Добросовестные бизнесмены Красноярска останутся под крышей
Минэкономразвития подготовило поправки к закону «О защите конкуренции», упрощающие условия аренды площадей, находящихся в государственной собственности, для предприятий малого и среднего бизнеса.
Согласно поправкам, минимальный срок аренды теперь будет составлять три года, а для малого бизнеса по специальным спискам — пять лет. Он, безусловно, может быть сокращен — но только по просьбе самого владельца компании.
Если предприниматель зарекомендовал себя как добросовестный арендатор, этого будет вполне достаточно для того, чтобы заключить новый договор аренды прежде занимаемого им помещения без конкурса и аукциона.
Сейчас такое право есть у предприятий МСБ, заключивших договоры ранее июля 2008 г. Причем эта норма действует до июля 2015-го, так что продлить договор можно лишь до этого времени. Да и то подобная возможность есть далеко не у всех предпринимателей: так, право на автоматическое продление договора не распространяется на тех, кто занимается добычей и переработкой полезных ископаемых и производством подакцизных товаров. Теперь оно появится у всех компаний.
Поправки к закону «О защите конкуренции» призваны, с одной стороны, упростить жизнь малых предприятий, с другой — исключить коррупционный фактор.
Интересно, что совсем недавно, минувшей осенью, в Красноярске ввели обязательную процедуру торгов при заключении договоров аренды муниципальной недвижимости. Тогда чиновники тоже ссылались на закон «О защите конкуренции» и на то, что нововведения всех поставят в равные условия. Причем участвовать в аукционах обязаны были и добросовестные арендаторы, занимавшие помещение долгое время, если срок действия договора у них истек. (см. подр. «Аренда муниципальных помещений в Красноярске будет разыгрываться на аукционах»).
Сами бизнесмены к поправкам отнеслись неоднозначно.
«Поправки неплохие, но думаю, что реально они работать не будут, — сообщил ДЕЛА.ru Михаил Кирьянов, владелец магазина детской одежды. — С одной стороны, права добросовестных арендаторов действительно оказываются защищены, но автоматически лишаются права на муниципальную аренду многие и многие другие предприятия: свободных государственных и муниципальных площадей в городе практически нет, а быть аккуратным плательщиком в нынешних условиях несложно: на тех же аукционах осенью начальная цена квадратного метра в зависимости от района колебалась от 80 до 140 рублей. С другой стороны, торги тоже не выход: получается, предприниматель долгое время платил исправно за аренду, возможно, вкладывался в дополнительное благоустройство помещения, а теперь окажется на улице из-за того, что более состоятельный бизнесмен обойдет его на аукционе, «догнав» цену до уровня коммерческой недвижимости. Ну а с третьей — в городе масса арендаторов-посредников, которые сами сняли помещение за копейки в незапамятные времена, а сейчас им не пользуются и получают доход от сдачи его в субаренду. И тоже ведь проходят по разряду добросовестных арендаторов! Но что делать, чтобы исправить подобную ситуации — не знаю. И, думаю, вообще никто не знает».
Добавим, что для городской казны, безусловно, выгоднее проведение аукционов (см. подробнее «На аренде бюджет Красноярска заработал 300 млн руб.»). Отметим, что 300 млн руб. — это сумма, заработанная за первое полугодие 2010-го, а не за весь год.
С другой стороны, если ситуация такова, как ее описал г-н Кирьянов, то это ставит под угрозу выполнение нескольких начинаний местной власти — не менее прекрасных, чем предлагаемые Минрегионом поправки. Так, например, на днях на совещании у мэра было решено поддержать частные детские сады, в том числе и через установление для них льготной ставки на аренду муниципальных площадей и на первоочередное информирование таких предприятий об освободившихся помещениях. (см. «В борьбе с очередями в детсады мэрия Красноярска сделает ставку на частников»).
Будет ли теперь о чем их информировать — большой вопрос.