Социальные пряники: новый тренд малого бизнеса в Сети
Другими словами, теперь компании (пока, правда, главным образом небольшие), предпочитают не изобретать велосипед, запуская интернет-магазин, а искать свою аудиторию на Facebook и «вКонтакте».
Подобную смену ориентиров отлично иллюстрирует статистика. По данным аналитического портала Socialbakers.com, за шесть месяцев 2011 года аудитория Facebook выросла на 164%. Теперь она составляет более полумиллиарда человек, или около 8% населения Земли. Согласитесь, такие цифры впечатляют.
Нельзя не признать, что бум рано или поздно должен был произойти. И причин тому — вагон и маленькая тележка. Во-первых, социальные сети давно и прочно проникли в нашу жизнь, особенно это касается молодежной аудитории. Все-таки сейчас редко встретишь школьника, у которого нет своей странички «вКонтакте». Впрочем, и в деловом мире общение в социальных сетях — удобный способ познакомиться с нужным человеком или назначить встречу.
Во-вторых, брендам предоставили все удобства для того, чтобы сегментировать аудиторию по тому или признаку. Скажем, магазин скейтерской одежды может запросто привлекать в свою группу «вКонтакте» подростков от 13 до 18 лет.
Кроме того, это развитие элементарных технических функций, на примере Facebook —FBML (язык разметки интерфейса для приложений, основан на классическом HTML) и iFrames (тэг, позволяющий отобразить одну страницу внутри другой). То есть интегрировать товар в социальную сеть становится проще простого.
Отличным примером служит новость от магазина одежды ASOS.com, запустившего Facebook Store. Это приложение пользователю добавить в корзину ту или иную вещь, не отрываясь при этом от повседневного общения с друзьями или прослушивания любимой музыки.
Что касается рунета, то здесь следует, прежде всего, сказать о кондитерском стартапе Teo&Teo. Суть проекта — выпечка на заказ кексов, пряников, тортов и других лакомств. Но главное — продажи осуществляются исключительно через социальные сети: Facebook, Twitter и «вКонтакте».
По словам Елены Коробковой-Землянской, одной из создателей проекта, ключевыми преимуществами F-commerce являются отсутствие бюджетов на рекламу, мгновенная реакция людей на продукт и сарафанное радио: «потребители рассказывают о своих ощущениях через статусы и дают пример другим, чтобы они также обращались нам».
В ближайших планах авторов Teo&Teo — запустить собственное приложение на Facebook, с помощью которого можно будет самому «собрать» торт или капкейк, а потом просто насладиться полученной выпечкой.
Возвращаясь к разговору о тренде, нельзя не отметить довольно грустную вещь: для крупных компаний присутствие в социальных сетях становится исключительно протокольным явлением, что называется, «для галочки». Однако желание создать страницу на Facebook и спамить пользователей приглашениями не приведет ни к чему хорошему.
Многие забывают, что с пользователями нужно работать, с ними нужно общаться, их нужно увлекать. Что, собственно, и продемонстрировали создатели Teo&Teo. Надеемся, этому примеру последуют другие компании в отечественном интернете.