Продуктовый ритейл Красноярска: взрыва не будет
Владельцы крупнейших торговых сетей «Каравай», «Командор» и «Красный Яр» рассказали о том, как будет развиваться сегмент продуктового ритейла в крае. Планы на будущее у всех компаний серьезные, но не взрывные.
По данным Красноярскстата, на долю торговых сетей приходится около 40% оборота розничной торговли Красноярска.
На взгляд ведущих красноярских ритейлеров, перспективы у региона весьма привлекательные. «По развитию нашего рынка, Красноярский край имеет хороший потенциал. Во-первых, средняя заработная плата, по сравнению с другими регионами СФО, выше среднего. А во-вторых, в крае наблюдается малое присутствие федеральных сетей», — сообщила директор сети супермаркетов «Каравай» Эльвира Манакова на круглом столе «Развитие местных торговых сетей: перспективы, динамика».
В этой связи, местным сетям нужно успеть занять и укрепиться на красноярских позициях — соседняя Новосибирская область уже заполнена разнообразными федеральными игроками.
По мнению г-жи Манаковой, Красноярский край имеет неплохие шансы стать следующей сибирской территорией, которая привлечет федералов, а ближайший год станет определяющим для развития местного ритейла как в городе, так и в крае
Генеральный директор сети «Командор» Олег Сипетый тоже уверен в хороших перспективах развития. Но с оговоркой: сегмент продуктового ритейла не будет расти стремительно или взрывообразно, так как число жителей не увеличивается, да и зарплата очень растет не очень быстро.
«Падения прибыли сейчас нет, но к докризисному росту, я считаю, мы вряд ли вернемся в ближайшие год-два. Рынок стал тяжелее», — отмечает г-н Сипетый.
Естественно, каждый из присутствовавших на круглом столе ритейлеров заинтересован в собственном лидерстве и максимальной прибыли. Однако продуктовых войн никто вести не собирается. Более того, «в товарищах согласье есть» по принципиально важному пункту — пути развития.
Так, Олег Сипетый, Эльвира Манакова и Татьяна Павловская единодушно согласились: одной из основных тенденций, ведущих к успеху, является производство и продажа продукции под собственной торговой маркой.
«Компания «Командор» планирует кроме собственного производства создать около 10% брендов прямой логистики, — рассказывает Олег Сипетый. — У федеральных и международных компаний контракты другого уровня. Очень тяжело конкурировать со «сникерсами».
Наше конкурентное преимущество — продажа продукции местного производства. Поэтому мы расширяем на полках присутствие местных брендов. Проблемы есть. У федеральных брендов отстроена логистика, при этом качество товара может быть невысоким. Наши производители делают качественно хорошо, но логистика вызывает массу вопросов».
По словам Татьяны Павловской, которая возглавляет не только сеть гастрономов «Красный Яр», но и ОАО «Енисейская торговая компания», в данный момент идут переговоры с отдельными производителями на предмет доставки продукции. «Кто-то может производить, но не имеет возможность доставлять», — пояснила г-жа Павловская.
Очевидно, что менять следует и маркетинговую политику. «Если брать молочную продукцию — безусловная монополия у федеральных игроков. Хотя мы знаем, что в Красноярском крае есть отличное молоко, оно поступает в переработку, но опять же на федеральные заводы», — сообщила глава «Енисейской торговой компании».
В свою очередь Эльвира Манакова рассказала и о других немаловажных тенденциях развития рынка: «Это совершенствование технологий. Считается, что торговать очень просто, каждый может. А на самом деле торговля — один из сложнейших технологических процессов».
Также, по мнению г-жи Манаковой, еще одной тенденцией является создание закупочных союзов: «Для того, чтобы работать с производителями, в том числе, с федеральными, надо объединяться и консолидировать свои усилия в плане понижения цен и т.д.».
Таким образом, крупнейшие торговые сети края заявили о том, что в атмосфере усиливающейся конкуренции, они не дистанцируются, а, напротив, консолидируются друг с другом.
«Мы сели за стол переговоров как раз по поводу местных производителей и создали ассоциацию, чтобы увеличить и улучшить рынок, — объясняет г-н Сипетый. — В итоге продажи местной продукции у нас хорошо выросли. Точно так же мы понимаем, что у каждого своя ниша. Когда откроется «Ашан», он будет конкурировать с «METRO». А мы будем улучшать логистику и тактику взаимодействия с местными производителями».
Свою принадлежность к определенным нишам Манакова, Павловская и Сипетый подчеркнули неоднократно, дипломатично «свернув» тем самым разговоры о том, кто является лидером рынка.
«Рынок гипермаркетов имеет свою нишу, рынок супермаркетов (магазинов у дома) — свою, — рассказывает Павловская. — Нам есть, что предложить: это и местная продукции и собственное производство. Мы уже не первый год на рынке Красноярского края и эффект, который получает от нас краевой бюджет, выше, чем от прихода федеральных или международных игроков».
Красноярские ритейлеры также подробно рассказали о последних нововведениях. К примеру, Олег Сипетый объяснил, как будет развиваться гипермаркет «Аллея», запущенный «Командором» (см. подробнее «Красноярский «Командор» пойдет «Аллеей»).
«В «Аллее» будет большее количество промо — только на открытии в ТК «На Свободном» было около 250 ценовых акций. Допустим, раньше, когда рекламировали некий товар, а в наших маленьких магазинах его не было — это вызывало у покупателя некое недопонимание. Сейчас такого не будет. «Аллея» — это гипермаркет районного масштаба».
Еще четыре «Аллеи» в Красноярске появятся до конца лета. Сипетый отметил, что уже работающий гипермаркет пока не дотягивает по среднему чеку до запланированного уровня, однако судить об успешности нового бренда можно будет после того, как в городе появятся еще 2-3 «Аллеи».
В свою очередь, Эльвира Манакова прокомментировала причины, по которым «Каравай» решили объединить со SPAR International (см. подробнее «Гендиректор SPAR Russia: из Красноярска мы пойдем дальше»).
«Естественно, каждая сеть ищет пути дальнейшего развития. Мы долго анализировали ситуацию мирового, российского и местного ритейла, — сообщила г-жа Манакова.
— Для нас самым идеальным вариантом оказался SPAR. Войти в матрицу этой сети нашим местным производителям будет очень сложно, потому что там очень высокие требования. В этом нам придется им помогать. SPAR — это даже не франчазинг, это союз ритейлеров и производителей по всему миру (16 тыс. магазинов, работают в 34 странах). Естественно, подключиться к этому опыту и этим технологиям будет очень хорошо».
Только Красноярском, понятное дело, владельцы местных торговых сетей ограничиваться не собираются.
«У нас уже 44 гастронома, — рассказала Татьяна Павловская. — В стадии открытия еще 4. Освоив краевой центр, мы смотрим на развивающиеся города, такие, как Ачинск и Абакан. В силу больших расстояний, я бы не сказала, что по малым городам идти интересно. В первую очередь, необходимо подтянуть логистику».
По словам Олега Сипетого «Командор» вообще позиционируется как краевая сеть: «Уже есть магазины в Ачинске, Абакане, Саяногорске, Черногорске и Сосновоборске. Летом этого года планируем открыть магазины в Зеленогорске и Железногорске».
«Красноярского края хватит на всех. Здесь еще очень много для всех работы», — резюмировала общие настроения Эльвира Манакова.