В последнее время тема ситуации в российском бизнесе (скорее, правда, с бизнесом в России) стала исключительно актуальной и обсуждается в СМИ едва ли не чаще, чем предстоящие выборы парламента и президента. При этом проблема обсуждается сразу по нескольким направлениям, первое из которых – откровенное фиаско президентской попытки добиться снижения повышенных ставок обязательного страхования. Как известно Дмитрий Медведев поручил правительству подумать о том, как снизить ставку, еще в конце марта. Предложений озвучивалось довольно много, но, в конце концов, остановились на двух вариантах. Первый предполагал сохранение ставки в 34% только для крупного бизнеса. Средний предлагали вернуть к прежней ставке в 26%, для малого производственного и социального бизнеса – снизить ее до 16–20%. В итоге выбрали некий промежуточный вариант, причем, как уточнил глава государства, это временное решение, «на переходный период». С января будущего года ставка социальных страховых взносов будет снижена до 30%. Малый бизнес, работающий в производственной и социальной сферах, будет платить 20% от фонда оплаты труда.
По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, взносы по озвученной президентом схеме будут снижены на два года, после чего власти примут системное решение по этому вопросу параллельно с реформой пенсионной системы. А министр финансов Алексей Кудрин отметил, что вновь повышать страховые взносы в социальные внебюджетные фонды не планируется. В период с 2012 по 2013 год власти намерены подготовить «более системные предложения». Министр полагает, что ставка в итоге составит 30%.
Предпринимательское сообщество обескуражено таким решением. 70% малого бизнеса занимается торговлей и будет платить страховые взносы по ставке в 30%.
«Очень многие предприниматели под эти 20% не попадут, – заявил журналистам заместитель председателя комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов. – Производственной сферой мало кто занимается, поскольку там нужны серьезные финансовые вложения, что для малого бизнеса непросто. Напомню, что до этого года у тех, кто пользовался льготой, ставка была 14%. Принятое решение означает, что для них произойдет ее повышение почти на 50%. Это критично. Большинство же занимается торговлей и сферой услуг. Основная составляющая затрат в этой сфере – это как раз зарплаты. На сегодняшний день бизнес отвечает на повышение взносов по трем сценариям: поднимает цены на свою продукцию, уходит в «тень» либо сокращает рабочие места. И объявленное «снижение» вряд ли что-то изменит». По мнению Зеленова, для малого бизнеса и 34%, и 30% просто неподъемны.
А вот министр экономического развития Эльвира Набиуллина объясняет, что придумать такую систему, чтобы она оказалась необременительной для предпринимателей, так и не получилось: «Мы действительно хотели большего снижения. Но оказалось, что создать систему, при которой можно было вычленить именно средние компании и при этом чтобы это не стало «черной дырой» (чтобы крупные компании не дробились в средние), очень сложно. По сути, пришлось бы вводить отдельный налоговый режим для средних компаний и отдельную очень сложную отчетность. Это было бы тяжелым обременением для бизнеса, которому пришлось бы доказывать, что он попадает именно в эту категорию».
Кроме того, Набиуллина считает, что сама по себе система, когда для малого бизнеса существует одна ставка, для среднего — другая, для крупного — третья, не очень логична: «Мы должны создавать систему, которая бы стимулировала малые предприятия превращаться в средние, а средние в крупные. А так получалось, что мы их демотивируем».
Еще одним хитом обсуждения стала оценка «Опорой России» совместно с компанией Strategy Partners предпринимательского климата в стране. В исследовании приняли участие более 6000 респондентов из 40 регионов, опрашивали прежде всего компании производственного сектора, в которых работает до 250 человек. Результаты представляют «печальную картину», обобщает руководитель «Опоры» Сергей Борисов: регионы не удовлетворяют спроса бизнеса на качественные условия.
Вклад малых предприятий в ВВП — около 20%, на них приходится пятая часть занятых. За 10 лет довести эти показатели до уровня развитых стран — 40-50% ВВП и 60-70% занятых — не удастся.
Одна из главных проблем — доступность финансовых ресурсов: привлечь короткие деньги немногим легче, чем длинные, 42% опрошенных заявили о сложностях получения кредита до одного года, средства на срок свыше трех лет практически недоступны половине респондентов. Каждой третьей компании сложно подобрать земельный участок и найти производственные помещения. Дорого обходится электроэнергия, заявили более 60% опрошенных, почти четверть компаний пожаловались на слишком дорогой интернет. Административные барьеры большинство компаний препятствиями для своего бизнеса не считают — они воспринимаются как «особенность среды, к которой можно приспособиться», говорится в исследовании. Схожее отношение к коррупции: издержки на дополнительные выплаты особо не влияют на конкурентоспособность компании на внутреннем рынке, отмечают авторы. Главным барьером коррупцию назвали лишь 13% респондентов.
Основное препятствие — нехватка персонала требуемой квалификации. Дефицит подходящих специалистов за последние два года ощутили более 60% руководителей малых предприятий (в ЕС — всего 35%). Лучше всего с квалифицированными кадрами в Московской области, где на рынке труда сконцентрированы подготовленные специалисты, не нашедшие работу в Москве. Московская область признана наиболее благоприятным регионом для малого бизнеса. «Здесь все то же самое, что в Москве, только дешевле», — пишут авторы исследования. В топ-5 регионов также вошли Краснодарский и Ставропольский край, Челябинская и Самарская область. Москва и Санкт-Петербург заняли 17-е и 25-е места.
А вот бывший министр финансов, ныне – глава банка ВТБ24 Минфина Михаил Задорнов объясняет, почему капитал и инвестиции продолжают утекать из России, несмотря на высокие нефтяные цены и кажущуюся привлекательность российского рынка. Бегство капиталов из страны – это признак недоверия к отечественной правовой системе, считает он. «Отток капитала при текущих ценах на нефть означает, что бизнес не до конца доверяет российской судебной системе, а владельцам российских активов необходима государственная защита права частной собственности», – заявил Задорнов в ходе Петербургского экономического форума. «Базовые вещи, которые нужны бизнесу: право частной собственности, защита государством этих прав – от простого участка в 15 соток, квартиры, от небольшого бизнеса до собственности крупных компаний», – отметил Задорнов.
С этими и другими интересными материалами можно познакомиться по нашему списку статей.
Статьи по теме:
Евгения Зубченко «В ожидании системного решения»
Татьяна Кособокова «Кремль выторговал у Кудрина снижение страховых взносов только на 4%»
Маргарита Лютова «Дефицит хуже коррупции»
Анастасия Башкатова «Инновации уперлись в малый бизнес»
Ирина Парфентьева «Опора России» проверила, на чем стоит»
Екатерина Мереминская «Деловой климат портит административный барьер»
Сергей Куликов «Пять причин бегства капиталов из России»
Елена Мишина «Россиян обобрали огурцы и бензин»
Сергей Куликов «Россияне обеднели реально»
Евгения Зубченко «Уходят в отказ»
«Росстат займется доходами граждан»
Сергей Куликов «Россия теряет репутацию высокообразованной страны»
Подготовил Владимир Володин