В 2010 году выдано порядка 5 тысяч предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций
На прошедшем 9 июня в «Доме предпринимателя» семинаре, посвященном размещению наружной рекламы, обсуждались проблемы рекламного рынка и порядок согласования рекламных и информационных конструкций.
Семинар проводила Елена Церетели – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. В мероприятии приняли участие директор СПб ГУ «Городская реклама и информация» Ярослав Иванов, директор СПб ГУП «Городской центр размещения рекламы» Андрей Чистяков и начальник управления договорных отношений СПб ГУП «Городской центр размещения рекламы» Александр Дрожжин. Активными участниками семинара стали предприниматели, представляющие различные рекламные компании и агентства города.
Во вступительном слове Елена Церетели подчеркнула, что семинар посвящен очень актуальной теме – порядку размещения наружной рекламы. Она также отметила, что инициатором проведения данного семинара стал не Общественный Совет, а Комитет по печати и взаимодействию со СМИ. «Это говорит о том, что в данной сфере существует немало проблем, решение которых напрямую зависит от взаимодействия с предпринимательским сообществом».
Детальный анализ состояния петербургского рекламного рынка сделал в своем докладе Ярослав Иванов. Он напомнил участникам семинара о видах рекламных, информационных конструкций; критериях оценки принадлежности к виду рекламных конструкций; порядке согласования рекламных и информационных конструкций. Он также рассказал о том, какова ситуация в городе с размещением незаконной рекламы и о мерах борьбы с ней.
Ярослав Иванов отметил, что ГУ «Городская реклама и информация» создано с целью упорядочения рекламно-информационной деятельности в вопросах размещения наружной рекламы на объектах благоустройства, зданий, сооружений и других объектах, находящихся в собственности Санкт-Петербурга и является подведомственным учреждением Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Центр также выдает разрешения на установку наружной рекламы. Стоимость государственной пошлины 3 тысячи рублей.
Виды рекламных, информационных конструкций, реклама, не являющаяся наружной (самоклей и пр.), критерии оценки принадлежности к виду
Визуальная среда Санкт-Петербурга сформировалась почти десять лет назад. Особенности распространения наружной рекламы закреплены в статье 19 ФЗ «О рекламе». В ней, в частности, говорится о том, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Федеральным законом запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. В Санкт-Петербурге данный вид рекламы законодательно не регулируется, и поэтому транспортные средства активно используются в качестве передвижных рекламных конструкций.
«Среди представителей малого бизнеса распространен такой вид рекламы, как стрит-лайны, имеющий сомнительный статус на законодательном уровне, - говорит Ярослав Иванов. – На территории Санкт-Петербурга установка подобных рекламных носителей запрещена по причине того, стрит-лайны зачастую перекрывают тротуары, затрудняют передвижение пешеходов и способствуют повышению риска травматизма для горожан».
Справедлив вопрос: чем одна рекламная конструкция отличается от другой? Вывеска предназначена для информирования людей о ведущейся предпринимательской деятельности, а реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На данный момент есть два пути распространения рекламы – заключение договора с одним из сетевых агентств, работающих в городе или получение разрешения на размещения собственной рекламы. Второй путь – самостоятельное согласование установки рекламной конструкции, как правило, требует больше времени, но является более эффективным.
Порядок согласования рекламных и информационных конструкций
В Санкт-Петербурге выдача разрешений на установление рекламных конструкций осуществляется в соответствие с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 июля 2006 года N 904 «О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга».
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга осуществляется ГУ «Городская реклама и информация».
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений и др. осуществляется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований Федерального закона "О рекламе".
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Установка рекламной конструкции допускается только при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.
Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, но не более чем на пять лет.
Выдача разрешений или отказ в выдаче разрешений осуществляется в течение двух месяцев со дня приема от заявителя документов.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и может быть принято исключительно по следующим основаниям:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте Генеральному плану Санкт-Петербурга;
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Санкт-Петербурга;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.
Законом «О рекламе» предусмотрен демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций. В случае, если рекламная конструкция установлена до принятия новой версии Федерального закона «О рекламе», демонтаж возможен только по решению судебного органа. Соответственно, во всех других случаях, незаконно установленные рекламные конструкции в Санкт-Петербурге подлежат демонтажу на основании предписания Комитета по печати и никакие дополнительные судебные решения не требуются. На данный момент, демонтаж рекламных конструкций без вынесения судебного решения, подтвержден решением Пленума Высшего Арбитражного суда, то есть, узаконен на федеральном уровне.
В 2010 году, по словам Ярослава Иванова ГУ «Городская реклама и информация» выдано порядка 5 тысяч предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций.
Следует обратить внимание на то, что одним из обязательных элементов установления рекламных конструкций, является согласие собственника объекта недвижимости, на котором установлена данная рекламная конструкция.
Установка информационных конструкций регламентируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 сентября 2006 года N 1135 «Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге». Информационные конструкции отнесены к дополнительным элементам и устройствам фасадов зданий.
Любые действия, связанные с размещением дополнительных элементов и устройств на фасадах зданий и сооружений, должны быть согласованы с КГА, а для фасадов зданий и сооружений, являющихся объектами (выявленными объектами) культурного наследия, - с КГА и КГИОП.
Основными видами дополнительных элементов и устройств являются:
Вывески - дополнительные элементы и устройства, предназначенные для размещения сведений информационного характера о наименовании заинтересованного лица, в том числе не совпадающим с наименованием заинтересованного лица, указанным в учредительных документах, о виде (типе, профиле) его деятельности в целях информирования потребителей (третьих лиц), на которых также могут быть размещены фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания, правообладателем которого является заинтересованное лицо.
Указатели - дополнительные элементы и устройства с максимальной площадью одной стороны указателя не более 1 кв.м, предназначенные для размещения сведений информационного характера о направлении движения и расстоянии до места нахождения каких-либо заинтересованных лиц.
Информационные доски - дополнительные элементы и устройства в виде табличек с максимальной площадью не более 0,5 кв.м, размещаемых на поверхности стены при входе в здание или сооружение, занимаемое заинтересованным лицом, и предназначенных для размещения сведений информационного характера об официальном наименовании заинтересованного лица, указанном в учредительных документах, режиме работы и месте нахождения.
Настенные вывески, размещаемые на конструктивных элементах фасадов зданий и сооружений (композиционно и функционально связанных с фасадом), в том числе маркизах, навесах и козырьках, должны быть привязаны к композиционным осям конструктивного элемента фасадов зданий и сооружений и соответствовать стилистике архитектурного решения фасада. Настенные вывески, входящие в состав конструктивных элементов фасадов зданий и сооружений, не должны нарушать его декоративного решения и внешнего вида.
Размещение дополнительных элементов и устройств допускается при условии получения в КГА согласования на размещение соответствующих дополнительных элементов и устройств.
Подводя итоги семинара, Елена Церетели подчеркнула, что в законодательстве, регулирующем рекламную деятельность, существует множество пробелов. И до тех пор, пока не будут внесены определенные поправки и дополнения в федеральное и региональное законодательство, рекламный рынок будет далек от идеала. А в качестве первого шага на пути к цивилизованной рекламной деятельности, Елена Церетели предложила создать в рамках Общественного Совета «рабочую группу» с участием всех заинтересованных сторон. Данное предложение было поддержано и одобрено всеми участниками семинара.