Минэкономразвития предлагает значительно модернизировать и расширить институт ОРВ
Практику и развитие института ОРВ планируется рассмотреть 26 мая на заседании Правительства Российской Федерации, сообщается на сайте кабинета министров.
В материалах к заседанию планируемый к рассмотрению пункт повестки дня – «О практике внедрения и дальнейшем развитии института оценки регулирующего воздействия в нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
В представленном к обсуждению докладе Минэкономразвития России напомнил, что институт ОРВ в России был введен в мае 2010 г. и предполагает проведение мероприятий по предотвращению появления новых избыточных функций федеральных органов исполнительной власти.
В целях его реализации потребовалось введение «независимого третьего лица, наделенного функцией оценки того, насколько обоснованными являются предложения федеральных органов исполнительной власти, влекущие дополнительные расходы для субъектов предпринимательской и иной деятельности». В связи с этим специальным Постановлением Правительства РФ было введено полномочие Минэкономразвития России по осуществлению подготовки заключений об ОРВ на проекты нормативных правовых актов, а в его рамках - создан соответствующий департамент и определен порядок подготовки ОРВ-заключений.
По данным МЭР РФ, внедрение оценки регулирующего воздействия в нормотворческую деятельность государства «получило широкую поддержку представителей субъектов предпринимательской и иной деятельности». Для формирования «более взвешенной позиции и учета мнения субъектов предпринимательской и иной деятельности» при подготовке заключений об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития проводит публичные консультации и совещания с участием представителей разработчика нормативного правового акта и участников рынка. «В таких консультациях может принимать участие максимально широкий круг заинтересованных лиц. В то же время во избежание лоббирования отдельными участниками рынка интересов, не совпадающих с интересами иных заинтересованных лиц, Минэкономразвития России уделяет особое внимание взаимодействию с общероссийскими некоммерческими организациями, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной деятельности», - сообщается в докладе. Напомним, соответствующие соглашения о сотрудничестве заключены с ТПП, РСПП, ОПОРОЙ и «Деловой Россией».
Всего в период с августа 2010 г. по май 2011 г. Минэкономразвития было подготовлено более 120 заключений на проекты НПА, и «практически в половине заключений содержался вывод о том, что в проекте акта содержится избыточное регулирование».
Также в рамках этой работы было принято решение о необходимости проведения «ретроспективной» оценки регулирующего воздействия действующих ведомственных актов.
Стратегическим направлением развития института ОРФ в России, по мнению Минэкономразвития, должно стать поэтапное введение обязанности проведения ОРВ на ранней стадии разработки проекта нормативного правового акта (при обосновании проблемы и выборе альтернативы регулирования) самим федеральным органом исполнительной власти – разработчиком. При этом за МЭР РФ предлагается сохранить полномочия по подготовке заключений на разработанные проекты НПА, «включая в предмет таких заключений вопрос о соблюдении разработчиком процедуры оценки регулирующего воздействия, а также полноте и объективности такой оценки».
Параллельно Минэкономразвития должно сформировать информационную базу данных и типовые подходы к оценке наиболее распространенных мер госрегулирования, выбираемых разработчиками НПА, как облегчающие расчет предполагаемых издержек и выгод от регулирования. Речь идет о таких мерах госрегулирования, как, к примеру: обязательное страхование ответственности, обязательное саморегулирование, лицензирование и аккредитация и т.п.
В перспективе министерство считает целесообразным расширить сферу применения ОРВ, в том числе на остальные проекты актов, если они затрагивают интересы субъектов предпринимательской деятельности. «Очевидно, к таким проектам следует отнести в первую очередь проекты нормативных правовых актов в области таможенного администрирования, а также проекты федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания иными, чем Президент и Правительство Российской Федерации, субъектами права законодательной инициативы», - считают представители Минэкономразвития.