Факторы рынка факторинга
В 2010 году вознаграждение факторинговых компаний снизилось на 10-15 %. При этом, рост рынка по итогам прошлого года составил 37,5%. Причиной такого несоответствия стала обострившаяся ценовая конкуренция. Ситуацию на рынке факторинга эксперты и игроки рынка обсуждали вчера на ежегодной конференции "Факторинг в России - 2011".
Эти данные приводятся в исследовании «Российский рынок факторинга в 2010 году: на холостых оборотах», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Ситуацию на рынке факторинга эксперты и игроки рынка обсуждали вчера на VII ежегодной конференции «Факторинг в России - 2011».
Рынок факторинга вплотную приблизился к 500 млрд рублей, но, несмотря на возвращение старых и и выход новых игроков, не превысил показатели ни 2008, ни 2007 годов. Главной причиной падения маржинальности факторинга эксперты называют обострившуюся ценовую конкуренцию, которая привела к беспрецедентному падению ставок.
В первом полугодии 2010 года темп прирост рынка составил 17 %, а во втором – уже 55%. Но сохранить такие высокие темпы в 2011 год вряд ли удастся, уверены аналитики. По мнению руководителя отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислава Волкова, скажется снижение избыточно ликвидности финансового сектора из-за ужесточения монетарной политики.
По словам заместителя директора департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк» Александра Градова, обострение ценовой конкуренции вызвано настроениями игроков рынка, что привлечь и удержать клиента можно только ценовой политикой. Однако, по мнению господина Градова, стоимость услуги – не единственное конкурентное преимущество. «Мы никогда не были приверженцами того, что клиента можно привлекать исключительно стоимостью, - говорит он. - Факторинг в ряде моментов менее рискован, чем кредит, но это беззалоговое финансирование, поэтому считаю, что эта услуга не может стоить меньше кредита». Среди альтернативных конкурентных механизмов Александр Градов называет информационную поддержку клиентов - как поставщиков, так и дебиторов, оперативную реакция банка на изменение рынка, предоставление новой продуктовой линейки. Вместе с тем, одним из основных конкурентных преимуществ называется индивидуальны подход к клиенту, когда каждому клиент предлагается уникальный набор продуктов и тарифов. «Конкурировать ценой неправильно, - уверен Градов. - Наша задача - сохранить лидерство. Но не любой ценой. Если удержание клиента связано со снижением доходности, то мы будем искать другие механизмы».
Кроме развития продуктовой линейки есть еще ряд конкурентных механизмов, которые могут задействовать факторинговые компании в неценовой конкуренции, считает председатель правления Национальной Факторинговой Компании Роман Огоньков. Например, качество подготовки персонала. Сейчас, по мнению эксперта, факторинговый продукт продается как типичный банковский. И продавцы – менеджеры банков – настроены на его продажу как именно банковской услуги. Роман Огоньков считает, что в случае с факторингом должен применяться другой подход. Эксперт призывает коллег не экономить на обучении персонала, который в конечном итоге и приносит результат компании. С ним соглашается и президент Агентства рейтингового мониторинга ОмниГрейд Михаил Трейвиш. «Даже те люди, которые работают в факторинговых компаниях, не всегда понимают, что факторинг – это не продукт. Это набор продуктов. У клиента всегда есть выбор. Этот выбор ориентирован на разный клиентский сегмент, на разные потребности. Донести до клиента это сложно, но просветительской деятельностью необходимо заниматься шире», - считает он.
Но некоторые участники рынка уверены, что ценовая конкуренция на рынке факторинга осталась в прошлом году. По словам генерального директора ООО ВТБ Факторинг Михаила Якунина, те ставки, которые предлагали факторинговые компании в прошлом год, достигли дна. Диапазон ставок, о котором сейчас могут вестись дискуссии, варьируется на ровне плюс-минус один процент. И этот процент уже не является решающим фактором при выборе фактора для клиента, уверен Михаил. По его мнению, для клиента все больше важна скорость принятия решения, качество обслуживания и разнообразие продукта, в то время, как ценовой фактор выходит из орбиты конкуренции. При этом, Михаил Якунин уверен, что рынку факторинга есть куда расти и развиваться. «Это огромный, непаханый рынок. Его надо образовывать. И вести просветительскую деятельность не только внутри факторингового сообщества, но и вне его. Клиенты не знают, что это такое, не понимают суть факторинга». Повышение информированности среди клиентов и сотрудников факторингового рынка сможет изменить ситуацию, считает Михаил Якунин.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева