Отдельной темой в комментариях к отставке Лужкова стали «Моэнерго» и «Газпром». Так сайт «Newsru.Com» публикует 1 октября материал под заголовком «Мосэнерго» ищет выгоду от отставки Лужкова»:
«Отставка мэра Юрия Лужкова сыграет на руку главной столичной энергокомпании - подконтрольной «Газпрому» - «Мосэнерго»,
которая может получить доступ к поставкам тепла в городе, считают аналитики Альфа-банка. Сейчас бизнесу «Мосэнерго»
препятствует ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК), которая занимается теплоснабжением московского
региона.
Между «Мосэнерго» и МОЭК давно существует конфликт из-за доступа к городским тепловым сетям. МОЭК контролируется
московским правительством, производит тепловую энергию в местных котельных, а также контролирует практически все сети
теплоснабжения в Москве. МОЭК принадлежат «Московские тепловые сети», до реформы РАО ЕЭС бывшие частью «Мосэнерго».
«Рынок производства тепла, по сути, разделен между «Мосэнерго», доля которого составляет около 65%, и МОЭК, на которую
приходится большая часть оставшихся 35%. При этом МОЭК производит тепло на котельных, а "Мосэнерго" на ТЭЦ, что обходится
дешевле», - заявил… аналитик «Уралсиба» Александр Селезнев.
«Однако будущее и МОЭК, и «Мосэнерго» будет зависеть от позиции нового московского правительства. В случае если оно проявит
активную позицию по отношению к энергоактивам, «Газпрому» может быть тяжело осуществить свои планы», - полагает Екатерина
Трипотень из «Совлинка!
А вот что в тот же день пишет о московской экономике и финансах в связи со сменой мэра известный экономист Михаил Хазин в статье «Несколько слов об
отставке Лужкова»:
«…Москва – это не просто столица России и место пребывания правительства и Президента. Это еще и крупнейший мегаполис, в
котором живет 10% населения страны (не будем заниматься спекуляциями по части демографии). И для более или менее нормального
состояния этого мегаполиса требуется очень много денег. При этом речь идет не о бюджете (хотя и он играет свою роль), а, скорее, об
общем инвестиционном фоне. Если он будет существенно ухудшаться, то что-то, конечно, можно будет скомпенсировать из бюджета
(как городского, так и федерального), но очень и очень частично.
При этом потребность в точках вложения инвестиций в ближайшие годы будет в мире сильно расти: поскольку на протяжение 30 лет
финансовый сектор рос с явным опережением относительно всей экономики, объем свободных инвестиционных ресурсов в мире на
единицу производимой продукции очень вырос за последние десятилетия. Но с начала развития кризиса, действующий механизм
которого состоит в падении совокупного спроса, доля свободных инвестиционных ресурсов на единицу спроса будет достаточно
серьезно расти. Как следствие, любой более или менее крупный источник прибыли будет очень цениться теми, кто контролирует
инвестиционные ресурсы, и владельцами, и управляющими. А что может быть лучше, с точки зрения центров спроса, как мегаполис с
15 миллионами человек?
И вот здесь и начинается проблема. Москва достаточно существенно меняла свою систему в начале 90-х годов, просто потому, что
радикально менялась внешняя среда, в которой осуществлялась жизнедеятельность города. Последняя крупная, хотя и не такая
крупная, как предстоящая в ближайшие 5-8 лет, перестройка была по итогам кризиса 1998 года (я хорошо помню, как в те времена
исчезали из магазинов жизненно важные товары, например, детское питание).
Но с середины 90-х годов активность Москвы в части адаптации всей модели привлечения инвестиций к реальности стала
существенно падать. Можно много спорить о том, почему это произошло: то ли по причине старения команды мэра, то ли по причине
ее «бронзовения» в условиях резкого роста финансовых потоков, то ли по причине усложнения отношений с федеральным центром, но
это не принципиально. Важно другое – начавшийся кризис принципиально меняет все условия экономической жизни, а руководство
Москвы эти изменения, в общем, не очень учитывает в своей жизнедеятельности.
В качестве примера можно привести рынок недвижимости. Те «бетонометры», которые строила Москва последние годы, и которые в
условиях «рынка продавца» расходились как горячие пирожки по сумасшедшим ценам, сегодня уже продаются сильно хуже и,
главное, будут продаваться все хуже и хуже. Более того, под них все труднее и труднее будет привлекать новые инвестиции.
И вот вопрос: что в такой ситуации должно делать руководство страны? Понятно, что привлечение инвестиций и даже получение с них
прибыли – дело городского руководства (хотя за прибыль и можно побороться). Но это – когда инвестиции есть. А если их нет? Как
решать конкретные проблемы города, в котором находятся все посольства, министерства, чиновники и так далее? В конце концов,
полтора десятка миллионов человек.
И эта абсолютно объективная проблема, которая последние пару лет все острее и острее становилась в Кремле. Может быть, она еще
и не достигла критического масштаба (хотя к 2012 году, не исключено, такой масштаб и будет достигнут), но эта проблема, так или
иначе, вставала в Кремле все чаще и чаще. И в такой ситуации, понимая, что действующее руководство Москвы ничего уже менять
не хочет (или даже не может), руководители страны начали совершенно иначе смотреть на разного рода политические доносы и
прочите тактические проблемы, связанные с городским руководством».
3 октября в «Газете.Ru» выступил давний оппонент Юрия Лужкова, председатель партии
«Яблоко» Сергей Митрохин. Его статья называлась «Душой к городу»:
«…Какие первые шаги должен предпринять новый мэр для оправдания короткого кредита доверия? Вот только несколько первых.
…2. Отмена генплана Москвы. В этом документе закреплены на десятилетия самые негативные стороны градостроительной политики
Лужкова.
Без кардинальной переработки генплана смена мэра окажется простой политической рокировкой, не имеющей никакого отношения к
москвичам.
К этой работе должны быть привлечены независимые эксперты, в том числе иностранные, занимавшиеся проектированием крупнейших
мегаполисов мира. Новый генплан должен обеспечить приоритет интересов города над интересами коммерческих инвесторов. В
частности, необходимо резко сократить объем офисно-делового строительства, существенно ограничить строительство коммерческого
жилья в пользу строительства доступного жилья, увеличить площадь зарезервированных «зеленых зон». Должно быть обеспечено
развитие транспортной сети до уровня, позволяющего в течение 10—15 лет решить проблему пробок. Вместе с генпланом должен быть
пересмотрен проект «Правил землепользования и застройки».
…4. Введение моратория на коммерческое строительство. Он должен соблюдаться вплоть до момента переработки старого и
утверждения нового генплана.
Коммерческих объектов, построенных при Лужкове в Москве, хватит на десятилетия.
Новые понадобятся москвичам не скоро.
…6. Принятие жестких мер бюджетной дисциплины. Они должны предварять рассмотрение бюджета на 2011 год. Необходимо
отказаться от бюджетных вливаний в коммерческие организации, в том числе и созданные с участием города, и обеспечить жесткий
контроль над бюджетными инвестиционными проектами и инвестиционными контрактами на территории города.
…8. Проведение за счет бюджета межевания городской земли, закрепление навечно да домами придомовых территорий с дворами,
скверами, детскими и спортивными площадками.
Эта мера создаст долгосрочное доверие москвичей к градостроительной политике, которая тем самым перестанет угрожать их
жизненному пространству.
9. Выполнение федерального закона № 159-ФЗ, позволяющего малому бизнесу выкупить арендуемые помещения по льготной цене.
Благодаря этому шагу будет восстановлено доверие к московским властям со стороны малого бизнеса, сделан шаг к раскрепощению
московского среднего класса.
10. Организация показательного раскрытия финансово-хозяйственной информации всех городских монополий (МОЭК, «Мосводоканал»,
«Мосэнерго» и т. д.). Проведение расследования всех случаев создания фальшивых ТСЖ, увольнение со службы всех чиновников,
виновных в фальсификациях.
11. Организация единой общедоступной системы электронных аукционов по продаже и передаче в аренду земельных участков,
нежилых помещений, размещение городских заказов и закупок, привлечение управляющих компаний по обслуживанию жилищного
фонда.
Нельзя сказать, что приведенный перечень мер исчерпывающий.
Это только первоочередные, срочные шаги. Но если они не будут сделаны, то в Москве все будет по-прежнему».
В субботу, 9 октября, был обнародован список кандидатов на должность нового мэра столицы, и уже сегодня, 11 октября, многие
издания опубликовали материалы по этому поводу, где подняты и вопросы экономики.
Статью Ирины Граник, Марии-Луизы Тирмастэ и Дмитрия Бутрина «Набор столичный» опубликовал «Коммерсантъ»:
«…Появление в списке кандидатов в мэры Москвы Игоря Левитина неслучайно. В том числе и потому, что Минтранс ведет
крупнейший внутриправительственный спор, напрямую касающийся одного из ключевых вопросов городского хозяйства Москвы —
вопроса о дорожных фондах. Напомним, летом 2010 года Дмитрий Медведев поддержал инициированную Минфином и Минтрансом
идею создания системы дорожных фондов — в них будут сконцентрированы средства от повышения с 2011 года акцизов на топливо,
которые должны быть проинвестированы в дорожную сеть в РФ. Минтранс выступает за принудительное создание дорожных фондов
на уровне регионов, Минфин — за создание единого федерального дорожного фонда, работающего по принципу инвестфонда РФ.
Юрий Лужков неоднократно выступал в поддержку схемы Минтранса, Минфин при этом указывал на то, что выделение из
региональных бюджетов «дорожных» денег ведет к завышению себестоимости дорожного строительства в регионах и к
недофинансированию других статей региональных бюджетов, которые в итоге приходится финансировать федеральному финансовому
ведомству.
В Москве перераспределение «дорожных» средств на другие цели бюджета особенно значимо. 6 октября в Совете федерации
вице-премьер Алексей Кудрин констатировал, что доля автодорожных трат в расходной части бюджета Москвы сократилась с 26% в
2000 году до 8% в 2008 году и 4,4% — в текущем. В 2009 году субсидии на автодорожное строительство регионам РФ из
федерального бюджета составили около 102 млрд руб., Москва, которая в 2010 году планирует потратить на дороги около 56 млрд
руб., получила менее 5% федеральной помощи. Минфин неоднократно заявлял, что федеральные субсидии Москва с 2000 года
тратила на «иные цели». По тем же причинам Минфин де-факто прекратил финансирование строительства метрополитена в Москве с
середины 2000-х годов.
Если Игорь Левитин станет мэром Москвы, дорожный фонд в Москве, очевидно, будет создан автоматически, что многократно усилит
давление Москвы на Минфин. При этом перед Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным встанет вопрос о поиске нового главы
Минтранса и, как следствие, пересмотра устоявшейся системы финансирования дорожной сети (около 0,5 трлн руб. в год), напрямую
затрагивающего интересы всех глав регионов. Учитывая, что с политической точки зрения непредставима ситуация, при которой мэр
Игорь Левитин будет сокращать финансирование социальных статей бюджета Москвы, его назначение резко сократит возможности
Кремля финансировать «модернизационные» проекты, поскольку деньги понадобятся в первую очередь столице».
Журнал «Итоги» порадовал нас написанной явно до появления «списка четырех» статьей
Андрея Владимирова «Семь раз отмэрь», в которой
интересны лишь некоторые замечания, но зато именно на нащу тему:
«…В конечном счете фигура мэра зависит от того, каким видит будущее Москвы федеральная власть. Задача номер один до
президентских выборов — сохранение стабильности. Но понятно, что успешная смена вахты откроет и куда более широкие
перспективы. Очевидно, например, что ряд проблем мегаполиса — в том числе, например, проблему пробок — невозможно решить в
его существующих границах. Самый логичный выход — объединение Москвы и Московской области. По факту они уже сегодня
образуют единое пространство. Транспортные коммуникации, энергетика, водоканалы, связь — по сути, все инфраструктурные сети
регионов сплетены в один узел. Администрация области располагается сегодня на Старой площади столицы. В свою очередь,
руководство Москвы постоянно проживает за городом. Словом, полное слияние между городом и «деревней».
Бывший мэр был как раз ярым сторонником объединения. Позиция губернатора Бориса Громова известна: «Если вдруг Москва и
Московская область все-таки объединятся, то с точки зрения финансового, экономического, научного и любого другого потенциала это
будет настоящий монстр... Как он будет управляться?» Однако встречаются, надо заметить, монстры и покрупнее, и ничего —
управляются. Для примера: в штате Калифорния проживает 35 миллионов человек. Вопросы по поводу управления действительно
есть, но в первую очередь не как, а кто. Если на посту мэра окажется кто-то из представителей «высшей весовой категории», это будет
явным признаком того, что перемены ждут не только Москву, но и область.
…Неясно, правда, как быть в таком случае с собственно Москвой? Ведь, потеряв статус субъекта Федерации, она станет просто
городом. И управлять ею по идее должен уже не назначаемый, а избираемый мэр. Кстати, это было бы, пожалуй, наилучшим
финалом».
Наконец, «Новая газета» опубликовала статью Егора Лысенко «Фундамент должен быть бумажным», рассматривающую
ситуацию в ведущей отрасли столичной экономики – строительной, сложившуюся в связи с отставкой Лужкова:
«За годы правления Юрий Лужков успел сформировать вокруг себя и с собой во главе сложный механизм управления городом. С
отставкой мэра налаженная система начала трещать по швам, как дом, из-под которого вдруг вынули фундамент. Или сняли крышу.
Ведь понятно, что коррупционная составляющая касается практически любых сфер экономической активности, и строительный сектор
— не исключение.
Сегодня на фоне подвешенного состояния в правительстве Москвы на рынке недвижимости сложилась ситуация, при которой
застройщик внезапно осознал, что без лицензии строить нельзя, бизнесмен уразумел, что давать взятки — опасно, а чиновник понял,
что брать взятки — грешно. Ведь кто знает, с каким характером и чувством справедливости достанется новый мэр? Лучше
перестраховаться и переждать.
…«Определенно указ президента показал, как далеко зашло взаимное недопонимание, — комментирует генеральный директор
компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. — Более того, такая позиция показывает, насколько жестким и конкретным может быть
Дмитрий Анатольевич».
Как рассказал «Новой» Георгий Дзагуров, сейчас, после отставки мэра, в строительной отрасли, скорее всего, возникнет ситуация
ступора, когда будут тормозиться согласования проектов. Во-первых, все будут ждать нового «царя-батюшку». Во-вторых, все станут
друг другу «пакостить», возможна ситуация неразберихи и передела собственности. В-третьих, начнется битва за места и неизвестно
будет, «кому нести». В итоге все эти внутренние интриги в кругу чиновников наверняка приведут к затягиванию сроков
согласовательных процессов на срок от полугода до года. А это самый страшный сон для девелоперов, которым нужно будет
выплачивать долги по кредитам, пока их проекты простаивают без движения. Так, по мнению эксперта, будет разрушаться привычная
бизнес-схема.
…«Уверен, что такие международные выставки, как «Экспореал» (начало октября в Мюнхене) и даже МАПИК (поздняя осень)
недосчитаются многих из планировавших ранее поездку представителей как мэрии Москвы, так и девелоперов. Сегодня (5 октября. —
Е. Л.) в «Национале» мы проводим аукцион недвижимости, и уже сегодня поступают сведения о том, что ряд VIP-гостей и даже
потенциальных покупателей не смогут появиться у нас в гостях, так как ведут активные консультации и переговоры ввиду
изменившейся обстановки», — делится Георгий Дзагуров.
…«При этом, если мы — россияне — все понимаем и готовы потерпеть, затянув ремешки, то многие западные партнеры такими
просрочками, новыми затратами и рисками будут неприятно удивлены, обязательно отметят новые для себя риски при ведении бизнеса
в России, определенно задумаются об иных географических координатах приложения собственных инвестиций. Нам этого не надо», —
предостерегает гендиректор Penny Lane, добавляя, впрочем, что о существенных изменениях в стоимости жилья в связи со сменой
власти говорить не приходится.
…Руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко предвещает постепенный долгосрочный
передел строительного рынка вслед за сменой власти. «Что касается цен на жилье, — прогнозирует он, — то я не думаю, что с ними
что-то изменится. Ведь они определяются исключительно тем количеством денег, которые люди готовы платить за квартиру. Любой
застройщик, конечно, хочет продать жилплощадь как можно дороже. Кроме того, этого хочет и каждый из нас — тех, кто выступает
продавцом на вторичном рынке».
Умеренно оценивает вероятные изменения в строительном секторе и генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость» Александр
Хрусталев: «Разумеется, отставка мэра Москвы повлечет смену центров экономического влияния во всех отраслях экономики города.
Не думаю, что эти изменения будут столь глубоки, чтобы стать причиной смены владельцев каких-либо компаний. Однако несомненно,
что они повлекут за собой появление новых игроков на рынке, например, девелопмента. Хотя сегодня любой крупный город — Москва,
Санкт-Петербург — готов к заходу профессиональных девелоперов, чья стратегия — не «снятие сливок» на растущем рынке, а
долгосрочная и активная работа. Полагаю, что рынок станет более конкурент-ным. А от конкуренции всегда выигрывает только
потребитель».
…Помимо старых сложностей жители столицы, в чьи планы входила покупка жилья, теперь столкнулись с новыми проблемами:
например, как купить квартиру в строящемся доме так, чтобы новая власть через месяц не закрыла стройку за отсутствием у
застройщика необходимых бумаг, на что прежняя власть, возможно, «закрывала глаза»? «Важнее всего — есть ли у застройщика весь
перечень необходимых документов, — объясняет Олег Репченко. — Перед покупкой недвижимости надо не бояться просить
застройщика их продемонстрировать. Кроме того, имеет смысл обратиться в профессиональную юридическую контору, которая могла
бы проанализировать весь пакет документов и сказать, все ли нормально у компании, или ей не хватает каких-либо существенных
бумаг. В том же случае если в наличии есть все необходимые документы и квартира продается по нормальному договору, то я не
вижу здесь почвы для повышенных рисков при покупке недвижимости».
… «Если застройщик не имеет того или иного разрешения, надеясь в случае чего договориться, — фантазирует Олег Репченко, — то
смена власти для него проблематична: ведь договориться с новыми властями может уже и не получиться. В таком случае компании
будут в срочном порядке латать дыры хоть как-нибудь, лишь бы выдержать ковровые, поверхностные проверки. А детали уже потом пытаться уладить. Иными словами, важно, чтобы нужный документ хотя бы просто был. А его качество — вопрос второй, менее срочный».
Обзор подготовил Владимир Володин