Создание Федерального агентства по энергетике может помочь в стабилизации цен на электроэнергию
Председатель Комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации Юрий Липатов предложил создать Федеральное агентство по энергетике. Выступая 3 июня от Фракции «Единая Россия» на «Правительственном часе» с участием министра энергетики РФ Сергея Шматко, он отметил:
«В докладе Министра энергетики представлена характеристика текущего состояния топливно-энергетического комплекса и направлений его дальнейшего развития и модернизации: добыча в 2010 году газа увеличилась на 11,4%, нефти – на 2,1%, угля – на 4,5%; выработка электроэнергии достигла 1037 млрд. кВт/ч; внутреннее потребление увеличилось на 4,4%; положительные тенденции роста добычи и выработки электроэнергии наблюдаются и в текущем году, что положительно характеризует деятельность министерства.
Но, вместе с тем, в феврале мы столкнулись с непредсказуемым ростом конечной цены на низком уровне напряжения в 41 регионе, что возмутило потребителей бюджетной сферы, малого и среднего бизнеса, а в апреле – с взлетом цен на бензин и дизельное топливо, с появлением очередей на АЗС в 67 регионах страны, тем более в период начала сезонных сельскохозяйственных работ.
Значительной рост цен на электроэнергию, помимо факторов федерального уровня, был следствием принятия непродуманных и до конца не просчитанных тарифных решений на транспорте органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
9 февраля в Комитете по энергетике состоялось совещание с участием представителей Минэнерго, ФСТ, Совета рынка и представителей крупнейших субъектов электроэнергетики. На нем был рассмотрен вопрос роста цен для потребителей в субъектах РФ, причины и предлагаемые меры по нормализации ситуации. 17 февраля эта тема обсуждалась на заседании Президиума Правительства РФ, а 11 марта - на заседании Госсовета, проходившего на Саяно-Шушенской ГЭС под председательством Президента России. Оперативная реакция органов государственной власти на сложившуюся ситуацию позволила принять на федеральном уровне необходимые решения и выработать комплекс мер (Постановление Правительства № 1172), направленных на снижение цен для конечных потребителей в субъектах РФ.
Но инерция от принятых решений до вхождения в норму слишком велика. Реально потребители увидят в жировках скорректированные цены только в июне месяце. Такова цена ошибок!
Киловатт/час – это товар, который является производной всего топливно-энергетического комплекса. Практика показывает: в условиях большого количества субъектов электроэнергетики, функционирования оптового и розничного рынков требуется более эффективный организационный и аналитический центр, способный в постоянном режиме мониторить отрасль, и реагировать на ее проблемы. Для этого предлагаю создать Федеральное агентство по энергетике со статусом его руководителя в ранге заместителя министра энергетики.
И о проблеме роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Эксперты на разных уровнях спорят о причинах этого явления, а решения вопроса так и нет. Мировая же практика показывает, что этому есть объяснение. И оно напрямую связано с системой налогообложения. У нас нет системы. Живем по старинке: от весеннего сезона до осеннего с «ручным» налоговым управлением нефтяной отрасли.
Мы поддерживаем меры, предпринимаемые Правительством по развитию конкуренции, в т.ч. биржевой торговли нефтепродуктами. Заслуживает одобрения и поддержки деятельность ФАС по борьбе с монополизмом на рынке нефтепродуктов. Надо отдать должное Правительству, которое приняло достаточно оперативное решение по запретительным экспортным пошлинам на бензин и по расследованию возможных коррупционных сговоров.
Но указанные меры Правительства не решают проблемы на перспективу, нельзя на этом останавливаться, пора делать следующие логичные шаги, решая, прежде всего, наиболее острые проблемы, требующие оперативного реагирования и адекватной законодательной поддержки, а именно:
неудовлетворительное состояние российской нефтепереработки. В большинстве своем, попросту неспособной без полной модернизации, обеспечить переход к выпуску моторного топлива стандарта ЕВРО-3 и Евро-4;
нет обеспечения развития малых независимых добывающих компаний, которые в основном осуществляют добычу на малопривлекательных низкодебитных месторождениях;
монопольное положение вертикально интегрированных нефтяных компаний, так называемых ВИНК, созданных в процессе приватизации для предотвращения развала отрасли и развития рыночной среды, однако сегодня ставшее тормозом развитию рыночных отношений в отрасли;
отсутствует прозрачная система ценообразования на продукцию нефтепереработки и неоправданная зависимость цены на нефтепродукты от налогов и сборов;
острая необходимость ускорения разработки концепции налогообложения нефтяной отрасли.
Решение перечисленных проблем, по нашему мнению, должно быть предметом совместной конструктивной работы специалистов Минэнерго РФ, других профильных министерств и ведомств, депутатского корпуса всех уровней уже сегодня».