Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Алексашенко: "Бюджет в любом случае проиграет"

Сергей Алексашенко: "Бюджет в любом случае проиграет"

Центр развития и Центр анализа экономической политики ГУ ВШЭ под руководством Сергея Алексашенко подготовили очередной выпуск материалов, один из которых посвящен актуальной теме стоимости бензина. Эксперты анализируют предложение ФАС по стабилизации наиболее кризисного в мае рынка страны.

На днях ФАС опубликовала список мер по стабилизации рынка бензина, в числе которых числились: закрепление коэффициента вывозной пошлины на бензин на текущем уровне 90% от пошлины на нефть (вместо действовавших ранее 67%) и предложение о снижении ставки акциза на бензин при резком повышении цен на нефть. На первый взгляд данная идея привлекательна. Акцизы напрямую влияют на конечные цены на бензин, и нет необходимости с неизвестным результатом проводить переговоры с нефтяниками: снизили акцизы — снизились цены.

С другой стороны, повышение экспортных пошлин при растущей ставке налога на добычу полезных ископаемых неизбежно будет приводить к недовольству нефтяников, которые найдут много способов не следовать "духу" предписаний правительства. Более того, изменение акцизов, скорее всего, будет носить несистемный характер: вряд ли правительство будет прибегать к этой мере в соответствии с заранее определенной формулой — то есть на четкие правила игры рассчитывать не придется. Вдобавок ко всему вышеперечисленному акцизы — налог региональный, НДПИ и пошлины — налог федеральный. И, стало быть, снижение акцизов напрямую отразится на числе дотационных регионов.

Мы бы предложили другой рецепт. Он заключается в том, чтобы, не увеличивая налоговую нагрузку при экспорте нефти, уменьшить ее при реализации нефти на внутреннем рынке (при высоких ценах на нефть — скажем, $ 60/баррель и выше), тем самым снизив уровень внутренних цен относительно мировых. Сегодня с экспортируемой нефти нефтяники платят экспортную пошлину и НДПИ. Если налоговую нагрузку перенести с НДПИ на экспортные пошлины, то доход от реализации нефти на мировом рынке не изменится. Но внутренняя netback-цена на нефть (которая оценивается как мировая цена за вычетом экспортных пошлин и расходов на транспортировку нефти) в этом случае окажется ниже, поскольку экспортные пошлины вырастут. Поэтому при одних и тех же мировых ценах на нефть в рамках предлагаемой нами системы налогообложения внутренние цены на нефть (а значит, и на нефтепродукты) будут существенно ниже, чем при ныне действующей системе.

Если уменьшить коэффициент зависимости ставки НДПИ на нефть от мировых цен и сдвинуть налоговую нагрузку в пользу экспортных пошлин, то доход нефтяных компаний в данном упрощенном примере останется без изменений. Но эластичность внутренних цен можно существенно снизить, по нашим оценкам, на 10–25%. Так, при мировых ценах на нефть в $ 100/баррель можно добиться более низких розничных цен на бензин (на 14%).

Кто останется внакладе? Конечно, бюджет, поскольку НДПИ взимается с добычи нефти, а экспортные пошлины — только при реализации нефти и нефтепродуктов за рубеж. Предварительные расчеты показывают, что потери федерального бюджета в вышеприведенном примере могут составить порядка 150 млрд. рублей при курсе 28 руб./долл. Но ведь и снижение акцизов (по предложению ФАС) тоже приводит к снижению доходов консолидированного бюджета. При этом в рамках предлагаемой системы налогообложения гарантированное сокращение доходов бюджета при высоких ценах на нефть можно компенсировать, несколько повысив фиксированную часть ставки НДПИ на нефть. Конечно, невозможно дать точный рецепт налоговой реформы в рамках короткого анализа. Это базовая идея, законченное развитие которой, возможно, появится в будущем.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости