Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Российско-германская конференция по вопросам малого и среднего предпринимательства

Российско-германская конференция по вопросам малого и среднего предпринимательства

Как живется 6000 немецких компаний в России? Оказывается, они сталкиваются с теми же проблемами, что и российские: бюрократией, недостаточным финансированием и нехваткой квалифицированных работников. На IV Российско-германской конференции по вопросам малого и среднего предпринимательства обсуждали пути возможных решений общих проблем.

МСП в Германии и России

Немецкий малый бизнес привык к уважению, в Германии он занимает особое место. 90% немецких компаний относятся к этому сегменту, они создают 70% рабочих мест и производят более 50% ВВП страны. Российский малый бизнес привык к второстепенной роли: всего 21% компаний действуют в этом сегменте, в нем работает 23% занятых, вклад малого бизнеса в ВВП страны составляет порядка 20%. Важным отличием является процентное соотношение представленных в сегменте отраслей. В Германии 50% всех МСП работают в сфере услуг, 30% заняты в сфере производства, около 20% - в торговле. В России порядка 50% МСП работают в сфере торговли (по некоторым данным даже 80%), на производство приходится 9%, строительство - 12%, высокотехнологичный сектор составляет всего 2%.

Новые направления сотрудничества

Кризис миновал, рост российской экономики в 2010 году составил 3,8%, и малый немецкий бизнес начал возвращаться в Россию. На этом фоне наметились новые направления российско-германского сотрудничества. Кроме привычного автомобилестроения к перспективным отраслям прибавилась фармацевтика, производство медицинской техники и энергоэффективность. Министр экономики ФРГ Филипп Рёслер отметил, что особенно рад расширению партнерства в области здравоохранения и тем мерам, которые предпринимает российское правительство для реформирования этого сектора. В данном случае речь идет о праве бюджетных предприятий предоставлять большее количество платных услуг и установлении четких тарифов на услуги. Благодаря повышению ставок страховых взносов в Фонд медицинского страхования может быть увеличен объем закупаемой медицинской техники.

Бюрократия – препятствие для инвесторов

Министр сделал акцент на трех направлениях дальнейшей совместной работы. Во-первых, сокращение бюрократических процедур. По его словам, для немецкой стороны не столь важны преференции, сколько снятие административных барьеров. На их преодоление компания может потратить до 10% своей выручки. Его коллега Андреас Кнауль добавил, что подобные реформы будут выгодны и для России: “Чем меньше бюрократии, тем выше эффективность. Это приведет к большей конкуренции, лучшим инновациям, а те в свою очередь привлекут инвесторов в регион”. В данный момент объем германских инвестиций в экономику России составляет 13 млрд. евро. Многих инвесторов пока останавливает отсутствие четких правил ведения бизнеса и прозрачных правил игры. Важным фактором является и недоверия к российской правовой системе.

Борьба за равенство

Глава российско-германской ТПП Михаэль Хармс предложил решить эту проблему путем создания негосударственного Германо-Российского арбитражного суда для надежного решения двусторонних правовых споров. Среди других его предложений стала отмена ограничения, которое не позволяет российским компаниям с участием более 25% иностранного капитала, считаться средним предприятием. “Сейчас компании с участием иностранного капитала более 25% не могут считаться малыми или средними предприятиями и тем самым они не могут рассчитывать на государственную поддержку. Однако как раз эти компании создают квалифицированные новые рабочие места, платят в России налоги и приносят в страну ноу-хау, профессиональные знания и работу. Поэтому сейчас как раз самое время для того, чтобы начать считать российский малый и средний бизнес с участием немецкого капитала – малыми и средними российскими компаниями и обращаться с ними соответствующим образом. Как раз эти компании, демонстрирующие свою способность к инновационности и гибкости, являются гарантом начала модернизации в России”, отметил он.

В режиме промсборки-2

Второе направление, выделенное министром Реслером, стало расширение локализации производства комплектующих для немецких заводов, создании специализированных кластеров, которые должны быть расположены в радиусе 50-100 километров от больших производств. Это предложение поддержала глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, отметив перспективность формирования отраслевых стратегических альянсов, совместных предприятий с участием российских и германских компаний. Особый акцент она сделал на преимуществах выбора компаниями режима Промсборки: “Мы видим, как растет интерес к автомобильному рынку, в 2010 году рост рынка составил 30%, он становится все более привлекательным для инвесторов. Новый режим не только дает возможность модернизации производства, но и поддерживает малые и средние компании, работающие в области производства автокомпонентов”. Эксперт компании Roland Berger Ральф Кальмбах в свою очередь отметил, что российские компании не готовы к столь быстрому развитию рынка. Немецкие автоконцерны постоянно сталкиваются с проблемой некачественной продукции.

Напомним, что режим промсборки действует в России с 2005 года, в нем участвует 17 компаний. За это время они инвестировали в производство более 4 миллиардов долларов, открыли свыше 18 тысяч рабочих мест. В конце 2010 года правительство решило ужесточить правила. По новым требованиям не менее чем на 30 процентов машин должны быть установлены двигатели и коробки передач российского производства. А в течение четырех лет компания обязана обеспечить выпуск не менее 300 тысяч машин в год в случае, если производство создается "с нуля". Если же модернизируется действующее производство, эта планка поднимается до 350 тысяч. Взамен компаниям до 2020 года продлеваются льготы по беспошлинному ввозу компонентов для выпуска машин. Инвесторы опасаются, что объем производства значительно превышает спрос на него.

KFWв помощь

Третьим приоритетным направлением стало обеспечение финансирования МСП по линии госбанков развития. По словам г-на Реслера 14 000 малых предприятий уже получили кредиты общей суммой 700 млн. евро в рамках программы немецкого банка KfW. Kfw работает по принципу “банка банков”, привлекая финансовые средства на международных рынках и предоставляя их ограниченному числу российских банков. Банки-партнеры, получая рефинансирование, в свою очередь кредитуют целевую группу, в частности малые и средние предприятия. На настоящий момент в программе участвуют 14 российских банков, а объем кредитования через KfW приближается к 200 млн. евро.


Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина




Ваш комментарий

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости