Отставка Юрия Лужкова стала основной темой отечественных СМИ на прошедшей неделе. И некоторые издания, стремившиеся дать полную картину того, что было при мэрстве Лужкова и того, что, возможно, будет после него, уделили внимание экономическим аспектам его долгого правления в столице.
Уже 28 сентября в «Газете.Ru» была опубликована статья Марии Цыбульской, Евгения Шипилова и Михаила Лобачева «Мэр дорог»:
«Юрий Лужков войдет в историю как мэр-дорожник. При нем был расширен МКАД, построены Третье транспортное кольцо, Большая Ленинградка, а также спроектировано Четвертое кольцо. Вокруг этих строек развернулись многочисленные коррупционные скандалы, не коснувшиеся самого градоначальника.
…Он сделал ставку на дороги и обеспечил себе этим стабильную симпатию москвичей, несмотря на постоянные скандалы с воровством во время строительства.
Придя к власти в 1992 году, уже в 1993 году он начинает масштабную реконструкцию МКАД. Стройка велась в два этапа. В 1993—1994 годах на всем ее протяжении было установлено освещение и железобетонные ограждения на разделительной полосе. Второй этап, с расширением дороги до пяти полос в каждом направлении, проходил в 1995—1998 годах.
В 2001 году первый заместитель начальника СК при МВД Михаил Зотов заявил, что в процессе строительства МКАД была умышленно заужена на 20 см, что могло привести к крупным хищениям.
Они были оценены в 256 млрд рублей (до деноминации). В связи с этим была назначена экспертиза дорожного полотна, которая подтвердила использование некачественных материалов и нарушение строительных норм. …По подозрению в хищении средств, выделенных на строительство МКАД, в 1999 году был арестован Олег Хоменко, гендиректор СУ-802, он провел 14 месяцев под стражей. Судебные решения в отношении него несколько раз пересматривалось, а дело было закрыто в конце 2008 года за истечением срока давности.
…Генеральный план развития дорожной системы, принятый еще в 70-х годах и реализуемый в современной России, естественно, всплеска автомобилизации не предполагал. СНИПы и ГОСТы, действующие до сих пор, не рассчитаны на парковку миллионов машин, а дороги проектировались, исходя из загрузки в десятки раз меньше нынешней. Сложность дорожной ситуации усугубляло последовательное возведение офисных зданий в центре города. Замкнутую дорожную систему с узкими улочками и бульварами ежедневно атакуют автомобилисты, спешащие на работу. Брошенные на обочинах машины так же усугубляют ситуацию, причем не только в центре, но и возле конечных станций метро.
Садовое и Бульварное кольца превратились в замкнутую пробку. Чтобы снять транспортное напряжение, в 1998 году начинается строительство Третьего транспортного кольца.
Первый участок был открыт в 2000 году и соединил Комсомольский проспект с Краснопресненской набережной. В 2001 году кольцо дотянули до площади Гагарина с одной стороны и Волгоградского проспекта с другой. Для прокладки Лефортовского тоннеля использовался немецкий проходческий комплекс «Крот». Внутренний диаметр тоннеля составил 12,35 м, а внешний — 13,75 м.
В финансировании проекта были найдены нарушения. Первоначально проект прокладки Лефортовского тоннеля оценивался в $1,5 млрд. Однако Счетная палата обнаружила, что сметная стоимость строительства завышена на 5 млрд рублей. В результате на сооружение тоннеля было выделено $556 млн. В 2005 году закончена прокладка тоннелей и строительство развязок — кольцо сдано полностью. Его протяженность составила 36 километров, ширина полотна — восемь полос.
…Транспортное кольцо обошлось казне в $4,6 млрд.
На какое-то время город вздыхает с облегчением: ТТК оттягивает потоки на себя, но быстро становится еще более загруженным, чем Садовое кольцо.
…К 2005 году становится понятно, что транспортные потоки движутся в городе хаотично. Работа светофоров разрозненна и провоцирует пробки, узкие двусторонние улочки с припаркованными машинами просто захлопываются, как мышеловки. Тогда принимается решение по реорганизации движения. Проектом заведует Департамент транспорта и связи. Принимается решение по переводу мелких улочек в центре на одностороннее движение. Это увеличит пропускную способность. В 2004 году столичные власти выделили средства на перевод улиц в центре Москвы на одностороннее движение — на все дорожные преобразования были заложены порядка 8 млрд рублей. Основная часть средств предназначалась на продление улиц и постройку развязок, а порядка 180 млн — на улучшение дорожных указателей.
…Решение о выделении средств на создание интеллектуальной транспортной системы в Москве было принято в ноябре 2006 года с планируемыми объемами средств на ее проектирование и строительство до 20 млрд рублей до 2008 года. Согласно концепции комплексной интеллектуальной транспортной системы, на городских магистралях планировалось установить видеокамеры и датчики движения дорожного потока с последующей обработкой информации в специальном центре, где система должна анализировать ситуацию, предлагать решение проблемы и переключать светофоры.
Однако единого управления светофорами в Москве по-прежнему нет. Как сообщил в сентябре 2010 года руководитель департамента транспорта и связи Василий Кичеджи, ИТС в Москве будет вводиться постепенно, однако не уточнил деталей.
…Проект Четвертого транспортного кольца был утвержден еще в 2005 году. В 2007 начато строительство и выкуп земель. Тогда говорилось, что дорога будет закончена в 2013 году. Сейчас сроки смещены на 2015 год. Протяжённость Четвёртого кольца составит 74 км. Большая часть трассы пройдет по эстакадам и глубоким тоннелям. Первый этап строительства — участок от Измайловского проспекта до шоссе Энтузиастов, где движение пройдет по эстакаде.
…В 2009 году журналисты пересчитали, что стоимость строительства первого участка ЧТК превышает расходы на сооружение Большого адронного коллайдера.
Так, 4 км дороги обошлись бюджету в $2,5 млрд — то есть $663 млн за километр, тогда как строительство уникального научного центра обошлось в $370 млн за километр. Столичные чиновники поспешили обвинить журналистов в некорректности подсчетов.
…Эксперты расходятся в оценках решений Лужкова по развитию транспортной инфраструктуры Москвы. Вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов ставит в заслугу Юрию Лужкову решение по строительству Третьего транспортного кольца. «Без кольца Москва давно бы встала, — считает он. — Были также произведены реконструкции радиальных магистралей, сейчас заканчивается реконструкция Ленинградки».
Между тем, по мнению другого транспортного эксперта, президента ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олега Скворцова, строительство Третьего транспортного кольца себя не оправдало и концепция развития транспортной системы Москвы должна быть полностью пересмотрена».
В тот же день то же издание помещает материал, подписанный большой группой авторов, на еще более животрепещущую тему, о чем говорит заглавие – «Передел столицы»:
«Увольнение Лужкова неизбежно приведет к переделу сфер влияния в подконтрольных правительству Москвы бизнесах. Без главного опекуна строительный, нефтеперерабатывающий и авиационный бизнесы привлекут инвесторов. Но самые лакомые объекты уйдут в руки структур и предпринимателей, близких к федеральной власти, уверены эксперты.
…В июне 2007 года тогда еще президент Владимир Путин, благословляя Лужкова на очередной срок на посту мэра, сказал, что тот должен завершить обещанное, в том числе обеспечить доступным жильем москвичей, особенно молодые семьи. Проблема эта так и не решена, и шансов, что будет решена в ближайшее время, нет.
Сегодня 1 кв. м в новостройках между Третьим транспортным кольцом и МКАД стоит 146 000 рублей, что может себе позволить далеко не каждый житель столицы. При этом средняя цена метра в крупных российских городах — 40 тысяч рублей, по данным агентства «Индикаторы рынка недвижимости».
«И это связано не с высоким уровнем жизни москвичей, не с приспособленностью Москвы для жизни и не с какими-то особенными налоговыми условиями, а, в первую очередь, с высокой коррупционной составляющей, которая в некоторых случаях может достигать 50—70% от итоговой суммы», — говорит член правления строительной компании RODEX Group Игорь Заугольников.
…«Мы ждем снижения коррупционной емкости и упрощения процедур согласования проектов, — заявил «Газете.Ru» советник председателя совета директоров Mirax Михаил Дворкович. — Иными словами, мы ожидаем, что в отрасли грядут положительные изменения».
Он уточнил, что высказывает личную точку зрения, а не мнение компании.
Московский строительный рынок делят между собой порядка 20 компаний. Теперь строительный рынок ждет передел, не сомневаются эксперты. …Лидеры рынка — группа ПИК, «Интеко», «Инком», компания «Баркли», холдинг «Миэль» — отказались от комментариев. По сообщению агентства «Новости», не дают ответа также в «Дон-Строй Инвест», СУ-155, «Крост», Capital Group. «Деньги любят молчание», — сказали агентству в одной из строительных компаний.
Но на конечном потребителе передел рынка никак не скажется. «Цены останутся на прежнем уровне. Стоимость квартир в Москве такая, по которой люди готовы покупать. И кто бы сейчас ни строил, дешево отдавать не будут. Москва и доступное жилье — вещи несовместимые. Москва — столица крупного государства, куда направлены все миграционные потоки, и вся Россия здесь поместиться не может», — говорит руководитель аналитического центра Irn.ru Олег Репченко.
…Есть у столичных властей и собственный уполномоченный банк. Правительство Москвы напрямую владеет 46,48% в уставном капитале Банка Москвы.
Главными проектами уполномоченного банка города Москвы можно назвать «Социальную карту москвича», который он реализует с 2001 года. Кроме этого банк обслуживает муниципальные предприятия и выпуски долговых обязательств Москвы.
Отставка Лужкова пока не сказалась негативно на котировках акций Банка Москвы. Они опустились лишь на 0,8% ниже вчерашнего закрытия, при том что индекс ММВБ снизился на 0,7%, а РТС — на 0,6%. Распродаж бумаг банка Москвы не наблюдается.
…Перемены в бизнесе банка могут возникнуть, если новая столичная администрация решит изменить объемы вложения бюджетных средств на депозитах в пользу других уполномоченных банков. В этом случае Банк Москвы будет испытывать трудности с фондированием: банку придется прибегать к новым заимствованиям на открытых рынках, говорит аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина. Также она предполагает, что уже в следующем году часть пакета банка, принадлежащего правительству Москвы, будет предложена инвесторам в рамках программы приватизации пакетов госбанков. О такой возможности в начале сентября упоминал замминистра финансов России Алексей Саватюгин.
…Активно представлено правительство Москвы и в ТЭК. Ему принадлежит 22,32% Sibir Energy, которая, в свою очередь, владеет половиной Московского нефтеперерабатывающего завода. Часть этих акций в августе московскому правительству продала «дочка» «Газпрома» «Газпром нефть». Но на этом администрация Москвы останавливаться не собирается: ее доля в SE будет доведена до блокирующей. Соответствующая сделка должна быть заключена до конца текущего года. Впрочем, с уходом Лужкова, возможно, «Газпром нефть» пересмотрит свои планы, ведь ей невыгодно, чтобы миноритарий SE получал блокпакет. «Пока неизвестно, кто будет новым мэром, но факт, что это будет фигура гораздо менее весомая, чем Лужков, во всяком случае поначалу, — говорит аналитик ИК «Галлион Капитал» Дмитрий Макаров. — В связи с этим, учитывая лоббистские возможности «Газпрома», а следовательно, и «Газпром нефти», компании будет несложно отказаться от продажи акций SЕ, если она того захочет».
В конце 2007 года правительство Москвы консолидировало и блокпакет «Мосэнерго» (26,56% акций), контроль в котором принадлежит «Газпрому». Как отмечают специалисты, газовой монополии такой акционер весьма неудобен.
«Газпром» давно хочет объединить в единую энергетическую суперкомпанию ОГК-2, ОГК-6, ТГК-1 и «Мосэнерго», — поясняет эксперт независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Георгий Воронков. — А правительство Москвы не давало «Газпрому» этого сделать — это привело бы к перераспределению финансовых потоков, что недопустимо для московской администрации». Теперь, когда Лужков покидает свой пост, весьма вероятно, что «Газпром» сумеет добиться от столичных властей продажи блокпакета «Мосэнерго».
…В такой быстро развивающейся сфере бизнеса, как телекоммуникации, ни Юрий Лужков, ни правительство Москвы формально не участвуют, но известно, что глава одной из ведущих российских компаний в этой сфере АФК «Система» Владимир Евтушенков женат на сестре супруги Лужкова.
…В 1994 году «Система» создала совместное предприятие с ОАО МГТС, приобрела акции «дочек» МГТС, в том числе оператора МТС. Собеседник «Газеты.Ru», близкий к отрасли, считает, что структура сегодняшнего российского телеком-рынка сложилась во многом благодаря близким отношениям Лужкова и Евтушенкова.
…Но с тех пор бизнес АФК «Система» стал вполне самодостаточным, чтобы развиваться без протекции городского правительства.
В последние годы менеджмент АФК приложил максимум усилий, чтобы диверсифицировать корпоративный бизнес и снизить зависимость от московского правительства, отмечают эксперты.
Сейчас АФК пользуется поддержкой на федеральном уровне…
…Бизнесмены, так или иначе связанные с Лужковым, в последнее время по разным причинам начали отходить от мэра. Так, считается, что Черкизовский рынок попал в фокус внимания федеральных властей и был впоследствии закрыт (там обнаружили контрабандных товаров на $2 млрд) именно из-за аффилированности его хозяина Тельмана Исмаилова с Юрием Лужковым: путем давления на бизнесмена власти рассчитывали ослабить позиции московского мэра.
…А вот компания предпринимателя Шалвы Чигиринского «СТ Девелопмент» в конце прошлого года сама подала против Лужкова и двух его заместителей персональные иски, так как московские власти игнорировали запросы компании о возмещении затрат (3,16 млрд рублей) при реконструкции гостиницы «Россия».
В 2004 году «СТ Девелопмент» выиграла конкурс на право реконструкции «России» и потратила 3,16 млрд рублей на согласование разрешительной документации, демонтаж здания гостиницы и эстакады. Однако затем результаты конкурса были оспорены другим его участником — ЗАО «Монаб» (структура «Еврофинанс» Моснарбанка), и инвестконтракт был признан недействительным. Деньги тем временем были уже потрачены.
Как ранее сообщали СМИ со ссылкой на источники в окружении Чигиринского, еще в начале прошлого года московские власти были готовы возместить «СТ Девелопмент» все затраты, однако летом мэрия перестала реагировать на обращения бизнесмена. А случилось это после того, как юристы Шалвы Чигиринского в суде Великобритании заявили, что Елена Батурина пытается отобрать у бизнесмена принадлежащие ему 23,35% компании Sibir Energy.
…В итоге все кончилось тем, что 80,37% SE консолидировала «Газпром нефть», которая с начала 2010 года занималась скупкой акций компании.
…От перераспределения сфер влияния в бизнесах, подконтрольных московскому правительству, в любом случае теперь никуда не деться. Но масштабы этого перераспределения будут во многом зависеть от политики нового мэра и от мнения президента страны, говорит гендиректор компании «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. Возможны два сценария: сценарий первый — вся старая команда, группа бизнесов, предприятий и людей, которые активно взаимодействовали с Лужковым, либо будет взята под подозрение, и тогда действительно начнется тотальный передел рынка. «Процесс этот будет сложный, долгий и скандальный, — говорит Шустерняк. —
Экономика города от этого проиграет, поскольку в течение нескольких лет «разборок» ничего в городе делаться не будет, все будут заняты перераспределением позиций».
Но есть и второй сценарий, при котором будет продекларирована некая амнистия. «То есть будет следующий посыл компаниям, которые работали с московским правительством: что было, то было, мы начинаем выстраивать новые отношения, руководствуясь новыми принципами», — говорит Шустерняк».
Сайт «РБК.Ru» помещает в этот же день материал «Мэр ушел, а цены остались: квартиры в Москве едва ли подешевеют»:
«…Мэр ушел, но вопрос остался – что теперь будет с ценами на недвижимость в Москве? Эксперты, опрошенные РБК, не видят позитива и считают, что все останется по-прежнему. По их мнению, для падения цен одной отставки Ю.Лужкова недостаточно, а вот для того, чтобы посеять небольшой хаос на рынке – вполне.
…Отставка мэра Москвы Юрия Лужкова не принесет ничего хорошего на столичный рынок жилья - по крайней мере, в ближайшей перспективе, считает руководитель аналитического центра GED Analytics Александр Пыпин. С точки зрения конечных потребителей на рынке недвижимости ничего не изменится, так как нужно менять саму систему, а не человека, уточняет он.
Для покупателей жилья в новостройках, по мнению А.Пыпина, смена московского руководства будет означать рост рисков - какие-то стройки могут быть приостановлены, какие-то - заморожены, а какие-то - отменены. В целом это будет означать временное сокращение объема предложения и усиление потенциала роста цен на рынке новостроек столицы.
«Чиновники, с которыми договаривались строители, уйдут, а на их смену придут новые, со своими интересами, связями, запросами и протеже. Впрочем, не факт, что строительный рынок Москвы ждет серьезный передел, однако тайм-аут на «легализацию» прежних договоренностей и налаживание связей с новой командой чиновников точно придется взять», - отметил эксперт.
…Прямое влияние на изменение цен на жилье в столице уход мэра не окажет, говорит генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Но, по его словам, временная приостановка всяких согласований, разрешений в сфере строительного комплекса может привести к снижению объема вводимых в строй метров, что выразится в росте цен.
…Что касается социального жилья, то отставка Ю.Лужкова, по мнению А.Пыпина, никак не скажется на объеме его строительства. Социальные программы зависят в первую очередь от размера и возможностей бюджета города, который в свою очередь определяется налоговыми поступлениями и межбюджетными трансферами, напомнил специалист.
…В то же время, по словам руководителя аналитического центра GED Analytics, в долгосрочной перспективе смена руководства Москвы может иметь положительное влияние на рынок жилья столицы, так как новый мэр и его команда могут либерализовать рынок земли, ускорить вывод промышленных предприятий за пределы города, допустить новых игроков на рынок строительства жилья, например, из Санкт-Петербурга, увеличив уровень конкуренции на рынке жилья города.
…Несомненно, для положительных изменений в работе стройкомплекса столицы команде нового мэра Москвы придется многое изменить в прежней административной системе города. Как указал председатель совета директоров корпорации S.Holding Алексей Шепель, «многоуровневая коррупционная система, которая создана для кормления нижних чинов, как плата за преданность верхним, должна быть ликвидирована».
…В то же время он считает, что необходимо пересмотреть скандальный генеральный план развития Москвы в режиме третейского суда, особенно в отношении тех земельных участков, инвесторов, владельцев, в частности, промышленных предприятий, которые скупали недвижимость, чтобы что-то построить, а в итоге оказались у «разбитого корыта».
1 октября сайт «Банк.Ru» помещает материал «Бизнес Москвы без Лужкова»:
«Представители строительного бизнеса положительно оценивают отставку Юрия Лужкова. «Во-первых, однозначно есть надежда на облегчение процедур согласования в троительном бизнесе», – рассказал Bank.ru советник председателя совета директоров «Mirax Group» Михаил Дворкович. Эксперт выразил надежду и на снижение других административных барьеров.
…Следует также ожидать более активного развития тех компаний, которые пережили кризис и остались «на плаву», считает Михаил Дворкович.
… Малый бизнес Москвы также оптимистично смотрит на будущее города без Юрия Лужкова. «Для малого бизнеса отставка мэра очень положительна», – говорит, директор некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» Роман Жигульский. «За время правления бывшего мэра была создана коррупционная сеть, состоявшая из чиновников и аффилированных компаний, которая подминала под себя весь бизнес. Сейчас есть надежда, что связи в этой сети нарушаться», – говорит предприниматель.
Из-за жесткой позиции московских властей, 159 федеральный закон, наделяющий малый бизнес преимущественным правом выкупа арендуемых у государства помещений, не работал. Дело в том, что законодательство наделяет местные власти правом формировать перечни имущества, не подлежащего выкупу. В Москве все 12,5 тысяч помещений, потенциально годных для выкупа малым бизнесом, занесены в такой перечень. Представители администрации города неоднократно заявляли о своих намерениях оставить муниципальные помещения, входящие в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, в собственности у города.
По данным партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» в Москве насчитывается около 15 тыс. арендаторов городского имущества. При десяти годах рассрочки и 4% годовых 98% предпринимателей-арендаторов захотят выкупить городские помещения, говорят в партнерстве.
«Мы надеемся, что с новой администрацией нам дадут выкупить городские помещения», - говорит Роман Жигульский.
Изменения, которые принесет с собой отставка Юрия Лужкова в большей мере затронет крупный и средний бизнес, убежден эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Александр Шамрай. «Что касается малого бизнеса, то изменения вряд ли возможны, - скептичен эксперт. – Единственное, что могут сделать – это снять Михаила Вышегородцева (руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. – прим. Bank.ru), но это будет скорее негативным решением, потому что он довольно эффективно работал даже в условиях московского правительства при Лужкове».
По последним данным института, количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 июля 2010 года в Москве составило 213,5 единиц. Это меньше, чем в прошлом году на 24 единицы. В среднем по России этот показатель составляет 154,7 единицы.
В целом, опрошенные Bank.ru эксперты и предприниматели воспринимают отставку Юрия Лужкова как открытие перспектив для дальнейшего развития и значимых изменений на рынках и в бизнес-инфраструктуре».
Окончание следует.
Обзор подготовил Владимир Володин