В Алтайском крае большой молочный сезон может стать непредсказуемым
С 1 июня в Бийском районе закупочная цена на сырое молоко снижается с нынешних 13 рублей до 10. Местные переработчики уже предупредили об этом сельхозпроизводителей. Как будет колебаться ценовой маятник дальше, никто пока точно сказать не может.
Дела сезонные
Снижение закупочной цены на молоко в летний период для Алтайского края остается привычным явлением. Наш регион хотя и претендует на звание передовика молочного производства, но решить проблему сезонности до сих пор не может. И если крупные животноводческие хозяйства стараются как-то с ней бороться, то владельцы личных подсобных хозяйств предпочитают работать по старинке. Телятся коровы у них с конца января по март, поэтому наибольший объем молока приходится как раз на летнее время. А если учитывать, что дойное стадо в ЛПХ не меньше, чем у сельхозпредприятий, колебания объемов молока, предназначенного для переработки, оказываются значительными. По данным Главного управления сельского хозяйства, в зимний период сельхозпроизводители края сдавали заводам порядка 700 тонн молока в сутки, в летний будут сдавать уже 1,5 тыс. тонн. Этот дисбаланс дает возможность переработчикам постепенно снижать летние закупочные цены.
На сегодняшний день разброс цен на сырое молоко в Алтайском крае составляет от 6 до 13 рублей за литр. В этих условиях наиболее незащищенными оказались частники. Молоко с подворья считается худшего качества, чем с ферм и животноводческих комплексов. А значит, дают за него самую низкую цену. Так, в Шипуновском и Поспелихинском районах владельцы ЛПХ сдают молоко по 8 рублей за литр, в Усть-Пристанском районе – уже по 6 рублей.
– На нашем рынке даже не стоит говорить о какой-либо ценовой стабильности, – считает Валерий Деккерт, председатель объединения "Алтайсоюзмолоко". – На сегодняшний день средняя цена для сельхозпредприятий составляет 11 рублей за литр. Я лично не даю гарантий, что она останется на этом уровне.
По мнению Юрия Кивоенко, главы Топчихинского сельсовета, если снижение закупочных цен на молоко продолжится, для животноводства края это обернется самыми серьезными последствиями.
– За последние четыре года поголовье крупнорогатого скота у населения нашего сельсовета сократилось в 10 раз. В этом году на выпас выйдет два стада общей численностью всего 60 голов. Это очень мало. Содержание коров становится делом накладным. В советское время корма можно было приобрести за мелкую монету, а сейчас они дорого стоят. В среднем на одну корову приходится тратить 15 тыс. рублей в год. Если закупочная цена на молоко продолжит опускаться, люди вообще откажутся от КРС, – считает Юрий Кивоенко.
Помощь по мере сил
Летнее снижение закупочных цен на молоко происходит не только в Алтайском крае. Напряженная обстановка сложилась в Курской, Нижегородской, Ленинградской, Амурской областях. А предпринимательница из Ставропольского края Валентина Шакаева, не выдержав копеечных цен на сырое молоко, написала в блог президенту России.
– В некоторых селах люди стали продавать дойных коров, потому что они стали в тягость. На одну голову надо 150 тюков сена заготовить на зиму, один тюк стоит в среднем 60–70 рублей, а еще и фураж, цена которого доходила до 7 тыс. за тонну. Вот и посчитайте, стоит ли людям держать дойный скот и оправдывает ли он свое содержание, не говоря уже о семейном доходе. Просто уже нет сил терпеть все это, местные власти только разводят руками, – рассказала женщина.
В Алтайском крае власти хоть как-то пытаются решить проблему закупочных цен на молоко. Еще в марте губернатор региона обратился в Минсельхоз с просьбой помочь разрешить сложившуюся ситуацию. А 16 мая в Барнауле прошло совещание производителей и переработчиков молока. Итог один: всеми силами не допустить обвал цен на сырое молоко. Но, судя по информации из районов, сделать это пока не удается.
– На федеральном уровне Минсельхоз договорился о временном прекращении поставок в Россию молочной сыворотки и сухого цельного молока, – рассказал Валерий Деккерт. – Но для нашего региона гораздо актуальнее вопрос дешевых белорусских сыров. Местные переработчики постоянно твердят, что эта продукция является для них прямым конкурентом. Но при этом молзаводы находятся в гораздо более выгодном положении, нежели сельхозпроизводители. У них есть возможность брать большие кредиты и ориентировать свое производство на более рентабельную продукцию. А что остается нам? Выливать молоко в овраг?
Розница в ажуре
Как ни крути, но в сложившейся ситуации в самом комфортном положении оказались розничные сети. По словам Людмилы Аникиной, заместителя начальника отдела статистики цен и финансов Алтайкрайстата, в мае цена реализации сырого молока у сельхозпроизводителей снизилась на 9,7%, а в розничных сетях – всего на 0,7%.
– Вообще, изначально существовала строгая зависимость между закупочными ценами на молоко у колхозников и конечной стоимостью продукции в магазинах, – рассказала Людмила Аникина. – Но в последние годы она была нарушена. Я предполагаю, что в этом сезоне произойдет снижение розничных цен на молочную продукцию, но оно не будет существенным.
По мнению Валерия Деккерта, такое положение дел, мягко говоря, несправедливо.
– Сельхозпроизводителей и переработчиков всегда пытаются загнать в какие-то ценовые рамки, – добавил эксперт. – Почему же розницу никто не ограничивает? Сети ведут выгодную только для них политику, а власть при этом бездействует.
Евгений Инякин,
начальник управления сельского хозяйства Шипуновского района:
Народ у нас своеобразный. Когда зимой цена на молоко высокая, хотят рыночных отношений, а летом мечтают вернуться в Советский Союз. Сами понимаете, работать с каждым подворьем молокозавод не будет. Между предприятием и сдатчиком всегда стоит посредник. И это хорошо, если один. Я жителям района говорю: не хотите работать по такой схеме, создавайте кооперацию. Выгоды будет больше. Но пока никто и не отважился.