Особая роль в повышении инвестиционной активности принадлежит регионам
31 мая 2011 г. в Минэкономразвития России состоялось совещание по вопросам совершенствования государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации в рамках Координационного совета по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В совещании приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за экономическую политику. Со вступительным словом выступила министр Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина.
Повестка дня включала два ключевых вопроса:
- Разработка прогноза социально-экономического развития в Российской Федерации на 2012 год и плановый период до 2014 года;
- Развитие инвестиционного климата, в том числе подготовка программ улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Представляя Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год и трехлетний плановый период, Эльвира Набиуллина отметила, что Минэкономразвития России придает большое значение разработке прогнозов и программных документов субъектами Российской Федерации, поскольку понимает важность этого шага:
- Именно на уровне регионов решаются конкретные проблемы развития, осуществляются пилотные проекты, результаты реализации которых находят обобщение в предложениях федеральных органов исполнительной власти и решениях Правительства.
Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год и трехлетний плановый период разрабатывается Министерством и органами власти субъектов Российской Федерации ежегодно в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации на заседании 21 апреля текущего года рассмотрело сценарные условия прогноза на период до 2014 года и рекомендовало один из его вариантов как базовый для разработки прогноза. С учетом этого до конца июня регионы должны представить прогнозы с необходимыми обоснованиями в Минэкономразвития России. Исходные условия для разработки прогноза направлены во все органы исполнительной власти.
Сценарные условия и макроэкономический прогноз разработаны в нескольких вариантах. Базовый вариант прогноза ориентируется на консервативный вариант динамики цен на нефть, умеренный рост мировой экономики, но одновременно – на активную позицию бизнеса, его положительную реакцию на стимулы и условия, создаваемые для него. В предстоящие годы существенные инвестиционные программы будут реализовываться во всех инфраструктурных отраслях.
Только создав современную транспортную инфраструктуру, мощные обрабатывающие производства и сектор наукоемких услуг, можно добиться экономической устойчивости. Только в этом случае мы будем защищены от влияния возможного снижения цен на нефть, что приводило в предыдущие годы к падению производства и истощению наших резервных фондов.
Сейчас создается систему оценки и мониторинга конкурентной среды, инвестиционной и предпринимательской привлекательности в субъектах Российской Федерации. Система оценки позволит сравнивать регионы не только друг с другом, но и с другими странами.
При разработке прогнозов и программ следует учитывать общеэкономические исходные условия, макроэкономические тенденции и ориентиры, но прежде всего, важно отражать специфические для каждого региона условия воспроизводства, возможности повышения инвестиционной активности, создания эффективных рабочих мест и решения проблем ускорения экономического роста. Наряду с эффективным использованием средств из централизованных источников, необходимо находить и выявлять собственные резервы роста и источники финансирования основных проектов.
Мы должны предусмотреть в прогнозах и прорабатываемых экономических решениях создание условий для роста производства и экспорта, привлечения инвестиций и повышения эффективности производства. Основными направлениями решения этой проблемы являются, прежде всего, улучшение инвестиционного климата, модернизация базовых отраслей, создание новых рабочих мест, инновационное развитие.
Что касается инвестиционного климата, то это один из основных приоритетов экономического развития России, которому в последнее время уделяется особое внимание.
Президент России Дмитрий Медведев, выступая в марте на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, назвал десять первоочередных задач, выполнение которых должно улучшить инвестиционный климат в России.
Во-первых, это снижение ставки страховых взносов. Во-вторых, создание механизма рассмотрения жалоб на коррупцию. В-третьих, наделение Минэкономразвития России полномочиями вносить предложения об отмене актов, затрудняющих ведение бизнеса. В-четвертых, введение института инвестиционного уполномоченного в каждом федеральном округе. В-пятых, устранение избыточного влияния госкомпаний. В-шестых, обеспечение доступа миноритарных акционеров публичных компаний к информации об их деятельности. В-седьмых, создание российского фонда прямых инвестиций. В-восьмых, сужение сферы компетенции комиссии, контролирующей сделки компаний в стратегических секторах экономики. В-девятых, повышение качества услуг, востребованных инвестсообществом. В-десятых, организация в регионах мобильных приемных президента. В них специально назначенные сотрудники администрации главы государства будут принимать жалобы от граждан и организаций на действия или бездействие представителей власти.
Поэтому создание комфортных условий для инвесторов является одной из первостепенных задач, над которой нам нужно работать совместно, что позволит нам повысить качество и эффективность вышеуказанных мер.
Особая роль в повышении инвестиционной активности принадлежит регионам. Поэтому большое значение придается разработке программ улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Целью разработки таких программ является определение инвестиционных приоритетов на региональном уровне, создание новых рабочих мест, рост производства товаров, работ и услуг, достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.
Решение многих проблем выходит за рамки 2014 года. Поэтому, несмотря на всю неопределенность мировой экономики, Министерство развернуло также работу по подготовке долгосрочного прогноза до 2030 года, без которого невозможна ни долгосрочная бюджетная стратегия, ни сбалансированная стратегия развития секторов экономики – например, генеральных схем газовой и нефтяной отраслей, электроэнергетики и других.
В свою очередь, мы ждем от экономических ведомств субъектов Федерации предложений в Координационный совет по разработке важнейших документов среднесрочной и долгосрочной перспективы, в том числе по программам развития инвестиционного климата. И в этой работе Министерство готово оказать всестороннюю поддержку.