роста доли малого бизнеса необходимо снять препятствия в его финансировании, считает Греф. Согласно опросу Сбербанка, сами предприниматели считают тяжелейшей проблемой именно недостаточность стартового капитала. Греф также высказался за введение мер налогового стимулирования и в качестве примера привел Грузию, где малые предприятия с годовым доходом ниже $20 тысяч освобождены от всех налогов. Вдохнуть жизнь в малый бизнес можно, заставив крупный бизнес делится с мелким, например госзаказами на выполнение работ и услуг.
…И, конечно же, проблема коррупции. По словам Грефа, предприниматели жалуются, что чиновники настолько обнаглели, что нередко требуют взятку еще до открытия дела.
«К сожалению, должна констатировать, что прогресса нет. Госзаказ остается очень коррумпированной системой, чиновники не всегда заинтересованы в экономии средств», — признала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, добавив, что для улучшения ситуации государство будет развивать электронные площадки для реализации госзаказов.
…Глава Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир Дмитриев… …спокойно заявил, что, вообще-то, жить малому и среднему бизнесу стало лучше, поскольку уже три года ВЭБ совместно с Минэкономразвития реализует госпрограмму поддержки малого и среднего предпринимательства: за это время финансирование увеличилось с 9 млрд до 50 млрд рублей. Кроме того, заработала система рефинансирования кредитов именно малому и среднему бизнесу через Центробанк. Программой поддержки охвачены уже 72 региона, 7 тысяч предпринимателей, перечислил Дмитриев. Однако государству не стоит вслепую, как это сейчас происходит, тратить деньги на подготовку квалифицированных специалистов, посетовал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. И рассказал историю, как его сосед по дому нанял гастарбайтеров делать ремонт в квартире, а оба работника оказались с высшим образованием: один — геолог, другой — социальный работник.
…Необходимо усилить контроль Генпрокуратуры за проверками милицией среднего бизнеса, заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в кулуарах сочинского форума. «Начали замечать тревожные ситуации, что усилились проверки среднего бизнеса», - объяснила министр. По ее словам, это происходит не по всем проверкам, а в основном по милиции. Набиуллина подчеркнула, что будут предлагаться соответствующие меры: «Либо усилить контроль той же Генпрокуратуры, потому что, к сожалению, многие проверки проходят без установленного порядка, не согласованные с прокуратурой, а это прямое нарушение закона. Нам нужно усиливать ту часть, где мы следим за правоприменением».

22 сентября та же «Газета.Ru» публикует сразу две статьи о еще одной инициативе правительства, касающейся малого и среднего бизнеса. Первая – материал Андрея Ковалевского, Ольги Танас и того же Рустема Фаляхова «Бизнес на доверии»:
«…Минэкономразвития готовит законопроект, распространяющий уведомительный порядок начала бизнеса на большинство видов деятельности, заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина в среду в Совете Федерации при обсуждении темы снижения административных барьеров.
В прошлом году было принято решение опробовать уведомительный порядок для ряда массовых видов деятельности, важных для малого предпринимательства, добавила она. На сегодняшний день уже подано 43 тысячи уведомлений о создании новых предприятий по новым правилам: «не по процедуре получения предварительных согласований, а когда бизнес начинается, то органы контроля уведомляются, что предприятие открылось». …По словам Набиуллиной, новый законопроект позволит сделать уведомительный порядок по сути основным. Будет только закрытый перечень видов деятельности, которые требуют предварительных согласований и получения разрешительных документов.
«Мы давно говорим о том, что уведомительную систему должны использовать все виды бизнеса, которые связаны с производством и торговлей, кроме разве что, тех, которые связаны с опасными предметами, например, оружием», – радуется активизации МЭР вице-президент общественной организации «Опора» России Владислав Корочкин. – Это и быстрее, и дешевле, чем спрашивать разрешение.
…В «Опоре» уверяют, что система уже действует и «довольно эффективно». «Конечно, статистики мы собрать не успели, но я общаюсь с предпринимателями, и могу сказать, что серьезных никаких нареканий нет, многие отмечают облегчение процедуры регистрации», – говорит Корочкин. Сокращается срок регистрации, да и случаев отказа меньше. Хотя они все же бывают по техническим причинам – неправильно оформлен сам документ. «Даже простую процедуру уведомления при желании и заинтересованности чиновника можно довести до бюрократического абсурда», – вздыхает Корочкин.
Есть и другие проблемы, более существенные: такой порядок может привлечь мошенников. В постановлении правительства об уведомительном порядке бизнеса ничего не говорится о том, должен ли предприниматель к уведомлению приложить необходимую для данного вида деятельности документацию. «Конечно, Роспотребнадзор может усомниться в том, все ли в порядке, направить инспектора», – говорит президент «Опоры» Сергей Борисов. Если он найдет нарушение, то вышлет официальный запрос с требованием выслать необходимые для этого вида деятельности документы. Но если сомнений не возникнет, то плановая проверка может пройти вообще через три года.
«Закон, конечно, рассчитан на добросовестных предпринимателей, а не мошенников», – признает Борисов.
А вот добросовестным предпринимателям все равно придется собирать большинство тех документов, которые они собирали и раньше. «Тут уж ничего не поделаешь, – говорит юрист «Пепеляев Групп» Анатолий Незнаев. – Это обоснованно. Если это торговая палатка, то нужны медицинские справки для работников. Я бы не хотел идти в магазин, где делаются пирожки непонятно кем».
Зато уведомительная система исключает попытки наездов со стороны контролирующих органов, которые могли прийти в любой момент и оштрафовать за отсутствие справки или начать вымогать взятку, радуется Корочкин.
Но эксперты не столь оптимистичны: от коррупции новая система предпринимателей все равно не застрахует: контролирующий орган может прийти и проверить, но уже не наличие справки или разрешения, а соблюдение норм и правил.
…Придраться можно всегда, даже если по закону никаких справок уже и не нужно».

Второй материал – редакционная статья «Уведомление о революции»:
«Тотальный переход к уведомительному порядку открытия бизнеса, анонсированный Эльвирой Набиуллиной, выглядит революционной мерой. Только сомнительно, что дело дойдет до реализации этих благих идей на практике.
Ликвидация института предварительных согласований, необходимых для начала своего дела в России, по идее, должна сильно подорвать экономическое положение правящего класса — бюрократии. Ведь значительная часть получаемой ею административной ренты складывается как раз из десятков и сотен согласований, многоступенчатой и часто закольцованной системы сбора подписей и выплат по различным экспертизам, которые производят фирмы, в большинстве случаев аффилированые с выдающими разрешения чиновниками.
Некий идеальный бизнес-климат, над созданием которого работают в Минэкономразвития, должен обеспечивать легкость, простоту и быстроту для инициативных предпринимателей, стремящихся к созданию своего дела.
В той или иной степени к этому идеалу приблизились в Западной Европе и США, где доля малого бизнеса дает порядка 60% ВВП, а новое предприятие можно открыть в течение нескольких дней, представив минимальное количество документов.
…В России тема снижения административных барьеров для частной инициативы остается излюбленной в разговорах власти с бизнесом вот уже много лет. Законопроекты превращаются в законы, политическая воля регулярно демонстрируется на публике, но кардинального улучшения все не происходит.
Отсюда и идеи создавать заповедники, как в Сколково, чтобы защитить заманиваемые к нам «инновационные» предприятия от браконьерства чиновников, то есть фактически от той самой системы власти, стабильность которой гарантирует нам политическое руководство.
Можно ли представить себе, что благодаря законотворческой работе специалистов из Минэкономразвития, тщательной, постепенной и, наверное, благонамеренной, в стране произойдет переворот в производственных, выражаясь языком марксистов, отношениях? Это очень сомнительно. Во-первых, если предлагаемые новации действительно содержат прямую угрозу административным рантье, они либо вовсе не пройдут процедуру превращения в полноценный закон, либо, что более вероятно, будут выхолощены под предлогом заботы о потребителе, здоровье нации и социальном характере государства. Во-вторых, сохранившиеся здоровые элементы этих инициатив столкнутся с проблемами в правоприменении.
Как это делается — можно превосходно понять на множестве примеров, последний из которых — попытка президента Медведева прекратить практику заказных арестов хотя бы по обвинениям в экономических преступлениях.
Наконец, все же представим себе, что эти проблемы каким-то образом решены. Что тогда произойдет со столь ценимой нынешним руководством политической стабильностью в России?».

Наконец, в этот же день, 22 сентября, газета «Время Новостей» публикует статью Веры Ситниной и Андрея Сусарова «Упрощенный подход», посвященную новому предложению ФНС относительно налогообложения малого бизнеса:
«Федеральная налоговая служба (ФНС) готовит поправки в законодательство, вводящие обязательное применение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса с оборотом до 60 млн руб. в год. Такое заявление вчера сделал заместитель руководителя ФНС Сергей Шульгин на съезде общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса ОПОРА.
«На мой взгляд, дальнейшее развитие, с одной стороны, процедуры налогового администрирования, а с другой - в части сокращения затрат у предпринимателей представляется во введении обязательной системы упрощенного налогообложения для предприятий с годовым оборотом до 60 млн руб.», - сказал он. «Не выборочно, как это сейчас, а обязательно. Это значительно упростит и нашу работу, и работу предприятий, потому что предприятия не подвергаются налоговым проверкам», - пояснил замглавы ФНС.
…Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Андрей Шаров в беседе с журналистами осторожно заметил, что «на первый взгляд все-таки будет лучше, чтобы у малого бизнеса был выбор - применять обычную или упрощенную систему налогообложения».
…Проблема в том, что при «упрощенке» не уплачивается НДС, что исключает малого предпринимателя из производственных цепочек. Еще при введении упрощенных режимов налогообложения малые предприниматели ратовали за введение добровольного порядка уплаты НДС, но не смогли этого добиться. В итоге малые предприятия, заинтересованные в сотрудничестве с «обычным» бизнесом, были вынуждены вести налоговую отчетность как в большой компании. Теперь ФНС предлагает лишить их этого права.
«Обязательный перевод всего малого бизнеса на «упрощенку» может означать для некоторых малых компаний потерю их единственного покупателя, с которым они работают долго и счастливо, лишение рабочих мест и доходов», - предостерегает руководитель отдела экспертизы налоговых обязательств аудиторской компании МКПЦН Андрей Камалетдинов. Но есть и противоположное мнение. «Я даже удивлен, что это решение ФНС, а не самой ОПОРЫ или «Деловой России». Конечно, обязаловка немного смущает, но в принципе ничего страшного в ней нет. А то, что по «упрощенке» нельзя будет выставлять и уплачивать НДС, поможет снизить количество «помойных» операций», - полагает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Впрочем, как пояснил «Времени новостей» президент ОПОРЫ Сергей Борисов, общую систему налогообложения используют не более 8% малых компаний, а тех, у кого оборот составляет менее 60 млн руб. в год, вообще единицы. Так что он оценивает инициативу ФНС как дальнейшее упрощение налогообложения малого бизнеса, а не как его ужесточение.

По мнению главы департамента налогового и финансового консалтинга «Интерком-аудит» Андрея Приходько, «инициатива ФНС, мягко говоря, вызывает некоторое недоумение, так как вряд ли принесет увеличение доходов от сбора налогов и так дефицитному российскому бюджету». Но, по словам представителя ФНС Сергея Шульгина, цель увеличить налоговые сборы и не ставится, поскольку вклад малого и среднего бизнеса в бюджетную систему как в России, так и во всем мире незначительный.
…Скорее, смысл идеи налоговиков в оптимизации собственной работы. Суммы, получаемые от налогообложения малого бизнеса, незначительны, а трудозатраты налоговых инспекторов на их администрирование такие же, как и при работе с «гигантами индустрии». Следует напомнить, что в августе Министерство финансов выступило с предложением перевести большинство плательщиков ЕНВД (единого налога на вмененный доход) на патентную систему, ввести которую планируется уже со следующего года. Но под патентную систему не подпадают предприятия торговли и общественного питания, при том что они составляют львиную долю плательщиков ЕНВД. По замыслу Минфина, им предстоит перейти либо на «упрощенку», либо платить как все. Видимо, опасаясь массового притока мелких налогоплательщиков, ФНС и решило обязать весь малый бизнес пользоваться специальными налоговыми режимами».

Обзор подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости